Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 20:29, контрольная работа
Наибольшую часть населения любой страны составляют его граждане. Небольшая часть населения – иностранцы, т.е. граждане других государств, постоянно или временно проживающие в России. Есть лица без гражданства, т.е. не имеющие гражданства какого-либо государства. Наконец, в стране могут находиться лица с двойным и множественным гражданством – граждане нескольких государств, беженцы, вынужденные переселенцы, легальные и нелегальные иммигранты.
Целью данной работы является основных положений конституционно-правового регулирования института гражданства в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
•установлены общие положения правового регулирования гражданства, как конституционно-правового института;
•выявлены общие положения приобретения и прекращения гражданства РФ;
•исследованы основные принципы правового регулирования двойного гражданства.
•Введение. 3стр
1.Понятие гражданства; 4-5стр
2.Основные принципы гражданства; 7-7стр
3.Двойное гражданство; 8-9стр
4.Гражданство и брак; 9-10стр
5.Порядок приобретения и прекращения гражданства РФ; 10-14стр
6.Государственные органы по делам гражданства. Экстрадиция. 14-16стр
•Заключение. 16-17стр
•Список используемой литературы. 18стр
б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению родителя;
в) ребенок
или недееспособное лицо, над которыми
установлены опека или
Законом
от 11 ноября 2003 года добавлены чрезвычайно
важные условия приобретения гражданства
в упрощенном порядке, вокруг которых
и происходили основные споры
сторонников и противников
а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;
б) состоят
в браке с гражданином
в) являются
нетрудоспособными и имеют
Кроме того, согласно этому закону в гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории Российской Федерации.
Что касается прекращения гражданства, то его условия практически остались неизменными в сравнении с законом 1991 г. и в целом разработаны на основе общепринятых международных принципов.
Статья 18 Закона 2002 года предусматривается, что гражданство Российской Федерации прекращается:
а) вследствие выхода из гражданства Российской Федерации;
б) по иным основаниям, предусмотренным законом или международным договором Российской Федерации.
Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории Российской Федерации, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке, за исключением следующих случаев:
а) гражданин
РФ имеет не выполненное перед
Российской Федерацией обязательство,
установленное федеральным
б) гражданин
РФ привлечен компетентными
в) гражданин РФ не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.
Выход из гражданства Российской Федерации ребенка, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя.
Государственные органы по делам о гражданстве.
Решение сложных вопросов приобретения и прекращения гражданства может быть доверено только строго определенным государственным органам, полномочия которых установлены законом. К числу таких органов относятся: Президент РФ, Министерство внутренних дел РФ и его территориальные органы, Министерство иностранных дел РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации.
Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» закрепляет полномочия каждого из них.
Реализация
норм об основаниях приобретения, прекращения
и изменения российского
Закон предусматривает, какие государственные
органы ведают делами о гражданстве и
каковы полномочия этих органов, закрепляет
порядок производства и обжалования решений
по этим делам. В системе органов, связанных
с решением вопросов гражданства, основными
полномочиями обладает Президент Российской
Федерации.
Конституция устанавливает, что Президент
решает вопросы гражданства Российской
Федерации (ст.89, п. "а").11
Закон о гражданстве конкретизирует полномочия
Президента в данной сфере. Он принимает
решения по следующим вопросам:
· прием в гражданство;
· восстановление в гражданстве;
· разрешение на выход из гражданства;
· отмена решений о приеме в гражданство.
По всем названным вопросам Президент
издает указы.
Остальные государственные органы, принимающие
участие в решении вопросов гражданства
или решающие их, входят в систему органов
исполнительной власти. К ним относятся
Министерство внутренних дел и его органы,
а также Министерство иностранных дел,
дипломатические представительства и
консульские учреждения.
Полномочия, возложенные на эти органы
по решению вопросов гражданства, аналогичны,
с тем лишь различием, что первые принимают
их в отношении лиц, проживающих на территории
Российской Федерации, а вторые - за ее
пределами.
В число таких полномочий входят:
· прием заявлений и ходатайств по вопросам
гражданства Российской Федерации;
· проверка фактов и представленных документов;
· определение принадлежности лиц к гражданству
Российской Федерации;
· осуществление регистрации приобретения
или прекращения гражданства Российской
Федерации в предусмотренных Законом
случаях.
Гражданство Российской Федерации считается
приобретенным или прекращенным со дня
принятия решения полномочным органом
или издания Указа Президента РФ.
Экстрадиция.
Экстрадиция - выдача лица от одного государства другому для следствия и суда; возможна в соответствии с международным договором или без него, но не допускается выдача лиц, обвиняемых в политических преступлениях.
Российская Федерация в последние годы активизировала международную деятельность и расширяет ее. В сфере уголовной юстиции она является участницей более 300 международных договоров, в том числе по оказанию правовой помощи по уголовным делам.
Практически вопросы экстрадиции в европейских странах, как правило, решают все-таки судебные органы, в частности обычные уголовные суды. В то же время многие страны признают возможным для решения вопросов выдачи преступников создавать экстраординарные суды, или суды.
Каким же образом государства решают проблемы выдачи преступников? Главным образом – посредством двусторонних или региональных соглашений.
Существует огромное количество двусторонних договоров об экстрадиции. Это, например, соглашение между Германией и Югославией (1970 г.), Германией и Австралией (1987 г.), Италией и Австралией (1973 г.), Испанией и Мексикой (1978 г.), Бельгией и Австралией (1985 г.), Бельгией и Норвегией (1981 г.), Ирландией и США (1983 г.), а также между странами Латинской Америки, Европы и т. д. Из числа региональных соглашений можно упомянуть договор о выдаче преступников, заключенный в 1966 г. членами Британского содружества наций12.
Каким же образом государства решают проблемы выдачи преступников? Главным образом – посредством двусторонних или региональных соглашений.
Существует
огромное количество двусторонних договоров
об экстрадиции. Это, например, соглашение
между Германией и Югославией
(1970 г.), Германией и Австралией (1987
г.), Италией и Австралией (1973 г.), Испанией
и Мексикой (1978 г.), Бельгией и Австралией
(1985 г.), Бельгией и Норвегией (1981 г.),
Ирландией и США (1983 г.), а также
между странами Латинской Америки,
Европы и т. д. Из числа региональных
соглашений можно упомянуть договор
о выдаче преступников, заключенный
в 1966 г. членами Британского
Заключение.
Действующее законодательство о гражданстве сыграло позитивную роль в правовом оформлении российского гражданства в период становления России как суверенного, независимого государства после распада СССР. Однако оно не в полной мере соответствует принятой позднее Конституции 1993 г., современному государственному и правовому развитию страны. Присоединение России к Европейской конвенции о гражданстве 1997 г., необходимость приведения норм о гражданстве к европейским стандартам, опыт, накопленный за почти десятилетний период применения Закона о гражданстве 1991 г., также требуют его обновления, совершенствования с сохранением, естественно, оправдавших себя принципов и норм.
Закон 2002 года изменил довольно существенно условия приобретения гражданства по сравнению с законом 1991 г. (в первую очередь порядок упрощенного приобретения гражданства), что вызвало огромное количество нареканий. В результате изменения, внесенные в него законом от 11 ноября 2003 г., привели к тому, что положения о приобретении гражданства стали во многом практически такими же как и в законе 1991 г.
В то же время, значительные изменения закон 2002 года внес в условия приобретения гражданства. Срок непрерывною проживания на территории Российской Федерации до подачи заявления о приеме в гражданство увеличивается с трех до пяти лет. Появились новые условна приема в гражданство — владение русским языком, наличие законного источника средств к существованию, а также обращение в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося гражданства, отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или действующим законом о гражданстве либо цели отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин.
Не до
конца терминологически оправдано
использование в Законе 2002 года термина
«двойное гражданство», поскольку по
своему определению в законе оно
соответствует общепринятому
Говоря
о главной проблеме, связанной
с двойным, гражданством, - проблеме
лояльности, следует отметить, что
государства по-разному
При определении
курса внутренней и внешней политики
государства в вопросах гражданства
нельзя руководствоваться
В заключении
следует отметить, что несмотря на
указанные в работе недостатки закона
о гражданстве 2002 г., нужно отметить
что он является значительным шагом
на пути к гражданскому обществу. Так
хотелось бы отметить высокую законодательную
технику авторов и плодотворную работу
экспертов закона, а также своевременность
его внесения Президентом и принятия Федеральным
Собранием, особенно внесенных в него
изменений.
Список используемой литературы: