Гражданство РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 20:29, контрольная работа

Краткое описание

Наибольшую часть населения любой страны составляют его граждане. Небольшая часть населения – иностранцы, т.е. граждане других государств, постоянно или временно проживающие в России. Есть лица без гражданства, т.е. не имеющие гражданства какого-либо государства. Наконец, в стране могут находиться лица с двойным и множественным гражданством – граждане нескольких государств, беженцы, вынужденные переселенцы, легальные и нелегальные иммигранты.
Целью данной работы является основных положений конституционно-правового регулирования института гражданства в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
•установлены общие положения правового регулирования гражданства, как конституционно-правового института;
•выявлены общие положения приобретения и прекращения гражданства РФ;
•исследованы основные принципы правового регулирования двойного гражданства.

Оглавление

•Введение. 3стр
1.Понятие гражданства; 4-5стр
2.Основные принципы гражданства; 7-7стр
3.Двойное гражданство; 8-9стр
4.Гражданство и брак; 9-10стр
5.Порядок приобретения и прекращения гражданства РФ; 10-14стр
6.Государственные органы по делам гражданства. Экстрадиция. 14-16стр
•Заключение. 16-17стр
•Список используемой литературы. 18стр

Файлы: 1 файл

План.docx

— 47.33 Кб (Скачать)

  б) ребенок, единственный родитель которого имеет  гражданство Российской Федерации, - по заявлению родителя;

  в) ребенок  или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство, - по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации.

  Законом  от 11 ноября 2003 года добавлены чрезвычайно  важные условия приобретения гражданства  в упрощенном порядке, вокруг которых  и происходили основные споры  сторонников и противников бывшего  закона. Согласно этому закону иностранные  граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями  о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке  без соблюдения условия о сроке  проживания если указанные граждане и лица:

  а) родились на территории РСФСР и имели гражданство  бывшего СССР;

  б) состоят  в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;

  в) являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации.

  Кроме того, согласно этому закону в гражданство  Российской Федерации принимаются  в упрощенном порядке без соблюдения условий ветераны Великой Отечественной  войны, имевшие гражданство бывшего  СССР и проживающие на территории Российской Федерации.

  Что касается прекращения гражданства, то его  условия практически остались неизменными  в сравнении с законом 1991 г. и  в целом разработаны на основе общепринятых международных принципов.

  Статья 18 Закона 2002 года предусматривается, что  гражданство Российской Федерации  прекращается:

  а) вследствие выхода из гражданства Российской Федерации;

  б) по иным основаниям, предусмотренным законом  или международным договором  Российской Федерации.

  Выход из гражданства Российской Федерации  лица, проживающего на территории Российской Федерации, осуществляется на основании  добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке, за исключением  следующих случаев:

  а) гражданин  РФ имеет не выполненное перед  Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом;

  б) гражданин  РФ привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

  в) гражданин  РФ не имеет иного гражданства  и гарантий его приобретения.

  Выход из гражданства Российской Федерации  ребенка, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным  гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке  по заявлению обоих родителей  либо по заявлению единственного  родителя.

  Государственные  органы по делам  о гражданстве.

   Решение сложных вопросов приобретения и прекращения гражданства может быть доверено только строго определенным государственным органам, полномочия которых установлены законом. К числу таких органов относятся: Президент РФ, Министерство внутренних дел РФ и его территориальные органы, Министерство иностранных дел РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации.

  Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» закрепляет полномочия каждого из них.

  Реализация  норм об основаниях приобретения, прекращения  и изменения российского гражданства  связана с необходимостью ее правового  регулирования. Этому посвящена  глава 6 Закона о гражданстве. 
Закон предусматривает, какие государственные органы ведают делами о гражданстве и каковы полномочия этих органов, закрепляет порядок производства и обжалования решений по этим делам. В системе органов, связанных с решением вопросов гражданства, основными полномочиями обладает Президент Российской Федерации. 
Конституция устанавливает, что Президент решает вопросы гражданства Российской Федерации (ст.89, п. "а").11 
Закон о гражданстве конкретизирует полномочия Президента в данной сфере. Он принимает решения по следующим вопросам: 
· прием в гражданство;  
· восстановление в гражданстве;  
· разрешение на выход из гражданства; 
· отмена решений о приеме в гражданство. 
По всем названным вопросам Президент издает указы. 
Остальные государственные органы, принимающие участие в решении вопросов гражданства или решающие их, входят в систему органов исполнительной власти. К ним относятся Министерство внутренних дел и его органы, а также Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения. 
Полномочия, возложенные на эти органы по решению вопросов гражданства, аналогичны, с тем лишь различием, что первые принимают их в отношении лиц, проживающих на территории Российской Федерации, а вторые - за ее пределами. 
В число таких полномочий входят: 
· прием заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской Федерации; 
· проверка фактов и представленных документов; 
· определение принадлежности лиц к гражданству Российской Федерации; 
· осуществление регистрации приобретения или прекращения гражданства Российской  
Федерации в предусмотренных Законом случаях. 
Гражданство Российской Федерации считается приобретенным или прекращенным со дня принятия решения полномочным органом или издания Указа Президента РФ.

  Экстрадиция.

  Экстрадиция - выдача лица от одного государства  другому для следствия и суда; возможна в соответствии с международным  договором или без него, но не допускается выдача лиц, обвиняемых в политических преступлениях.

  Российская  Федерация в последние годы активизировала международную деятельность и расширяет  ее. В сфере уголовной юстиции  она является участницей более 300 международных  договоров, в том числе по оказанию правовой помощи по уголовным делам.

    Практически вопросы экстрадиции в европейских странах, как правило, решают все-таки судебные органы, в частности обычные уголовные суды. В то же время многие страны признают возможным для решения вопросов выдачи преступников создавать экстраординарные суды, или суды.

  Каким же образом государства решают проблемы выдачи преступников? Главным образом  – посредством двусторонних или  региональных соглашений.

  Существует  огромное количество двусторонних договоров  об экстрадиции. Это, например, соглашение между Германией и Югославией (1970 г.), Германией и Австралией (1987 г.), Италией и Австралией (1973 г.), Испанией и Мексикой (1978 г.), Бельгией и Австралией (1985 г.), Бельгией и Норвегией (1981 г.), Ирландией и США (1983 г.), а также  между странами Латинской Америки, Европы и т. д. Из числа региональных соглашений можно упомянуть договор о выдаче преступников, заключенный в 1966 г. членами Британского содружества наций12.

    Каким же образом государства решают проблемы выдачи преступников? Главным образом – посредством двусторонних или региональных соглашений.

  Существует  огромное количество двусторонних договоров  об экстрадиции. Это, например, соглашение между Германией и Югославией (1970 г.), Германией и Австралией (1987 г.), Италией и Австралией (1973 г.), Испанией и Мексикой (1978 г.), Бельгией и Австралией (1985 г.), Бельгией и Норвегией (1981 г.), Ирландией и США (1983 г.), а также  между странами Латинской Америки, Европы и т. д. Из числа региональных соглашений можно упомянуть договор  о выдаче преступников, заключенный  в 1966 г. членами Британского содружества  наций13.

    Заключение.

  Действующее законодательство о гражданстве  сыграло позитивную роль в правовом оформлении российского гражданства  в период становления России как  суверенного, независимого государства  после распада СССР. Однако оно  не в полной мере соответствует принятой позднее Конституции 1993 г., современному государственному и правовому развитию страны. Присоединение России к Европейской  конвенции о гражданстве 1997 г., необходимость  приведения норм о гражданстве к  европейским стандартам, опыт, накопленный  за почти десятилетний период применения Закона о гражданстве 1991 г., также  требуют его обновления, совершенствования  с сохранением, естественно, оправдавших  себя принципов и норм.

  Закон 2002 года изменил довольно существенно  условия приобретения гражданства  по сравнению с законом 1991 г. (в  первую очередь порядок упрощенного  приобретения гражданства), что вызвало  огромное количество нареканий. В результате изменения, внесенные в него законом  от 11 ноября 2003 г., привели к тому, что положения о приобретении гражданства стали во многом практически  такими же как и в законе 1991 г.

  В то же время, значительные изменения закон 2002 года внес в условия приобретения гражданства. Срок непрерывною проживания на территории Российской Федерации до подачи заявления о приеме в гражданство увеличивается с трех до пяти лет. Появились новые условна приема в гражданство — владение русским языком, наличие законного источника средств к существованию, а также обращение в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося гражданства, отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или действующим законом о гражданстве либо цели отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин.

  Не до конца терминологически оправдано  использование в Законе 2002 года термина  «двойное гражданство», поскольку по своему определению в законе оно  соответствует общепринятому понятию  «множественное гражданство». Устранение этой неточности поможет в будущем  избежать возможных проблем.

  Говоря  о главной проблеме, связанной  с двойным, гражданством, - проблеме лояльности, следует отметить, что  государства по-разному подходят к проблеме лояльности. Каждая страна, решая вопрос о допущении, ограничении или запрещении для своих граждан двойного гражданства, неизбежно должна будет определить для себя, какие из аспектов двойного гражданства, включая лояльность, отвечают ее государственным интересам и даже оказывают свое позитивное влияние на развитие государства в целом, а какие нежелательны.

  При определении  курса внутренней и внешней политики государства в вопросах гражданства  нельзя руководствоваться положительным  или отрицательным влиянием только одного из аспектов двойного гражданства. Необходимо все стороны двойного гражданства рассматривать в  совокупности. И когда их общее позитивное влияние значительно перевесит, для этого государства закрепление института двойного гражданства будет являться целесообразным.

  В заключении следует отметить, что несмотря на указанные в работе недостатки закона о гражданстве 2002 г., нужно отметить что он является значительным шагом  на пути к гражданскому обществу. Так  хотелось бы отметить высокую законодательную технику авторов и плодотворную работу экспертов закона, а также своевременность его внесения Президентом и принятия Федеральным Собранием, особенно внесенных в него изменений.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Список  используемой литературы:

  • Конституция РФ
  • Конституционное право Российской Федерации : учеб. для вузов / М. В. Баглай. — 6-е изд., изм. и доп. — М. : Норма, 2007. - 784 с.
  • Права человека. Под ред. Е.А. Лукашевой. – М: Норма, 1999. – С.105-106.
  • Закон РФ от 28 ноября 1991 г. №1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» (с изм. и доп. от 17 июня 1993 г., 6 февраля 1995 г., 31 мая 2002 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1992. – №6. – Ст.243; 1993. – №29. – Ст.1112; СЗ РФ. – 1995. – №7. – Ст.496; 2002. – №22. – Ст.2031.
  • http://www.constitution.ru/10003000/10003000-3.htm
  • Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 г. №1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2002. – №46. – Ст.4571.
  • Приказ МВД РФ от 6 февраля 2003 г. №82 «Об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2003. – №16.
  • Блинов А.Б., Чаплин Г.Ю. Гражданство России: проблемы и перспективы // Конституционное и муниципальное право. – 2002. – №4. – С.3-4.
  • Конвенция о гражданстве замужней женщины (Нью-Йорк, 20 февраля 1957 г.) // Ведомости ВС СССР. – 1958. – №28.
  • Приказ Минобразования РФ от 20 июня 2003 г. №2606 «Об организации государственного тестирования по русскому языку как иностранному иностранных граждан и лиц без гражданства для приема в гражданство Российской Федерации» // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. – 2003. – №9.
  • http://referats.urist-center.ru/referat/content-439.html
  • Галенская Л.Н. Правовые проблемы сотрудничества государств в борьбе с преступностью. Л., 1978. С. 32

Информация о работе Гражданство РФ