Президент РФ, прекративший исполнение
своих полномочий, может быть
лишен неприкосновенности в случае
возбуждения уголовного дела
по факту совершения тяжкого
преступления. В процедуре лишения неприкосновенности
участвуют Генеральный прокурор РФ, обе
палаты Федерального Собрания. В рассмотрении
вопроса на заседании соответствующей
палаты Федерального собрания вправе
участвовать Президент, в отношении которого
внесено представление Генерального прокурора
о лишении неприкосновенности.
В обычном порядке Президент
РФ прекращает осуществление
своих полномочий с истечение
срока, на который он был
избран в момент принесения
присяги вновь избранным Президентом
РФ. Полномочия Президента РФ могут
быть прекращены досрочно:
- по инициативе
самого Президента;
- по независящим
от воли Президента РФ причинам – в случае
стойкой неспособности Президента РФ
по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие
ему полномочия;
- по инициативе
Федерального собрания – в случае принятия
им решения об отрешении Президента от
должности.
Во всех случаях, когда Президент РФ не
в состоянии выполнять свои обязанности,
их временно исполняет Председатель Правительства
РФ.
3.2. Момент окончания
осуществления полномочий
Президента Российской
Федерации.
Конституция предусматривает следующие
основания досрочного прекращения
полномочий президента РФ: отставка,
стойкая неспособность по состоянию
здоровья осуществлять принадлежащие
Президенту полномочия, отрешение от должности.
Согласно Конституции, досрочное
прекращение полномочий главы
государства возможна лишь при
обстоятельствах и при наличии
гарантий, определенных самой Конституцией.
Гарантиями деятельности Президента
РФ служат его неприкосновенность, правовые
механизмы, обеспечивающие постоянность
его функционирования в этом качестве
и непрерывность осуществления им своих
полномочий. Конституция не предоставляет
Парламенту права решать вопросы, связанные
с досрочным прекращением полномочий
Президента. В процедуре отставки лишь
Совет Федерации наделен Конституцией
правом назначать выборы нового Президента
в установленный ею срок. Что касается
Государственной Думы, то на практике
ею принимаются постановления рекомендательного
характера с предложением президенту
досрочно прекратить исполнение президентских
полномочий, медицинскому центру представить
заключение палатам Федерального Собрания
и Правительству РФ о состоянии здоровья
действующего Президента, а также делаются
соответствующие заявления в адрес Президента.
Часть 3. ст.92 связывает временное исполнение
обязанностей президента Председателем
Правительства РФ не только с конкретными
случаями, но очевидно и со всеми другими
случаями, когда президент не в состоянии
выполнять свои обязанности. К их числу
следует отнести не только исключительные
обстоятельства, но и, например, болезнь
Президента, не влекущую досрочного прекращения
полномочий, а лишь их временное невыполнение.
Объем полномочий лица, исполняющего
обязанности Президента, меньше, чем у
самого президента. /1.с30/
Так, исполняющий обязанности
Президента, не имеет права распускать
Государственную Думу, назначать
референдум, а также вносить предложения
о поправках и пересмотре Конституции.
Как следует из ч.3 рассматриваемой
нами статьи и практики их
применения, ограниченное по времени
исполнение обязанностей Президента
Председателем Правительства продолжается
соответственно до момента возвращения
действующего Президента к исполнению
своих обязанностей или вступления в должность
вновь избранного Президента РФ. /1.с30/
3.3. Отрешение Президента
РФ от должности.
Отрешение Президента от должности
(импичмент) – это особая процедура
реализации конституционной ответственности
Президента РФ в случае совершения им
государственной измены или иного тяжкого
преступления.
Инициатива отрешения должна
исходить от не менее одной
трети депутатов Государственной
Думы, причем при наличии заключения
специальной комиссии, образованной
думой. В самой процедуре отрешения задействованы
обе палаты Федерального Собрания, Конституционный
Суд, Верховный Суд. Государственная Дума
выдвигает обвинение, которое должно быть
подтверждено заключением Верховного
Суда. Конституционный Суд дает заключение
о соблюдении установленного порядка
выдвижения обвинения. Совет Федерации
отрешает Президента от должности. В обеих
палатах эти вопросы решаются двумя третями
голосов от общего числа депутатов (членов).
Отрешение возможно только на основании
обвинения в государственной измене или
совершении иного тяжкого преступления.
Решение Совета Федерации об отрешении
Президента от должности должно быть принято
не позднее чем в трехмесячный срок после
выдвижения Государственной думой обвинения
против Президента. Все государственные
органы, участвующие в процессе рассмотрения
данного вопроса должны укладываться
в определенные сроки чтобы не нарушить
данный конституционный срок. Для палат
Федерального Собрания такие сроки регулируются
их регламентами. Если в установленный
Конституцией трехмесячный срок решение
совета Федерации
не будет принято, обвинение против Президента
считается отклоненным. При отрешении
Президента от должности не позднее трех
месяцев с момента досрочного прекращения
исполнения им полномочий в соответствии
с ч.3 Конституции должны состояться
выборы нового Президента.
Председатель Правительства в
случае отрешения Президента
от должности временно до вступления
в должность вновь избранного
Президента, исполняет его обязанности
на основании ч.3 ст.92 Конституции РФ. /1.
с30/
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Президенту государства посвящена
гл.4 Конституции Российской Федерации,
согласно нормам которой устанавливаются
порядок избрания, правовое положение,
компетенция этого органа государства,
правовые актов, а также порядок досрочного
прекращения его деятельности. Порядок
выборов Президента Российской Федерации
определяется Федеральным законом Российской
Федерации. Согласно ст. 81 Конституции
Российской Федерации, Президент избирается
на четыре года из числа граждан России
не моложе 35 лет, постоянно проживающий
на территории Федерации не менее 10 лет.
Одно и тоже лицо может занимать пост Президента
не более двух сроков подряд. Согласно
ст.80.Конституции РФ, Президент РФ является
главой государства. Он представляет Российскую
Федерацию как внутри страны, так и в международных
отношениях; принимает меры по охране
суверенитета России, ее независимости
и целостности. В соответствии с Конституцией
и федеральными законами Российской Федерации
Президент определяет основные направления
внутренней и внешней политики государства.
/1. с26/
Именно в силу правового положения
Президент обладает правом принимать
в гражданство Российской Федерации
и решать вопросы о выходе из него; награждать
граждан за заслуги; применять свое право
помилования.
Как глава государства Президента
Российской Федерации является
гарантом ее Конституции, а
также прав и свобод человека
и гражданина.
При вступлении в должность Президент
Российской Федерации приносит народу
присягу, текст которой закреплен в Конституции
(ст.82). /1.с27/
Полномочия Президента складываются из
многих его прав и обязанностей, которые
можно рассмотреть по сферам деятельности,
закрепленным в Конституции.
Досрочно полномочия Президента
могут прекратиться в случае
его добровольной отставки, стойкой
неспособности по состоянию здоровья
осуществить принадлежащие ему
полномочия или отрешения от
должности.
Конституция Российской Федерации
устанавливает сложную процедуру
отрешения Президента от должности,
для этого необходимо:
- выдвижение
по инициативе не менее одной
трети депутатов Государственной
Думы обвинения против Президента
в измене или совершении тяжкого
преступления. Это обвинение должно быть
принято двумя третями голосов общего
числа депутатов Государственной Думы
при наличии заключения специальной комиссией
этой палаты парламента ;
- заключение
Верховного Суда Российской Федерации
о наличии в действиях Президента признаков
этих преступлений;
- заключение
Конституционного суда Российской Федерации
о соблюдении установленного порядка
выдвижения обвинения;
- решение Совета
Федерации об отрешении Президента РФ
от должности, принятого двумя третями
голосов общего числа членов этой палаты
не позднее, чем в трехмесячный срок после
выдвижения обвинения. Если в этот срок
решение Советом Федерации не будет принято,
обвинения против Президента считается
отклоненным;
- выдвижение
по инициативе не менее одной трети депутатов
Государственной Думы обвинения против
Президента в измене или совершении иного
тяжкого преступления. Это обвинение должно
быть принято двумя третями голосов общего
числа депутатов Государственной Думы
при наличии заключения специальной комиссии
этой палаты парламента;
- заключение
Верховного Суда Российской Федерации
о наличии в действиях Президента признаков
этих преступлений;
- заключение
Конституционного Суда Российской Федерации
о соблюдении установленного порядка
выдвижения обвинения;
- решение Совета
Федерации об отрешении Президента Российской
Федерации от должности, принятого двумя
третями голосов общего числа членов этой
палаты.
Если в этот срок решение Советом Федерации
не будет принято, обвинение против Президента
считается отклоненным.
Правовой статус Президента РФ
складывается из многих его
прав и обязанностей, которые
можно определить как ключевые
в системе органов государственной
власти Российской Федерации.
В тоже время особенность статуса
главы Российского государства состоит
в том, что Президент РФ формально не принадлежит
ни к одной из ветвей власти, он обеспечивает
их согласованное функционирование. Президент
РФ тесно взаимодействует с парламентом,
имеет обширные полномочия в исполнительной
власти, осуществляет назначение федеральных
судей и т.д. Определяя проблему в определенном
в работе правовом статусе Президента
РФ, отметим, что в «Российской газете»
и «Собрании законодательства Российской
Федерации» публикуются указы и распоряжения
Президента РФ, которые не должны противоречить
Конституции и Федеральным законам.
/ 7. с 95 /
В тоже время существует статистика
проверки соответствия правовых
актов Президента федеральным
законам, которая возложена Конституцией
на суды общей юрисдикции и
арбитражные суды. При этом суды устанавливали
несоответствие актов Президента закону
и принимали решение в соответствии
с законом.
Согласно проанализированной работе
по определению конституционно-правового
статуса Президента РФ необходимо
отметить следующее: Россия, как
государство формировалась на протяжении
столетий. История государственности
России говорит о том, что роль главы государства
была всегда очень высокой. Именно от деятельности
этого института власти зависели все прогрессивные
преобразования в стране.
Правовой статус Президента России
основан на учете мирового
опыта организации президентской
власти. Вместе с тем устройство
президентской власти в России
весьма специфично, отражает Российские
условия политической жизни и
не дает говорить о копировании опыта
какой-либо страны.
Сегодня в России необходим
этот институт власти, поскольку
на нынешнем этапе развития нашего государства
общество требует серьезных реформаторских
преобразований во всех сферах деятельности.
Приложение 1
Полномочия Президента
Российской Федерации
|
Полномочия,
связанные формирова-нием
Феде-ральных
органов го-
сударственной
власти |
|
Полномо-
чия, связанные
с деятель-
ностью
исполни-
тельной
власти |
|
Полномо-
чия во внешне-
полити-
ческой и
военной
областях |
|
Назначе-
ние
всерос-
сийского
референ-
думу |
|
Решение
вопросов граждан-
ства,
предос-тавление
полити-
ческого
убежища,
награжде-
ние гос.
наградами,
присвоение
почетных званий
РФ,
высших воинских
и высших специаль-
помилова-
ние |
|
Осущест-
Вление
Право-
Твор-
Ческой
Деятель-
ности |
|
Утверж-
дает военную
доктрину,
явлется
Верховным
Главно-
командую-
щим,
назначает
и освобож-
дает
Высшее командова-
ние Воо-
руженных
Сил, формирует
и возглав-
ляет Совет
Безопас-
ности |
|
|
Издает
указы и распоря-
жения |
Назначает
Председателя
Правительства
РФ |
|
Предлагает
кандидатуры
судей Конституции-
оного, Вер-
ховного и Ар-
битражного
Судов, Ген.
прокурора |
|
Назначает
вы-
боры Гос.думы,рас-
пускает
Гос.думу |
|
Подписывает
И обнарудует
Федеральные
Законы РФ,
Обладает пра-
Вом отлага-
Тельного вето,
Вносит зако-
Нопректы в
Гос.думу,
|