Президент РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 18:46, курсовая работа

Краткое описание

Цели курсовой работы состоят в рассмотрении истории развития института президентства в нашей стране, даче наиболее полной характеристики конституционно-правового статуса и функций данного органа с учетом раннего периода его формирования, рассмотрении вопросов формирования гражданина в качестве Президента РФ, вопросов прекращения его полномочий, а также рассмотрении полномочий Президента по реализации функций государственной власти.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Конституционно-правовой статус Президента РФ 4
1.1. Становление института президентства в России 4
1.2. Характеристика и функции Президента. 6
Глава 2. Выборы Президента и прекращение его полномочий 12
2.1. Порядок выборов Президента РФ 12
2.2. Прекращение полномочий Президента РФ 16
Глава 3. Полномочия Президента РФ 21
Заключение 33
Список использованной литературы и нормативно-правовых актов 35

Файлы: 1 файл

Вариант к отправке.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

    Принятие  в 1993 году Конституции Российской Федерации  было призвано завершить полосу затянувшегося  политического кризиса и противостояния всех ветвей государственной власти.

    Согласно  ст. 10 Конституции государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Органы всех ветвей власти самостоятельны. При этом разделение властей не только не исключает, но, напротив, предусматривает координацию усилий различных ветвей власти и их взаимодействие в установленных Конституцией РФ пределах и формах.

    Основная  роль в этой работе Конституцией возложена  на Президента РФ. Так, ч. 2 ст. 80 Конституции гласит, что Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Многие современные ученые называют данный орган «арбитром» во взаимоотношениях властей.

    Наличие у Президента РФ собственных полномочий, прав и обязанностей во взаимодействии с другими властями говорит о его особом статусе, который я намерен рассмотреть и проанализировать в данной работе.

    Цели  курсовой работы состоят в рассмотрении истории развития института президентства  в нашей стране, даче наиболее полной характеристики конституционно-правового статуса и функций данного органа с учетом раннего периода его формирования, рассмотрении вопросов формирования гражданина в качестве Президента РФ, вопросов прекращения его полномочий, а также рассмотрении полномочий Президента по реализации функций государственной власти. 
 
 

Глава 1. Конституционно-правовой статус Президента РФ

1.1. Становление института президентства в России

 

    Начало  институту президентства в нашей  стране было положено в 1990 г. Тогда, этот орган был учрежден в СССР. Таким образом, как видим, это явление сравнительно новое в истории России.

      Однако до 1990 года вопрос об  учреждении этого государственного  органа поднимался и в 1936 году. Но в тот период этот институт  не получил закрепления. И.В. Сталин считал его лишним, так как во главе всей политической системы на тот момент находился Генеральный секретарь Коммунистической партии. Конституция же СССР 1977 года в ст. 6 фактически узаконила монопольное положение компартии, отведя ей роль ведущей силы в политической организации общества. А роль президента формально выполнял коллегиальный орган – Президиум Верховного Совета СССР во главе с его председателем (известно, что на Западе советский Председатель Президиума ВС СССР (например, Брежнев) часто неофициально именовался «президентом»).

    Со  временем авторитет КПСС значительно  ослабился, и началось движение за отмену ст. 6 Конституции СССР. После ее отмены и упразднения руководящей роли КПСС, встал вопрос о политическом вакууме. И 15 марта 1990 года Съездом народных депутатов, внесшим соответствующие поправки в Конституцию, была введена должность главы государства в СССР – Президента СССР.

    По  закону «О Президенте СССР», формировался этот орган не на основе всенародных  выборов, а съездом народных депутатов, то есть парламентом. Нам известно, что такая практика есть и в ряде зарубежных стран. Первым и единственным Президентом СССР стал М.С. Горбачев.

    Начавшийся  в 90-х гг. процесс обретения суверенитета республиками привел к тому, что  парламент объявил о верховенстве актов РФ над союзными. Таким образом, СССР стал превращаться из федерации в конфедерацию.

    В 1991 году вслед за учреждением поста  Президента РФ (на основе референдума 17 марта 1991 года) 12 июня состоялись первые выборы этого органа. Первым президентом РФ был избран Б.Н. Ельцин.

    По  Конституции 1978 года, составляя институт президентства образца 1993 г. скажем, что по конституции прошлой президент, в отличие от сегодняшней конституции, не был главой государства. Сегодня, в соответствии с п. 1 ст. 80 таковым является. Однако он был высшим должностным лицом, главой исполнительной власти и был подотчетен высшим законодательным органам (Съезд народных депутатов и Верховный Совет), что юридически означало, что Верховный Совет мог приостанавливать акты Президента РФ, что и делал, а Съезд народных депутатов отменять указы Президента.

    Становится  совершенно ясно, что в таких условиях ветви власти не могли нормально  функционировать и взаимодействовать  между собой, к чему и не стремились. В итоге отмена указа привела к конфликту законодательной и исполнительной ветвей власти. Кончилось это противостояние тем, что Б.Н. Ельцин 21 сентября 1993 в 20:00 подписал указ № 1400 (отметим, что это второй случай в истории России указания точного времени подписания акта главой государства. 2 марта 1917 года в 15:00 Николай II подписал акт об отречении от престола). В соответствии с этим указом прекращалась деятельность парламента (Съезда народных депутатов и Верховного Совета).

    Позднее, в начале октября 1993 года была прекращена деятельность и других советов. Были сняты с должностей главы администраций, высказывавшиеся против указа № 1400, а 9 октября Президент прекратил полномочия Советов всех уровней. Так, была фактически прекращена советская власть.

    Этим  указом  Ельцин наложил на себя отправление законодательной власти. Таким образом, можно сказать, что все власти были монополизированы президентом.

    Указ 21 сентября 1993 г. № 1400 носил учредительный  характер, поскольку формально Конституция 1978 года юридически не менялась, но в этом указе отмечалось, что Конституция 1978 г. действует в той части, в которой не противоречит указам. И в последующих указах Президент ссылался на указ 21 сентября.

    Также в ходе Поэтапной конституционной  реформы была назначена дата всенародного голосования по Конституции России и выборы в Совет Федерации и Государственную Думу первого созыва – 12 декабря 1993 г. За новую конституцию высказалось 58% от числа участников референдума.

    Вторые  выборы Президента России состоялись в 1996 г. Во втором туре победил Б.Н. Ельцин уже в новом государстве – Российской Федерации, организованном в соответствии с Конституцией 1993 г.

1.2. Характеристика и функции Президента.

 

    Президент входит в систему федеральных  органов государственной власти, занимая в ней особое место. Президент не включен напрямую ни в одну из ветвей власти – законодательную, исполнительную, судебную.

    Глава 4 Конституции РФ (ст. 80-93), регламентирующая правовой статус Президента, предшествует главам о парламенте, Правительстве  и судебной власти.

    В нынешней литературе не рассматривается  основание классификации государственных  органов в зависимости от наличия  тех или иных государственных  органов и формы правления. Между  тем, такая градация, как нам представляется, имеет большое значение при даче наиболее полной характеристики такому органу, как президент. В немецкой литературе и отечественной литературе досоветского периода по этому основанию выделяют два вида органов: непосредственные (или высшие государственные органы) и посредственные, подчиненные первым.

    Непосредственные  по этой классификации – это те, наличие которых определяет форму  правления; они сами непосредственно осуществляют или могу осуществлять все функции государственной власти, а если это затруднительно – образуют иные органы (посредством которых до конца выполняют свои функции). Непосредственным органом при монархической форме правления будет династия и монарх (первичный орган). При республиканской форме правления непосредственным, первичным органом является народ (часть населения, представленная избирателями (избирательным корпусом)). Народ формирует, организует иные непосредственные органы (вторичные): у нас в стране таковыми будут Государственная Дума и Президент. Таким образом, президент определяет республиканскую форму правления.

    Из  сказанного следует, что по нашей  классификации Президент РФ –  это непосредственный орган, определяющий форму правления (наряду с народом). Однако Президент будет вторичным  и посредственным органом по отношению  к народу, поскольку производен от народа и избирателей.

    Президент является органом единоличным и  единоначальным. Так, п. 2 ст. 81 определил, что: «Президентом Российской Федерации  может быть избран гражданин РФ…». То есть в качестве органа выступает  одно лицо. Под единоначалием понимается то, что Президент сам издает указы и распоряжения (ст. 90 КРФ).

    Конкретный  порядок выбора Президента регламентируется специальным законом от 10 января 2003 года «О выборах президента Российской Федерации». О вопросах формирования гражданина в качестве Президента РФ скажем чуть позже.

    Президент является главой государства. Наряду с  этим положением ст. 80 Конституции сформулировала важнейшие функции, которые призван  выполнять Президент:

  1. Президент является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;
  2. В установленном Конституцией РФ порядке Президент принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти РФ;
  3. В соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;
  4. Как глава государства Президент представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
 

    Первая  из основных функций Президента РФ – быть гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В силу этого он прежде всего должен обеспечить положение, при котором все органы государства выполняют свои конституционные обязанности, не выходя за пределы своей компетенции. Для этого он вправе обращаться к любому федеральному органу власти субъекта РФ с требованием привести свои акты или действия в соответствие с Конституцией РФ. Президент является гарантом Конституции РФ, а не конституций субъектов, но поскольку последние должны соответствовать федеральной Конституции, то функцию Президента следует понимать как гарантию всей системы конституционной законности в стране.

    Стоит отметить, что Президент несет  персональную ответственность за то, чтобы механизмы защиты Конституции и прав человека и гражданина работали бесперебойно, чтобы не было сбоев по тем или иным причинам в их реализации.

    Функция гаранта Конституции предполагает широкое право Президента действовать  по своему усмотрению, исходя не только из буквы, но и духа Конституции и законов, восполняя пробелы в правовой системе и реагируя на непредвиденные Конституцией жизненные ситуации. Дискреционная власть, неизбежная в любом государстве, не является сама по себе нарушением демократии и не чужда правовому государству, если, конечно, действия главы государства не ведут к репрессиям и широким нарушениям прав человека, не взрывают механизм общественного согласия и не приводят к массовому неповиновению властям.1

      Столь же широко сформулирована в Конституции  РФ функция Президента по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности. Ясно, что и здесь Президент должен действовать в пределах своих полномочий, установленных Конституцией, но и в этом случае не исключаются дискреционные полномочия, без которых цели общей функции не могут быть достигнуты. Так, только сам Президент и в меру своего разумения должен определить нарушение или угрозу нарушения суверенитета, независимости и государственной целостности и предпринять соответствующие действия.

     Весьма  сложной и ответственной является функция Президента РФ по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Если основные власти не находят согласованных решений или порождают конфликты во взаимоотношениях. Исходя из этой роли, Президент РФ вправе прибегать к согласительным процедурам и другим мерам преодоления кризисов и разрешения споров. Эта функция важна для взаимодействия органов государственной власти, как на федеральном уровне, так и на уровне отношений органов власти Федерации и субъектов РФ, и между различными субъектами РФ.

     Конституцией  РФ закреплена система гарантий, препятствующих превращению Президента в авторитарного правителя. Они заключаются в, порядке его всенародных прямых выборов, их альтернативном характере, недопустимости занятия поста Президента более двух сроков подряд, возможности отрешения его от должности.

     В настоящий момент уже вступили в  силу поправки к Конституции РФ. Теперь Президент РФ избирается сроком на 6 лет вместо 4. Многие политические деятели и обозреватели увидели в продлении срока полномочий Президента элемент «диктаторства». Однако мы знаем, что схожая практика существует и в ряде западноевропейских стран. Например, во Франции президент избирается на 5 лет, а в Италии и вовсе на 7. Как известно, ни о какой диктатуре в этих государствах речи не идет. Но, тем не менее, предстоит еще выяснить каким образом данные поправки повлияют на политическую ситуацию в стране.

Информация о работе Президент РФ