Идея
«Электронной России» возникла в
начале 2000 года, когда Министерство
экономического развития и торговли России работало над стратегическим
планом развития страны до 2010 года. Было
понятно, что для сокращения экономического
отставания от развитых стран, необходимо
развивать сектор высоких технологий,
в котором возможно достичь большей производительности,
чем в секторе сырьевом. А без компьютеров
и мощной телекоммуникационной инфраструктуры
добиться этого нельзя.
В
феврале 2001 года глава правительства
РФ Михаил Касьянов подписал распоряжение
о разработке программы «Электронная
Россия». Через два месяца была готова
её первоначальная версия, которая затем
была рассмотрена на расширенном заседании
коллегии Минэкономразвития. После многочисленных
согласований с различными ведомствами,
выяснения мнения делового сообщества
и внесения соответствующих корректив
как в содержательную часть программы,
так и в её бюджет, в январе 2002 года «Электронная Россия
(2002—2010 годы)»
была одобрена правительством. Координатором
программы назначили Министерство Рф
по связи и информатизации.
Главным
разработчиком программы выступила Высшая школа экономики (ВШЭ) — один из ведущих
государственных университетов России
в экономической и управленческой области.
Помимо ВШЭ, над документом работали Минэкономразвития,
Министерство по связи и информатизации,
Министерство образования, Федеральное
агентство правительственной связи и
информации. Кроме того, в разработке «Электронной
России» принимали участие Бюро экономического
анализа, Межведомственный аналитический
центр, НИИ «Информика», эксперты российских
и зарубежных ИТ-компаний, представители
академической науки. Репрезентативность
группы, занимавшейся подготовкой программы,
позволила учесть потребности всех слоев
общества и добиться, чтобы в результате
реализации программы эти потребности
были удовлетворены максимально полно.
15
августа 2006
года выпущено Постановление
№ 502 «О внесении изменений в федеральную
целевую программу „Электронная Россия
(2002—2010 годы)“».
Объемы,
источники финансирования и направления
расходов - всего на 2002-2010 годы - 77179,1
млн. рублей, в том числе за счет федерального
бюджета - 39383 млн. рублей,из них:научно-исследовательские
и опытно-конструкторские работы - 3193 млн.
рублей; инвестиции - 21418 млн. рублей;прочие
нужды - 14772 млн. рублей;бюджеты субъектов
Российской Федерации и местные бюджеты
- 22610,1 млн. рублей (предполагаемые данные);
внебюджетные источники - 15186 млн. рублей.
Цель
Программы
- cоздание
условий для развития демократии
- повышение
эффективности функционирования экономики
- государственного
управления и местного самоуправления
за счет внедрения и массового распространения
информационных и коммуникационных технологий
- обеспечения
прав на свободный поиск, получение, передачу,
производство и распространение информации
- расширения
подготовки специалистов по информационным
и коммуникационным технологиям и квалифицированных
пользователей
Задачи
Программы
- cовершенствование
законодательства и системы государственного
регулирования в сфере информационных
и коммуникационных технологий
- обеспечение
открытости в деятельности органов государственной
власти и общедоступности государственных
информационных ресурсов
- создание
условий для эффективного взаимодействия
между органами государственной власти
и гражданами на основе использования
информационных и коммуникационных технологий
- совершенствование
деятельности органов государственной
власти и органов местного самоуправления
на основе использования информационных
и коммуникационных технологий
- совершенствование
взаимодействия органов государственной
власти и органов местного самоуправления
с хозяйствующими субъектами и внедрение
информационных и коммуникационных технологий
в реальный сектор экономики
- развитие
системы подготовки специалистов по информационным
и коммуникационным технологиям и квалифицированных
пользователей
- содействие
развитию независимых средств массовой
информации посредством внедрения информационных
и коммуникационных технологий
- развитие
телекоммуникационной инфраструктуры
и создание пунктов подключения к открытым
информационным системам
- разработка
и создание системы электронной торговли
- формирование
общественной поддержки выполнения мероприятий
Программы
Хронология
Программа
"Электронная Россия" разделена
на три больших этапа.
В течение
2002 г. предполагается провести анализ
уровня информатизации России во всех
сферах: государственной, бюджетной, коммерческой,
общественной. Также будет проведен
аудит законодательно-правовой базы
информационных технологий и изучен опыт
их успешного внедрения. Начнут реализовываться
первые проекты перехода к электронному
документообороту в органах государственной
власти, а так же проекты модернизации
системы образования.
На втором
этапе продолжится развитие подобных
проектов и начнется работа по продвижению
России на мировых рынках в качестве поставщика
услуг и решений в области информационных
технологий. Будет сформирована единая
телекоммуникационная инфраструктура
для публичного и образовательного Интернета,
а также база для подготовки и переподготовки
специалистов.
- III этап - 2005-2010
годы
Третий
этап ознаменуется массовым распространением
информационных технологий в реальном
секторе экономики. Кроме того, будут
созданы предпосылки для реализации
прав граждан на доступ к информации. По
результатам предыдущих этапов будет
обеспечено комплексное внедрение стандартизированных
систем документооборота как на внутри-
, так и на межведомственном уровне.
Методология
Для реализации
целей программы в рамках ФЦП
"Электронная Россия" была разработана
методология создания "электронного государства":
- Доклад
о совершенствовании государственного
управления на основе использования информационно-коммуникационных
технологий (ИКТ),
излагающий основные элементы предлагаемого
"Электронной Россией" подхода;
- Концепция
государственного учета,
предлагающая регламентацию деятельности
по сбору и хранению информации в государственном
секторе;
- Концепция
доступа граждан к информации государства, предлагающая механизмы
предоставления гражданам информации
без направления обрабатываемого чиновником
запроса;
- Концепция
информационного аудита государственных
ИКТ-систем,
предусматривающая проверку соответствия
ведения государственных ИКТ-систем требованиям
методологии "электронного государства"
- Концепция
стандартизации формального представления
административных процессов,
определяющей стандарты использования
ИКТ для моделирования деятельности органов
власти;
- Концепция
стандартизации программного обеспечения, определяющей обязательные
требования к закупаемым и используемым
в государственном секторе программным
продуктам;
- Концепция
информационного регулирования, определяющая категории
доступа к собираемой и хранимой государством
информации.
Литература
- Портал
ФЦП Электронная Россия
- Энциклопедия
электронного государства