Проблемы преподавания основ уголовного права в средней школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 06:45, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является определение педагогических условий правового образования.
В соответствии с поставленной целью в работе формулируются и решаются следующие задачи:
1) изучить и охарактеризовать нормативную базу правового образования в средней школе;
2) рассмотреть содержание и структуру уголовно-правового образования в школе.
3) методически разработать учебное занятие.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….5
Глава I. Правовое образование в школе …………………………………….8
1.1. Нормативная база правового образования в средней школе………….8
1.2. Содержание и структура правового образования в школе…………...14
Вывод по 1 главе……………………………………………………………..25
Глава II. Особенности преподавания основ Уголовного права в средней школе………………………………………………………………………………..26
2.1.Теория вопроса…………………………………………………………..26
2.2.Учебное занятие по уголовному праву и основные требования к нему………………………………………………………………………………….36
2.3.Основные методы проведения уроков по уголовному праву…….......41
Вывод по 2 главе……………………………………………………………..61
Заключение…………………………………………………………………...65
Список использованных источников и литературы………...……………..68
Приложение: 1.Урок – презентация по теме: Уголовная
ответственность и наказание.
2.Правовое воспитание несовершеннолетних
3.Урок дискуссия

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 141.10 Кб (Скачать)

          - Эй, Таня, - позвала её одноклассница, - выпей пива, расслабься!

          Таня неохотно взяла из рук  Ани стакан и сделала глоток. Пиво было тёплое и противное  на вкус.

          Таня направилась к ванной. В  коридоре она увидела мальчика  из 11-го класса, он был красив  и давно привлекал её внимание. «Вы Таня?» - спросил он тихо. «Да!» - ответила она, довольная,  что её узнали. Теперь вечеринка  не казалась такой уж плохой. Они поболтали о пустяках, а  потом Александр пригласил её  в другую комнату к 11-классникам. Польщённая Таня шла за ним.  От пива у неё кружилась  голова, но хотелось побыть с  Александром.

         В комнате был незнакомый запах.  Александр представил Таню друзьям.  Они, казалось, не замечали её, но её тронула забота Александра. Затем ему передали какую-то  странную сигарету, вдвое больше  обычной. Глубоко затянувшись,  Александр сказал: «Отлично».

          - Что это? – спросила Таня.

          В комнате раздался смех.

          - Это марихуана, - ответил Александр, - не бойся, ты почувствуешь  себя отлично.        

          Таня испугалась. Она знала, что  ей этого не следует делать, но Александр ей так нравился.

          - В чём дело? – спросил Александр.  – Попробуй хотя бы, все её  курят, не может быть она  такой вредной.

          - Давай, попробуй, тебе понравиться, - уговаривали ребята.

          Таня взяла сигарету и сделала  первую затяжку.

          Какова роль Александра в описанной  ситуации? Можно ли его привлечь  к ответственности за приучение  к наркотикам? Как вы думаете,  приучение к наркотикам, алкоголю  всегда связано с влиянием  окружающих? Почему «да» или «нет»?  Можно ли противостоять такому  влиянию? Как Вы оцениваете  поведение Тани?

            6.Игра со зрителями:

          1.Высшая судебная инстанция в  древнеегипетском царстве.

          2.Носитель высшей юрисдикции  в Древнеегипетском царстве?

          3.Какие деяния в Древнем Египте  признавались преступлениями?

          4.Имя шестого вавилонского царя, издавшего первый сборник законов,  который освящал частную собственность?

          5.В Вавилонском царстве существовал  «принцип талиона». Что это означало?

          6.Как назывались в Индии юридические  законы, написанные в форме двустиший?

          7.В каком государстве применялись  следующие виды наказаний за  преступления?

          - Битьё палками;

          - отрезание носа;

          - поджаривание на огне;

          - разрубление на мелкие части;

          - обезглавливание;

          - закапывание живым в землю  и тому подобное.

          8.Какому праву было известно  уже понятие самообороны?

          9.Законы XII таблиц – в каком государстве они существовали?

          7.Узелки на память

          После проведения турнира учитель  подводит итоги и предлагает  некоторые советы.

          1.Хочешь, чтобы тебя считали самостоятельным  и ответственным человеком? Докажи  это.

          2.Желание получить признание  сверстников может оказаться  для тебя ловушкой.

          3.Находи в себе мужество говорить  сверстникам «нет», что поможет  тебе избежать поступков, о  которых потом не пришлось  бы сожалеть.

          4.Научись уважать себя, и избежишь  многих бед.

          5.Когда ты научишься себя за  что-то любить, тогда и окружающие  заметят твои привлекательные  качества.

          6.Родители должны быть твоими  друзьями, источником советов и  наставлений.

              8.Жюри подводит итоги игры  и определяет победителя турнира

          9.Заключительное слово учителя

     Ответы на кроссворд

         По горизонтали: 1.Правонарушение. 3.Приговор. 6.Закон. 7.Наказание.

         По вертикали: 1.Преступление. 2.Конфликт. 4.Обязанность. 5.Право.

            Ответы на вопросы командам

         1.Административной ответственности  подлежат лица, которым в момент  совершения правонарушения было  полных 16 лет. Подросток подвергается  административной ответственности,  если за его деяние не предусмотрена  уголовная ответственность. В  случае, когда административное  правонарушение совершено подростком  в возрасте до 16 лет, то ответственность  не наступает, а дело передаётся  на рассмотрение комиссии по  делам несовершеннолетних, которая  применяет к ним меры воспитательного  характера.

         В отношении несовершеннолетних  применяются следующие виды административных  взысканий:

         1)предупреждение;

         2)штраф (при отсутствии самостоятельного  заработка штраф взыскивается  с родителей или лиц, их заменяющих);

         3)возмездное изъятие предмета, явившегося  орудием совершения или непосредственным  объектом административного правонарушения;

         4)конфискация предмета, явившегося  объектом административного правонарушения.

         2.В допросе несовершеннолетнего  обвиняемого, не достигшего 14-летнего  возраста, обязательно присутствует  педагог.

         В допросе несовершеннолетнего  от 14 до 16 лет по усмотрению следователя  может присутствовать педагог.

         3.Несовершеннолетний Виктор привлекался  к ответственности по статье 159 часть 1, к нему могут быть  применены следующие взыскания:  предупреждение или наложение  штрафа в размере до одной  минимальной зарплаты.

         За появление Дениса в пьяном  виде возле кинотеатра наказываются  родители или лица, их заменяющие, наложением на них штрафа в  размере до двух минимальных  зарплат (статья 159 часть 4 Кодекса  об Административных нарушениях).

         4.Административное задержание может  длиться не более трёх часов.  Сотрудник милиции, задержавший  несовершеннолетнего правонарушителя,  обязан разъяснить его права:

         - знакомиться с материалами дела, касающегося его;

         - давать объяснения;

         - предъявлять доказательства;

         - заявлять ходатайства;

         - пользоваться юридической помощью  адвоката;

         - выступать на родном языке  и пользоваться услугами переводчика. 

         5.Денис и Владимир совершили  мелкое хулиганство. Так как  Денису 16 лет, то его действия  квалифицируются по статье 156 КоАП  и влекут наложение штрафа  в размере двух минимальных  зарплат. 

         Владимиру 15, а мелкое хулиганство,  совершённое в возрасте от 14 до 16 лет, наказывается наложением  штрафа на родителей в размере  от 3-х до 5 минимальных зарплат.

         6.Пиво не относится к категории  спиртных напитков, поэтому его  можно употреблять в любом  возрасте. Но, во-первых, употребляя  пиво, подросток быстро может  дойти до состояния опьянения,  а, во-вторых, даже малое количество  пива оставляет запах алкоголя, поэтому доказать, что подросток  пил именно пиво, очень трудно.

         7.Согласно статье 190 часть 1 КоАП, неявка граждан в военный комиссариат  без уважительных причин для  приписки к призывному участку  влечёт предупреждение или наложение штрафа в размере 1 минимальной зарплаты.

         8.Административное задержание может  длиться не более трёх часов.  Подростка могут задержать на 72 часа, если:

         - он будет застигнут при совершении  преступления;

         - очевидцы прямо укажут на  него как на лицо, совершившее  преступление;

         - на нём или на его одежде  будут обнаружены следы преступления;

         - у него нет постоянного места  жительства.

          Конкурс капитанов

         Преступления, за совершение которых  предусмотрена ответственность  с 14 лет:

         1.убийство;

         2.причинение смерти по неосторожности;

         3.умышленное причинение тяжкого  телесного повреждения;

         4.изнасилование;

         5.насильственные действия сексуального  характера;

         6.похищение человека;

         7.кража;

         8.грабёж;

         9.разбой;

       10.вымогательство;

       11.угон автодорожных транспортных  средств или маломерного водного  судна;

       12.умышленное уничтожение или  повреждение имущества;

       13.захват заложника;

       14.хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ;

       15.хищение наркотических средств;

       16.умышленное приведение в негодность  транспортных средств или путей  сообщения;

       17.хулиганство;

       18.заведомо ложное сообщение об  опасности;

       19.осквернение сооружений и порча  имущества.   

        Анализ проблемной ситуации

        Ситуация 1

        В Уголовном кодексе РФ есть  статья 105 «Доведение до самоубийства»,  в котором за доведение до  самоубийства путём жестокого  обращения или систематического  унижения личного достоинства  полагается до 3-х лет лишения  свободы. За те же действия  в отношении лица, находящегося  в материальной или иной зависимости от виновного, - до 5 лет. Однако никакое наказание не может вернуть подростка к жизни.

        Ситуация 2

        В статье 9 закона РФ «О правах  ребёнка» говориться: «Государство  охраняет неприкосновенность личности  ребёнка, осуществляет его защиту  от всех видов эксплуатации, физического  и психического насилия, жестокого,  грубого или оскорбительного  обращения, сексуальной эксплуатации  и сексуальных извращений, в том  числе со стороны родителей,  лиц, их заменяющих, и родственников,  от вовлечения в преступную  деятельность, приобщения к алкоголю, незаконного употребления наркотических  средств и психотропных веществ,  принуждения к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми». 

        Подростки могут быть привлечены  к административной ответственности  за:

        - одноразовое незаконное приобретение  наркотиков;

        - хранение наркотиков без цели  сбыта. 

        Если эти действия повторяются  в течение года, то подросток  может быть подвергнут уголовной  ответственности, которая наступает  с 16 лет, а с 14 лет – за  хищение наркотических средств.  Причём подростки, совершившие  преступление в состоянии опьянения,  от уголовной ответственности  не освобождаются. 

        Ответы на вопросы игры со  зрителями

       1.Шесть великих домов.

       2.Фараон.

       3.Посягательства на государственный  строй (измены, заговоры, мятежи), преступления  религиозного порядка (убийство  священных животных: кошки, совы; чародейства), убийство, кража, обмеривание,  обвешивание.

       4.Хаммураппи.

       5.Виновного постигала та же  участь, что и потерпевшего.

       6.Законы Ману – мифического  бога.

       7.Китай, Иньская династия.

       8.Афинскому.

       9.Рим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Приложение № 3

 

ТЕМА: нарушение прав человека и  их защита.

Тип урока: итого-обобщающий в форме  дискуссии.

Цели и задачи урока: на основе имеющихся  у учащихся знаний расширить и  конкретизировать их представления  о правах человека; сформировать культуру ведения дискуссии и участия  в ней; закрепить навыки правовой защиты личности.

Содержание урока:

 Вступительное слово учителя. 

 Вводная информация - учащиеся  готовятся по заранее поставленным  вопросам (они записаны на доске), каждый высказывает свое мнение).

Информация о работе Проблемы преподавания основ уголовного права в средней школе