Президент РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 13:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель – изучить функции и полномочия Президента РФ в области законодательной и исполнительной власти, дать правовую характеристику его положению в современном государственном устройстве России, объяснить необходимость его полномочий как высшего представителя народа в нашей стране.
Задача работы – описать виды полномочий Президента.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………….3
Глава I. Становление института президентства в России………………………….....7
Глава II. Конституционно-правовой статус Президента Р………………………......11
§1. Президент РФ – глава государства……………………………………………......11
§ 2. Избрание и отрешение Президента РФ от должности…………………………..15
Глава III. Полномочия Президента РФ………………………………………………..21
§ 1. Президент РФ и Федеральное Собрание РФ……………………………………..21
§ 2. Президент РФ и Правительство РФ………………………………………………25
§ 3. Президент РФ и субъекты РФ…………………………………………………….27
§ 4. Президент РФ и судебная власть…………………………………………………29
§ 5. Военные полномочия Президента РФ……………………………………………30
§ 6. Полномочия Президента РФ по введению чрезвычайного положения………..34
§ 7. Полномочия Президента РФ в области внешней политики…………………….47
§ 8. Иные полномочия Президента РФ………………………………………………..40
§ 9. Акты Президента РФ………………………………………………………………43
§ 10. Аппарат Президента РФ………………………………………………………….46
Заключение……………………………………………………………………………...47
Список использованных источников и литературы…………………………………………………………………………........49

Файлы: 1 файл

Единый.doc

— 256.00 Кб (Скачать)

    Конституция допускает избрание лица, получившего  гражданство как по рождению, так  и по натурализации (т.е. получившего  российское гражданство по его заявлению или ходатайству при соблюдении определенных условий). 

    Возраст – 35 лет -  показывает, что на этот пост должен быть избран человек, имеющий  достаточный жизненный опыт, деятельность которого может быть оценена избирателями. Вместе с тем,  данный  возраст позволяет избрать на президентский пост, требующий энергичной деятельности, достаточно молодого человека.  Такой же возраст установлен для избрания Президента в США. В ФРГ кандидат в Президенты должен быть не моложе 40 лет, а в Италии - 50 лет.

    Конституцией  установлено также требование постоянного  проживания кандидата в Президенты в Российской Федерации не менее 10 лет. Этот срок признается необходимым  и вместе с тем достаточным  для того, чтобы кандидат в Президенты не только в полной мере обладал знаниями и практическим опытом, но и понимал специфику условий жизни в нашей стране.  Понятие «постоянно проживающий» означает, во-первых, что кандидат должен постоянно жить в России не менее указанного срока непосредственно перед его выдвижением для избрания на должность Президента Российской Федерации; во-вторых, этот срок должен быть непрерывным, т.е. кандидат не может «набирать» десятилетний период по частям, допуская интервалы, во время которых он живет в другой стране. Требование постоянного проживания  не исключает командировок и визитов в зарубежные страны, поездок для отдыха и лечения и т.д. В сложных и спорных  случаях вопрос о «постоянном проживании» может решаться при регистрации кандидатов заключением Конституционного Суда.

    В  ч. 3 ст. 81 Конституции содержится положение  о том, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд. Ограничение максимального  срока пребывания одного лица на посту  Президента нередко рассматривается как гарантия против установления власти одного лица на продолжительный срок, т. е. личной диктатуры. Но есть целый ряд стран, в которых подобные ограничения не установлены. Так, не ограничена возможность переизбрания Президента во Франции и Италии.

    Порядок избрания Президента Российской Федерации  закреплен в ч. 1 и 4 ст. 81 Конституции. В ч. 1 установлено, что Президент  избирается на  4 года на основе всеобщего  равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Это  означает,  что в избрании Президента могут участвовать все граждане Российской Федерации, за исключением, как это установлено в ч. 3  ст. 32  Конституции,  признанных судом недееспособными, а также содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда.

    Таким образом, можно сказать, что Президент избирается таким же составом избирателей,  как Федеральное Собрание. Это обстоятельство существенно для определения самостоятельности власти главы государства, поскольку в тех странах, где Президент избирается парламентом (ФРГ, Швейцария и Италия), Президент всегда оказывается в какой-то мере зависимым от избравшего его органа.

    Исчисление  четырехлетнего конституционного срока  начинается со дня вступления в должность  Президента РФ, избранного на предыдущих выборах.

    В связи с этим определяется и день голосования на выборах нового Президента, назначаемых Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Таким днем является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента.

    К условиям и порядку избрания Президента примыкает вопрос о процедуре вступления его в должность. В соответствии со ст. 82  ФЗ № 19-ФЗ от 10.01.2003 г. «О выборах Президента РФ»  установлено, что вновь избранный глава государства приступает к работе на тридцатый день со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией Российской Федерации общих результатов выборов Президента Российской Федерации.

    Обязательным  атрибутом вступления Президента РФ в должность является присяга  Президента. Текст  присяги Президента РФ записан в ст. 82 Конституции РФ. Присяга произносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ.

      Рабочая резиденция Президента  в Кремле располагается в здании Сената. Резиденция состоит из двух частей: деловой и представительской. Деловая часть включает ряд рабочих помещений и кабинетов: рабочий и представительский кабинеты Президента, кабинеты его ближайших помощников, зал заседаний Совета Безопасности, Президентскую библиотеку.

      Недалеко от Спасских ворот  находится бывшее здание Президиума  Верховного Совета. Это первое  в Кремле сооружение советского  времени. В 14-м корпусе также  оборудован рабочий кабинет Президента.

      Большой Кремлевский дворец выполняет  роль парадной резиденции главы государства. В нем проходят церемонии инаугурации Президента, вручения государственных наград, верительных грамот, приемы по случаю крупных государственных праздников.

    В распоряжении Президента находится  подмосковная резиденция, расположенная на Рублево-Успенском шоссе. Официальный статус резиденции главы государства объект в Ново-Огарево приобрел в 2000 году.

    Символом  президентской власти служит штандарт (флаг). Штандарт (флаг) Президента России представляет собой квадратное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цветов (цвета Государственного флага России). В центре - золотое изображение Государственного герба России. Полотнище окаймлено золотой бахромой.

    На  древке Штандарта крепится серебряная скоба с выгравированными фамилией, именем и отчеством Президента России и датами его пребывания на этом посту.  

    Древко  Штандарта увенчано металлическим  наконечником  в виде копья.  

    Штандарт  Президента России вместе со Знаком Президента России и специальным экземпляром текста Конституции передается вновь избранному Президенту России во время процедуры вступления в должность Президента России.

    После принесения присяги Президентом  России Штандарт  устанавливается  в его рабочем кабинете, а дубликат Штандарта поднимается над резиденцией Президента в Московском Кремле. (Указ Президента Российской Федерации от 15.02.94 г. N 319 "О штандарте (флаге) Президента Российской Федерации" (в ред. 06.05.2000 г.))

    Согласно  ст. 92 Конституции, Президент РФ с момента принесения им присяги приступает к исполнению своих полномочий и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ.

    Возможно  досрочное прекращение полномочий Президента РФ, основания которого предусмотрены Конституцией РФ (ст. 92-93):

          а) в случае  отставки -  по инициативе самого Президента;

          б) в случае стойкой неспособности Президента осуществлять принадлежащие ему полномочия  - по не зависящим от воли Президента причинам.

        в) в случае отрешения от должности (импичмента) - по инициативе Федерального Собрания.

    Под отставкой Президента РФ понимается добровольный уход главы государства  со своего поста. Действующая Конституция  не конкретизирует форму отставки, не устанавливает мотивы принятия такого решения, не указывает орган, к которому должно быть обращено заявление об отставке, не дает ответа на вопрос, должно ли приниматься какое-либо решение, не регулируются иные аспекты отставки.

    12 февраля 2001г. принят Закон о  гарантиях Президенту РФ, прекратившему  исполнение своих обязанностей  в случаях истечения срока  пребывания в должности, отставки  и прекращения исполнения полномочий  в связи со стойкой неспособностью  их осуществлять (не в результате импичмента), а также членам его семьи5.

    Остался также неурегулированным механизм отставки Президента и признания  стойкой неспособности его по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие  ему полномочия. Этот пробел конституционного регулирования можно заполнить путем принятия специального федерального закона, в котором необходимо установить: что понимается под определением «стойкая»; каковы ее критерии; кто и каким образом устанавливает сам факт наличия стойкой неспособности; как обеспечить такого рода решение; кто его обнародует и т.д.

    Таким образом, юридическая процедура  досрочного прекращения полномочий Президента определена в Конституции  только для одного основания досрочного прекращения их исполнения, а именно для случая отрешения Президента от должности - статья  93.   Отрешение Президента от должности выступает в качестве формы конституционной ответственности главы государства. Этот институт, известный в зарубежном конституционном праве как «импичмент», является сильной гарантией против злоупотреблений властью и нарушения главой государства конституционных порядков.

    В процедуре отрешения Президента от должности задействованы несколько  высших органов государства: обе  палаты парламента, Верховный Суд  и Конституционный Суд.

    Основанием  для такого решения парламента является совершение Президентом РФ государственной измены или иного тяжкого преступления. Помимо общей уголовной ответственности, которую несет каждый гражданин РФ за подобные действия, для Президента наступает ответственность в виде освобождения от занимаемой должности.

    Процесс может начаться лишь по инициативе одной трети членов Государственной  Думы (150 человек), которые подписываются  под обращением об импичменте. Дума создает Комиссию на основе пропорционального  представительства фракций, которая готовит проект обвинительного заключения. Оно принимается Думой 2/3 голосов от общего числа и председателя в Верховный Суд РФ для заключения о наличии в действиях Президента признаков состава преступления. Затем Конституционный Суд РФ дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. После этого документы поступают в Совет Федерации, который принимает решение об отрешении Президента РФ большинством в 2/3 голосов. На любой стадии эта процедура может быть прекращена (в том числе из-за недостаточного количества голосов). Процедура импичмента в отношении Б.Н. Ельцина в 1999г. не была завершена. Комиссия составила проект обвинительного заключения, но дума не утвердила ни один из пяти пунктов предложенного обвинения, предъявленного по шести статьям УК (государственная измена, насильственный захват или удержание власти, ослабление обороны и безопасности РФ и др.).  

    В ч. 3 ст. 92 устанавливается, что во всех случаях, когда Президент не в  состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства России. Такими случаями могут быть:

          а) досрочное прекращение исполнения полномочий Президента, предусмотренное в ч. 2 ст. 92;

          б) длительная болезнь Президента, не признанная основанием для досрочного прекращения им своих полномочий;

          в) смерть Президента.

    Согласно  ч. 3 ст. 92 объем полномочий исполняющего обязанности Президента России меньше, чем у Президента, избранного в  установленном законом порядке. Так, исполняющий обязанности Президента не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

    В случае прекращения Президентом  Российской Федерации исполнения своих  полномочий до истечения конституционного срока в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий назначает досрочные выборы Президента Российской Федерации. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом Российской Федерации.  (ФЗ № 19 – ФЗ  от 10.01.2003г «О выборах Президента РФ»,  ч. 4   ст. 5).

Глава III. Полномочия Президента РФ

    Президент РФ обладает широкими полномочиями в  различных сферах государственной  жизни. В одних случаях эти  полномочия носят прерогативный  характер (т. е. принадлежат исключительно  ему), в других соприкасаются с полномочиями других органов государственной власти, способствуя решению вопросов во взаимодействии на основе принципа разделения властей. Совокупность президентских полномочий сбалансирована с полномочиями этих других органов государственной власти, образуя систему сотрудничества и взаимных противовесов.

    По  специфике предметов компетенции  и взаимоотношений с другими  органами государственной власти полномочия Президента могут быть разбиты на несколько основных групп.

 

    § 1. Президент РФ и Федеральное Собрание РФ

 

Информация о работе Президент РФ