Президент РФ: Общие подходы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 14:51, курсовая работа

Краткое описание

Статья 80 Конституции РФ определяет, что Президент РФ является главой государства. Это означает, что Президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит напрямую, непосредственно ни в одну из ее ветвей. Президентство является относительно молодым институтом в российской конституционно-политической практике. Он вызывает к себе пристальный интерес. При этом конституционная модель президентской республики в Российской Федерации и принципы взаимодействия властей выглядят таким образом, что путем «сдержек» и «противовесов» обеспечивается восприпятствие превращения института Президента в режим личной власти, неподконтрольной народу или способной игнорировать иные ветви государственной власти в России.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3
1. Президент РФ: Общие подходы…………………………………………....7
1.1. Институт главы государства………………………………………….12
1.2. Конституционный статус Президента РФ…………………………...13
1.3. Порядок выборов и вступление в должность Президента РФ……...13
2. Акты Президента РФ……………………………………………………….16
2.1. Изменение и отмена актов……………………………………………17
3. Неприкосновенность Президента РФ……………………………………...19
3.1. Правовые нормы, регулирующие порядок прекращения полномочий Президента РФ…………………………………………………………………19
3.2. Момент окончания осуществления полномочий Президента РФ…..20
3.3. Отрешение Президента РФ от должности……………………………22
Заключение…………………………………………………………………….24
Приложение 1. Полномочия Президента РФ………………………………..28
Приложение 2. Указы Президента в иерархии нормативных актов……….29
Библиографический список…………………………………………………..30

Файлы: 1 файл

Копия Курсовая 2 Жукуновой.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

                                            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                         СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение………………………………………………………………………..3

1. Президент  РФ: Общие подходы…………………………………………....7

    1.1.  Институт главы государства………………………………………….12

    1.2.  Конституционный статус Президента  РФ…………………………...13

    1.3.  Порядок выборов и вступление  в должность Президента РФ……...13

2. Акты Президента  РФ……………………………………………………….16

     2.1.  Изменение и отмена актов……………………………………………17

3. Неприкосновенность Президента РФ……………………………………...19

    3.1.  Правовые нормы, регулирующие  порядок прекращения полномочий  Президента РФ…………………………………………………………………19

    3.2. Момент  окончания осуществления полномочий  Президента РФ…..20

    3.3. Отрешение  Президента РФ от должности……………………………22

Заключение…………………………………………………………………….24

Приложение 1. Полномочия Президента РФ………………………………..28

Приложение 2. Указы  Президента в иерархии нормативных  актов……….29

Библиографический список…………………………………………………..30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                              ВВЕДЕНИЕ 
 

         Статья 80 Конституции РФ определяет, что Президент РФ является  главой государства. Это означает, что Президент занимает особое  место в системе органов государственной  власти, не входит напрямую, непосредственно ни в одну из ее ветвей. Президентство является относительно молодым институтом в российской конституционно-политической практике. Он вызывает к себе пристальный интерес. При этом конституционная модель президентской республики в Российской Федерации и принципы взаимодействия властей выглядят таким образом, что путем  «сдержек» и «противовесов» обеспечивается восприпятствие превращения института Президента в режим личной власти, неподконтрольной народу или способной игнорировать иные ветви государственной власти в России. Проблема заключается в том, чтобы наполнить эту модель реальным социальным содержанием и юридически и фактически гарантировать общество от авторитаризма. Необходимые для этого правовые условия в действующей Конституции имеются. Согласно ст.10 Конституции государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы всех ветвей власти самостоятельны. При этом разделение властей не только не исключает, но, напротив, предусматривает координацию усилий различных ветвей власти и их взаимодействие в установленных Конституцией РФ пределах и органах. Основная роль по обеспечению взаимодействия   властей возложена Конституцией  на    Президента Российской Федерации, который согласно ч.2 ст.80 Конституции обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. /1.с 26/

         Президент РФ тесно взаимодействует  с парламентом, имеет обширные  полномочия в сфере исполнительной власти, осуществляет назначение федеральных судей, издает акты. Неприкосновенность Президента выступает как правовая гарантия его деятельности на посту главы государства. Эта гарантия выходит за рамки общих принципов неприкосновенности личности, установленных Конституцией (Ст.91), носит публично-правовой характер и призвана обеспечить повышенную охрану Президенту в силу осуществляемых им государственных функций. Президента нельзя привлечь к уголовной и административной ответственности, подвергнуть мерам взыскания за административные нарушения, задержать, арестовать, принудительно доставить для составления протокола или дачи свидетельских показаний, подвергнуть обыску, досмотру, иным мерам принудительного характера. Неприкосновенность Президента не означает, однако, отсутствия его политической ответственности, Он может быть отрешен от должности согласно ст.94 Конституции РФ. Неприкосновенность Президента не ограничивается личной неприкосновенностью, Она распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, используемые личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы, вещи. В соответствие с правовой позицией Конституционного Суда, положения Конституции о неприкосновенности Президента не исключают возможности прекращения им полномочий досрочно в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия (ст.92 Конституции РФ). / 1. с 30, с 31/

        Президент РФ, прекративший исполнение  своих  полномочий, может быть  лишен неприкосновенности в случае возбуждения уголовного дела по факту совершения тяжкого преступления. В процедуре лишения неприкосновенности участвуют Генеральный прокурор РФ, обе палаты Федерального Собрания. В рассмотрении вопроса на заседании соответствующей палаты Федерального собрания вправе участвовать Президент, в отношении которого внесено представление Генерального прокурора о лишении неприкосновенности.

          Порядок выборов Президента РФ  представляет Россию внутри страны  и в международных отношениях. Порядок выборов Президента РФ определяется Конституцией (ст.81) и на ее основе федеральным законом о выборах Президента РФ. Выборы Президента РФ осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Законодательство о выборах закрепляет альтернативность таких выборов в качестве обязательного требования. Президентом может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет. Лицо, избираемое Президентом, должно постоянно проживать в РФ не менее 10 лет, поскольку Президент должен хорошо знать ситуацию в стране, его должны знать избиратели. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации», принятый 10 января 2003 год, подробно определяет порядок проведения выборов Президента РФ. Выдвигать кандидата на должность Президента вправе политическая партия, избирательный блок и непосредственно избиратели, образовавшие инициативную группу в количестве не менее 500 человек. /1/ c 26/

          Субъекты, выдвинувшие кандидата,  обязаны собрать в его поддержку  не менее двух миллионов подписей избирателей. При этом на один субъект РФ должно приходиться не более семи процентов от требуемого общего числа подписей. Выборы признаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее половины избирателей, внесенных в списки избирателей. Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не избран, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. В таком случае избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, при условии, что это число больше числа голосов, поданных против всех кандидатов. Одно и тоже лицо не может занимать должность Президента больше двух сроков подряд. После избрания Президента осуществляется процедура его вступления в должность, которая происходит на тридцатый день со дня официального опубликования ЦИК РФ результатов выборов. Она заключается в принесении президентом присяги в торжественной обстановке.

         Тема курсовой работы- «Президент  Российской Федерации – его  правовой статус», в соответствие  с темой стоит цель- изучение  и анализ правового статуса  Президента РФ.

         Согласно цели необходимо решить  следующие задачи:

        - изучить теоретические основы и рассмотреть специфику  института

          Президента, присущих для различных типов государственного

         устройства;

       - рассмотреть особенности конституционно- правового статуса

         Президента Российской Федерации;

        Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения, библиографического списка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. ПРЕЗИДЕНТ РФ: ОБЩИЕ ПОДХОДЫ
 
 

        Ранее Президент определялся  как глава исполнительной власти  и высшее должностное лицо  в стране. Теперь, согласно ст.80 Конституции РФ, он является главой государства. Называясь главой государства, Президент может быть номинальной фигурой, а ведущая роль в управлении государством принадлежит Правительству. В соответствии со ст.80 Конституции Президент является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он как глава государства представляет РФ внутри страны и в международных отношениях. / 1.c 26/

         Можно выделить следующие факторы  сильного российского Президента:

         1. Президент избирается народом,  следовательно, его полномочия  производны от народа, который  доверяет Президенту высшие государственные  функции. Согласно ст. 81 Конституции РФ, Президент избирается всеми гражданами России, обладающими активным избирательным правом, на всеобщих выборах. В силу этого он получает мандат доверия не от парламента, как, например, в ФРГ или Италии, а от всего населения России.  /1. с 26/

        2. Президент в России по конституционной модели не входит в систему разделения властей, а стоит над всеми ветвями власти. Это хорошо видно из сопоставления ряда норм.

         Согласно ст.10 Конституции Российской Федерации, государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную власти. Государственную власть в РФ осуществляет Президент Российской Федерации, Федеральное собрание, Правительство РФ, суды (ст.11). Таким образом, Президент также осуществляет государственную власть. Законодательную осуществляет парламент (ст.94 Конституции РФ), исполнительную власть РФ – Правительство Российской Федерации, судебная власть принадлежит судам (гл.7 Конституции РФ). /1. с 5, с 6, с 31/

         Президент в целом независим от других органов государственной власти. Парламентские и судебные сдержки и противовесы в отношении президентской власти, а тем более контроль существуют в самых минимальных размерах. Если Президент РФ совершит государственную измену или иное тяжкое преступление, служащее основанием для его отрешения от должности (ст.93 Конституции РФ), подобное отрешение будет весьма проблематичным, поскольку в Конституции не предусмотрена ответственность Президента за грубое нарушение не только самой Конституции, но и законов, и президентской присяги. Хотя формально парламент России в лице своих палат на основании ст.93, ст.102 Конституции может отрешить Президента от должности.  /1. с 30, с 31/

          Возможности самого Президента, особенно по отношению к парламенту весьма внушительны: начиная от посланий к Федеральному Собранию, внесения проектов законов, которые могут быть определены Президентом как первоочередные, права вето, предложение кандидатур должностных лиц, назначаемых палатами, и кончая правом роспуска нижней палаты - Государственной Думы и назначения внеочередных парламентских выборов.

          Не следует забывать о том,  что в верхней палате - Совете Федерации, как и в Государственной Думе, Президент имеет солидную поддержку в лице партии «Единая Россия» и одноименной депутатской фракции, которые при прохождении законов неизменно голосуют в поддержку президентских вариантов.  /8. с 215/

         3. По существующей Конституции  у Президента есть право на  свое законодательство, то есть  на принятие актов (прежде всего указов), которые в отсутствие законов на равных с ними регулируют общественные отношения и действуют до тех пор, пока не появятся соответствующие законы, по ряду вопросов законы вообще не принимаются и регулирование осуществляется либо самостоятельно Президентом, либо по его поручению Правительством РФ. Согласно ст.90 Конституции Президент РФ издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на  всей территории России. При обнаружении противоречия Конституционный Суд полномочен аннулировать нормативные указы Президента, если сочтет, что они не соответствуют Конституции Российской Федерации. /1. с 29/

          4. Правительство РФ вполне можно  назвать Правительством Президента  РФ, поскольку Президент его полностью  формирует, направляет его деятельность и в любой момент вправе отправить в отставку (ст.83,ст.111), хотя для назначения Председателя Правительства Президенту необходимо согласие Государственной Думы (ст.103,ст.111) /1. с. , с 4, с 7/

         Согласно ст.117, Дума может также выразить недоверие Правительству, в связи с чем Президент ставится  перед дилеммой - объявить об отставке Правительства или не согласиться с решением Государственной Думы. Если же палата в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент обязан либо отставить Правительство, либо распустить Государственную Думу (ч.3 ст.117 Конституции РФ). Ряд членов Правительства, занимающих ключевые посты, работает под непосредственным руководством Президента (министры иностранных дел, обороны, внутренних дел и др.). Президент устанавливает также всю систему федеральных органов исполнительной власти. /1. с 9/

          5. В стране существует вертикаль  исполнительной власти, включающая  сверху вниз (или наоборот) все  структуры, вплоть до главы сельского муниципального собрания (несмотря на провозглашенное Конституцией РФ отделение органов местного самоуправления от органов государственной власти). Вершиной этой пирамиды можно считать Президента РФ. В субъектах РФ он имеет своих полномочных представителей.

         6. В соответствие со ст.87 Конституции  РФ Президент является Верховным  Главнокомандующим Вооруженными  силами. Исключительно Президенту  принадлежит право утверждать  военную доктрину Российской  Федерации, назначать и освобождать  высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации (ст.83). Однако, он обязан (ч.2 ст.87) при единоличном введении военного положения незамедлительно сообщить об этом Совету Федерации и государственной Думе. Ему не принадлежит право объявления войны и заключения мира. Это исключительная компетенция Совета Федерации (ст.106). /1. с 7, с 9, с 35/

Информация о работе Президент РФ: Общие подходы