Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 18:46, курсовая работа
Цели курсовой работы состоят в рассмотрении истории развития института президентства в нашей стране, даче наиболее полной характеристики конституционно-правового статуса и функций данного органа с учетом раннего периода его формирования, рассмотрении вопросов формирования гражданина в качестве Президента РФ, вопросов прекращения его полномочий, а также рассмотрении полномочий Президента по реализации функций государственной власти.
Введение 3
Глава 1. Конституционно-правовой статус Президента РФ 4
1.1. Становление института президентства в России 4
1.2. Характеристика и функции Президента. 6
Глава 2. Выборы Президента и прекращение его полномочий 12
2.1. Порядок выборов Президента РФ 12
2.2. Прекращение полномочий Президента РФ 16
Глава 3. Полномочия Президента РФ 21
Заключение 33
Список использованной литературы и нормативно-правовых актов 35
Образовано семь федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный.
Полномочный представитель назначается и освобождается Президентом и ему подчинен. По статусу представитель является должностным лицом, представляющим Президента в федеральном округе, обеспечивающим в нем реализацию его полномочий. Полномочный представитель и его заместители - федеральные государственные служащие - входят в состав Администрации Президента. Заместители назначаются и освобождаются Руководителем Администрации.
В задачи полномочного представителя входит организация в федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемой Президентом; организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти; обеспечение реализации кадровой политики Президента и регулярное представление ему докладов об обеспечении национальной безопасности, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе.
Полномочный представитель координирует деятельность федеральных органов в округе; организует их взаимодействие с органами субъектов Федерации; анализирует эффективность деятельности правоохранительных органов; осуществляет контроль за исполнением федеральных законов; согласовывает назначение кандидатов на должности, входящие в компетенцию Президента.
Властными, административными полномочиями представитель не наделен. Однако он имеет право запрашивать и получать необходимые ему документы, организовывать проверки исполнения указов и распоряжений Президента, ход реализации федеральных программ; имеет право беспрепятственного доступа в любые организации в федеральном округе. Организационное обеспечение деятельности полномочного представителя осуществляется Администрацией Президента. Руководитель Администрации осуществляет оперативное руководство деятельностью полномочных представителей.
В обеспечении тесной постоянной связи Президента с субъектами Федерации важную роль играет Государственный совет Российской Федерации. Он был образован в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания. Ранее в него входили по должности главы законодательных и главы исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации. С целью обеспечения их активного участия в решении общефедеральных проблем субъектов Федерации и был образован Государственный совет.
Указом Президента от 1 сентября 2000 г. было утверждено Положение о Государственном совете Российской Федерации.
По статусу Государственный совет является совещательным органом, содействующим реализации полномочий Президента по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. На его заседаниях обсуждаются проблемы, имеющие особое государственное значение, касающееся взаимоотношений Федерации и ее субъектов, важнейших вопросов государственного строительства, укрепления основ федерализма. По результатам обсуждения вносятся предложения Президенту.
По предложению Президента совет рассматривает проекты указов, имеющих общегосударственное значение, вопросы исполнения Конституции РФ, федеральных законов, указов; оказывает содействие Президенту в использовании согласительных процедур, рассматривает проект федерального бюджета.
В состав Государственного совета входят председатель и члены - на общественных началах.
Председателем совета является Президент, членами - по должности высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Федерации.
Для решения оперативных вопросов формируется Президиум Государственного совета из семи его членов. Его состав определяется Президентом, причем ротация состава осуществляется один раз в полгода.
Решения Совета принимаются путем достижения консенсуса в ходе обсуждения. По решению председателя может проводиться голосование.
Государственный совет заседает один раз в квартал, а Президиум - один раз в месяц.
Характеризуя полномочия Президента по отношению к органам исполнительной власти субъектов Федерации, следует указать, что Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае их противоречия Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина - до решения этого вопроса соответствующим судом.
Президент может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, а также между органами государственной власти субъектов. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда (ст. 85 Конституции РФ).
В
связи с необходимостью укрепления
вертикали власти осуществлено изменение
порядка выборов высшего
Президент наделен правом распустить названный орган и в случае, если им принята конституция, устав, закон, иной нормативный правовой акт, противоречащий Конституции РФ, федеральному закону. Такой роспуск допустим при следующих условиях:
По
отношению к органам
1) выражение недоверия данному должностному лицу законодательным (представительным) органом субъекта Федерации;
2) утрата доверия Президента РФ в связи с ненадлежащим исполнением данным должностным лицом своих обязанностей.
Как глава государства Президент обладает широкими полномочиями во внешнеполитической и военной областях. Он осуществляет руководство внешней политикой; определяет основные ее направления; ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации; подписывает ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей; назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания РФ.
Президент утверждает военную доктрину РФ; является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил; присваивает высшие воинские звания; формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, статус которого определяется федеральным законом. Скажем, однако, что такой закон до настоящего времени не принят и статус Совета Безопасности РФ регулируется указом Президента РФ от 7 июля 2004 г.8
Совет Безопасности является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности. Аппарат Совета Безопасности – самостоятельное подразделение Администрации Президента – имеет статус управления Президента. В период 1996-1998 гг. в РФ существовал Совет по обороне, который затем был слит с Советом Безопасности.
В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президенту предоставлено право вводить на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. С соблюдением последнего условия Президент уполномочен объявлять и о введении на территории России чрезвычайного положения.
В соответствии с Федеральным законом от 6 марта 2006 г. «О противодействии терроризму» (с изм.) в установленном порядке Президент принимает решение об использовании за пределами территории РФ формирований военных сил РФ и подразделений специального назначения для борьбы с террористической деятельностью, осуществляемой против Российской Федерации, либо граждан РФ, лиц без гражданства, постоянно проживающих в Российской Федерации.
Президент как глава государства, Представляющий Российскую Федерацию, осуществляет и ряд полномочий, принадлежащих непосредственно государству, осуществляемых от лица государства.
К таким полномочиям относятся решение вопросов гражданства, предоставления политического убежища; награждение государственными наградами РФ, присвоение почетных званий РФ и высших специальных званий; осуществление помилования.
Указом Президента РФ от 2 марта 1999 г. утверждено положение о государственных наградах Российской Федерации (с изм.). Государственными наградами РФ являются: звание Героя РФ, ордена, медали, знаки отличия РФ; почетные звания РФ.
Государственных наград могут быть удостоены граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства.
Президент издает указы об учреждении государственных наград; о награждении ими; вручает награды; образует управление Президента по государственным наградам, которая занимается вопросами деятельности Комиссии по государственным наградам при Президенте. Данная комиссия была создана в 1991 году.
Система наград постоянно пополняется.
Конституцией РФ к полномочиям Президента отнесено также право назначения всероссийского референдума.
Из проведенного анализа можно сделать несколько выводов. Хоть в Российской Федерации Конституция называет три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную, необходимо говорить и о других властях, в частности, о президентской власти, так как Президент РФ обладает обширнейшими полномочиями (отметим, так же, что по нашей точке зрения существуют и контрольно-надзорная власть, организаторская, учредительная и власть Центрального Банка РФ по денежной эмиссии). Наличие собственных полномочий, комплексный характер прав и обязанностей во взаимодействии с другими властями говорит об особом статусе Президента РФ.
Взаимодействие в основном осуществляется с исполнительной властью. Многие ученые увидели в этом наделение Президента РФ некоторыми «диктаторскими полномочиями». По мнению Баглая, опыт пяти десятилетий аналогичного положения Президента во Франции убедительно свидетельствует, что в правовом государстве никакой неизбежности перерастания сильной президентской власти в диктатуру не существует. В связи с этим, весьма любопытными представляются недавно принятые поправки в Конституцию РФ по увеличению срока полномочий Президента РФ.
Все это, на мой взгляд говорит о необходимости в ближайшее время принятия федерального закона, где, в частности, были бы конкретно сформулированы обязанности Президента, его полномочия, санкции за конкретные конституционные деликты, механизм привлечения Президента к ответственности, детализирована процедура «импичмента».
Но не стоит забывать, что многое по-прежнему зависит от главы государства, и то как он будет проводить дальнейшую политику во многом предопределит состояние страны в целом. Если же говорить о возможности злоупотребления властью Президентом РФ, то это зависит от конкретной личности, от чистоты помыслов. Да, много говорится о наделении президента чересчур огромными полномочиями, но история России показывает, что сильный лидер с огромной властью может вывести нашу страну из любого кризиса.