Президент РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 18:46, курсовая работа

Краткое описание

Цели курсовой работы состоят в рассмотрении истории развития института президентства в нашей стране, даче наиболее полной характеристики конституционно-правового статуса и функций данного органа с учетом раннего периода его формирования, рассмотрении вопросов формирования гражданина в качестве Президента РФ, вопросов прекращения его полномочий, а также рассмотрении полномочий Президента по реализации функций государственной власти.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Конституционно-правовой статус Президента РФ 4
1.1. Становление института президентства в России 4
1.2. Характеристика и функции Президента. 6
Глава 2. Выборы Президента и прекращение его полномочий 12
2.1. Порядок выборов Президента РФ 12
2.2. Прекращение полномочий Президента РФ 16
Глава 3. Полномочия Президента РФ 21
Заключение 33
Список использованной литературы и нормативно-правовых актов 35

Файлы: 1 файл

Вариант к отправке.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

     Отметим также, что данная поправка не распространяется на действующего Президента.

     Нынешний  Президент юридически никому не подотчетен. Его правовые акты никто не может  отменить, хотя они, как и другие нормативные акты (законы, постановления  Правительства, Конституции республик  и др.) могут быть рассмотрены  Конституционным судом на предмет несоответствия Конституции РФ.

     В осуществлении своих функций  Президент может использовать только закрепленные за ним конституционные  полномочия,   действовать   только  в рамках Конституции РФ и федерального законодательства.

     Ежегодные послания Президента Федеральному Собранию, в которых формулируются основные направления внутренней и внешней политики Российской Федерации, делают их достоянием народа, депутатов, партий, общественности. Это позволяет в случае необходимости корректировать политику Президента с использованием всего потенциала конституционных форм, обеспечивающих взаимное воздействие одних государственных структур на другие, влияние на них общественных и социальных движений, проверять соответствие деятельности Президента той программе, на основе которой он был избран.

     Конституция РФ внесла существенные изменения в определение статуса Президента.

     Напомним, что в ранее действовавшей Конституции устанавливалось, что Президент является высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в Российской Федерации.

     Придание  Президенту статуса главы государства  вызвано объективными причинами. Этого  требовало повышение уровня персонифицированного представительства государства как внутри страны, так и в международных отношениях. Наиболее целесообразно, чтобы вытекающие из этого функции выполнялись главой государства, а не высшим должностным лицом, входящим в систему исполнительной власти, что в меньшей мере соответствовало бы высокому статусу государства и, по существу, умаляло бы прерогативы представительного органа государственной власти Российской Федерации, ставило бы исполнительную власть над законодательной. Имела значение и необходимость в условиях федерации действием принципа разделения властей обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти на всех уровнях.2

 

Глава 2. Выборы Президента и прекращение его полномочий

2.1. Порядок выборов  Президента РФ

 

    Порядок выборов Президента определяется Конституцией РФ (ст. 81) и Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 года.

    Мы  уже упоминали ранее о вступивших в силу 31 декабря 2008 года поправках  в Конституцию РФ. В соответствии с одной из поправок п. 1 ст. 81 теперь выглядит следующим образом: «Президент Российской Федерации избирается на шесть лет гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании».

    Ст. 81 Конституции устанавливает требования (в основе ст. 32 КРФ), предъявляемые  к кандидату на должность Президента РФ. Требования эти временные (например, ограничения во времени пребывания на посту главы государства) и возрастные: Президентом может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет (как видим, нет конституционного ограничения верхнего возрастного предела. Скажем также, что такое ограничение существовало в положениях предыдущей Конституции и составляло 65 лет). Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд. Это установление имеет цель воспрепятствовать формированию несменяемого клана управляющих лиц, появлению и сохранению стойких корпоративных групп, открыть пути притока в эшелоны власти свежих сил, политических деятелей и лидеров нового поколения. Конституция предоставляет способному политику, оправдавшему себя на должности Президента, право выдвижения на другой срок, кроме очередного.

    На  сегодняшний момент в истории  Российской Федерации было три президента. Двое из них – Б.Н. Ельцин и В.В. Путин избирались два раза подряд в 1991 и 1996 гг. и в 2000 и 2004 гг. соответственно. Первые выборы Президента РФ состоялись в 1991 году, то есть еще до принятия Конституции РФ. Конституционный Суд РФ в своем определении от 5 ноября 1998 года дал толкование неоднозначной ситуации, указав, что избрание первого Президента РФ в 1991 г. на срок до 1996 г. должно рассматриваться как первый срок президентства и по новой Конституции.3

    Третьим и ныне действующим Президентом  РФ является Дмитрий Анатольевич  Медведев, избранный на выборах 2 марта 2008 года.

    Назначение  выборов Президента относится к  ведению Совета Федерации (п. «д» ч. 1 ст. 102 Конституции РФ). Днем голосования на выборах является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента, и в котором был избран Президент. Выборы назначаются не позже чем за 90 дней до голосования. Если Совет Федерации не назначит выборы в установленный срок, то они назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией. В случае прекращения полномочий Президента до истечения конституционного срока, Совет Федерации назначает досрочные выборы. Отметим, что досрочные выборы имели место в истории Российской Федерации 26 марта 2000 года после добровольной отставки Президента Б.Н. Ельцина 31 декабря 1999 г.

    Выборы  Президента проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему всю территорию России. Избирательные комиссии создаются и действуют в соответствии с ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

    Выдвигать кандидата на должность Президента вправе политическая партия, также  возможно самовыдвижение при условии  поддержки группой избирателей не менее 500 человек. Они обязаны собрать в поддержку выдвинутого кандидата не менее 2 млн. подписей избирателей. При этом на один субъект Федерации должно приходиться не более 50 тыс. подписей избирателей. Те партии, которые на предшествующих выборах преодолели заградительный барьер и участвовали в распределении депутатских мандатов в Государственной Думе РФ, подписи не собирают.

    Внесение  залога при выборах Президента законом не предусмотрено.

    Политическая  партия не вправе выдвигать кандидатом гражданина, являющегося членом иной политической партии.4 В список кандидатов может быть включен гражданин РФ, не состоящий ни в одной из партий, при соблюдении установленных федеральным законом процедур.

    Выборы  проводятся только в том случае, если зарегистрировано не менее двух кандидатов. В необходимых случаях устанавливается время для дополнительного выдвижения.

    Выборы  признаются состоявшимися при участии в голосовании любого числа избирателей, внесенных в списки избирателей.

    Избранным считается кандидат, который получил более 1/2 голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не избран, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. В таком случае избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого кандидата. В истории выборов Президента РФ второй тур был лишь единожды – 3 июля 1996 года. Во второй тур прошли Б.Н. Ельцин и Г.А. Зюганов. По итогам голосования победу одержал Ельцин.

    При выборах Президента обеспечиваются все гарантии избирательных прав граждан, предусмотренные федеральным законодательством. Участие гражданина Российской Федерации в выборах Президента Российской Федерации является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах Президента Российской Федерации, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.5

    После избрания Президента осуществляется предусмотренная Конституцией РФ процедура его вступления в должность, которая проходит в сроки, предусмотренные Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации».

    Процедура вступления в должность заключается  в принесении Президентом присяги в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ. Присяга приносится народу. Ее текст сформулирован следующим образом: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу» (ст. 82 Конституции РФ).

    Местопребыванием  Президента, его резиденцией является столица России - Москва, Кремль. Над зданием официального пребывания Президента поднимается Государственный флаг России и штандарт (флаг) Президента - символ президентской власти.6

    Указом  Президента от 27 июля 1999 г. в качестве символа президентской власти утвержден также «Знак Президента Российской Федерации». Как штандарт (флаг), так и Знак Президента передаются каждому вновь избранному Президенту.

    Процедуру вступления в должность проходит и Президент, повторно избранный на эту должность.

2.2. Прекращение полномочий  Президента РФ

 

    Президент приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги  и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом (ч. 1 ст. 92 Конституции РФ).

    Чтобы обеспечить непрерывность осуществления  президентской власти, Конституция  РФ (п. 2 ст. 92) предусматривает случаи досрочного прекращения полномочий Президента и определяет их последствия.

    Полномочия  Президента досрочно прекращаются в  случаях:

  1. его отставки;
  2. стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;
  3. отрешения от должности.

    Во  всех указанных случаях обязанности  Президента временно исполняет Председатель Правительства РФ. Однако исполняющий обязанности Президента не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. Выборы Президента должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

    Первый  случай предполагает свободное волеизъявление Президента. Так, 31 декабря 1999 года первый Президент за полгода до истечения  срока полномочий издал указ о прекращении исполнения полномочий с 12 часов 00 минут, и с этого времени полномочия перешли к Председателю Правительства РФ.

    Ни  Конституция РФ, ни текущее федеральное  законодательство не определяют процедуру прекращения полномочий Президента в случаях его отставки и стойкой неспособности осуществлять полномочия по состоянию здоровья.

    Конституционный Суд РФ в постановлении от 11 июля 2000 г. по делу о толковании ст. 91 и 92 Конституции РФ отметил, что досрочное прекращение исполнения Президентом РФ своих полномочий в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия требует особой процедуры с целью объективного установления фактической невозможности для Президента принимать решения, вытекающие из его конституционных полномочий. Ее следует установить в законодательном порядке, чего не может делать Конституционный Суд РФ. Нельзя нормы Трудового Кодекса РФ распространять на статус Президента. Конституционный Суд РФ лишь сформулировал те конституционные начала, которым должна отвечать данная процедура.

    Среди таких начал указаны, в частности, следующие:

    1) установление факта стойкой неспособности  не может осуществляться на  началах, определенных в Основах  законодательства Российской Федерации  об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. (с изм.);

    2) волеизъявление Президента может  не являться в таких случаях  обязательной предпосылкой досрочного прекращения его полномочий;

    3) досрочное прекращение полномочий Президента по состоянию здоровья допустимо лишь при исчерпании всех иных возможностей, связанных с временным неисполнением Президентом своих полномочий;

    4) порядок процедуры не может быть облегченным, упрощенным; должна быть исключена возможность необоснованного освобождения Президента от должности.

    При досрочном прекращении полномочий Президента по двум изложенным выше основаниям, а также в связи с окончанием конституционно закрепленного срока полномочий Президенту обеспечиваются определенные гарантии в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 2001 г. «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи». Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, пожизненно предоставляется государственная охрана в местах его постоянного или временного пребывания в полном объеме мер, предусмотренных Федеральным законом "О государственной охране", включая предоставление специальной связи и транспортного обслуживания.7

Информация о работе Президент РФ