Президент РФ: Общие подходы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 14:51, курсовая работа

Краткое описание

Статья 80 Конституции РФ определяет, что Президент РФ является главой государства. Это означает, что Президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит напрямую, непосредственно ни в одну из ее ветвей. Президентство является относительно молодым институтом в российской конституционно-политической практике. Он вызывает к себе пристальный интерес. При этом конституционная модель президентской республики в Российской Федерации и принципы взаимодействия властей выглядят таким образом, что путем «сдержек» и «противовесов» обеспечивается восприпятствие превращения института Президента в режим личной власти, неподконтрольной народу или способной игнорировать иные ветви государственной власти в России.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3
1. Президент РФ: Общие подходы…………………………………………....7
1.1. Институт главы государства………………………………………….12
1.2. Конституционный статус Президента РФ…………………………...13
1.3. Порядок выборов и вступление в должность Президента РФ……...13
2. Акты Президента РФ……………………………………………………….16
2.1. Изменение и отмена актов……………………………………………17
3. Неприкосновенность Президента РФ……………………………………...19
3.1. Правовые нормы, регулирующие порядок прекращения полномочий Президента РФ…………………………………………………………………19
3.2. Момент окончания осуществления полномочий Президента РФ…..20
3.3. Отрешение Президента РФ от должности……………………………22
Заключение…………………………………………………………………….24
Приложение 1. Полномочия Президента РФ………………………………..28
Приложение 2. Указы Президента в иерархии нормативных актов……….29
Библиографический список…………………………………………………..30

Файлы: 1 файл

Копия Курсовая 2 Жукуновой.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

         К тому же парламент наделен  правом утверждать федеральный  бюджет, с помощью которого законодательная  власть может влиять на вопросы  субсидирования армии и флота. Именно в ведении Совета Федерации находится решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил за ее пределами (п. «г» ст.102). Президент держит в руках все нити внутренней и внешней политики государства. Согласно ст.86 Конституции он осуществляет руководство внешней политикой, ведет переговоры и подписывает международные договоры, ратификационные грамоты. Однако эти договоры не вступают в силу без их ратификации парламентом путем принятия законов обеими палатами (ст.106 Конституции РФ). Конституция предоставила Президенту право вводить на территории России и в отдельных ее местностях чрезвычайное положение. Именно законодательной власти принадлежит право санкционировать или отменять эти решения Президента.

Президент в соответствии с Конституцией РФ обладает широким кругом полномочий, вытекающих из его статуса как главы государства и обеспечивающих ему возможность выполнять закрепленные за ним функции. / 1. с 33, с 35/

          1. Президент имеет полномочия, связанные  с формированием федеральных органов государственной власти.

          В отношении формирования исполнительной  власти полномочия Президента  наиболее широки. Президент подписывает  и обнародует федеральные законы Российской Федерации, обладает правом отлагательного вето, вносит законопроекты в Государственную Думу, наделен полномочиями обращаться в Конституционный Суд с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации, предусмотренных в ст.125 Конституции нормативных актов о толковании Конституции. Президент имеет право вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции. /1. с 41/

          2. Большой объем полномочий закреплен  за Президентом в сфере, связанной  не только с формированием,  но и с деятельностью исполнительной  власти.

         3. Как глава государства Президент РФ обладает широкими полномочиями во внешнеполитической и военной областях.

         Президент РФ утверждает военную доктрину Российской Федерации, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России, назначает и освобождает командование Вооруженных сил, формирует и возглавляет Совет безопасности.

         Президент вводит военное и  чрезвычайное положение.

          4. Президент РФ назначает всероссийский  референдум.

          5. К полномочиям Президента РФ  как главы государства отнесено решение вопросов гражданства, предоставление политического убежища, награждение государственными наградами РФ, присвоения почетных званий РФ высших воинских и высших специальных званий, осуществление помилования.

           6. Президент в целях реализации своих функций и полномочий осуществляет правотворческую деятельность.

          Он издает указы и распоряжения. Для обеспечения выполнения своих  полномочий Президент формирует  Администрацию Президента.

          Президент вправе приостанавливать  действие актов органов исполнительной власти субъектов федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом. Кроме решения вопросов о составе Правительства. Постановления и распоряжения Правительства могут быть отменены Президентом РФ в установленных Конституцией случаях. Перед вновь избранным Президентом Правительство слагает свои полномочия.    
 

          1.1. Институт главы государства  
 

          Институт главы государства существует во всех современных государствах. Глава государства занимает высшее место в иерархии государственных органов, обеспечивает стабильность и преемственность механизма государственной власти, осуществляет верховное представительство страны на международной арене.

          Термин «президент» в переводе с латинского означает «сидящий впереди». В современном понимании президент – это должностное лицо, избираемое гражданами, парламентом или избирательной коллегией с участием парламента на определенный срок. Родиной института президентства считаются США, где конституционный конвент принял решение об учреждении просто президента. Первыми европейскими странами, где была введена должность президента, стали Франция и Швейцария. В настоящее время пост президента существует во многих станах.  /4. с 324/ 
 

          1.2. Конституционный статус Президента РФ 
 

          Конституционно-правовой статус  Президента РФ складывается из совокупности конституционных норм, закрепляющих его положение в системе органов государственной власти. Конституционно-правовой статус Президента РФ включает в себя следующие элементы:

  • правовые нормы, определяющие порядок выборов и вступления в должность Президента РФ;
  • правовые нормы, устанавливающие компетенцию Президента РФ.

          Совокупность органов российского  государства, взаимосвязанных и  взаимодействующих между собой  в ходе осуществления государственной  власти Российской Федерации.  В связи с федеративным государственным устройством России в данную систему входят органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Федерации. /6.с 122/ 
 

         1.3. Порядок выборов  и вступления в  должность

                Президента РФ 
 

          Порядок выборов Президента РФ определяется Конституцией РФ (ст.81) и на ее основе Федеральным законом о выборах Президента РФ. Выборы Президента РФ осуществляются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Законодательство о выборах закрепляет альтернативность таких выборов в качестве обязательного  требования.  /2. с 18/

  Президентом может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет. Лицо, избираемое Президентом, должно постоянно проживать в РФ не менее 10 лет, поскольку Президент должен хорошо знать ситуацию в стране, его должны знать избиратели. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации», принятый 10 января 2003 год, подробно определяет порядок проведения выборов Президента РФ.  /2. с 3/

          Выдвигать кандидата на должность  Президента вправе политическая  партия, избирательный блок и  непосредственно избиратели, образовавшие  инициативную группу в количестве не менее 500 человек. Субъекты, выдвинувшие кандидата, обязаны собрать в его поддержку не менее двух миллионов подписей избирателей. При этом, на один субъект РФ должно приходиться не более семи процентов от требуемого общего числа подписей. Выборы признаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее половины избирателей, внесенных в списки избирателей. Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не избран, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. В таком случае избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, при условии, что это число больше числа голосов, поданных против всех кандидатов. Одно и тоже лицо не может занимать должность Президента больше двух сроков подряд. После избрания Президента осуществляется процедура его вступления в должность, которая происходит на тридцатый день со дня официального опубликования ЦИК РФ результатов выборов. Она заключается в принесении президентом присяги в торжественной обстановке.  /2. с 8/ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. АКТЫ ПРЕЗИДЕНТА  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 
 

          Осуществляя свои полномочия, Президент РФ издает два вида указов: указы и распоряжения (ст.90 Конституции РФ). Различие между ними установить довольно сложно. Казалось бы, надо исходить из того, что указ -акт более широкого действия, имеющий нормативный характер, а распоряжение – документ более частного конкретного назначения. Нередко нормативными являются и указы, и распоряжения. Кроме того, для определенных вопросов ненормативного характера устойчивой формой является не распоряжение, а указ. Поэтому граница между актами Президента порой условна. Указы и распоряжения  Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, включая территорию всех ее субъектов. Они могут быть дополнены, изменены или признаны утратившими силу только самим Президентом; нормативные указы Президента утрачивают силу также по решению Конституционного Суда. Официальное опубликование указов имеет целью довести их содержание до всеобщего сведения, что необходимо для применения указов на практике. При этом официальное опубликование служит гарантией того, что публикуемый текст полностью соответствует подлиннику, т.е. тому тексту, который был принят главой государства и подписан им. Акты публикуются в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации» в течение десяти дней после их подписания. Данное опубликование считается официальным. Акты Президента могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по телевидения и радио, разосланы государственным органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, организациям, переданы по каналам связи. Такие публикации не считаются официальными. /1. с.29/

          Акты Президента, имеющие нормативный  характер, вступают в силу одновременно  на всей территории Российской  федерации по истечении семи  дней после их первого официального  опубликования. Иные акты президента, в том числе содержащие сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания. Президентом может быть установлен другой порядок вступления принятых им актов в силу. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции и федеральным законам. /9. с 325/ 
 

          2.1. Изменение и отмена актов 
 

           В соответствии со ст.80 Конституции  Российской Федерации Президент  Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В силу этого не противоречит Конституции РФ издание им указов, восполняющих пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного решения при условии, что такие указы не противоречат Конституции Российской Федерации и Федеральным законам, а их действие во времени ограничивается периодом до принятия соответствующих законодательных актов. /1. с.26/

          Для случаев, когда очевидно, что  общественные отношения составляют  предмет закона, но нет возможности  его принять, то необходимо  заложить в Конституции хотя  бы вынесение Государственной  Думой решения о поручении  Президенту урегулировать эти отношения. Отсюда еще один фактор: принятие указа вместо закона, даже на время, допустимо тогда, когда концепция урегулирования ясна и в оценке ее органы не расходятся.  Если же имеет место обратное принятие указа вместо закона, это означает не что иное, как подмену президентом парламента. Надо ответить и еще на некоторые вопросы. Один из них: связывает ли появившийся указ законодателя (т.е. Федеральное собрание). Должен ли российский парламент исходить из позиции указа, либо, принимая закон, самостоятельно, по -новому урегулировать общественные отношения?  /3. с 245/

          Это отнюдь не риторический  вопрос. В сентябре-декабре 1993 года, до начала работы Федерального  Собрания, Президент несколькими  десятками своих указов урегулировал  многие общественные отношения. Немало указов сопровождалось политикой: внести в рассмотрение Федерального собрания.

         Другой вопрос заключается   в том, что делать Президенту  тогда, когда парламент принимает  закон, и в указе уже нет необходимости. Ответ как бы напрашивается сам собой: отменить указ. Важно при этом не допустить того, чтобы возникла коллизия между не отменяемым указом и по - новому, в отличие от указа, регулирующем общественные отношения законом. Но окончательно принятый новый закон предполагает отмену указа согласно ст.90 Конституции.  /1. с 29/ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ  ПРЕЗИДЕНТА

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ 
 

           3.1. Правовые нормы, регулирующие порядок

                   прекращения полномочий Президента РФ 
 

        Неприкосновенность Президента выступает как правовая гарантия его деятельности на посту главы государства. Эта гарантия выходит за рамки общих принципов неприкосновенности личности, установленных Конституцией (Ст.22), носит публично-правовой характер и призвана обеспечить повышенную охрану Президенту в силу осуществляемых им государственных функций. Президента нельзя привлечь к уголовной и административной ответственности, подвергнуть мерам взыскания за административные нарушения, задержать, арестовать, принудительно доставить для составления протокола или дачи свидетельских показаний, подвергнуть обыску, досмотру, иным мерам принудительного характера. Неприкосновенность Президента не означает, однако, отсутствия его политической ответственности, Он может быть отрешен от должности согласно ст.94 Конституции РФ. Неприкосновенность Президента не ограничивается личной неприкосновенностью, Она распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, используемые личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы, вещи. В соответствие с правовой позицией Конституционного Суда, положения Конституции о неприкосновенности Президента не исключают возможности прекращения им полномочий досрочно в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия (ст.92 Конституции РФ).  /1.с 9, с 30, с 31/

Информация о работе Президент РФ: Общие подходы