Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 06:45, дипломная работа
Целью работы является определение педагогических условий правового образования.
В соответствии с поставленной целью в работе формулируются и решаются следующие задачи:
1) изучить и охарактеризовать нормативную базу правового образования в средней школе;
2) рассмотреть содержание и структуру уголовно-правового образования в школе.
3) методически разработать учебное занятие.
Введение……………………………………………………………………….5
Глава I. Правовое образование в школе …………………………………….8
1.1. Нормативная база правового образования в средней школе………….8
1.2. Содержание и структура правового образования в школе…………...14
Вывод по 1 главе……………………………………………………………..25
Глава II. Особенности преподавания основ Уголовного права в средней школе………………………………………………………………………………..26
2.1.Теория вопроса…………………………………………………………..26
2.2.Учебное занятие по уголовному праву и основные требования к нему………………………………………………………………………………….36
2.3.Основные методы проведения уроков по уголовному праву…….......41
Вывод по 2 главе……………………………………………………………..61
Заключение…………………………………………………………………...65
Список использованных источников и литературы………...……………..68
Приложение: 1.Урок – презентация по теме: Уголовная
ответственность и наказание.
2.Правовое воспитание несовершеннолетних
3.Урок дискуссия
Выглядит это примерно следующим образом.
1.В развитом
обществе нормы права в массе своей находят
письменное закрепление. Это в древности
они в основном передавались
из уст в уста. Сейчас, применительно к
праву древнего периода истории, используется
название «обычное право».
Как вы думаете, какой способ закрепления правовых норм более надежен? Какой из них более доступен для понимания? Что важнее: доступность или надежность в единообразном понимании и использовании правовых норм?
2.Нормы права закрепляются в нормативных актах — документах правотворческих органов. Главная особенность любого нормативного акта - он содержит правовые нормы.
Давайте рассмотрим два правовых документа, которые издал наш директор школы, и определим, какой из них является нормативным:
а) приказ об объявлении конкурса на лучший школьный рисунок;
б) приказ о наложении выговора на Петрова за курение в помещении школы.
3.Нормативный
акт как документ должен быть правильно
оформлен, т. е. иметь реквизиты:
• орган, принявший акт;
• дата принятия;
Как вы думаете, зачем снабжать нормативный акт таким большим количеством обязательных данных? Что было бы, если отсутствовал такой реквизит, как... (далее идет обсуждение по каждому из них)?
4.Нормативные
акты делятся на виды в зависимости от
того,
какой правотворческий орган их издает
(т. е. в зависимости от их
юридической силы), и находятся в строгой
подчиненности. Отразим это в виде таблицы
(дается соответствующая таблица видов
нормативных актов).
От чего зависит юридическая сила того или иного вида нормативных актов? Для чего нам такое обилие видов нормативных актов, не наносит ли это вред?
5. Закон
— это главный вид нормативного акта,
обладающий
высшей юридической силой. Он принимается
в особом порядке
органами законодательной власти и регулирует
важнейшие стороны нашей жизни. Законы
бывают двух видов: конституционные,
т. е. детализирующие конституцию, и обыкновенные.
Раньше вся жизнь в государствах, в том числе и в России, регулировалась установлениями их правителей. На Руси царь издавал указы и жизнь шла своим чередом. Почему появились законы, которые стали важнее указов президента, т. е. главы государства?
6. Законодательный
процесс - это процедура приятия законов
государства. Он довольно сложен и проходит
по меньшей мере
шесть стадий:
Как вы думаете, оправдана ли такая сложная, длительная (не менее 6 месяцев) и дорогостоящая процедура принятия закона?
Думается, что такой диалоговый способ объяснения темы не позволит «заснуть» никому из учащихся: во-первых, ответить на заданные вопросы вполне можно даже без предварительной подготовки, поскольку они основаны на здравом смысле; во-вторых, вопросы довольно жизненны и не носят слишком абстрактного характера; в-третьих, позволяют опереться не только на здравый смысл и жизненный опыт, но и на материалы, изученные по другим предметам, в частности, по истории.
После диалогового объяснения нового материала урока придется тратить меньше усилий на подготовку домашнего задания, поскольку многое уже прочно усвоено.
Фронтальный опрос
Понятно, что обратная связь в учебном процессе имеет большое значение. Много ли будет толку, если учитель станет подробно рассказывать необходимый материал, приводить интересные правовые ситуации? Необходимо знать, осваивается ли все это учениками. Иначе, возможно, работа учителя будет идти впустую. Вот почему проверка домашнего задания является одной из составных частей уроков по праву.
Проверять домашнюю подготовку учащихся можно по-разному:
Однако наиболее эффективным является фронтальный устный вопрос, т. е. опрос всех присутствующих на уроке учеников класса по всем пройденным аспектам темы. Он требует прежде всего серьезной подготовки учителя. Необходимо составить маленькие, пусть даже односложные вопросы, но для каждого ученика.
Какой от этого выигрыш? Во-первых, ученики будут знать, что никто не может остаться безучастным на уроке и дома надо готовиться к ответам, причем очень серьезно. Во-вторых, устный опрос помогает развитию речевых навыков. В-третьих, устный опрос учит мгновенно реагировать и повышает скорость интеллектуальной деятельности.
Вопросы, предлагаемые в процессе фронтального опроса, должны отвечать следующим требованиям:
6.) позволять помимо знаний, полученных из объяснений учителя и чтения учебника, в определенных случаях подключать здравый смыл, жизненный опыт и т. п.
Далеко не всегда за ответ на вопрос можно поставить оценку, потому что вопросы, как правило, носят частный или мелкий характер. Чтобы получить отметку, надо постараться и выдать большую информацию. Вероятно, лишь совокупность ответов ученика на несколько вопросов или его дополнения, поправки к ответам своих товарищей дадут учителю возможность оценить знания по достоинству.
Поясним на примере рассмотрения темы о правонарушениях и юридической ответственности. Для фронтального опроса можно приготовить следующие вопросы (допустимо кому-то из учащихся задать два, а то и несколько вопросов):
Что такое правомерное поведение?
Какие виды правомерного поведения вы знаете?
Приведите из своей жизни пример сознательно убежденного поведения. Какова, на ваш взгляд, доля граждан, поступающих подобным образом?
Приведите из своей жизни пример конформистского правомерного поведения. Можно ли осуждать конформистов или они заслуживают одобрения?
Приведите из своей жизни пример правомерного поведения, основанного на страхе подвергнуться применению санкции. Можно ли осуждать людей, поступающих подобным образом?
Что мы называем правонарушением?
Назовите признаки правонарушения.
Что опаснее для общества: правонарушение-действие или правонарушение-бездействие?
Можно ли при применении мер юридической ответственности руководствоваться принципом: «Наказывается все, что вредно (опасно) для общества»?
Справедливо ли наказывать человека, если вред причинен принадлежащим ему домашним животным?
Почему нельзя наказывать невиновного за причинение вреда?
Какие виды правонарушений вы знаете?
Чем преступления отличаются от проступков?
Что такое административный проступок? Приведите примеры на основе Кодекса об административных правонарушениях РФ.
Что такое дисциплинарный проступок? Приведите примеры.
Что такое гражданский проступок? Приведите примеры.
Какие финансовые проступки наиболее распространены и почему?
Постарайтесь вспомнить семейные проступки, которые вы совершили в последнее время.
В чем, на ваш взгляд, состоят причины правонарушений?
Что такое юридическая ответственность и чем она отличается от ответственности моральной?
Для чего применяется юридическая ответственность?
Какие виды юридической ответственности вы знаете?
Какие уголовные санкции вы знаете?
Какие административные санкции вы знаете?
Какие дисциплинарные санкции вы знаете?
Какие гражданско-правовые санкции вы знаете?
Какие финансовые санкции вы знаете?
Какие семейно-правовые санкции вы знаете?
Решение правовых казусов (задач по праву)
Положения права эффективно усваиваются только тогда, когда они рассматриваются применительно к конкретным ситуациям, в которых участвуют конкретные люди. Вот почему в конце каждой темы учебника по праву обычно содержится ряд задач.
Урок можно построить только на решении задач. Однако в этом случае предполагается, что теоретический материал ученики предварительно изучат самостоятельно. Дополнительно к самостоятельной проработке материала учитель может в начале урока обратить внимание на наиболее сложные положения темы, по которой предстоит решать задачи.
Текст задач должен быть перед глазами у каждого ученика. На слух они воспринимаются тяжело. Желательно, несмотря на то что это займет определенную долю времени, зачитать задачу перед тем, как приступать к ее решению. Учитель может сделать акцент на некоторых ее принципиальных положениях.
Ответы на большинство задач по праву далеко не очевидны. И в этом нет ничего удивительного. Задача — это осколок социальной жизни, которая весьма сложна и разнообразна. Поэтому, как правило, в процессе решения задачи высказываются разные позиции. Основой для решения является закон. Именно положения закона, причём хорошо усвоенные, помогут правильно решить задачу. Учащихся надо ориентировать почаще заглядывать в закон, а не исходить из социальной практики и не делать основной упор на здравый смысл (закон — это сосредоточение здравого смысла в большей концентрации). Действительно, как решить задачу, если не познакомился в положениями действующего законодательства? Эрудиция здесь не поможет. Общие рассуждения не нужны. Учителю сразу становится ясно — идет усвоение знаний или нет.
Необходимо различать решение задачи, ни на чем не основанное, и решение, при котором дан ответ, отличный от предлагаемого. Первая ситуация вполне может быть оценена на отметку «неудовлетворительно». Вторая ситуация может послужить лишь основанием для понижения отметки, да и то не всегда. Искреннее заблуждение ученика не должно оцениваться отрицательно. Ребята учатся и на ошибках (своих или чужих). Если аргументы, подтверждающие неверный ответ, весомые, то их нужно оценить по достоинству: ученик продемонстрировал силу своего интеллекта и усердия. Надо помнить, что при решении конкретных жизненных ситуаций ошибаются даже судьи, но при этом их не увольняют с работы. Ребенок тоже имеет право на ошибку.
Решение задачи — сложная умственная операция. В процессе ее нужно попытаться конкретную ситуацию подвести под закон или закон наложить на конкретную ситуацию. И лишь только затем можно дать ответ: законны ли действия того или иного человека (организации), указанные в задаче.
Какие бы позиции по решаемой задаче ни заняли учащиеся, учитель должен высказать и свое мнение. Оно либо совпадет с мнением некоторых учеников (их следует похвалить за правильное решение), либо будет принципиально отличным и единственным. При решении задачи обязательно должны быть поставлены точки над «i». Иначе возникнет убеждение, что решение задачи — это возможность поговорить «за жизнь». Нет, решение правовых казусов — это прежде всего способ приобретения правовых знаний.
Данный способ проведения урока предполагает обращение учителя к возможностям учащихся мыслить на конкретных примерах.
Обычно здесь проявляют себя ученики с развитой первой (образной) сигнальной системой, те, у кого абстрактное мышление не является сильной стороной. Возможно, это будут те ученики, которые не очень активно проявили себя на уроке-дискуссии, Учителю представится возможность похвалить их за работу на уроке и вселить уверенность в своих силах.
Приведем пример конкретной правовой ситуации, которая уже сегодня может встретиться в жизни любого школьника. Ее можно предложить учащимся для разрешения на основе полученных правовых знаний. Ниже следуют несколько задач по праву.
Правовая ситуация
Приводится диалог двух лиц: продавца и покупателя. Речь идет об обмене некачественного товара, приобретенного в магазине, Школьники должны предложить свой вариант разрешения спора.
Покупатель: Я по поводу бракованного товара. Вот чек, подтверждающий, что эти туфли были куплены в вашем магазине неделю назад. Посмотрите, на что они стали похожи после первой же носки.
Продавец: К сожалению, проданный товар мы не обмениваем.
Информация о работе Проблемы преподавания основ уголовного права в средней школе