Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 06:45, дипломная работа
Целью работы является определение педагогических условий правового образования.
В соответствии с поставленной целью в работе формулируются и решаются следующие задачи:
1) изучить и охарактеризовать нормативную базу правового образования в средней школе;
2) рассмотреть содержание и структуру уголовно-правового образования в школе.
3) методически разработать учебное занятие.
Введение……………………………………………………………………….5
Глава I. Правовое образование в школе …………………………………….8
1.1. Нормативная база правового образования в средней школе………….8
1.2. Содержание и структура правового образования в школе…………...14
Вывод по 1 главе……………………………………………………………..25
Глава II. Особенности преподавания основ Уголовного права в средней школе………………………………………………………………………………..26
2.1.Теория вопроса…………………………………………………………..26
2.2.Учебное занятие по уголовному праву и основные требования к нему………………………………………………………………………………….36
2.3.Основные методы проведения уроков по уголовному праву…….......41
Вывод по 2 главе……………………………………………………………..61
Заключение…………………………………………………………………...65
Список использованных источников и литературы………...……………..68
Приложение: 1.Урок – презентация по теме: Уголовная
ответственность и наказание.
2.Правовое воспитание несовершеннолетних
3.Урок дискуссия
- Историко-правовой (историко-сравнительный)
метод заключается в
- Диалектический (философский) метод
заключается в использовании
в уголовно-правовом
Категории (необходимость и
случайность, причина и
Законы и категории
Практический характер
Наука уголовного права тесно
связана с другими правовыми
науками, в частности с
Криминология – это наука
о состоянии, динамике и
Уголовная статистика изучает
количественную сторону
Уголовно-исполнительное
Уголовный процесс –
Кроме того, наука уголовного
права связана с деятельностью
законодательных и
2.2 Учебное занятие по уголовному праву и основные требования к нему
Изучение уголовного права входит в состав дисциплины правоведение. Основной формой учебно-воспитательной работы в области права в современной системе общего образования является урок. Специалисты называют его логической единицей правового курса. Эта известная в мире форма организации учебной деятельности имеет глубокие исторические корни, однако много раз критиковалась в среде практиков и теоретиков. Но она прошла серьезное испытание временем и доказала свою пригодность к современной системе правового образования.
Учебное занятие по праву
— это комплексная система
организационной, учебно-
В современной науке к уроку предъявляется большая группа дидактических, психологических, гигиенических требований. Так, например, его продолжительность в школе, в зависимости от возраста детей, устанавливается от 35 до 45 минут. Педагогу не следует задерживать школьников на перемену, которая ученику для отдыха. Учитель права при выборе тех или иных методов и приемов работы на уроке должен учитывать все факторы, способные оказать отрицательное влияние на здоровье школьника (как он сидит, какова освещенность помещения и рабочего стола и проч.). В разработке санитарно-гигиенических правил для процесса обучения принимают участие врачи, призванные следить за здоровьем школьников. При организации урока по праву обращается внимание и на проблемы психологического характера (общий эмоциональный настрой учеников на восприятие правового материала, распределение по группам в зависимости от особенностей детей при интерактивных методах обучения и проч.).
Урок по праву условно
может рассматриваться с точки
зрения интегрированного
— учитель права;
— обучаемые;
— юридическое содержание учебных курсов;
— система методов, приемов, средств обучения;
— цель и результат.
Рассмотрим кратко
Что характеризует учителя Основ права?
1. Знание юриспруденции,
2. Педагогическое и методическое мастерство:
а) умение донести
б) умение создать
в) обладание юмором, умением ответить на любые вопросы.
Учитель должен обладать
способностью привлекать к
3. Речь (ее темп, дикция, интенсивность,
образность и эмоциональность,
а также юридическая
4. Стиль взаимоотношений учителя
с учеником. Специалисты выделяют
авторитарный, демократический и
либеральный стили. В области
правового обучения
5. Внешний вид педагога имеет большое значение в правовом обучении.
Вторым компонентом учебного занятия по праву являются обучаемые. Их характеризует:
1. Активность и
2. Уровень учебных умений и навыков.
3. Навыки сотрудничества и
4. Степень дисциплинированности и организованности обучаемых.
Третьим компонентом учебного
занятия по праву является
юридическое содержание
1. Научность правовой информации, ее достоверность.
2. Доступность материала
3. Актуальность изучаемых
4. Наличие новизны изучаемой правовой проблемы.
5. Оптимальность объема
Четвертым компонентом
1. Рациональность и
Специалисты считают, что
усвоение информации правового
характера осуществляется
Обучаемых следует отвлекать от однообразной утомительной деятельности, чаще варьируя методы обучения.
Процент усвоения правовой информации t, время на уроке
2. Учет того, как происходит
усвоение материала в
3. Наличие и эффективность
4. Уровень обратной связи,
5. Эффективность контроля за работой обучаемых, оценка их деятельности.
6. Степень эстетического
И, наконец, весьма
1. Степень конкретности, четкости,
лаконичности поставленных
2. Необходимо оценить степень
обучающего, воспитательного и
Если оценивать занятие по
праву по данным критериям,
выставляя за каждый параметр
отметки от 1 до 5, то лишь в случае,
когда набирается по 25 показателям
85 и больше баллов, можно констатировать
отлично проведенное занятие.
При количестве баллов ниже 45
занятие оценивается как
Практика показала, что среди
учителей права встречается
В этой связи хотелось бы обратить внимание на то, что анализ любого учебного занятия по праву следует начинать с выделения того положительного, что было достигнуто на уроке. Предъявляемые к учебному занятию требования должны быть учителю заранее известны, а потому именно на них и следует сосредоточить свое внимание.
2.3 Основные методы проведения уроков по уголовному праву
Существует классическая схема проведения любых уроков, которой пользуются большинство учителей. Классический урок состоит из двух частей: объяснение нового материала, озаглавленного в тематическом плане проведения уроков, и повторения пройденной на прошлом занятии темы, т. е. проверка домашнего задания. Части могут меняться в зависимости от предпочтений учителя. Урок заканчивается тем, что учитель вновь задает материал по пройденной теме.
Эта схема потому и называется классической, что позволяет задействовать различные способы подачи учебного материала и одновременно, с помощью обратной связи, получить ответ относительно того, каков результат усилий учителя. В принципе это неплохая схема. Но беда состоит в том, что часто школьники либо нехотя слушают объяснение материала по новой теме, либо
вообще занимаются своими делами. Что делает в этом случае хороший учитель? Перед объяснением новой темы он пытается ее актуализировать, т. е. на конкретном жизненном примере, конкретном правовом казусе, показывает, насколько важно и необходимо изучение предлагаемого на уроке материала.
Однако есть еще более эффективная методика изложения нового правового материала - диалоговая (сейчас более распространен термин «интерактивная»). В процессе ее использования применяются различные приемы достижения диалога.
Вот один из таких приемов: новый материал делится на отдельные фрагменты, которые излагаются хотя и тезисно, но все же в нескольких предложениях, а не в виде формул. После озвучивания какого-то одного фрагмента новой темы учитель задает учащимся вопрос (один или несколько) для того, чтобы привязать данный материал к реальной социальной действительности, дать школьникам возможность сориентироваться, иначе — актуализирует положения темы.
Например, изучается довольно формализованная тема о нормативных актах как источниках права. Вряд ли она вызовет животрепещущий интерес у ребят. И тем не менее делим теоретический материал на фрагменты и готовим заранее вопросы для учащихся.
Информация о работе Проблемы преподавания основ уголовного права в средней школе