Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 17:55, доклад
Выборы главы государства - процесс важный, поэтому закон о выборах президента РФ готовится задолго до события и оговаривает каждую деталь. Существенные изменения в данный документ вносятся только в особых случаях и, как правило, с согласия народа, которое он выражает на референдумах. Например, в 2008 году были внесены поправки в сроки управления президента, теперь глава федерации должен служить 6 лет.
Выборы главы государства - процесс важный, поэтому закон о выборах президента РФ готовится задолго до события и оговаривает каждую деталь. Существенные изменения в данный документ вносятся только в особых случаях и, как правило, с согласия народа, которое он выражает на референдумах. Например, в 2008 году были внесены поправки в сроки управления президента, теперь глава федерации должен служить 6 лет.
Выборы президента подчиняются нескольким нормативным документам, которые имеют силу закона. Это Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ), так же федеральный закон от 10.01.2003 №19-ФЗ «О выборах президента РФ» (с изменениями, дополнительно вступающими в силу с 01.01.2013), федеральный закон от 06.12.1994 №156-ФЗ «О гарантии избирательных прав граждан» (ред. от 26.11.1996) и другие. Эти законы вносят критерии для кандидатов в президенты.
Так, согласно Конституции РФ, Президент РФ избирается на 6 лет гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Он может быть переизбран на второй срок, но одно и то же лицо не может занимать эту должность более двух сроков подряд. Кандидатом в Президенты может быть гражданин не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории РФ не менее 10 лет.
Кроме всех тонкостей личности кандидатов и операций на выборах, важным являются сроки. Их так же оговаривает федеральный закон о выборах президента, который принят Государственной Думой 24 декабря 2002 года и Одобрен Советом Федерации 27 декабря 2002 года.
Дату должен
назначить Совет Федерации,
Закон о выборах президента в 2012 году с учетом всех требований, а так же перестановок в связи с переносом выходных в марте, установил дату на 4 марта.
Не смотря на то, что Россия имеет огромную территорию, выборы на ней проводятся как на едином большом округе, так говорит закон о выборах президента РФ. Территория не делится на самостоятельные независимые выборные единицы.
Выдвижение кандидатов:
Кандидаты на должность Президента Российской Федерации могут быть выдвинуты двумя способами:
– политическими партиями, при этом политическая партия вправе выдвинуть только одного кандидата в Президенты;
– в порядке самовыдвижения, в этом случае его кандидатура должна быть поддержана инициативной группой не менее 500 избирателей, зарегистрированной в Центральной избирательной комиссии.
В обоих случаях для регистрации кандидат должен представить в Центральную избирательную комиссию (ЦИК) минимум 2 миллиона подписей граждан РФ, которые его поддерживают. При этом на один субъект федерации должно приходиться не более 50 тысяч подписей. Закон позволяет приносить их с запасом в 5 процентов, то есть до 2 миллионов 100 тысяч подписей. ЦИК должен проверить не меньше 20 процентов из 2 миллионов подписей. Если количество брака превышает 5 процентов, то дополнительно проверяется еще 10 процентов подписных листов. Кандидатов, которые представили подписные листы без достаточного запаса, можно не допустить к регистрации и при меньшем проценте брака, поскольку одно из оснований для отказа в регистрации – если число подписей за вычетом бракованных оказывается меньше 2 миллионов. Исключением является выдвижение кандидата политической партией, допущенной к распределению депутатских мандатов по итогам ближайших предыдущих выборов в Государственную Думу. Такой кандидат освобождается от сбора подписей.
Регистрация кандидатов:
Регистрацию кандидатов в Президенты осуществляет Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. Для регистрации в качестве кандидата гражданин должен предоставить следующие документы:
– подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата;
– документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов;
– протокол об итогах сбора подписей избирателей;
– список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей;
– сведения об изменениях в данных о кандидате;
– первый финансовый отчет кандидата.
Центральная избирательная комиссия не позднее чем через 10 дней после приема указанных документов обязана принять решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в его регистрации. В случае отсутствия альтернатив и при наличии всего лишь одного кандидата выборы не назначаются. Действующий глава государства обязан обеспечить зарегистрированным кандидатам одинаковую финансовую поддержку государства и всех СМИ.
Кандидата могут снять с регистрации только за нарушения законодательства. Если отсутствуют нарушения, то нет и оснований для применения против него такой санкции. Что касается надуманных нарушений, вменяемых кандидату, то здесь по каждому отдельному факту требуется профессиональная юридическая защита кандидата.
Подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации осуществляют Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; территориальные избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии. Минимальный порог явки избирателей на выборы Президента Российской Федерации был отменен в 2006 году (Федеральный закон от 05.12.2006 № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации»). Ранее в выборах должно было принять участие 50 и более процентов избирателей.
Избранным считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Повторное голосование:
Если в избирательный бюллетень было включено более двух зарегистрированных кандидатов и ни один из них по результатам общих выборов не был избран (то есть не получил более половины голосов избирателей), Центральная избирательная комиссия Российской Федерации назначает повторное голосование по двум зарегистрированным кандидатам, получившим наибольшее число голосов. Повторное голосование назначается при наличии письменного заявления зарегистрированного кандидата о согласии на проведение по его кандидатуре повторного голосования. Повторное голосование проводится через 21 день со дня голосования на общих выборах.
По итогам повторного голосования избранным на должность Президента Российской Федерации считается зарегистрированный кандидат, получивший при голосовании большее число голосов по отношению к числу голосов, поданных за другого кандидата.
Избранный президент Российской Федерации вступает в должность по истечении 6 лет со дня вступления в должность президента РФ, избранного на предыдущих выборах, а при проведении досрочных выборов, а также в случае, если ко дню истечения 6 лет со дня вступления в должность президента, избранного на предыдущих выборах, назначены повторные выборы, - на тридцатый день со дня официального опубликования ЦИК общих результатов выборов.
При вступлении
в должность президент
Порядок голосования
Голосование происходит на специально оборудованных избирательных участках путем внесения избирателем в избирательный бюллетень любого знака в квадрат, относящийся к кандидату, в пользу которого сделан выбор, и последующего помещения заполненного бюллетеня в опломбированный стационарный ящик для голосования.
Первоначальный подсчет голосов осуществляют участковые избирательные комиссии, которые направляют протоколы о результатах подсчета в территориальные избирательные комиссии. Территориальные избирательные комиссии после предварительной проверки правильности составления протоколов участковых комиссий составляют протоколы об итогах голосования на соответствующей территории и направляют их в избирательные комиссии субъектов РФ, которые, в свою очередь, после их проверки составляют протоколы об итогах голосования на территории субъектов и направляют их в Центральную избирательную комиссию.
Центральная избирательная комиссия не позднее чем через 10 дней после дня голосования определяет результаты выборов.
Участие иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, международных организаций и международных общественных движений в осуществлении деятельности, способствующей или препятствующей подготовке и проведению выборов Президента РФ, выдвижению, избиранию или регистрации того или иного кандидата не допускается. Также не допускается участие в выборах органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей избирателей.
Граждане, проживающие за пределами территории РФ или временно находящиеся в командировке, могут подать письменное заявление не позднее дня, предшествующего дню голосования в соответствующую избирательную комиссию, либо подать устное обращение в день голосования.
Прекращение полномочий Президента РФ обычно происходит в связи с истечением срока пребывания в должности. Но возможно и досрочное прекращение полномочий. Это может иметь место в трех следующих случаях:
Во всех случаях, когда Президент не в состоянии осуществлять их полномочия, их временно выполняет Председатель Правительства РФ, который не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложение о поправке или пересмотре положений Конституции РФ. При этом выборы Президента должны состояться не позднее 3-х месяцев со дня досрочного прекращения исполнения полномочий (ст. 93).
Конституция РФ (ст. 93), указывая на возможности принудительного отрешения Президента от должности, определяет его условия и порядок.
Так, Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Гос. Думой обвинения в государственной измене или совершения иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Решение Гос. Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Гос. Думы при наличии заключения специальной комиссии, образованной Гос. Думой. Решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято не позднее, чем в трехмесячный срок после выдвижения Гос. Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.
Судебная практика: применение ФЗ «О выборах президента РФ»
Виноградов
В.С. обратился в Верховный Суд
Российской Федерации с заявлением
о признании незаконным уклонения
Центральной избирательной
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2012 г. в удовлетворении заявления отказано. В апелляционной жалобе Виноградов В.С. просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, и удовлетворении заявленного требования.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Виноградовым В.С. в ЦИК России 15 декабря 2011 г. представлено только его заявление от 15 декабря 2011 г., в котором он высказал просьбу о регистрации его кандидатом на должность Президента Российской Федерации, другие документы, предусмотренные статьей 34 названного Федерального закона, отсутствовали.