Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 13:25, курсовая работа
Цель – изучить функции и полномочия Президента РФ в области законодательной и исполнительной власти, дать правовую характеристику его положению в современном государственном устройстве России, объяснить необходимость его полномочий как высшего представителя народа в нашей стране.
Задача работы – описать виды полномочий Президента.
Введение………………………………………………………………………………….3
Глава I. Становление института президентства в России………………………….....7
Глава II. Конституционно-правовой статус Президента Р………………………......11
§1. Президент РФ – глава государства……………………………………………......11
§ 2. Избрание и отрешение Президента РФ от должности…………………………..15
Глава III. Полномочия Президента РФ………………………………………………..21
§ 1. Президент РФ и Федеральное Собрание РФ……………………………………..21
§ 2. Президент РФ и Правительство РФ………………………………………………25
§ 3. Президент РФ и субъекты РФ…………………………………………………….27
§ 4. Президент РФ и судебная власть…………………………………………………29
§ 5. Военные полномочия Президента РФ……………………………………………30
§ 6. Полномочия Президента РФ по введению чрезвычайного положения………..34
§ 7. Полномочия Президента РФ в области внешней политики…………………….47
§ 8. Иные полномочия Президента РФ………………………………………………..40
§ 9. Акты Президента РФ………………………………………………………………43
§ 10. Аппарат Президента РФ………………………………………………………….46
Заключение……………………………………………………………………………...47
Список использованных источников и литературы…………………………………………………………………………........49
В ч. 2 ст. 85 указывается на право Президента приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ, федеральным законам и международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина. Действие таких актов приостанавливается до решения вопроса соответствующим судом. Речь идет, прежде всего, об актах правительств (и аналогичных им органов) субъектов Федерации, а также глав администраций. По отношению к актам законодательных органов субъектов Федерации Президент таких полномочий не имеет. Что же касается актов президентов, которые имеются в некоторых субъектах Федерации, то осуществление указанного полномочия Президента России зависит от того, рассматриваются или нет президенты субъектов Федерации по конституциям республик в качестве носителей исполнительной власти. Президент лишь приостанавливает действие упомянутых актов субъектов Федерации. Окончательно решает этот вопрос (т.е. восстанавливает действие оспариваемого акта или признает акт окончательно утратившим силу) соответствующий суд. Таким судом может быть Конституционный суд РФ, но Президент может обратиться и в орган конституционного контроля того субъекта Федерации, исполнительная власть которого издала оспариваемый акт.
§ 4. Президент РФ и судебная власть
В соответствии с принципом разделения властей и независимости судов Президент не вправе вмешиваться в деятельность судебных органов. Однако он участвует в формировании органов судебной власти, но совместно с Советом Федерации. Так, согласно п. «е» ст. 83 Конституции РФ, только Президенту предоставлено право выдвижения кандидатур для назначения Советом Федерации на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ, т. е. высших судебных органов РФ. Президент также назначает судей других федеральных судов, что предусмотрено ч. 2 ст. 128 Конституции РФ. Никто не вправе требовать от Президента выдвижения той или иной кандидатуры — это было бы нарушением принципа разделения властей.
С этими полномочиями тесно связано и право Президента влиять на назначение Генерального прокурора РФ. В соответствии с п. «е» ст. 83 Президент предлагает Совету Федерации кандидатуру на эту должность и он же вносит предложение об освобождении от должности Генерального прокурора РФ. В случае отклонения Советом Федерации кандидатуры, предложенной Президентом, Президент в течение 30 дней представляет новую кандидатуру, но лишен права назначать исполняющего обязанности Генерального прокурора РФ.
Для обеспечения деятельности Президента и представления его интересов в Конституционном Суде РФ Указом Президента РФ от 31 декабря 1996 г. введен институт полномочного представителя Президента РФ в Конституционном Суде РФ. Полномочный представитель Президента в Конституционном Суде представляет сторону Президента в конституционном судопроизводстве; представляет Президенту проекты обращений, предлагаемых к внесению в конституционный Суд, а также осуществляет иные полномочия по представлению интересов Президента.
§ 5. Военные полномочия Президента РФ
Как
указывалось в ст. 80, Президент
в установленном Конституцией РФ
порядке принимает меры по охране
суверенитета Российской Федерации, ее
независимости и
Совет Безопасности рассматривает вопросы внутренней и внешней политики Российской Федерации в данной области, стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения, прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка. В состав Совета входят персонально Министр обороны, Министр внутренних дел, Министр юстиции, Председатели палат Федерального Собрания, а также другие лица, непосредственно обеспечивающие безопасность нашего государства.
Президент самостоятельно назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации (п. «л» ст. 83). Это его право вытекает из того, что в силу ч. 1 ст. 87 Конституции Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, где, как и во всех армиях мира, действует принцип единоначалия. Соединение полномочий президента и верховного главнокомандующего традиционно для многих стран. В мирное время глава государства обычно осуществляет общее политическое руководство вооруженными силами, в чрезвычайных обстоятельствах - он может принять на себя непосредственное управление вооруженными силами.
Президент РФ утверждает Военную доктрину Российской Федерации (п. «з» ст. 83).
Военная доктрина определяет военно-политическую деятельность нашего государства. Указом Президента РФ № 706 от 21.04.2000 г. «Об утверждении Военной доктрины РФ» приняты Основные положения Военной доктрины Российской Федерации. Этот документ содержит военно-политические, военные, военно-технические и экономические основы системы официально принятых в государстве взглядов на предотвращение войны, военных конфликтов, защиту жизненно важных интересов Российской Федерации. Основные положения Военной доктрины гарантируют строгое соблюдение нашей страной Устава ООН, общепринятых международно-правовых норм и принципов, определяют сугубо оборонительную направленность деятельности по обеспечению военной безопасности Российской Федерации.
Непосредственно из конституционных норм вытекают полномочия Президента определять основные направления военной политики, вести переговоры и подписывать международные договоры о совместной обороне, коллективной безопасности, сокращении и ограничении вооруженных сил и вооружений, об участии Вооруженных Сил Российской Федерации в операциях по поддержанию мира и международной безопасности.
Более конкретно полномочия Президента определены в федеральном законе № 28-ФЗ от 12.02.98 г. (в ред. от 09.10.02 г.) "О гражданской обороне".
Военные полномочия Президента РФ конкретизированы в некоторых федеральных законах. Так, Федеральным законом «О порядке предоставления российской Федерации военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» от 23 июня 1995г. установлено, что решение о направлении за пределы территории РФ отдельных военнослужащих для участия в миротворческой деятельности принимает Президент РФ. Он же определяет район действий, задачи, подчиненность, срок пребывания, порядок замены этих военнослужащих и принимает решение об их отзыве. Если же речь идет о направлении за пределы РФ воинских формирований Вооруженных Сил, то решение об этом принимается Президентом РФ на основании постановления Совета Федерации о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории Российской Федерации. Решение об отзыве указанных формирований принимается Президентом РФ самостоятельно, но об этом он обязан информировать Совет Федерации и Государственную Думу. На Президента РФ возлагается определенная обязанность по организации подготовки и обеспечению военного и гражданского персонала для участия в миротворческой деятельности, он определяет порядок формирования, состав и численность воинского контингента.
В Федеральном законе «Об обороне» от 31 мая 1996г. закреплен ряд других военных полномочий Президента РФ: определение основных направлений военной политики РФ, осуществление руководства Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами, введение в действие нормативных правовых актов военного времени и прекращение их действия, принятие в соответствии с законами решения о привлечении Вооруженных Сил и других войск к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению, утверждения концепции и планов строительства и развития Вооруженных Сил, утверждение программ вооружения и развития оборонного промышленного комплекса, утверждение программ ядерных испытаний, утверждение структуры и состава Вооруженных Сил и других войск, ведение переговоров и подписание международных договоров в области обороны, издание указов о призыве на военную службу и др. Федеральным законом «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» от 26 февраля 1997г. на Президента РФ возложена обязанность объединения общей или частичной мобилизации в случае агрессии или угрозы агрессии с незамедлительным сообщениям палатам Федерального Собрания. Военные полномочия Президента РФ весьма широки, но они не исчерпывают всех полномочий органов государственной власти в области обороны. Так, например, совет Федерации и Государственная Дума рассматривают расходы на оборону, совет Федерации утверждает указы Президента РФ о введении военного положения и т.д. разделение полномочий в области обороны между Президентом РФ и Федеральным Собранием, как и выделение собственных полномочий Правительства РФ в этой области, отвечает демократическому подходу к определению пределов власти главы государства, исключающему ее чрезмерную концентрацию в его руках в столь важной власти.
Управление Вооруженными Силами осуществляет министр обороны через соответствующее министерство. Указом Президента № 867 от 17.05.2000 г. (в ред. от 25.11.03 г.) "О структуре федеральных органов исполнительной власти" установлена подведомственность Министерства обороны Президенту Российской Федерации по вопросам, закрепленным за ним Конституцией, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Положение Верховного Главнокомандующего позволяет Президенту отдавать любые приказы Министерству обороны, министр обороны практически работает под непосредственным руководством Президента.
Основным органом оперативного управления Вооруженными Силами является Генеральный штаб.
Наряду с Вооруженными Силами в структуру воинских формирований Российской Федерации входят: пограничные войска, внутренние войска Министерства внутренних дел РФ, железнодорожные войска, войска правительственной связи Федерального агентства правительственной связи и информации, войска гражданской обороны. Военная служба предусмотрена также в таком самостоятельном ведомстве, подчиненному Президенту РФ, как Федеральная служба охраны.
Организация воинских формирований в Российской Федерации строится на четком принципе, согласно которому эти формирования могут быть только общефедеральными и подчиненными Президенту РФ, ни один субъект РФ не вправе создавать собственные воинские формирования.
Президент имеет право ввести военное положение на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в двух четко установленных в Конституции случаях: агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии. Военное положение представляет собой особый правовой режим деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, предусматривающий ограничение прав и свобод граждан (ФКЗ № 1-ФКЗ «О военном положении» от 30.01.02 г.).
Военное положение вводится Указом Президента с незамедлительным сообщением об этом обеим палатам Федерального Собрания Российской Федерации. Указ о военном положении должен быть утвержден Советом Федерации (п. "б" ст. 102 Конституции).
Президент Российской Федерации так же присваивает высшие воинские звания (п. "б" ст. 89).
§ 6. Полномочия Президента РФ по введению чрезвычайного положения
Полномочия Президента в этом вопросе сформулированы в Конституции предельно четко.
Условия
и порядок введения чрезвычайного
положения должны быть определены,
как предусмотрено в
В
соответствии с действующим
а) попытки насильственного изменения конституционного строя, массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием, межнациональные конфликты, блокада отдельных местностей, угрожающие жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных институтов;