Проблемы преподавания основ уголовного права в средней школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 06:45, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является определение педагогических условий правового образования.
В соответствии с поставленной целью в работе формулируются и решаются следующие задачи:
1) изучить и охарактеризовать нормативную базу правового образования в средней школе;
2) рассмотреть содержание и структуру уголовно-правового образования в школе.
3) методически разработать учебное занятие.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….5
Глава I. Правовое образование в школе …………………………………….8
1.1. Нормативная база правового образования в средней школе………….8
1.2. Содержание и структура правового образования в школе…………...14
Вывод по 1 главе……………………………………………………………..25
Глава II. Особенности преподавания основ Уголовного права в средней школе………………………………………………………………………………..26
2.1.Теория вопроса…………………………………………………………..26
2.2.Учебное занятие по уголовному праву и основные требования к нему………………………………………………………………………………….36
2.3.Основные методы проведения уроков по уголовному праву…….......41
Вывод по 2 главе……………………………………………………………..61
Заключение…………………………………………………………………...65
Список использованных источников и литературы………...……………..68
Приложение: 1.Урок – презентация по теме: Уголовная
ответственность и наказание.
2.Правовое воспитание несовершеннолетних
3.Урок дискуссия

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 141.10 Кб (Скачать)

- Историко-правовой (историко-сравнительный)  метод заключается в исследовании  уголовно-правовых институтов, категорий  и норм в их историческом  развитии, а также в изучении  российского уголовного права  и отечественной уголовно-правовой  науки.

- Диалектический (философский) метод  заключается в использовании  в уголовно-правовом исследовании  основных законов и категорий  диалектики. Законы диалектики касаются  общих вопросов теории развития  уголовного права.

 Категории (необходимость и  случайность, причина и следствие,  форма и содержание, сущность  и явления) в своей совокупности  являются отражением наиболее  общих законов развития.

 Законы и категории диалектики  служат способом отыскания новых  результатов, методом движения  от известного к неизвестному.

 Практический характер диалектического  метода подтверждается, например, в  установлении причинной связи  между общественно-опасным деянием  и преступным последствием.

 Наука уголовного права тесно  связана с другими правовыми  науками, в частности с криминологией  и уголовной статистикой.

 Криминология – это наука  о состоянии, динамике и причинах  преступности, мерах ее предупреждения.

 Уголовная статистика изучает  количественную сторону преступности, ее структуру, состояние, динамику  в целом и по отдельным видам  преступления.

 Уголовно-исполнительное право  регламентирует порядок исполнения  наказания.

 Уголовный процесс – соотношение  формы и содержания.

 Кроме того, наука уголовного  права связана с деятельностью  законодательных и правоприменительных  органов (Изучение комментированных  кодексов, подготовка проектов уголовного  законодательства и т.д.).

 

2.2 Учебное занятие по  уголовному праву и основные  требования к нему

 

 Изучение уголовного права входит в состав дисциплины правоведение. Основной формой учебно-воспитательной работы в области права в современной системе общего образования является урок. Специалисты называют его логической единицей правового курса. Эта известная в мире форма организации учебной деятельности имеет глубокие исторические корни, однако много раз критиковалась в среде практиков и теоретиков. Но она прошла серьезное испытание временем и доказала свою пригодность к современной системе правового образования.

 Учебное занятие по праву  — это комплексная система  организационной, учебно-воспитательной  деятельности учителя в единстве  с учебно-познавательной деятельностью  учеников. Она направлена на достижение  целей усвоения главных дидактических  единиц правового модуля государственного  стандарта знаний, формирование  умений пользоваться полученными  правовыми знаниями в практической  деятельности.

В современной науке к уроку  предъявляется большая группа дидактических, психологических, гигиенических требований. Так, например, его продолжительность  в школе, в зависимости от возраста детей, устанавливается от 35 до 45 минут. Педагогу не следует задерживать  школьников на перемену, которая ученику для отдыха. Учитель права при выборе тех или иных методов и приемов работы на уроке должен учитывать все факторы, способные оказать отрицательное влияние на здоровье школьника (как он сидит, какова освещенность помещения и рабочего стола и проч.). В разработке санитарно-гигиенических правил для процесса обучения принимают участие врачи, призванные следить за здоровьем школьников. При организации урока по праву обращается внимание и на проблемы психологического характера (общий эмоциональный настрой учеников на восприятие правового материала, распределение по группам в зависимости от особенностей детей при интерактивных методах обучения и проч.).

 Урок по праву условно  может рассматриваться с точки  зрения интегрированного взаимодействия  пяти составляющих компонентов: 

 — учитель права; 

 — обучаемые; 

 — юридическое содержание  учебных курсов;

 — система методов, приемов,  средств обучения;

 — цель и результат. 

 Рассмотрим кратко составляющие  компоненты каждого элемента.

 Что характеризует учителя  Основ права? 

1. Знание юриспруденции, основных  тенденций современного обучения  праву, эрудиция.

2. Педагогическое и методическое  мастерство:

 а) умение донести юридический  материал, который бывает весьма  сложным, до уровня понимания  каждым обучаемым; 

 б) умение создать благоприятный  психологический климат входе  занятия, который бы способствовал  выработке у учеников положительной  установки на обучение;

 в) обладание юмором, умением  ответить на любые вопросы. 

 Учитель должен обладать  способностью привлекать к себе  людей. При этом важно, чтобы  педагог «не опускался до аудитории,  а, напротив, поднимал ее до  своего уровня». Используя юмор  в правовом обучении, учитель  права должен помнить замечательную  мысль, которая была высказана  государственным секретарем США  Г. Киссенжером в 70-е гг. XX в.  Он заметил: «Я всю жизнь  закрывал глаза на недостатки  людей и подчеркивал исключительно  их достоинства». В правовом обучении  важно знание психологических  приемов культуры общения. 

3. Речь (ее темп, дикция, интенсивность,  образность и эмоциональность,  а также юридическая грамотность). Учитель права должен обладать  хорошей дикцией, которая выражается  в четкости произношения слов  с обязательным написанием на  доске, ватмане каждого нового  термина. Интенсивность речи преподавателя  права проявляется в ее громкости,  концентрации внимания на самом  главном и т. д. 

4. Стиль взаимоотношений учителя  с учеником. Специалисты выделяют  авторитарный, демократический и  либеральный стили. В области  правового обучения первоначально  при знакомстве с новыми учениками  следует установить авторитарный  стиль взаимоотношений, предъявив  определенные требования и рассказав  о содержании учебной дисциплины  «Право». Через два-три занятия  следует перейти к стилю демократического  общения, на базе которого и  выстраивается дальнейшее правовое  образование. 

5. Внешний вид педагога имеет  большое значение в правовом  обучении.

 Вторым компонентом учебного  занятия по праву являются  обучаемые. Их характеризует: 

1. Активность и самостоятельность  в освоении юридического материала. 

2. Уровень учебных умений и  навыков. 

3. Навыки сотрудничества и работы  в коллективе (на учебных занятиях  по праву это очень важный  признак, он проявляется при  организации обучения по группам).

4. Степень дисциплинированности  и организованности обучаемых. 

 Третьим компонентом учебного  занятия по праву является  юридическое содержание учебного  курса, при анализе которого  следует обращать внимание на  такие параметры, как: 

1. Научность правовой информации, ее достоверность. 

2. Доступность материала определенному  адресату. Материал, который отбирается  учителем для разъяснения, должен  несколько опережать уровень  подготовки обучаемых. 

3. Актуальность изучаемых правовых  понятий и их непосредственная  связь с жизнью.

4. Наличие новизны изучаемой  правовой проблемы.

5. Оптимальность объема предложенной  юридической информации.

 Четвертым компонентом учебного  занятия по праву является  система методов, приемов, средств  организации учебной деятельности. При этом обращают внимание  на следующие факторы: 

1. Рациональность и эффективность  использования времени на уроках  права. 

 Специалисты считают, что  усвоение информации правового  характера осуществляется неодинаково  на различных этапах урока.  Так, с первой по четвертую  минуту обучаемые способны усвоить  лишь 60% материала, а с четвертой  по двадцать третью минуты  — 90%, с двадцать третьей по  тридцать четвертую минуты усваивается  50% той информации, которая предложена  на уроке. С тридцать четвертой  по сорок пятую минуту процент  усвоения информации падает. Учитывая  эти особенности, учитель права  может выстраивать свою систему  организации учебной деятельности  на уроке, осознавая, что в  конце учебного занятия не  следует давать новый материал. Завершать урок по праву необходимо  четкими итоговыми выводами (так  используется психологический прием,  согласно которому «концовка  мероприятия остается надолго  в памяти человека»).

 Обучаемых следует отвлекать  от однообразной утомительной  деятельности, чаще варьируя методы  обучения.

Процент усвоения правовой информации t, время на уроке 

2. Учет того, как происходит  усвоение материала в зависимости  от времени суток. Специалисты  констатируют, что самый лучший  период для быстрого восприятия  сложного юридического материала  определяется временными рамками  от 11 часов до 13 часов дня. Подъем  работоспособности наблюдается  в субботу, так как у обучаемых  на уровне подсознания заложена  информация о существующем впереди  выходном дне. 

3. Наличие и эффективность использования  наглядности и технических средств  обучения праву. 

4. Уровень обратной связи, проявляемой  в ходе занятия. 

5. Эффективность контроля за  работой обучаемых, оценка их  деятельности.

6. Степень эстетического воздействия  занятия на обучаемых. 

 И, наконец, весьма интересным  является цель и результат  учебного занятия по праву.  Здесь следует обратить внимание  на:

1. Степень конкретности, четкости, лаконичности поставленных целей.  Любая цель учебного занятия  по праву должна быть конкретной  и достижимой.

2. Необходимо оценить степень  обучающего, воспитательного и развивающего  воздействия занятия по праву  на школьников.

 Если оценивать занятие по  праву по данным критериям,  выставляя за каждый параметр  отметки от 1 до 5, то лишь в случае, когда набирается по 25 показателям  85 и больше баллов, можно констатировать  отлично проведенное занятие.  При количестве баллов ниже 45 занятие оценивается как неудовлетворительное.

 Практика показала, что среди  учителей права встречается определенное  количество тех, которые допускают  в работе типичные ошибки: например, проявляют свой эгоцентризм, организуя  работу с несколькими обучаемыми, задают вопросы и отвечают на них сами, не давая возможности ученику думать. Такие подходы наука отвергает.

         В этой связи хотелось бы обратить внимание на то, что анализ любого учебного занятия по праву следует начинать с выделения того положительного, что было достигнуто на уроке. Предъявляемые к учебному занятию требования должны быть учителю заранее известны, а потому именно на них и следует сосредоточить свое внимание.

 

2.3 Основные методы проведения уроков по уголовному праву

 

       Существует классическая схема проведения любых уроков, которой пользуются большинство учителей. Классический урок состоит из двух частей: объяснение нового материала, озаглавленного в тематическом плане проведения уроков, и повторения пройденной на прошлом занятии темы, т. е. проверка домашнего задания. Части могут меняться в зависимости от предпочтений учителя. Урок заканчивается тем, что учитель вновь задает материал по пройденной теме.

        Эта схема потому и называется классической, что позволяет задействовать различные способы подачи учебного материала и одновременно, с помощью обратной связи, получить ответ относительно того, каков результат усилий учителя. В принципе это неплохая схема. Но беда состоит в том, что часто школьники либо нехотя слушают объяснение материала по новой теме, либо

вообще занимаются своими делами. Что делает в этом случае хороший учитель? Перед объяснением новой темы он пытается ее актуализировать, т. е. на конкретном жизненном примере, конкретном правовом казусе, показывает, насколько важно и необходимо изучение предлагаемого на уроке материала.

Однако есть еще более эффективная методика изложения нового правового материала - диалоговая (сейчас более распространен термин «интерактивная»). В процессе ее использования применяются различные приемы достижения диалога.

         Вот один из таких приемов: новый материал делится на отдельные фрагменты, которые излагаются хотя и тезисно, но все же в нескольких предложениях, а не в виде формул. После озвучивания какого-то одного фрагмента новой темы учитель задает учащимся вопрос (один или несколько) для того, чтобы привязать данный материал к реальной социальной действительности, дать школьникам возможность сориентироваться, иначе — актуализирует положения темы.

        Например, изучается довольно формализованная тема о нормативных актах как источниках права. Вряд ли она вызовет животрепещущий интерес у ребят. И тем не менее делим теоретический материал на фрагменты и готовим заранее вопросы для учащихся.

Информация о работе Проблемы преподавания основ уголовного права в средней школе