Проблемы преподавания основ уголовного права в средней школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 06:45, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является определение педагогических условий правового образования.
В соответствии с поставленной целью в работе формулируются и решаются следующие задачи:
1) изучить и охарактеризовать нормативную базу правового образования в средней школе;
2) рассмотреть содержание и структуру уголовно-правового образования в школе.
3) методически разработать учебное занятие.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….5
Глава I. Правовое образование в школе …………………………………….8
1.1. Нормативная база правового образования в средней школе………….8
1.2. Содержание и структура правового образования в школе…………...14
Вывод по 1 главе……………………………………………………………..25
Глава II. Особенности преподавания основ Уголовного права в средней школе………………………………………………………………………………..26
2.1.Теория вопроса…………………………………………………………..26
2.2.Учебное занятие по уголовному праву и основные требования к нему………………………………………………………………………………….36
2.3.Основные методы проведения уроков по уголовному праву…….......41
Вывод по 2 главе……………………………………………………………..61
Заключение…………………………………………………………………...65
Список использованных источников и литературы………...……………..68
Приложение: 1.Урок – презентация по теме: Уголовная
ответственность и наказание.
2.Правовое воспитание несовершеннолетних
3.Урок дискуссия

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 141.10 Кб (Скачать)

 

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………….5

Глава I. Правовое образование в школе …………………………………….8

1.1. Нормативная база правового  образования в средней школе………….8

1.2. Содержание и структура правового  образования в школе…………...14

Вывод по 1 главе……………………………………………………………..25

Глава II. Особенности преподавания основ Уголовного права в средней школе………………………………………………………………………………..26

2.1.Теория вопроса…………………………………………………………..26

2.2.Учебное занятие по уголовному праву и основные требования к нему………………………………………………………………………………….36

2.3.Основные методы проведения уроков по уголовному праву…….......41

          Вывод по 2 главе……………………………………………………………..61

Заключение…………………………………………………………………...65

Список использованных источников и литературы………...……………..68

Приложение: 1.Урок – презентация по теме: Уголовная

                       ответственность и наказание.

                       2.Правовое воспитание несовершеннолетних

                       3.Урок дискуссия

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования обусловлена происходящими демократическими преобразованиями в социально-экономической и политико-правовой сфере жизнедеятельности общества. В центре социальных отношений встала личность во всем многообразии проявлений ее индивидуальности. Это привело к необходимости создания условий, при которых любой человек может свободно и творчески развиваться. Одним из условий выступают знания права и умение ими квалифицированно пользоваться; защита прав и свобод человека. Соблюдение этих условий ведет к становлению такого типа общественного сознания, при котором выстраивается новый характер взаимоотношений и взаимообязательств между государством и личностью. Защита государством основных прав и свобод человека предполагает, в свою очередь, корректное и мудрое отношение личности к праву и правовым нормам, находящимся под защитой государства. В этой системе право и правовые нормы получают новое социальное признание.

В России в настоящее время правовое образование находится в центре внимания педагогической общественности. Отличительной чертой российского  правового образования является разнообразие подходов к его содержанию. Суть его заключается в том, что  содержание всех школьных предметов  формирует человека - гражданина. Правовое образование в этом смысле это  – образование, направленное на формирование человека - гражданина, личности, которой  присущи правовые качества.

Объектом исследования выступает система правового отечественного общего образования.

Предметом исследования являются концептуальные основы школьного правового образования в Российской Федерации.

Целью работы является определение педагогических условий правового образования.

В соответствии с поставленной целью  в работе формулируются и решаются следующие задачи:

1) изучить и охарактеризовать  нормативную базу правового образования  в средней школе;

2) рассмотреть содержание и структуру  уголовно-правового образования  в школе.

3) методически разработать учебное  занятие.

Методологическая основа исследования. Исследования по данной теме опираются на идеи и концепции философов, социологов, правоведов по теории государства и права, по проблемам правосознания, правовой культуры как прошлого (Сократ, Платон, Аристотель, И.Кант, Л.И.Петражицкий, П.Сорокин), так и современности (Е.В.Аграновская, С.С.Алексеев, Н.Л.Гранат, В.Н.Кудрявцев, В.С.Нерсесянц и др.), по проблемам правового обучения и воспитания учащихся (П.П. Баранова, Л.М.Голубева, А.И.Долгова, И.Ф.Рябко, Е.В.Татаринцева и др.), а также государственно-нормативные документы по проблемам совершенствования школьного правового образования.

В советской педагогике правовому  образованию уделяли внимание (П.П.Блонский, Л.С.Выготский, В.В.Зеньковский, П.Ф.Каптерев, И.С.Кон, А.С.Макаренко, М.М.Рубинштейн и  др.), и современных отечественных  педагогов и психологов, исследования которых посвящены разработке целей  и задач, принципов процесса воспитания и образования (Ю.К.Бабанский, Г.П.Давыдов, И.Д.Демакова, И.И.Зарецкая, Э.М.Никитин, П.И.Пидкасистый, А.П.Сигник и др.),

На рубеже столетий были опубликованы работы теоретического характера по вопросам объективной необходимости  и педагогической целесообразности включения обучения правам человека в современное общее образование  как одной из ведущих составляющих, обеспечивающих гуманизацию образования (А.Я.Азаров, П.П.Баранов, Т.В.Болотина, М.В.Кускова, С.А.Морозова, А.Ф.Никитин, Е.А.Певцова, А.С.Прутченков, Я.В.Соколов, З.К.Шнекендорф, Н.И.Элиасберг и др.).

Каким бы общее образование ни было, оно должно включать в себя некоторый  правовой компонент. Ст. 14 Закона РФ "Об образовании" сформулировала общие  требования к содержанию образования  в целом, согласно которым оно  должно быть сориентировано на развитие гражданского общества, укрепление и  совершенствование правового государства. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7) и Концепцией модернизации российского  образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 г.; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089.

Методы исследования. В процессе работы применялся описательный метод, включающий приемы наблюдения, сопоставления и обобщения.

Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и литературных источников и приложения.

 

Глава I. Правовое образование в школе

 

1.1 Нормативная база правового  образования в средней школе

 

В основу правового образования  положена идея полноценного участия  личности в решении общественно  значимых задач на современном этапе  развития Российской Федерации. Оно  сочетает формирование навыков социальной практики с глубоким усвоением основ  социальных наук. Именно в этом контексте  возможно развитие и самоопределение  личности, ее духовный рост. Поэтому  одна из основных задач правового  образования состоит в том, чтобы  помочь ребенку обрести себя как  личность, избежать маргинализации, быть полноценным участником экономической, социальной, политической и духовной жизни общества.

В правовом образовании приоритетным является аспект нравственного развития личности, его реализация (с учетом возрастных особенностей ребенка) играет значимую роль на всех стадиях образовательного процесса - от дошкольного до среднего (полного) общего образования. Ребенок  должен научиться самоидентифицировать себя в качестве полноправного участника  созидательного развития общества.1

Сегодня под правовым образованием в школе следует понимать находящуюся  в рамках образовательного процесса и организованную на идее права систему  воспитательных и обучающих действий, направленных на формирование у обучающихся  уважения к праву, собственных представлений  и установок, опирающихся на современные  правовые ценности общества, правовой культуры, основанной на функциональной правовой грамотности, компетенций, достаточных  для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции, а также позитивного опыта деятельности в социально-правовой сфере.

Таким образом, правовое образование  рассматривается как условие  формирования индивидуальных способностей, получения знаний и навыков социального  функционирования. Эти три элемента правового образования реализуются  и приобретают различное значение на каждой ступени образования. Соответственно и общие образовательные цели конкретизируются, учитывая логику и  особенности возрастного развития, изменения правового статуса  обучающихся, практическую востребованность той или иной области правовых знаний, возможности получения соответствующего социального опыта, применительно  к каждой возрастной ступени на материале  общего содержания курсов права Формулирование, исходя из общих целей, самостоятельных  образовательных задач и результатов  обучения для различных уровней  образования будет обеспечивать непрерывность и преемственность  правового образования

Главная цель правового образования - воспитание гражданина, живущего в  демократическом обществе. Такой  гражданин должен обладать определенными  знаниями (правовыми, политологическими, экономическими и т.п.); умениями (критически мыслить, анализировать, сотрудничать), ценностями (уважать права человека, толерантность, компромиссность, достоинство, гражданское самосознание др.), а  также желанием участвовать в  общественно-политической жизни.2

Важная цель правового образования - социализация школьников. Приобретенные  ими правовые знания и умения должны быть адекватны характеру и стилю  поведения, их взаимоотношениям с окружающими. Подростки должны уметь давать нравственную оценку всех компонентов жизни, общества, истории, культуры и т.д. Правовое образование направлено на воспитание внутренней свободы человека.

Одной из наиболее важных задач правового  образования является формирование у учащихся позитивного правосознания. Учитывая, что преподавание правовых дисциплин должно быть ориентировано, прежде всего, на позитивные аспекты, необходимо сформировать у учащихся отношение  к праву как к важному условию  и механизму осуществления социальной справедливости, средству защиты индивидуальных и общественных прав и свобод. Правовое образование призвано сформировать понимание учащимися категорий "справедливости", "равенства", "свободы", "достоинства", "прав человека", "демократии" и выработать навыки их реализации в повседневной жизни.

Основная задача правового образования - ознакомление учащихся с наиболее распространенными и доступными понятиями и формирование у них  элементарных представлений об обществе в целом и их малом сообществе, в частности. У младших школьников необходимо сформировать представления  о человеке как о главной ценности общества, дать им начальные сведения о Конституции Российской Федерации, роли права в жизни людей, правах человека и ребенка. Важную роль играет формирование понятий о своей  малой Родине (родной город, поселок, село, улица, школа), семье, своей родословной, а также обучение младших школьников первичным навыкам толерантного общежития (отношения с одноклассниками, взрослыми, культура общения и т. д.), принятию решений. Этому может  способствовать приобщение учащихся начальной  школы к первичным формам нормотворчества (совместная работа по выработке детьми законов (правил) жизни класса). Основные формы, используемые в работе с учащимися - это наблюдения, беседы, экскурсии, встречи с людьми различных профессий, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, дискуссии, написание сочинений, подготовка небольших  сообщений по проблеме, интервьюирование, викторины, формулировка собственных определений некоторых понятий, морально-правовые беседы с эмоциональным контекстом, опорой на художественные образы.3

Выпускник современной школы должен обладать не только определенной суммой знаний, развитым формальным интеллектом (формируемым, например, средствами математики), но и иными способностями: критическим  мышлением, умением действовать  в реальных социальных условиях, и  строить собственную жизненную  траекторию; должен иметь опыт самостоятельной  деятельности и личной ответственности.

Требования к уровню подготовки выпускников – установленные  стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта  общего образования, необходимые для  получения документа об образовании  государственного образца о достигнутом  уровне общего образования. Требования по праву разработаны в соответствии с обязательным минимумом, преемственны по ступеням общего образования и  учебным предметам. Они задаются в деятельностной форме, определяя, что в результате изучения учебного предмета «Право» выпускники должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни. Требования служат основой разработки контрольно-измерительных материалов для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений, реализующих программы основного  общего и среднего (полного) общего образования. В состав Федерального государственного образовательного стандарта  среднего (полного) общего образования (проект (доработка 15 февраля 2011 года)) входят следующие условия4:

Право (профильный уровень):

1) сформированность представлений  о роли и значении права  как важнейшего социального регулятора  и элемента культуры общества;

2) владение знаниями об основных  правовых принципах, действующих  в демократическом обществе;

3) сформированность представлений  о системе и структуре права,  правоотношениях, правонарушениях  и юридической ответственности;

4) владение знаниями о российской  правовой системе, особенностях  её развития;

5) сформированность представлений  о конституционном, гражданском,  арбитражном, уголовном видах  судопроизводства, правилах применения  права, разрешения конфликтов  правовыми способами;

6) сформированность правового мышления  и способности различать соответствующие  виды правоотношений, правонарушений, юридической ответственности, применяемых  санкций, способов восстановления  нарушенных прав;

7) сформированнность знаний об  общих принципах и нормах, регулирующих  государственное устройство Российской  Федерации, конституционный статус  государственной власти и систему  конституционных прав и свобод  в Российской Федерации, механизмы  реализации и защиты прав граждан  и юридических лиц;

Информация о работе Проблемы преподавания основ уголовного права в средней школе