Президент РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 13:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель – изучить функции и полномочия Президента РФ в области законодательной и исполнительной власти, дать правовую характеристику его положению в современном государственном устройстве России, объяснить необходимость его полномочий как высшего представителя народа в нашей стране.
Задача работы – описать виды полномочий Президента.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………….3
Глава I. Становление института президентства в России………………………….....7
Глава II. Конституционно-правовой статус Президента Р………………………......11
§1. Президент РФ – глава государства……………………………………………......11
§ 2. Избрание и отрешение Президента РФ от должности…………………………..15
Глава III. Полномочия Президента РФ………………………………………………..21
§ 1. Президент РФ и Федеральное Собрание РФ……………………………………..21
§ 2. Президент РФ и Правительство РФ………………………………………………25
§ 3. Президент РФ и субъекты РФ…………………………………………………….27
§ 4. Президент РФ и судебная власть…………………………………………………29
§ 5. Военные полномочия Президента РФ……………………………………………30
§ 6. Полномочия Президента РФ по введению чрезвычайного положения………..34
§ 7. Полномочия Президента РФ в области внешней политики…………………….47
§ 8. Иные полномочия Президента РФ………………………………………………..40
§ 9. Акты Президента РФ………………………………………………………………43
§ 10. Аппарат Президента РФ………………………………………………………….46
Заключение……………………………………………………………………………...47
Список использованных источников и литературы…………………………………………………………………………........49

Файлы: 1 файл

Единый.doc

— 256.00 Кб (Скачать)

    В марте 1991 года после долгих обсуждений и дискуссий на всероссийский  референдум был вынесен вопрос о  введении государственного института  Президента России. Тогда 70% участников голосования высказались за введение президентства. IV съезд народных депутатов РСФСР 21-25 мая 1991 года утвердил законы "О Президенте РСФСР" и "О выборах Президента РСФСР", а также внес соответствующие изменения в Конституцию РСФСР. В июне состоялись выборы первого президента России Бориса Ельцина.

    Итак, в Российской Федерации пост президента введен во исполнение решения народа, принятого на референдуме России 17 марта 1991г. В соответствии с прежней  Конституцией Президент РСФСР провозглашался высшим должностным лицом РСФСР и главой исполнительной власти. Таким образом, Президентская власть была призвана наладить государственное управление, исполнение законов. Ее самостоятельность по отношению к представительным органам, укрепление с помощью Президента исполнительной власти должны были обеспечить устойчивость и создать предпосылку стабилизации обстановки в стране.

    В декабре 1991 года распался Советский  Союз, и последовавшее вслед за этим сложение с себя полномочий президентом  СССР создало благоприятные условия для дальнейшего упрочения президентской власти в России. Президент Борис Ельцин взял под свой контроль стратегические ядерные вооружения, вопросы государственной безопасности и международной политики. И с этого времени президент России выступает в качестве представителя независимого суверенного государства - правопреемника СССР.

    Состоявшиеся  в 1993 году выборы в Государственную  Думу и Совет Федерации, принятие на референдуме новой Конституции  России изменили расстановку политических сил в стране. Если итог первых выборов Президента России в 1991 году фактически был предопределен, то выборы 16 июня (3 июля)  1996 года характеризовались ожесточенным противостоянием с левой оппозицией и победой Бориса Ельцина, имевшего опыт политической борьбы.

    Перед новым 2000 годом Президент Борис  Ельцин заявил о своей отставке. Эта новость стала мировой  сенсацией нового года. Временное исполнение обязанностей Президента РФ в соответствии с Конституцией РФ (п. 3 ст. 92) перешло к Председателю Правительства РФ (В.В. Путин). В связи с отставкой Президента РФ 5 января 2000 г. Совет Федерации в соответствии с Конституцией РФ и законом «О выборах Президента РФ» назначил досрочные выборы на 26 марта 2000г. В этот день граждане России  выбрали второго Президента страны Владимира Путина.

    Как уже было сказано во Введении данной работы, Президент России является главой государства, но не главой правительства. Парламент лишь утверждает кандидатуру  премьер-министра, министров же назначает  лично Президент, при этом, даже не нуждаясь в согласии парламента. Президент России также имеет право на роспуск парламента, но это его право ничем не уравновешено. Президент и назначает правительство, и распускает парламент. Полномочия Президента России превышают полномочия Президента США. Например, Конгресс США утверждает все персональные назначения в правительстве; Президент США ни при каких условиях не может распустить Конгресс. В отличие от стран Латинской Америки Президент РФ может избираться на второй срок4.

    Российский  тип президентства нашел свое продолжение в Беларуси, Азербайджане, Армении, и гиперболизированное – в Средней Азии. Так же, как и в России, своеобразный тип президентства сложился в Украине. Крайне обобщенно можно сказать, что политическая система Украины является промежуточным (переходным) вариантом между современной российской политической системой и политической системой.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава II. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ   СТАТУС   ПРЕЗИДЕНТА РФ

§ 1. Президент РФ – глава государства

 

    В статье 80 устанавливаются основы статуса Президента Российской Федерации как главы государства.  В ранее действовавшей российской Конституции Президент был охарактеризован как высшее должностное лицо и глава исполнительной власти, согласно настоящей Конституции,  он   -  глава государства, воплощающий собой единство государства и государственной власти в целом, а не той или иной ветви власти.

    Президент является гарантом Конституции. Это  очень важная функция, обязывающая  его определять в соответствии с  Конституцией и федеральными законами основные направления внутренней и внешней политики государства. Он  представляет Российскую Федерацию в международных отношениях.

    Президент, реализуя свои полномочия, обеспечивает должное исполнение конституционных  обязанностей всеми органами государства. Достигнуть этого Президент может как путем непосредственного обращения к органам и лицам, действия которых не отвечают требованиям Конституции, так и посредством компетентных в этой сфере органов, к которым, прежде всего, относятся суды.

    Функцию гарантии прав и свобод человека и гражданина Президент реализует как в своей личной деятельности, так и инициируя законы, издавая указы, направленные на защиту правового положения личности в целом, а также отдельных групп населения, например, пенсионеров, военнослужащих, вынужденных переселенцев и других, особо нуждающихся в защите со стороны государства.

    Президент как глава государства принимает  меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной  целостности. Охрана суверенитета обеспечивается функционированием всех ветвей власти. Однако глава государства наделяется особыми полномочиями. В частности, он единолично принимает оперативные решения, вызванные экстраординарными обстоятельствами. Например, он имеет право вводить своим решением военное или чрезвычайное положение на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе (ч. 2 ст. 87, ст. 88).

    Существенны полномочия Президента по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Для этого он может использовать установленные Конституцией Российской Федерации рычаги воздействия на Государственную Думу и Правительство (гл. 5, 6 Конституции), может в ряде случаев обратиться в суд, например, обратиться с запросом в Конституционный Суд РФ о соответствии Конституции России федеральных законов и нормативных актов Правительства. Он может обратиться также с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации актов субъектов Федерации по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения органов государственной власти Федерации и ее субъектов.

    Президент вправе инициировать согласительные процедуры  для разрешения разногласий между  органами государственной власти федерального уровня и субъектов Федерации. В ч. 4 ст. 78 указано, что Президент и Правительство в соответствии с Конституцией обеспечивают осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.

    Для обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной  власти Президент имеет возможность  использовать и иные средства, указанные  в Конституции. Но нельзя забывать и  о том, что нередко решающим фактором является авторитет Президента как главы государства.

    Полномочие  Президента  - определять основные направления  внутренней и внешней политики государства, закрепленное в ч. 3 ст. 80,  ранее  принадлежало Съезду народных депутатов  Российской Федерации. Однако это не означает, что  Президент должен играть такую же роль «всемогущего правителя», на которую претендовал Съезд.

    Во-первых, следует учитывать, что в действующей  Конституции последовательно и  системно реализована модель разделения властей. В прежней Конституции это лишь провозглашалось, но до закрепления дело так и не дошло.

    Во-вторых, Президент определяет не вообще всю  внутреннюю и внешнюю политику (как  было записано за Съездом в ч. 2 ст. 104 прежней Конституции), а только ее основные направления. Это значительно меняет представления об объеме соответствующего полномочия.

    В-третьих, реализация данного полномочия ограничивается правовым условием - соответствием  Конституции и федеральным законам.

    В ч. 3 ст. 80 не говорится, в какой конкретно  форме Президент определяет основные направления политики.  Но  в  п. "е"  ст. 84  Конституции закреплено полномочие Президента представлять Федеральному Собранию ежегодные послания: о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Отсюда следует, что эти направления содержатся, главным образом, в посланиях Президента. Но нельзя утверждать, что невозможны иные формы представления основных направлений политики.

    На  практике основные направления политики определяются Президентом в разнообразных формах.

         1) Уже стали традиционными названные  выше ежегодные послания парламенту, содержащие как оценку положения  дел, так и задачи государства  на будущее. Речь идет именно  о традиции, поскольку из текста  Конституции нельзя с определенностью заключить, должны ли эти составные части быть изложены в разных документах или в одном. Начиная с 1994 г. было принято решение о целесообразности единого ежегодного послания Президента.

         2) Традиционными стали и бюджетные  послания Президента страны Правительству РФ. Посредством этих специфических посланий глава государства также определяет основные текущие приоритеты.

         3) В практику входят тематические  концептуальные документы Президента. Таково, например, послание по национальной  безопасности Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, направленное 13 июня 1996 г.

         4) Отдельные направления формулируются  Президентом в его указах, а  также в некоторых публичных  выступлениях.

    Конституционная формула, в соответствии с ч. 4 ст. 80,  "представляет Российскую Федерацию внутри страны" означает, что Президент выступает от имени всех федеральных властей во взаимоотношениях, прежде всего, с властными структурами субъектов Федерации.

    Представительская роль Президента РФ не исчерпывается  взаимоотношениями с субъектами Федерации. Президент представляет Российскую Федерацию (уже в качестве суверенного государства) во взаимоотношениях со всевозможными структурами гражданского общества. Однако во всех случаях представительства Президент вправе использовать только те полномочия, которые установила для него Конституция Российской Федерации.

         Сказанное не означает, что руководители  иных федеральных органов власти  не вправе вступать в отношения  с органами власти субъектов  Федерации или общественными структурами. Но они могут представлять при этом лишь соответствующий государственный орган, но никак не государство (Федерацию) в целом.

    В международных отношениях  Президент  олицетворяет Российскую Федерацию  как субъект международных отношений, как страну. Это, прежде всего, означает, что Президент подписывает международные договоры, участвует в переговорах от имени России  либо поручает это тому или иному государственному должностному лицу.

    Важной  характеристикой статуса Президента является его неприкосновенность. В ст. 91 не раскрывается содержание понятия неприкосновенности Президента, однако, опираясь на другие статьи Конституции, можно сделать вывод о юридическом содержании этого понятия.

    В период своих полномочий Президент  не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску и личному досмотру; в этом смысле его личность неприкосновенна. Однако объем таких гарантий у Президента больше, чем у членов парламента.

    Согласно  ч. 1 ст. 93 Президент в период осуществления  им своих полномочий несет ответственность только за совершение государственной измены или иного тяжкого преступления.

 
 
 
 
 

    § 2. Избрание и отрешение Президента РФ от должности

 

    В  статье 81 Конституции РФ  определены условия, которым должен удовлетворять  кандидат на пост Президента Российской Федерации, а также порядок его избрания.

    Предъявляемые к кандидату в Президенты требования изложены в ч. 2 ст. 81. Президентом  может быть избран только гражданин  Российской Федерации, достигший 35 лет.  Конституция России 1978 г. (после внесения поправок в 1991 году) предусматривала также возрастной максимум для Президента – 65 лет. В действующей Конституции этого условия нет.

Информация о работе Президент РФ