Проблемы преподавания основ уголовного права в средней школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 06:45, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является определение педагогических условий правового образования.
В соответствии с поставленной целью в работе формулируются и решаются следующие задачи:
1) изучить и охарактеризовать нормативную базу правового образования в средней школе;
2) рассмотреть содержание и структуру уголовно-правового образования в школе.
3) методически разработать учебное занятие.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….5
Глава I. Правовое образование в школе …………………………………….8
1.1. Нормативная база правового образования в средней школе………….8
1.2. Содержание и структура правового образования в школе…………...14
Вывод по 1 главе……………………………………………………………..25
Глава II. Особенности преподавания основ Уголовного права в средней школе………………………………………………………………………………..26
2.1.Теория вопроса…………………………………………………………..26
2.2.Учебное занятие по уголовному праву и основные требования к нему………………………………………………………………………………….36
2.3.Основные методы проведения уроков по уголовному праву…….......41
Вывод по 2 главе……………………………………………………………..61
Заключение…………………………………………………………………...65
Список использованных источников и литературы………...……………..68
Приложение: 1.Урок – презентация по теме: Уголовная
ответственность и наказание.
2.Правовое воспитание несовершеннолетних
3.Урок дискуссия

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 141.10 Кб (Скачать)

 Так или иначе, понятие  уголовного права всегда связывалось  с правом (законом), определяющим  наказание за преступное поведение.

 В настоящее время термин  «Уголовное право» употребляется  в двух значениях: а) уголовное  право как отрасль; б) уголовное  право как наука.

От других отраслей уголовное право  отличается, в первую очередь, предметом, т.е. кругом регулируемых общественных отношений.

 Предметом правового регулирования  в целом являются общественные  отношения.

 В предмет уголовно-правового  регулирования входят три основные  разновидности этих отношений: 

- Первым видом таких отношений  являются так называемые охранительные  уголовно-правовые отношения, возникающие  в связи с совершением преступления. Эти отношения, возникают между  лицом, совершившим преступление и государством в лице его специальных органов: суда, прокурора, следователя, органа дознания.

 Каждый из субъектов этого  правоотношения обладает определенными  правами и несет определенные  обязанности.

 Так, преступник как субъект  этого правоотношения обязан  претерпеть неблагоприятные последствия  (лишения, ограничения), которые уголовный  закон связывает с совершением  преступления; понести наказание,  предусмотренное уголовно-правовой  нормой, которую он нарушил.

 Другой субъект – суд (с  участием прокурорских, следственных  органов и органов дознания) –  вправе принудить первого к  исполнению этой обязанности.

 И в то же время это  право порождает обязанность  этих органов привлекать виновное  лицо к уголовной ответственности,  а суда – назначить наказание  или меру, его заменяющую.

 Таким образом, предметом  охранительных уголовно-правовых  отношений является реализация  уголовной ответственности и  наказания, связанная как с  установлением события преступления, так и с назначением за него  наказания.

- Вторым видом уголовно-правовых  отношений, которые входят в  предмет уголовного права, являются отношения, связанные с удержанием лица от совершения преступления страхом наказания, предусмотренного в уголовно-правовых нормах.

 Установление уголовно-правового  запрета – это выражение принудительной  силы государства. Нарушение запрета  влечет применение наказания  к лицу, совершившему преступление. Уголовный запрет налагает на  граждан обязанность воздержаться  от совершения преступления и,  тем самым, регулирует поведение  людей в обществе. Отношения, вытекающие  из уголовно-правового запрета  называются общепредупредительными.

- Третья разновидность общественных  отношений, входящих в предмет  уголовного права, регулируется  уголовно-правовыми нормами, которые  наделяют граждан правом на причинение вреда при защите от общественно опасных посягательств при необходимой обороне, при крайней необходимости и при других обстоятельствах, исключающих преступность деяния.

 Осуществляющий такие права  вступает в правовые отношения  с одной стороны, с лицом,  посягающим на его интересы  и, как правило, нарушающим  уголовно-правовой запрет. С другой  стороны, его поведение могут  признать правомерным только  суд, прокурор, следственные органы, то есть это лицо вступает  в правовые отношения и с  государством в лице этих органов.

 Такие отношения являются  регулятивными правовыми отношениями.

Разновидностям общественных отношений, образующих предмет уголовного права, соответствуют и специфические  методы их регулирования.

 Метод уголовного права –  это совокупность уголовно-правовых  средств воздействия на уголовно-правовые  отношения с целью их урегулирования.

 В общем смысле метод уголовного  права можно определить как  принуждение и поощрение.

 С учетом разновидностей  регулируемых уголовно-правовых  отношений, составляющих предмет  уголовного права можно выделить  следующие типы их регулирования.

 Охранительные уголовно-правовые  отношения регулируются:

 а) Применением санкций уголовно-правовых  норм, т.е. применением наказания.

 Преступление, с которым связывается  возникновение охранительных уголовно-правовых  отношений, определяется конкретными  признаками, непосредственно указанными  только в уголовном законе. Никакие  другие правовые акты не могут  определять преступность и наказуемость  деяний. Установление факта совершения  преступления и применение за  него наказания осуществляются  в строго определенном законом  порядке.

 б) Применением принудительных  мер медицинского характера .

 Такие меры применяются к  лицам, совершившим общественно  опасные деяния в состоянии  невменяемости; к лицам, у которых  после совершения преступления  наступило психическое расстройство, делающее невозможным применение  наказания; к лицам, совершившим  преступления в состоянии ограниченной  вменяемости.

 в) Освобождением от уголовной  ответственности и наказания.

 Этот метод применяется, когда  задача исправления лица, совершившего  преступление может быть выполнена  без привлечения его к уголовной  ответственности, назначения и  исполнения наказания.

- Общепредупредительные уголовно-правовые  отношения регулируются путем  установления уголовным законом  запрета на общественно опасное  поведение.

 Специфика этого метода проявляется  в том, что уголовно-правовой  запрет устанавливается на совершение  наиболее общественно опасного  деяния, а также в тяжести правовых  последствий, которые наступают  для лица, нарушившего уголовно-правовой  запрет.

- Регулятивные уголовно-правовые  отношения связаны с наделением  граждан правами на активную  оборону от общественно-опасных  деяний и предупреждением общественно-  опасных последствий (крайняя необходимость, обоснованный риск и т.п.).

Анализ предмета и метода уголовного права позволяет сформулировать понятие уголовного права как  отрасли права.

 Система уголовного права  включает две части: Общую и  Особенную.

 Общая часть включает нормы  уголовного права, в которых  закрепляются его общие принципы, институты и понятия, а также  основные положения, определяющие  основания и пределы уголовной  ответственности и применения  наказания, вины, соучастия и другие, порядок и условия освобождения  от уголовной ответственности  и наказания, амнистии, помилования,  судимости; границы действия уголовного закона во времени, в пространстве и по кругу лиц и т.д.

 Особенная часть уголовного  права включает нормы, в которых  определяются круг и юридические  признаки общественно опасных  деяний, являющихся преступлениями, а также наказания, установленные  за их совершение.

 Общая и Особенная части  неразрывно связаны между собой,  и в единстве представляют  уголовное право как систему  уголовно-правовых норм. Эта связь  проявляется в том, что применение норм Особенной части невозможно осуществить без положений Общей части, т.е. без знания тех институтов, которые содержатся в Общей части.

Уголовное право исторически возникло как реакция общества и государства  на преступление, т.е. деяние, наиболее опасное для интересов личности, общества и государства.

 Оно возникло, чтобы защитить  их своими специфическими средствами.

 Общей задачей уголовного  права признается замедление  темпов роста преступности, стабилизация  ее уровня, удержание в контролируемых  государством рамках.

 Основной конкретной задачей  уголовного права является охранительная  задача. Исходя из ст. 2 УК РФ  в нее входят: “охрана прав  и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества”.

 В соответствии с той же  ст. 2 УК РФ уголовный закон  выдвигает и другую конкретную  задачу – “предупреждение преступлений”.  Поэтому другой задачей уголовного  права является предупредительная  задача.

 Говоря о предупредительной  задаче, можно выделить два ее  аспекта:

- Во-первых, - это общая превенция  уголовного закона, т.е. предупреждение  совершения преступлений всеми  гражданами под воздействием  уголовного запрета.

- Вторым аспектом является частная  превенция уголовного закона. Под  ней понимается предупреждение  совершения новых преступлений  лицами, уже совершившими какие-либо  преступления. Решение этой задачи  достигается путем применения  к ним мер уголовного наказания  либо принудительных мер медицинского  характера или мер воспитательного  воздействия.

 Задачи уголовного права  реализуются через уголовную  политику государства в области  борьбы с преступностью. Уголовная  политика – это составная часть  внутренней политики государства.  Под ней понимается комплекс  принципов и направлений, форм  и методов борьбы с преступностью,  основывающихся на уголовном  праве. Уголовная политика определяет:

- основные принципы и положения  по борьбе с преступностью;

- круг деяний, признаваемых преступными;

- перечень деяний, подлежащих декриминализации;

- характер наказуемости деяний;

- основания и условия освобождения  от уголовной ответственности.

 Кроме того, уголовная политика:

- готовит базу для приведения  законодательства в соответствие  с политическим устройством и  криминальной ситуацией в стране;

- реализует уголовное законодательство  через органы уголовной юстиции.

 Эта политика, в свою очередь,  реализуется через правотворчество  и правоприменение.

3. Уголовно-правовая наука –  это составная часть юридической  науки. Она представляет собой  систему уголовно-правовых взглядов, идей, представлений об уголовном  законе, его социальной обусловленности  и эффективности, закономерностях  и тенденциях его развития  и совершенствования, принципах уголовного права, об истории уголовного права, о перспективах его развития, о зарубежном уголовном праве.

 Поэтому предмет науки уголовного  права шире предмета уголовного  права как отрасли права.

 Методика в уголовном праве  представляет собой систему приемов  и операций, средств и инструментария  исследования уголовно-правовых  явлений и понятий.

 В уголовно-правовой науке  применяются такие методы, как  догматический, социологический,  сравнительно-правовой, историко-правовой, диалектический:

- Догматический метод или юридический  имеет назначением комментирование  и систематизацию действующих  уголовно-правовых норм, их толкование, определение основных уголовно-правовых  понятий. Этот метод берет за  отправную точку не какое-либо  конкретное преступление либо  совокупность преступлений, а преступление  вообще, т.е. его юридическое понятие.  Этот метод предполагает изучение  уголовно-правовой нормы как таковой  или совокупности правовых норм  и юридических понятий.

- Социологический метод заключается  в анализе уголовно-правовых норм, преступления и наказания как  социальных явлений. Если догматический  метод способствует уяснению, что  такое правовая (уголовно-правовая) норма и преступление, как юридическое  понятие, то социологический метод  позволяет вскрыть их социальное  содержание, т.е. определить каково  в действительности то или  иное преступление, каков субъект  этого преступления и т.д.

 Этот метод заключается в  опросах, анкетировании различных  категорий лиц, экспертных оценках  по различным проблемам уголовного  права. Например, о понимании ими  тех или иных уголовно-правовых  запретов, о согласии или несогласии  с ними, об их эффективности;  о предложениях по совершенствованию  уголовных законов и т.д.

 Этот метод является основой  уголовно-правового прогнозирования  и правотворчества.

- Сравнительно-правовой (компаративистский)  метод заключается в анализе  тех или иных уголовно-правовых  институтов, категорий, понятий путем  сопоставления их с аналогичными  положениями уголовного законодательства  зарубежных стран.

Информация о работе Проблемы преподавания основ уголовного права в средней школе