Гражданство РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 20:29, контрольная работа

Краткое описание

Наибольшую часть населения любой страны составляют его граждане. Небольшая часть населения – иностранцы, т.е. граждане других государств, постоянно или временно проживающие в России. Есть лица без гражданства, т.е. не имеющие гражданства какого-либо государства. Наконец, в стране могут находиться лица с двойным и множественным гражданством – граждане нескольких государств, беженцы, вынужденные переселенцы, легальные и нелегальные иммигранты.
Целью данной работы является основных положений конституционно-правового регулирования института гражданства в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
•установлены общие положения правового регулирования гражданства, как конституционно-правового института;
•выявлены общие положения приобретения и прекращения гражданства РФ;
•исследованы основные принципы правового регулирования двойного гражданства.

Оглавление

•Введение. 3стр
1.Понятие гражданства; 4-5стр
2.Основные принципы гражданства; 7-7стр
3.Двойное гражданство; 8-9стр
4.Гражданство и брак; 9-10стр
5.Порядок приобретения и прекращения гражданства РФ; 10-14стр
6.Государственные органы по делам гражданства. Экстрадиция. 14-16стр
•Заключение. 16-17стр
•Список используемой литературы. 18стр

Файлы: 1 файл

План.docx

— 47.33 Кб (Скачать)

     План:

  • Введение.                                                                                                3стр
  1. Понятие гражданства;                                                                                   4-5стр
  1. Основные принципы гражданства;                                                              7-7стр
  2. Двойное гражданство;                                                                                   8-9стр
  3. Гражданство и брак;                                                                                    9-10стр
  4. Порядок приобретения и прекращения гражданства РФ;                     10-14стр
  5. Государственные органы по делам гражданства. Экстрадиция.          14-16стр
  • Заключение.                                                                                     16-17стр   
  • Список используемой литературы.                                                    18стр
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение.

  Наибольшую  часть населения любой страны составляют его граждане. Небольшая  часть населения – иностранцы, т.е. граждане других государств, постоянно  или временно проживающие в России. Есть лица без гражданства, т.е. не имеющие  гражданства какого-либо государства. Наконец, в стране могут находиться лица с двойным и множественным  гражданством – граждане нескольких государств, беженцы, вынужденные переселенцы, легальные и нелегальные иммигранты.

  Все эти  лица обладают определенными правами, несут определенные обязанности, вступают в различные правоотношения (например, в связи с наследованием, участием или неучастием в выборах и т.д.). Эти права, обязанности, правоотношения могут быть одинаковыми для всех (например, при многих сделках купли-продажи или в связи с обязанностью платить налоги). Но многие права, обязанности, правоотношения могут быть неодинаковыми в зависимости от правового статуса личности.

  Такие различия зависят, прежде всего от того, является или нет данная личность гражданином государства.

  Учитывая  отмеченную актуальность, целью данной работы является основных положений  конституционно-правового регулирования  института гражданства в Российской Федерации.

  Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:

  • установлены общие положения правового регулирования гражданства, как конституционно-правового института;
  • выявлены общие положения приобретения и прекращения гражданства РФ;
  • исследованы основные принципы правового регулирования двойного гражданства.
 

  Для того чтобы выявить все различия, связанные с объемом прав и обязанностей, определить характер взаимоотношений с государством проживания, необходимо обратиться к понятию гражданства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Понятие гражданства.

   Важнейшей предпосылкой обязанности государства защищать в полном объеме закрепленные в конституции права и свободы личности является гражданство. Под гражданством понимается устойчивая правовая связь лица с данным государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Состояние гражданства создает права и обязанности для лица не только на территории своего государства, но и за рубежом.1

  В юридической  литературе гражданство рассматривается  либо как устойчивая правовая связь  человека с государством, правоотношение, возникающее, изменяющееся или прекращающееся в связи с определенными юридическими фактами (рождение на территории страны, обращение с просьбой о натурализации, приобретение второго гражданства, утрата гражданства), либо как определенное правовое положение лица в конкретной стране. В последнем значении гражданство — это особый статус, который предполагает юридическое признание государственной принадлежности лица внутри страны и за рубежом и наделение ею в полном объеме комплексом прав и обязанностей, предусмотренных в законодательстве этого государства2.

  Статус  гражданина является гарантией предоставления политических прав и доступа к  государственной службе, условием свободного выезда за пределы страны и беспрепятственного возвращения на родину. В большинстве государств именно на интересы граждан сориентированы социальные и экономические программы правительства, законодательство в области труда и социального обеспечения. С точки зрения международного права только граждане страны могут рассчитывать на правовую защиту в качестве представителей национальных или этнических меньшинств.

  Гражданство порождает взаимные обязательства  страны и человека- Государство ждет от своих граждан особой лояльности. В свою очередь граждане рассчитывают на защиту и покровительство страны, если у них возникают проблемы с властями или частными лицами за рубежом. Эти взаимные обязательства носят персональный и экстерриториальный характер, они не прекращаются в случае длительного отсутствия гражданина на территории страны или проживания за ее пределами. В отличие от этого власть государства распространяется на иностранцев и лиц без гражданства только тогда, когда они находятся на его территории. Эти отношения носят более формальный характер и, как правило, не порождают устойчивых взаимных обязательств.

  В этой связи, очевидно, что одним из первых законов, принятых Россией после провозглашения ею независимости в 1991 году, был закон о гражданстве3. Российская Федерация как правопреемник СССР сохраняет определенные обязательства по отношению к бывшим гражданам Советского Союза, проживающим в государствах СНГ и Балтии. Поэтому законом им была предоставлена возможность приобрести гражданство в упрощенном порядке. Закон принимался в условиях глубокого экономического и политического кризиса. Через десять лет такие условия значительно изменились. Многие из бывших граждан СССР, которые хотели принять российской гражданство, это сделали. Россия в экономическом плане значительно выглядит благополучней, чем другие бывшие республики СССР. Некоторые части бывших республик (в первую очередь, Абхазия, Аджария, Южная Осетия) много лет заявляют о своем желании войти в состав России.

   В Российской Федерации основополагающие принципы гражданства относятся к числу основ конституционного строя (ст. 6 Конституции)4. Установлено, что гражданство является единым и равным независимо от оснований приобретения. Гражданин не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. В главе «Права и свободы человека и гражданина» содержатся еще две важные гарантии гражданства (ст. 61). Во-первых, гражданин России не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству. Во-вторых, Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

  Вопросы гражданства в Российской Федерации регулируются Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» (в редакции от 18 июля 2006 г.). Гражданство Российской Федерации, согласно ч. 1 ст. 5 Конституции, является единым. Об этом снова напоминает п. ≪в≫ ст. 71 Конституции, который относит гражданство в Российской Федерации к ведению Российской  Федерации. 

Основные  принципы гражданства.

  Провозглашая  приоритет и защиту прав и свобод человека и гражданина как одну из важнейших основ конституционного строя (ст. 2), Конституция в той  же гл. 1 устанавливает и основополагающие нормы о гражданстве Российской Федерации (ст. 6). Это обусловлено  тем, что гражданство - первичный элемент конституционно-правового статуса личности, определяющего ее взаимоотношения с государством.

  Конституционные нормы о гражданстве действуют  в единстве с конкретизирующими  их законодательными положениями. Согласно п. «в» ст. 71 Конституции, гражданство  в Российской Федерации относится  к ведению Федерации, а пункт  «а» ст. 89 возлагает решение вопросов гражданства России на Президента РФ. Отношения, касающиеся гражданства, регламентируются законом о гражданстве 2002 г.. Определенный в Законе механизм его реализации конкретизирован в Положении  о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации5; Инструкции по рассмотрению заявлений в органах внутренних дел Российской Федерации об изменении гражданства6 . Нормы о гражданстве содержатся и в ряде других актов, например конституциях республик, Семейном кодексе, а также в международных договорах России.

  Закон о  гражданстве 2002 года установил следующие  принципы гражданства:

  1. Принципы  гражданства Российской Федерации  и правила, регулирующие вопросы  гражданства Российской Федерации,  не могут содержать положений,  ограничивающих права граждан  по признакам социальной, расовой,  национальной, языковой или религиозной  принадлежности.

  2. Гражданство  Российской Федерации является  единым и равным независимо  от оснований его приобретения.

  3. Проживание  гражданина Российской Федерации  за пределами Российской Федерации  не прекращает его гражданства  Российской Федерации.

  4. Гражданин  Российской Федерации не может  быть лишен гражданства Российской  Федерации или права изменить  его.

  5. Гражданин  Российской Федерации не может  быть выслан за пределы Российской  Федерации или выдан иностранному  государству.

  6. Российская  Федерация поощряет приобретение  гражданства Российской Федерации  лицами без гражданства, проживающими  на территории Российской Федерации.

  7. Наличие  у лица гражданства Российской  Федерации либо факт наличия  у лица в прошлом гражданства  СССР определяется на основании  законодательных актов Российской  Федерации, РСФСР или СССР, международных  договоров Российской Федерации,  РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

  В законе 1991 года принципы гражданства отдельно не были выделены, однако анализ общих  положений закона показывает, что  в целом он исходил из тех же принципов. Это в первую очередь  объясняется тем, что в обоих  законах принципы определялись на основе общепринятых международных принципов. При этом следует учитывать, что  принципы гражданства устанавливаются  не только  законом.

  Главные принципы гражданства, которые закреплены в ч.1 ст.6 Конституции РФ – это  принципы единство и равенства независимо от оснований приобретения.

  Принцип единого гражданства связывался до сих пор и в теории, и в  законодательстве с федеративным устройством  России, наличием в ее составе государств-республик, существованием в большинстве из них наряду с гражданством Российской Федерации гражданства республики.

  Конституционный принцип равного гражданства  означает, что оно является таковым  для всех российских граждан независимо от оснований приобретения. Не устанавливаются  никакие ограничения, различия в  правовом статусе граждан, категории  граждан в зависимости от того, как и когда они приобрели  гражданство Российской Федерации.

  Еще одним  важным принципом является то, что  гражданин не может быть лишен  гражданства. Это положение полностью  соответствует ст. 15 Всеобщей декларации прав человека. Этот принцип впервые  закреплен была в законе о гражданстве 1991 г., затем в Конституции РФ и  повторен в законе о гражданстве 2002 года. Он гарантирует право человека на гражданство, свободное осуществление  гражданами своих прав и свобод без  боязни утратить гражданство, например за инакомыслие или длительное проживание за границей. А именно по этим и им подобным причинам лишались советского гражданства, а порой и высылались за пределы страны многие лица и  группы лиц на протяжении всей истории  развития Советского государства.

  Говоря  о принципах нужно отметить, что  закон 2002 года предусматривает предоставление защиты и покровительства гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами (ст.7). Но в законе не дается определения, что такое защита и что такое покровительство и какое различие между этими двумя категориями.

Информация о работе Гражданство РФ