Президент РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 13:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель – изучить функции и полномочия Президента РФ в области законодательной и исполнительной власти, дать правовую характеристику его положению в современном государственном устройстве России, объяснить необходимость его полномочий как высшего представителя народа в нашей стране.
Задача работы – описать виды полномочий Президента.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………….3
Глава I. Становление института президентства в России………………………….....7
Глава II. Конституционно-правовой статус Президента Р………………………......11
§1. Президент РФ – глава государства……………………………………………......11
§ 2. Избрание и отрешение Президента РФ от должности…………………………..15
Глава III. Полномочия Президента РФ………………………………………………..21
§ 1. Президент РФ и Федеральное Собрание РФ……………………………………..21
§ 2. Президент РФ и Правительство РФ………………………………………………25
§ 3. Президент РФ и субъекты РФ…………………………………………………….27
§ 4. Президент РФ и судебная власть…………………………………………………29
§ 5. Военные полномочия Президента РФ……………………………………………30
§ 6. Полномочия Президента РФ по введению чрезвычайного положения………..34
§ 7. Полномочия Президента РФ в области внешней политики…………………….47
§ 8. Иные полномочия Президента РФ………………………………………………..40
§ 9. Акты Президента РФ………………………………………………………………43
§ 10. Аппарат Президента РФ………………………………………………………….46
Заключение……………………………………………………………………………...47
Список использованных источников и литературы…………………………………………………………………………........49

Файлы: 1 файл

Единый.doc

— 256.00 Кб (Скачать)

    Лицо, желающее приобрести политическое убежище  в Российской Федерации, обращается с письменным ходатайством на имя Президента России в территориальный орган Федеральной миграционной службы России по месту своего пребывания. Ходатайство подается в течение семи дней по прибытии на территорию России или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности или обычного места жительства. При наличии достаточных оснований для предоставления убежища ходатайство направляется в Федеральную миграционную службу России, которая его рассматривает, запрашивает заключения МВД, МИД, ФСБ России и затем направляет все материалы со своим заключением о возможности и целесообразности предоставления обратившемуся лицу политического убежища в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте. Комиссия рассматривает ходатайство и вносит свое предложение Президенту для принятия им решения.

    До  решения указанных вопросов Президентом  они предварительно рассматриваются  в Комиссии по вопросам гражданства  при Президенте Российской Федерации. Предоставление политического убежища производится указом Президента.

    На  основании п. «б» ст. 89 Конституции, Президент осуществляет высшую форму  государственного поощрения  – награждение  государственными наградами России за выдающиеся заслуги в экономике, науке, культуре, искусстве, защите Отечества, просвещении, охране здоровья, жизни, прав граждан, благотворительной деятельности и иные заслуги. По поручению Президента награды могут быть вручены: руководителями федеральных органов государственной власти, послами Российской Федерации, военачальниками и другими лицами.

    Лишение государственных наград может быть произведено только Президентом России по представлению суда в случае осуждения награжденного за тяжкое преступление. О лишении государственных наград Президентом издается указ. Для обеспечения реализации конституционных полномочий и проведения единой политики в области государственных наград Президент образует Службу государственных наград Президента Российской Федерации, а также Комиссию по государственным наградам при Президенте для проведения общественной оценки материалов о награждении и обеспечения объективного подхода к поощрению граждан.

    Президент также присваивает почетные звания Российской Федерации, утверждает статусы  орденов и положения о медалях, издает указы об учреждении государственных  наград и награждения ими.

    Президент Российской Федерации присваивает  воинские звания маршалов, генералов  и адмиралов.

    Для предварительного рассмотрения данных вопросов при Президенте создана  комиссия по государственным наградам.

    Президенту  предоставлено право помилования. Помилование  –  это  акт верховной власти, который полностью или частично освобождает осужденного от наказания или заменяет наказание на более мягкое. Актом  помилования может быть снята судимость с лиц, уже отбывших наказание. Акты помилования носят всегда индивидуальный характер, т.е. они принимаются в отношении конкретного лица или нескольких определенных лиц. Право же амнистии принадлежит Государственной Думе.

    При Президенте действует Комиссия по вопросам помилования. Она рассматривает  ходатайства о помиловании осужденных к смертной казни и готовит проекты указов Президента России о помиловании этих лиц. Смертная казнь в соответствии с новым УК может быть заменена в порядке помилования пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    § 9. Акты Президента РФ

 

    Для реализации своих полномочий Президент  осуществляет правотворческую деятельность – издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ (ст.90). По юридическим  свойствам указы и распоряжения Президента делятся на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся указы и распоряжения, содержащие правовые нормы - общие правила поведения, рассчитанные на многократное применение. К индивидуальным относятся указы и распоряжения Президента, которые касаются конкретных отношений либо определенных лиц, акты Президента о назначении на должность или об освобождении от занимаемой должности.

    Акты  Президента имеют прямое действие и  не нуждаются в какой-либо ратификации (одобрении) законодательных или  исполнительных органов субъектов Федерации. Указы Президента не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Это значит, что они имеют подзаконный характер. Однако они не могут быть отменены законом. Их несоответствие Конституции и федеральным законам может быть установлено лишь Конституционным Судом, в результате чего они утрачивают силу (иногда, руководствуясь решением суда, их отменяет сам Президент, но это было не всегда).

    Указы Президента могут временно замещать законы: восполнять пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного решения. При отсутствии законодательного регулирования по тому или иному вопросу Президент может, не нарушая требования ч. 3 ст. 90, опережающе издать нормативный указ по этому вопросу. Однако издание такого указа не является препятствием для принятия Федеральным Собранием закона по этому же вопросу, при этом содержание закона не может быть ограничено содержанием соответствующего указа Президента. Такие указы также не должны противоречить действующим законам и имеют ограничения по времени: до принятия законов по данному вопросу парламентом. Если новый закон поглощает содержание президентского указа или изменяет это содержание, такой указ Президент отменяет. Обычно после принятия некоторых законов публикуются списки отменяемых указов Президента. При подготовке указов Президент взаимодействует с палатами парламента или Правительства.

    Акты  Президента в соответствии с указом 1996г. вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после их первого официального опубликования. Акты, составляющие государственную тайну или имеющие конфиденциальный характер, вступают в силу со дня их подписания. Нередко в самом указе установлен срок его вступления в силу. Порядок вступления в силу актов Президента установлен Указом  Президента РФ № 763 от 23.05.96 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов  федеральных органов исполнительной власти»   (в ред. Указа Президента РФ от 16.05.97 N 490).

    Хотя  многие вопросы уже урегулированы  законами, указы Президента РФ продолжают занимать важное место в правовой системе России. Своими указами 1991г. Президент РФ коренным образом изменил  многие существенные, а то и принципиальные стороны общественных отношений в стране. Указы о собственности, о земле, о свободе торговли, о деятельности политических партий, о Коммунистической партии, о приостановлении действия Конституции РСФСР 1978г., о приостановлении деятельности Верховного Совета и о порядке избрания нового парламента, о создании Конституционного совещания и подготовке проекта новой Конституции и другие сыграли решающую роль в создании в стране новых условий в переходный период. Многие из указов Президента были не во всем совершенны, некоторые не во всех частях соответствовали конституционным нормам и действующему законодательству. Часть из них вызывала критику парламента и была оспорена в Конституционном Суде (Президент также оспаривал некоторые законы в этом суде или налагал на них вето). Действия первого Президента РФ, его высказывания иногда также были неудачными, но нельзя отрицать важнейшего значения правовых актов Президента, особенно в первые годы, когда новое законодательство еще только разрабатывалось. В те годы указы Президента заложили основы такого пути развития, по которому ныне движется большинство народов мира.

          По юридическим  свойствам указы и распоряжения Президента делятся на нормативные  и индивидуальные. К нормативным  относятся указы и распоряжения, содержащие правовые нормы - общие правила поведения, рассчитанные на многократное применение. К индивидуальным относятся указы и распоряжения Президента, которые касаются конкретных отношений либо определенных лиц, акты Президента о назначении на должность или об освобождении от занимаемой должности.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    § 10. Аппарат Президента РФ

 

    Как и в любом другом государстве, Президент РФ работает, опираясь на большое число помощников, советников и др. Согласно Конституции, он формирует  и возглавляет Совет Безопасности, статус которого определяется федеральным законом. Совет Безопасности рассматривает важнейшие вопросы, связанные с безопасностью государства.

    Президент также формирует Администрацию  Президента РФ, которая включает в  себя большое число управлений (государственно-правовое, контрольное, финансово-бюджетное, федеральной государственной службы, по работе с территориями, информационное, по вопросам гражданства, по взаимодействию с политическими партиями, общественными объединениями, фракциями и депутатами палат Федерального Собрания и др.). При Президенте созданы Служба безопасности, Служба протокола, приемная.

    Большую роль в организации работы Президента РФ играют Служба помощников, различные  советы и комиссии. Президент самостоятельно назначает и смещает сотрудников аппарата, дает им поручения и определяет участки работы. Управление делами Президента является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и подведомственных ему предприятий, организаций и учреждений по финансовому, материально-техническому и социально-бытовому обеспечению Администрации Президента, Правительства, палат Федерального Собрания, высших судебных органов, Центризбиркома и др.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

 

     Концепция президентской власти, принятая в действующей Конституции Российской Федерации, существенно отличается от проводившейся в прежней Конституции. Перестав быть «высшим должностным лицом», российский Президент, согласно новой Конституции, больше не является и главой исполнительной власти. Соответственно видоизменились и его отношения с Правительством Российской Федерации и всей системой исполнительной власти. Но эти изменения не носят кардиального характера, поскольку в Российской Федерации конституционно обеспечена модель «президентской республики», т. е. модель не только представительствующего, но и реально властвующего Президента.

     Особо ярко роль главы государства проявляется  в «треугольнике» отношений: Президент  – Правительство – Государственная  Дума. Практика до сих пор складывается таким образом, что Президент опосредованно (через Премьера) формирует непартийное Правительство, т. е. Кабинет, состав которого не связан с распределением депутатских мест в нижней палате парламента.

     По  совокупности и значимости функций и полномочий, закрепленных за Президентом Конституцией, он, бесспорно, занимает ведущее место в системе органов Российской Федерации, осуществляющих государственную власть. Этими органами в соответствии со ст. 11 Конституции являются Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Практика оказывает (об этом можно, в частности, судить по президентской почте), что обязанность Президента гарантировать Конституцию, права и свободы человека и гражданина воспринимаются чрезвычайно широко. Например, нередко граждане адресуют Президенту свои жалобы, связанные с несправедливым, по их мнению, решениями правоохранительных органов и даже судебными решениями. И при этом подчеркивают, что Президент как гарант Конституции прав человека, обязан им помочь. Президент является главой государства, но одновременно имеет политический мандат, вручаемый народом на всеобщих прямых выборах. Президент, таким образом, не только занимает пост главы государства, но и является наиболее авторитетным (с правовой точки зрения) выразителем определенных политических интересов, даже не будучи партийным Президентом. Такое положение Президента не ограничивает самостоятельность деятельности основных государственных органов Российской Федерации, поскольку полномочия Президента направлены, прежде всего, на обеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти Российской Федерации, строгое соблюдение Конституции Российской Федерации, защиту прав и свобод человека и гражданина, охрану государственного суверенитета.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников и литературы

 
  1. Конституция Российской Федерации с комментариями  Конституционного Суда РФ. М.: Инфра-М, 2008. 200 с.
  2. Федеральный Конституционный  закон «О безопасности» № 2446-1 от 05.03.1992 г. (в ред. от 25.07.2002 г.)
  3. Федеральный Конституционный закон «О военном положении» № 1-ФКЗ от 30.01.2002 г.
  4. Федеральный Конституционный закон  «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» № 175-ФЗ от 20.12.2002 г. (в ред. от 23.06.2003 г.)
  5. Федеральный Конституционный закон «О выборах Президента РФ» № 19-ФЗ от 10.01.2003 г.
  6. Федеральный Конституционный закон «О гражданстве Российской Федерации» № 1948-1 от 28.11.1991 г. (в ред. от 31.05.2002 г.)
  7. Федеральный Конституционный закон «О гражданской обороне» № 28-ФЗ от 12.02.1998 г. (в ред. от 09.10.2002 г.)
  8. Федеральный Конституционный закон  «О международных договорах РФ» № 101-ФЗ от 16.06.1995 г.
  9. Федеральный Конституционный закон  «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» № 5-ФЗ от 14.06.1994 г. (в ред. от 22.10.1999 г.)
  10. Федеральный Конституционный Закон «О Правительстве Российской Федерации». № 2-ФКЗ. 17 декабря 1997г.
  11. Федеральный Конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» № 2-ФКЗ от 10.10.1995 г. (в ред. от 27.09.2002 г.)
  12. Федеральный Конституционный закон «О чрезвычайном положении» № 3-ФКЗ от 30.05.2001 г. (в ред. от 30.06.2003 г.)
  13. Постановление Конституционного суда РФ «По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции РФ» № 28-П от 11.12.1998 г.
  14. Указ Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» № 867 от 17.05.2000 г. (в ред. от 25.11.2003 г.)
  15. Указ Президента РФ «Об утверждении положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища» № 746 от 21.07.1997 г. (в ред. от 01.12.2003 г.)
  16. Указ Президента РФ «Об утверждении Военной доктрины РФ» № 706 от 21.04.2000 г.
  17. Указ Президента РФ «О штандарте (флаге) Президента РФ» № 319 от 15.02.1994 г. (в ред. 06.05.2000 г.)
  18. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов. М.: Норма, 2002. 800 с.
  19. Дегтев Г.В. Некоторые теоретические закономерности становления института президентства на современном этапе //Государство и право. 2005. № 2. С. 5-12.
  20. Дугажапов Т. История института Президента в России // Восточно-Сибирская Правда  2000. № 53. С. 23-28.
  21. Карпович В.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М.: Юрайт-М, Новая Правовая культура, 2002 //  http://constitution.garant.ru/ [Электронный ресурс] (дата обращения 14 ноября 2010г.).
  22. Кынев А.В. Институт президентства в странах Центральной и Восточной Европы как индикатор процесса политической трансформации // Полис. 2002. № 2. С. 126.
  23. Кузнецов Е.Л.  Из истории создания института Президентства СССР // Государство и право. 1996. № 5. С. 96-103.
  24. Лазарев В.В. Научно-практический комментарий к Конституции РФ. М.: Спарк, 2002. 671 с.
  25. Окуньков Л.А. Комментарий к Конституции РФ. М.: Юрист, 2002. 243 с.
  26. Российская газета. 2001. 15 февраля.
  27. Сталин В.И. Вопросы ленинизма. М.: Государственное издательство Москва-Ленинград 1930, 1952. 652 с.
  28. Топорнин Б.Н. Конституция Российской Федерации: научно-практический комментарий. М.: Юристъ, 1997. 831 с.
  29. http://www.consultant.ru/
  30. http://www.constitution.ru/official/

Информация о работе Президент РФ