Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 06:45, дипломная работа
Целью работы является определение педагогических условий правового образования.
В соответствии с поставленной целью  в работе формулируются и решаются следующие задачи:
1) изучить и охарактеризовать  нормативную базу правового образования  в средней школе;
2) рассмотреть содержание и структуру  уголовно-правового образования  в школе.
3) методически разработать учебное  занятие.
Введение……………………………………………………………………….5
Глава I. Правовое образование в школе …………………………………….8
1.1. Нормативная база правового  образования в средней школе………….8
1.2. Содержание и структура правового  образования в школе…………...14
Вывод по 1 главе……………………………………………………………..25
Глава II. Особенности преподавания основ Уголовного права в средней школе………………………………………………………………………………..26
2.1.Теория вопроса…………………………………………………………..26
2.2.Учебное занятие по уголовному праву и основные требования к нему………………………………………………………………………………….36
2.3.Основные методы проведения уроков по уголовному праву…….......41
          Вывод по 2 главе……………………………………………………………..61
Заключение…………………………………………………………………...65
Список использованных источников и литературы………...……………..68
Приложение: 1.Урок – презентация по теме: Уголовная
                       ответственность и наказание.
                       2.Правовое воспитание несовершеннолетних
                       3.Урок дискуссия
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава I. Правовое образование в школе …………………………………….8
1.1. Нормативная база правового 
образования в средней школе………
1.2. Содержание и структура 
Вывод по 1 главе……………………………………………………………..
Глава II. Особенности преподавания основ 
Уголовного права в средней школе…………………………………………………………………
2.1.Теория вопроса………………………………
2.2.Учебное занятие по уголовному праву 
и основные требования к нему……………………………………………………………………
2.3.Основные методы проведения уроков по уголовному праву…….......41
          Вывод 
по 2 главе……………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников и литературы………...……………..68
Приложение: 1.Урок – презентация по теме: Уголовная
ответственность и наказание.
2.Правовое воспитание несовершеннолетних
3.Урок дискуссия
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена происходящими демократическими преобразованиями в социально-экономической и политико-правовой сфере жизнедеятельности общества. В центре социальных отношений встала личность во всем многообразии проявлений ее индивидуальности. Это привело к необходимости создания условий, при которых любой человек может свободно и творчески развиваться. Одним из условий выступают знания права и умение ими квалифицированно пользоваться; защита прав и свобод человека. Соблюдение этих условий ведет к становлению такого типа общественного сознания, при котором выстраивается новый характер взаимоотношений и взаимообязательств между государством и личностью. Защита государством основных прав и свобод человека предполагает, в свою очередь, корректное и мудрое отношение личности к праву и правовым нормам, находящимся под защитой государства. В этой системе право и правовые нормы получают новое социальное признание.
В России в настоящее время правовое образование находится в центре внимания педагогической общественности. Отличительной чертой российского правового образования является разнообразие подходов к его содержанию. Суть его заключается в том, что содержание всех школьных предметов формирует человека - гражданина. Правовое образование в этом смысле это – образование, направленное на формирование человека - гражданина, личности, которой присущи правовые качества.
Объектом исследования выступает система правового отечественного общего образования.
Предметом исследования являются концептуальные основы школьного правового образования в Российской Федерации.
Целью работы является определение педагогических условий правового образования.
В соответствии с поставленной целью в работе формулируются и решаются следующие задачи:
1) изучить и охарактеризовать 
нормативную базу правового 
2) рассмотреть содержание и 
3) методически разработать 
Методологическая основа исследования. Исследования по данной теме опираются на идеи и концепции философов, социологов, правоведов по теории государства и права, по проблемам правосознания, правовой культуры как прошлого (Сократ, Платон, Аристотель, И.Кант, Л.И.Петражицкий, П.Сорокин), так и современности (Е.В.Аграновская, С.С.Алексеев, Н.Л.Гранат, В.Н.Кудрявцев, В.С.Нерсесянц и др.), по проблемам правового обучения и воспитания учащихся (П.П. Баранова, Л.М.Голубева, А.И.Долгова, И.Ф.Рябко, Е.В.Татаринцева и др.), а также государственно-нормативные документы по проблемам совершенствования школьного правового образования.
В советской педагогике правовому образованию уделяли внимание (П.П.Блонский, Л.С.Выготский, В.В.Зеньковский, П.Ф.Каптерев, И.С.Кон, А.С.Макаренко, М.М.Рубинштейн и др.), и современных отечественных педагогов и психологов, исследования которых посвящены разработке целей и задач, принципов процесса воспитания и образования (Ю.К.Бабанский, Г.П.Давыдов, И.Д.Демакова, И.И.Зарецкая, Э.М.Никитин, П.И.Пидкасистый, А.П.Сигник и др.),
На рубеже столетий были опубликованы 
работы теоретического характера по 
вопросам объективной необходимости 
и педагогической целесообразности 
включения обучения правам человека 
в современное общее 
Каким бы общее образование ни было, 
оно должно включать в себя некоторый 
правовой компонент. Ст. 14 Закона РФ "Об 
образовании" сформулировала общие 
требования к содержанию образования 
в целом, согласно которым оно 
должно быть сориентировано на развитие 
гражданского общества, укрепление и 
совершенствование правового 
Методы исследования. В процессе работы применялся описательный метод, включающий приемы наблюдения, сопоставления и обобщения.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и литературных источников и приложения.
 
Глава I. Правовое образование в школе
1.1 Нормативная база правового образования в средней школе
В основу правового образования положена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач на современном этапе развития Российской Федерации. Оно сочетает формирование навыков социальной практики с глубоким усвоением основ социальных наук. Именно в этом контексте возможно развитие и самоопределение личности, ее духовный рост. Поэтому одна из основных задач правового образования состоит в том, чтобы помочь ребенку обрести себя как личность, избежать маргинализации, быть полноценным участником экономической, социальной, политической и духовной жизни общества.
В правовом образовании приоритетным является аспект нравственного развития личности, его реализация (с учетом возрастных особенностей ребенка) играет значимую роль на всех стадиях образовательного процесса - от дошкольного до среднего (полного) общего образования. Ребенок должен научиться самоидентифицировать себя в качестве полноправного участника созидательного развития общества.1
Сегодня под правовым образованием в школе следует понимать находящуюся в рамках образовательного процесса и организованную на идее права систему воспитательных и обучающих действий, направленных на формирование у обучающихся уважения к праву, собственных представлений и установок, опирающихся на современные правовые ценности общества, правовой культуры, основанной на функциональной правовой грамотности, компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции, а также позитивного опыта деятельности в социально-правовой сфере.
Таким образом, правовое образование 
рассматривается как условие 
формирования индивидуальных способностей, 
получения знаний и навыков социального 
функционирования. Эти три элемента 
правового образования 
Главная цель правового образования - воспитание гражданина, живущего в демократическом обществе. Такой гражданин должен обладать определенными знаниями (правовыми, политологическими, экономическими и т.п.); умениями (критически мыслить, анализировать, сотрудничать), ценностями (уважать права человека, толерантность, компромиссность, достоинство, гражданское самосознание др.), а также желанием участвовать в общественно-политической жизни.2
Важная цель правового образования - социализация школьников. Приобретенные ими правовые знания и умения должны быть адекватны характеру и стилю поведения, их взаимоотношениям с окружающими. Подростки должны уметь давать нравственную оценку всех компонентов жизни, общества, истории, культуры и т.д. Правовое образование направлено на воспитание внутренней свободы человека.
Одной из наиболее важных задач правового 
образования является формирование 
у учащихся позитивного правосознания. 
Учитывая, что преподавание правовых 
дисциплин должно быть ориентировано, 
прежде всего, на позитивные аспекты, необходимо 
сформировать у учащихся отношение 
к праву как к важному условию 
и механизму осуществления 
Основная задача правового образования - ознакомление учащихся с наиболее распространенными и доступными понятиями и формирование у них элементарных представлений об обществе в целом и их малом сообществе, в частности. У младших школьников необходимо сформировать представления о человеке как о главной ценности общества, дать им начальные сведения о Конституции Российской Федерации, роли права в жизни людей, правах человека и ребенка. Важную роль играет формирование понятий о своей малой Родине (родной город, поселок, село, улица, школа), семье, своей родословной, а также обучение младших школьников первичным навыкам толерантного общежития (отношения с одноклассниками, взрослыми, культура общения и т. д.), принятию решений. Этому может способствовать приобщение учащихся начальной школы к первичным формам нормотворчества (совместная работа по выработке детьми законов (правил) жизни класса). Основные формы, используемые в работе с учащимися - это наблюдения, беседы, экскурсии, встречи с людьми различных профессий, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, дискуссии, написание сочинений, подготовка небольших сообщений по проблеме, интервьюирование, викторины, формулировка собственных определений некоторых понятий, морально-правовые беседы с эмоциональным контекстом, опорой на художественные образы.3
Выпускник современной школы должен обладать не только определенной суммой знаний, развитым формальным интеллектом (формируемым, например, средствами математики), но и иными способностями: критическим мышлением, умением действовать в реальных социальных условиях, и строить собственную жизненную траекторию; должен иметь опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.
Требования к уровню подготовки 
выпускников – установленные 
стандартом результаты освоения выпускниками 
обязательного минимума федерального 
компонента государственного стандарта 
общего образования, необходимые для 
получения документа об образовании 
государственного образца о достигнутом 
уровне общего образования. Требования 
по праву разработаны в 
Право (профильный уровень):
1) сформированность 
2) владение знаниями об основных 
правовых принципах, 
3) сформированность 
4) владение знаниями о 
5) сформированность 
6) сформированность правового 
7) сформированнность знаний об 
общих принципах и нормах, регулирующих 
государственное устройство 
Информация о работе Проблемы преподавания основ уголовного права в средней школе