Проблемы преподавания основ уголовного права в средней школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 06:45, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является определение педагогических условий правового образования.
В соответствии с поставленной целью в работе формулируются и решаются следующие задачи:
1) изучить и охарактеризовать нормативную базу правового образования в средней школе;
2) рассмотреть содержание и структуру уголовно-правового образования в школе.
3) методически разработать учебное занятие.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….5
Глава I. Правовое образование в школе …………………………………….8
1.1. Нормативная база правового образования в средней школе………….8
1.2. Содержание и структура правового образования в школе…………...14
Вывод по 1 главе……………………………………………………………..25
Глава II. Особенности преподавания основ Уголовного права в средней школе………………………………………………………………………………..26
2.1.Теория вопроса…………………………………………………………..26
2.2.Учебное занятие по уголовному праву и основные требования к нему………………………………………………………………………………….36
2.3.Основные методы проведения уроков по уголовному праву…….......41
Вывод по 2 главе……………………………………………………………..61
Заключение…………………………………………………………………...65
Список использованных источников и литературы………...……………..68
Приложение: 1.Урок – презентация по теме: Уголовная
ответственность и наказание.
2.Правовое воспитание несовершеннолетних
3.Урок дискуссия

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 141.10 Кб (Скачать)

Применение  принудительных мер воспитательного  характера является одной из разновидностей освобождения лица от уголовной ответственности  и поэтому не влечет судимости, но, тем не менее, эти меры содержат в  себе элементы кары, поскольку изначально являются принудительными и содержат соответствующие ограничения.

Для применения принудительных мер воспитательного  характера закон требует соблюдения ряда условий.

Во-первых, преступление, совершенное несовершеннолетним, должно быть небольшой или средней  тяжести.

Во-вторых, правоприменитель должен быть полностью  уверен в том, что применение реального  наказания является нецелесообразным, а цели наказания могут быть достигнуты иными средствами.

Правоприменитель (суд) вправе применить одновременно одну или несколько мер воспитательного  воздействия. Продолжительность применения данных мер  устанавливается по усмотрению органа, назначающего эти меры.

Суд, обладая  правом заменять несовершеннолетнему, уголовное наказание принудительными  мерами воспитательного характера  также имеет право, и отменить эти меры, и направить материалы  для привлечения несовершеннолетнего  к уголовной ответственности. Отмена принудительных мер воспитательного  характера возможна в том случае, когда несовершеннолетний осужденный систематически не исполняет эти мер либо грубо их нарушает.

Облегчение  условий освобождения от уголовной  ответственности.

Уголовное законодательство предусматривает  два вида освобождения несовершеннолетнего  осужденного от уголовного наказания.

Во-первых, это освобождение от реального назначения наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия  и, соответственно с освобождением  ото всех юридических последствий, которые наступают в связи  с осуждением.

Во-вторых, освобождение несовершеннолетнего  осужденного от дальнейшего отбытия  наказания. Данный вид освобождения реализуется в виде условно-досрочного освобождения от отбывания неотбытой  части наказания. Условно-досрочное  освобождение применяется к лицам, совершившим преступление в несовершеннолетнем возрасте и осужденным к реальному  наказанию после фактического отбытия  ими:

  • не менее 1/3 срока наказания, назначенного судом за совершение преступлений небольшой или средней тяжести, а также за совершение тяжких наказаний
  • не менее 2/3 срока наказания, назначенного судом за совершение особо тяжких наказаний

Либеральные сроки давности привлечения к  уголовной ответственности и  погашения судимости.

В соответственности  с этой особенностью сроки давности исполнения обвинительного приговора  и привлечения лица к уголовной  ответственности для несовершеннолетних уменьшены наполовину, по сравнению с предусмотренными сроками давности  для лиц, совершивших преступление после достижения ими восемнадцати лет.

Также для  лиц, совершивших преступление в  несовершеннолетнем возрасте, сокращены  и сроки погашения судимости, которые оставляют:

один  год после отбывания лишения  свободы за преступления небольшой  или средней тяжести

три года после отбывания лишения свободы  за тяжкие и особо тяжкие преступления.

После окончания  лекции преподаватель проводит фронтальный  опрос учащихся по вопросам, которые  появлялись на экране в течение урока  по ходу демонстрации слайдов на интерактивной  доске.

Домашнее  задание:

В качестве домашнего задания учащимся предлагается:

1. Подготовится  к итоговому тесту по данной  теме.

2. Решить  ситуационные задачи из практикума.

3. Попытаться  самостоятельно составить ситуационные  задачи по данной теме.

 

 

 

Приложение  №2

Тема  урока 

            Правовое воспитание несовершеннолетних

Цели  урока 

            - способствовать предотвращению  правонарушений и преступлений  среди несовершеннолетних;

            - способствовать формированию у  учащихся личностного восприятия  обществоведческих (правовых) терминов;

            - на занятии и в ходе подготовки  к нему продолжить формирование  у школьников навыков и умений:

                       - работы с дополнительной литературой,  документами (Конституция РФ, Уголовный  кодекс РФ, Административный Кодекс  РФ, Гражданский кодекс РФ и  др.)

                       - построение аргументированных  суждений на основе анализа  и сопоставления фактов;

                       - ведения дискуссии в корректной  цивилизованной форме;

                       - использовать свои права и  выполнять свои обязанности

Форма проведения

             Урок-соревнование (турнир знатоков)

 

Оборудование  урока

            - Конституция РФ;

            - Уголовный кодекс РФ;

            - Административный Кодекс РФ;

            - Гражданский кодекс РФ и др.;

            - музыкальное сопровождение;

            - планшеты с обозначениями ролей,  устанавливающиеся на столы:

                       «Жюри»;

                       «Названия команд» и др.

Подготовка  к уроку

          (была организована как на предшествующем  занятии, так и во внеурочное  время)                                                                                                                                                                                                                                                                           

             Учитель заранее объявил о  проведении игры. Учащиеся по  желанию сформировали две команды  по шесть человек в каждой (учащиеся 10-11 классов), была выбрана группа  экспертов (жюри), которая в ходе  турнира будет выставлять командам  баллы и оглашать результаты  в том или ином конкурсе  и определять победителя.

             С командами учащихся социальный  педагог и учитель обществознания  работали дополнительно (было  рекомендовано читать литературу, советовали на какие вопросы  обратить внимание). Остальные учащиеся  классов – зрители, они также  читали дополнительную литературу  и готовились к участию в игре, так как с ними планируется проведение мини-турнира.   

Ход урока

         Вступительное слово учителя

           Уважаемые гости и члены жюри! Дорогие ребята мы с вами  начинаем Турнир знатоков «Правовой  эрудит» посвящённый правовому  воспитанию несовершеннолетних. В  ходе сегодняшнего турнира мы  с вами познакомимся с основными  правами и обязанностями подростков  при совершении ими противоправных  действий на основе Конституции  РФ, Уголовного кодекса РФ, Административного  кодекса РФ, Гражданского кодекса  РФ и других нормативных актов. 

            Давайте поприветствуем наших  гостей и членов жюри! (Далее  идет представление членов команд, капитана, зрителей).              

                       Основная часть занятия (игра  команд)

           1.Приветствие команд (обязательное  наличие у команды названия, девиза, эмблемы) в любой форме         

           2.Командам предлагается разгадать  кроссворд

 

2

 

1

                         
           
   
   

5

   

3

     

4

         
               
         
   

6

       
     

7

               
     
   
   
 
 



 

 

 

 

 

 

По горизонтали:

1.Противоправное  виновное умышленное или неосторожное  действие, за которое законодательством  предусмотрена административная  ответственность.

          3.Решение принятое в ходе судебного  заседания. 

          6.Нормативный акт, принятый высшим  представительным (то есть избранным  всем народом) органом государства. 

          7.Мера воздействия против совершившего  преступление, проступок.

По вертикали:

1.Действие, нарушающее закон и подлежащее  уголовной ответственности.

2.Столкновение, серьёзное разногласие, спор.

4.Определённый  круг действий, возложенный на  кого-нибудь и безусловных для  выполнения.

5.Совокупность  обязательных к исполнению норм, установленных государством, регулятор  общественных отношений.

                  3.Вопросы командам (ситуации, которые  надо квалифицировать по статье  закона):

1.С какого  возраста можно привлечь к  административной ответственности,  и в каких случаях несовершеннолетний  подлежит административной ответственности  на общих основаниях? (Какие наказания?)

2.Кому  можно присутствовать при допросе  подростка?

3.Виктор  П. (17 лет) и Денис О. (15 лет) были  задержаны в нетрезвом состоянии  возле кинотеатра сотрудником  милиции. Какое наказание может  быть применено к каждому из  них?

4.Каковы  права несовершеннолетнего, задержанного  милицией?

5.Денис  О. (16 лет) и Владимир Г. (15 лет)  шли по улице, громко выражаясь  нецензурной бранью, и были остановлены  милиционером. Какое наказание за  этим последует?

6.С какого  возраста можно пить пиво?

7.Максиму  Г. (16 лет) пришла повестка в  военкомат для постановки на  учёт допризывников? Максим повестку  выбросил и в военкомат не  явился. Какие взыскания могут  быть применены к Максиму?

8.Сколько  времени могут задерживать несовершеннолетнего  в участке?  

4.Конкурс  капитанов:

          Задумайтесь! Изначально ваше  равнодушие, а затем недоброжелательное  отношение к окружающим может  перерасти из проступка в тяжкое  преступление!

          Согласно статье 27 Уголовного Кодекса  РФ уголовная ответственность  наступает по общему правилу  с 16 лет и только в виде  исключения – с 14 лет за  некоторые виды преступлений, общественная  опасность которых понятна несовершеннолетнему,  достигшему этого возраста. Назовите  виды преступлений, ответственность  за совершение которых наступает  с 14 лет. (капитаны по очереди  перечисляют преступления.)   

          5.Анализ проблемной ситуации:

          Ситуация 1

         Перед дискотекой десятиклассникам  захотелось выпить, но ни у  кого не оказалось нужной суммы.  Кто-то предложил поискать деньги  в карманах одежды в гардеробе,  но там были дежурные. Вышли  на улицу. Один из ребят в  шутку сказал малышу из 5-го  класса: «Гони тысячу!» - и тот  быстро дал деньги. Старшеклассникам  понравилось, и они стали так  «потрошить» карманы учеников  из младших классов, но один  из семиклассников, Толя, наотрез  отказался, поэтому его избили. Потом каждый день встречали  и били, А однажды стало известно, что толя пытался покончить  с собой.

         Почему действия подростков привели  к такому плачевному результату  в отношении Толи? Как вы думаете,  что пережил семиклассник? Что  он хотел доказать своей смертью?  Могут ли подростков привлечь  к ответственности? За что?  Каким может быть выход из  этой ситуации? Как бы вы поступили  на месте Толи?

          Ситуация 2

          13-летняя Таня сидела на краю  дивана. Единственное, чего ей хотелось, - побыстрее уйти, хотя она так  стремилась в компанию одноклассников. Теперь же ей было очень  скучно. Комнату наполнил дым,  обволакивая лица смеявшихся  ребят, которые иногда уходили  в дальнюю комнату. Таня не  знала, чем они там занимаются, только всё это казалось подозрительным.

Информация о работе Проблемы преподавания основ уголовного права в средней школе