Президент РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 13:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель – изучить функции и полномочия Президента РФ в области законодательной и исполнительной власти, дать правовую характеристику его положению в современном государственном устройстве России, объяснить необходимость его полномочий как высшего представителя народа в нашей стране.
Задача работы – описать виды полномочий Президента.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………….3
Глава I. Становление института президентства в России………………………….....7
Глава II. Конституционно-правовой статус Президента Р………………………......11
§1. Президент РФ – глава государства……………………………………………......11
§ 2. Избрание и отрешение Президента РФ от должности…………………………..15
Глава III. Полномочия Президента РФ………………………………………………..21
§ 1. Президент РФ и Федеральное Собрание РФ……………………………………..21
§ 2. Президент РФ и Правительство РФ………………………………………………25
§ 3. Президент РФ и субъекты РФ…………………………………………………….27
§ 4. Президент РФ и судебная власть…………………………………………………29
§ 5. Военные полномочия Президента РФ……………………………………………30
§ 6. Полномочия Президента РФ по введению чрезвычайного положения………..34
§ 7. Полномочия Президента РФ в области внешней политики…………………….47
§ 8. Иные полномочия Президента РФ………………………………………………..40
§ 9. Акты Президента РФ………………………………………………………………43
§ 10. Аппарат Президента РФ………………………………………………………….46
Заключение……………………………………………………………………………...47
Список использованных источников и литературы…………………………………………………………………………........49

Файлы: 1 файл

Единый.doc

— 256.00 Кб (Скачать)
lign="justify">    Полномочия  Президента, связанные с деятельностью  парламента, содержатся в статье 84 Конституции  РФ.

    Полномочия  Президента, вытекающие из различия конституционных  функций главы государства и  парламента, в основном и главном  не конкурируют с полномочиями представительного органа. Конституция проводит четкое различие их полномочий, исходя из принципа разделения властей.

    В то же время полномочия Президента в сфере взаимоотношений с  парламентом позволяют рассматривать  главу государства как непременного участника законодательного процесса.

    Согласно  п. «а», Президент назначает выборы Государственной Думы (в то время, как выборы Президента назначаются  Советом Федерации) в связи с  истечением срока ее полномочий, предусмотренного Конституцией, или в связи с ее роспуском. Порядок выборов устанавливается федеральным законом № 175-ФЗ от 20.12.02 г. (в ред. от 21.12.03 г.) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ». После выборов Государственная Дума собирается на тридцатый день самостоятельно, но Президент может созвать заседание Думы ранее этого срока.

    В соответствии с п. «б» Президент  распускает  Государственную Думу, но только в точно установленных  Конституцией случаях, но не предусмотрено  право Президента распускать Совет Федерации. Роспуск Думы возможен в случаях:

    Роспуск возможен если:

    - Государственная Дума большинством  общего состава депутатов трижды  отклоняет представленные Президентом  кандидатуры на должность Председателя  Правительства РФ (ст. 111, ч. 4) (каждая кандидатура должна быть рассмотрена Думой в течение недели);

    - Государственная Дума в течение  трех месяцев повторно выразит  недоверие Правительству (ст. 117, ч. 3) (однократное выражение недоверия  роспуск Думы повлечь не может).

    - при отказе Государственной Думы в доверии Правительству (ч.4 ст.117).

    Государственная Дума не может быть распущена Президентом:

    - в течение года после ее  избрания;

    - с момента выдвижения ею обвинения  против Президента до принятия  соответствующего решения Советом  Федерации; 

    - в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения;

    - в течение шести месяцев до  окончания срока полномочий Президента  РФ.

    Строгое обуславливание роспуска Думы и ограничение  прав Президента в этой области свидетельствуют  о том, что роспуск Думы рассматривается как явление экстраординарное и нежелательное.

    В целях обеспечения непрерывности  в деятельности парламента Конституция  устанавливает, что Президент в  случае роспуска им Государственной  Думы назначает дату выборов, с тем  чтобы вновь избранная Дума собралась не позднее чем за четыре месяца с момента роспуска (ч. 2 ст. 109).

    Согласно  п «г» ст. 84 Президент назначает  референдум, в порядке, установленном  ФКЗ № 2-ФКЗ от 10.10.95 г. «О Референдуме  РФ» (в ред. от 27.09.02 г.)

    Референдумы могут проводиться на всей территории Российской Федерации, а также в ее субъектах, в городских, сельских поселениях, других муниципальных образованиях. Конституция предполагает, что Президент назначает только общефедеральные референдумы - всенародное голосование граждан России. Референдумы проводятся по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления граждан при тайном голосовании.

    На  референдум Российской Федерации в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции, если Конституционное Собрание примет решение о вынесении проекта Конституции на всенародное голосование (ч. 2 и 3 ст. 135 Конституции).

    Право законодательной инициативы Президента РФ регулируется в п. «г» ст. 84 и ст.  104 Конституции. Согласно п. «г», Президент вносит законопроекты в Государственную Думу. Кроме того, Президент обладает правом вето на законопроекты, принятые Федеральным собранием. Это вето, именуемое в теории как относительное, может быть преодолено при повторном принятии законопроекта двумя палатами Федерального Собрания при раздельном обсуждении большинством в две трети каждой палаты — в этом случае Президент обязан подписать закон в течение семи дней.

    В соответствии с практикой многих стран законодательная инициатива Президента имеет особый характер: в отличие от других субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, президентские законопроекты рассматриваются вне очереди. При этом в отличие, например, от права законодательной инициативы высших судов Российской Федерации (включая Конституционный Суд) право Президента не ограничивается вопросами его ведения. Президент РФ наделен также правом вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции (ст. 134 Конституции).

    Для Президента, прежде всего, характерны законодательные инициативы по вопросам, касающимся государственного строительства, поскольку именно он отвечает за стабильное существование системы публичной  власти, а также за ее совершенствование.

    На  Президента РФ Конституцией возложена  обязанность подписывать и обнародовать (промульгировать) федеральные законы, т.е. законы, действующие на всей территории России. Это традиционная функция  главы государства, завершающая  законодательный процесс приданием закону обязательной силы (ст. 107 и ст. 108 Конституции). Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту. Конституция предоставляет Президенту 14 дней для подписания и обнародования закона.

         Президент вправе отклонить закон,  что влечет за собой его  повторное рассмотрение. Без подписи  Президента закон не вступает  в силу. Президент обязан подписать  закон и в случае нежелания  сделать это, когда президентское  вето преодолено квалифицированным большинством (две трети) от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. В этом случае, подписывая закон, президент удостоверяет его подлинность (ч. 3 ст. 107 Конституции).

    В силу Конституции Президент не вправе отказаться подписать и обнародовать федеральный конституционный закон (ч. 2 ст. 108).

    В соответствии с ФЗ № 5-ФЗ от 14.06.94 г. (в  ред. от 22.10.99 г.) "О порядке опубликования  и вступления в силу федеральных  конституционных законов, федеральных  законов, актов палат Федерального Собрания" названные законы подлежат опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом Российской Федерации. Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста закона в "Парламентской газете", "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации".

    Федеральные конституционные законы, федеральные  законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации  по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.

    Конституция предусматривает полномочие Президента РФ по обращению с ежегодными посланиями к Федеральному Собранию о положении  в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства (п. «е» ст. 84). Такие послания рассматриваются на совместных заседаниях палат парламента, хотя, как правило, палаты заседают раздельно (ч. 1 и 3 ст. 100 Конституции). Совместное заседание созывается распоряжением Президента.

 
 
 
 

    § 2. Президент РФ и  Правительство РФ

 

    Эти отношения основываются на безусловном  приоритете президентской власти. Президент  назначает Председателя Правительства  РФ с одним условием, что он получит  на это согласие Государственной  Думы. Президент обладает сильным  оружием для давления на Думу в этом вопросе: после трехкратного отклонения представленных кандидатур он вправе распустить палату и назначить новые выборы, а Председателя Правительства назначить самостоятельно.

    Неустойчивая  многопартийная система, сложившаяся  в стране, и соответствующее ей представительство в Думе исключают возможность создания однопартийного правительства большинства. В результате складывается ситуация, когда в состав Правительства входят представители партийных фракций Думы, находящиеся в оппозиции. Однако Президент вправе действовать самостоятельно и единолично принимать решение об отставке Правительства и вправе этого не делать даже в условиях выраженного думой недоверия. Решение об отставке Правительства РФ, согласно п. «в», может быть принято Президентом в трех случаях: по собственному усмотрению, в случае подачи Правительством заявления об отставке, в случае выражения недоверия Правительству Государственной Думой.

    Без участия Думы, а только по предложению  Председателя Правительства Президент  назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров (п. «д»). Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства, занимая тем самым место Председателя Правительства (п. «б»), что подтверждает его руководящее положение в исполнительной власти. Об этом же говорит и то, что не позднее недельного срока после назначения Председатель Правительства обязан представить Президенту на утверждение предложения о структуре федеральных органов государственной власти, утверждение которой главой государства ложится в основу всех назначений.

    Президент единолично определяет и представляет Государственной Думе кандидатуру  на должность Председателя Центрального Банка РФ и ставит вопрос перед  Думой о его освобождении от должности. Если же Дума не утверждает кандидатуру, предложенную Президентом, то Президент может назначить свою кандидатуру исполняющим обязанности Председателя Центрального Банка, а затем снова внести эту кандидатуру в Думу. Следовательно, никакой орган не имеет инициативного права в этом вопросе, кроме Президента.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    § 3. Президент РФ и субъекты РФ

 

    Полномочия  Президента РФ как главы федерального государства вытекают из его основных функций как гаранта Конституции. Из конкретных конституционных полномочий важное значение имеют назначение и освобождение полномочных представителей Президента. Это полномочие позволяет Президенту назначать глав администраций в регионы, когда там по каким-либо причинам не могут быть проведены выборы местной администрации.

    Президент вправе вмешиваться в споры между органами государственной власти Федерации и регионов, а также — самих регионов. В статье 85 Конституции РФ  Президент наделяется правом использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти как Российской Федерации, так и ее субъектов. Президент может применить согласительные процедуры как по своей инициативе, так и по инициативе законодательного или исполнительного органа государственной власти.

    Выступая  инициатором проведения согласительных процедур и участником переговоров или иных форм согласования спорных вопросов, Президент опирается не только на свои властные полномочия, но и на свой политический авторитет. В ходе согласительных процедур сторонами вырабатывается согласованное решение.

    Согласительные процедуры могут выражаться в совместном обсуждении спорных вопросов, в предложении компромиссных вариантов, в поисках консенсуса и др., с тем, чтобы найти взаимоприемлемый вариант. 

    В Конституции устанавливается, что, если в ходе согласительных процедур согласованное решение так и не будет найдено, Президент может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. Например, ряд споров о компетенции разрешается Конституционным Судом Российской Федерации (п. "а", "б" и "в"  ч. 3 ст. 125). По согласованию сторон в случае спора между субъектами РФ может быть избрана, например, форма третейского суда. В любом случае, однако, исключается передача дела в международный суд, поскольку речь идет о внутренних вопросах жизни государства.

    Однако  в Конституции РФ предусматривается и более сильный инструмент влияния Президента на субъекты РФ. Так, в соответствии с ч.4 ст. 78 он вместе с Правительством РФ обеспечивает «в соответствии с Конституцией РФ осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории РФ». Такая формулировка означает, что не только такие грубые формы нарушения правопорядка, как организованное неповиновение властям, мятежи, односторонне провозглашенный выход из состава Федерации или создание незаконных вооруженных формирований, но и любое уклонение от исполнения правовых актов Федерации и нарушение конституционного правопорядка требуют от Президента и Правительства РФ энергичных действий по восстановлению полномочий федеральной государственной власти.

Информация о работе Президент РФ