Целесообразно специально обсудить с
учащимися вопрос о значении несовершеннолетия,
которое закон относит к числу
смягчающих обстоятельств. Здесь важно
отметить, что это обстоятельство
(законодатель исходит из того, что
у подростка еще не полностью
выработалось умение сдерживать свои
влечения, противостоять отрицательному
влиянию и т.д.), как и любые
другие смягчающие и отягчающие обстоятельства,
оценивается не само по себе, а в
совокупности. Поэтому несовершеннолетний,
совершивший преступление с тяжкими
последствиями или ряд преступлений,
хотя бы и меньшей тяжести, вряд ли
может рассчитывать на мягкое наказание.
Список использованных источников
и литературы
- Азарова А.Я. Права человека. Новое знание. - М., 2005.
- Арендаренко А.В. Принцип социальной справедливости в системе уголовного права Российской Федерации // Адвокат. - 2007. - № 5. - С.12-18.
- Ахматова И.Ф. Концептуальные подходы к преподаванию прав человека в средней школе зарубежных стран: Автореф. дис. канд. пед. наук.- М., 2005.
- Баранов П.А. Некоторые подходы к проектированию учебных программ по обществознанию. // Обществознание в школе. - 2007. – №3,
- Бахарев В.В. Воспитание профессионального самосознания старшеклассников в современных условиях: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Челябинск, 2005.
- Безлепкин Б.Т. Комментарий к уголовному кодексу РФ. - М: КНОРУС, 2006. - 311 с.
- Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. - М., 2006.
- Бондаровская Е.В., Васильева З.И. Изучение личности школьника учителем. //Педагогика. —2007. —№ 4.
- Васильев Н.И. Педагогические условия формирования и развития гражданских качеств старшеклассников: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Якутск, 2005.
- Вопросы уголовного права и уголовного процесса в практике Верховного Суда Российской Федерации: Сборник материалов судебной практики / сост. В. Б. Боровиков, А. В. Галахова, В. В. Демидов. — М.: НОРМА, 2008.
- Глущенко П.П. Азбука правовой самозащиты. Юридический справочник для населения. - СПб., 2007.
- Гончаров Д.Ю. Специализация норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства: историческая ретроспектива // Журнал российского права. - 2005. - № 11. - С. 43-49.
- Гражданское образование Под ред. Н.Воскресенской, И.Фрумина. Совет Европы. .М., АПК и ПРО -2010 г. - с.2
- Гуев А.Н. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации для предпринимателей - М.: "Экзамен", 2006. - 711 с.
- Дик Н.Ф. «Правовые классные часы в 5-7 классах: Правовое воспитание подростков; 30 лучших сценариев классных часов» - Феникс, 2007
- Дуюнов В.К. и др., Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. - М.: "Волтерс Клувер", 2005. - 616 с.
- Журавлева Е. Действие уголовного закона во времени // Российская юстиция. - 2006. - № 10. - С.24-29.
- Ивлиева Л.Г. «Внеклассные мероприятия по гражданско-правовому воспитанию школьников» - Аркти, 2006;
- Кашепов В.П. О динамике развития уголовного законодательства России // Российская юстиция. - 2006. - № 6.
- С.51-55.
- Козулин А. И. Политика и право для каждого из нас: Пособие для учителя. – Екатеринбург, 2005.
- Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред. А.А. Чекалин; под ред. В.Т. Томина, В.В. Сверчкова /. - М.: Юрайт-Издат, 2006. - 717 с.
- Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред. А.И. Рарог. - М.: "Проспект", 2006. - 587 с.
- Корнилович В.А. Правовое воспитание подростков: Методические рекомендации по проведению классных часов - Барнаул, 2004
- Курс уголовного права. Том 1. / Под ред. доктора юридических наук, профессора Г. Н. Борзенкова/ - М.: ИКД "Зерцало-М", 2005. - 496 с.
- Летнева О.В. «Правовое воспитание школьников. 5-9 класс. Конспекты занятий» - Учитель 2005
- Максимов В., Шестак А. О пределах обратной силы уголовного закона //Российская юстиция. - 2006. - № 5. - С.31-35.
- Наумов А.В. Практика применения Уголовного кодекса Российской Федерации: комментарий судебной практики и доктринальное толкование. - М.: "Волтерс Клувер", 2005. - 813 с.
- Образовательный стандарт основного общего образования по истории// история. - 2005. - сентябрь. (№33) - Приложение к газете «Первое сентября»- с.1-3.
- Певцова Е.А. Формирование правовой активности субъектов образовательного права //Преподавание истории и обществознания в школе.-2003.-№8
- Подольный Н.А. Молодежная организованная преступность. - М.: Издательство «Юрлитинформ», 2006.
- Потоцкий Н. К. Значение норм уголовного и уголовно-исполнительного права как инструментов обеспечения предупреждения преступлений //Законы России: опыт, анализ, практика. - 2006. - № 5.
- С.12-17.
- Программа "Правовое образование" Поливанова К.Н., Хасан Б.И., Спасская В.В., – 2002.
- Поливанова, Б.И. Хасан. Концепция структуры и содержания правового образования в школе. "Сибирский учитель" Выпуск №2(26), Март-апрель 2003
- Поляков С.А. Гражданско-правовое образование: региональный опыт //Право в школе.-2005.-№4
- Пудовочкин Ю.Е. Ответственность за преступления против несовершеннолетних по российскому уголовному праву. — СПб., 2002.
- Разумов С.А., Борзенков Г.Н., Верин В.П. и др. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред. В.М. Лебедев/. - М.: "Юрайт-Издат",
2005. - 626 с.
- Ткаченко В.И. "Пробелы в новом Уголовном кодексе России" // Законодательство. - 2007. - № 3.
- С.22-28.
- Тюнин В. "Уголовный закон совершенствуется. Обзор изменений и дополнений, внесенных в Уголовный кодекс" // Российская юстиция. - 2006. - № 3. - С.38-41.
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Проект (доработка 15 февраля 2011 года) Дата первой официальной публикации: 17 февраля 2011 г. Опубликовано: на сайте "Российской Газеты" Министерство образования и науки Российской Федерации
- Якубов А. Е. Общая Часть Уголовного кодекса и обратная сила уголовного закона // Вестник Московского университета. - 2005. - № 3.
- С.7-11.
Приложение № 1.
Тип урока:
урок-закрепление.
Цели
урока:
- Обучающая:
- обобщить и закрепить у учащихся знания по ранее изученному материалу;
- закрепить умение грамотно применять нормы уголовного права при решении конкретных ситуаций.
- Развить:
- мышление;
- умение грамотно использовать в своей речи специальные юридические термины применительно к конкретной ситуации;
- Воспитать:
- самостоятельность;
- чувство ответственности;
- дисциплину;
- уважение к закону.
Продолжительность учебного
занятия – 40 минут.
Ход урока
- Организационный момент – 2-3 минуты
- проверка наличия учащихся на уроке;
- объявление темы и цели занятия.
- Основная часть урока – 34-35 минут
- до начала проведения урока преподаватель объявляет учащимся о том, что во время урока им будут использоваться цифровые образовательные технологии;
- напоминает учащимся, что во время демонстрации слайдов на экране будут появляться вопросы, на которые учащиеся должны ответить в ходе итогового опроса;
- сообщает учащимся о том, что для оформления слайдов были использованы символы правосудия;
- проведение собственно урока-закрепления.
- Подведение итогов урока – 2-3 минуты
- фронтальный опрос учащихся по ранее заданным вопросам;
- подведение итогов урока путем объявления оценок и определения наиболее активных учащихся;
- выдача домашнего задания.
Оборудование,
используемое на уроке: компьютер, мультимедийный
проректор, интерактивная доска, документ-камера.
Конспект
материала, излагаемого на уроке:
В 1993 году
в нашем государстве была принята
Конституция Российской Федерации,
которая гарантирует каждому
право на свободу и личную неприкосновенность
(ст.22 Конституции РФ), кроме того,
каждому, в том числе и лицу,
совершившему преступление, гарантируется
судебная защита его прав и свобод.
Особенно эти положения касаются
несовершеннолетних. Помимо Конституции
права граждан в нашей стране
также устанавливаются и гарантируются
Всеобщей декларацией прав человека,
принятой в 1948 году на Генеральной Ассамблее
ООН. В тексте Всеобщей декларации указано,
что все люди равны перед законом
и имеют право, без всякого
различия, на равную защиту закона (ст.7
Всеобщей декларации прав человека).
В 1985 году
ООН были приняты минимальные
стандартные правила об отправлении
правосудия по делам несовершеннолетних,
которые рекомендуют участникам
ООН гуманное отношение к лицам, преступившим
уголовный закон в несовершеннолетнем
возрасте.
Так что
же такое уголовная ответственность,
и какие критерии определяют ее основание?
Уголовная
ответственность – это обязанность
лица подлежать действию правовых норм.
Уголовная ответственность представляет
собой бремя неблагоприятных
последствий, которое заключается
в справедливом порицании субъекта,
совершившего преступление. Таким образом,
можно сделать вывод о том,
что единственным основание уголовной
ответственности является совершение
деяния, содержащего все признаки
состава преступления, предусмотренного
Уголовным кодексом РФ.
В соответствии
с нормами российского законодательства
несовершеннолетними признаются лица,
не достигшие восемнадцатилетнего
возраста. В связи с этим в криминологии
выработано такое понятие как
возрастная невменяемость, которая
означает, что в определенном возрасте
субъект еще не в состоянии
должным образом и в должной
мере оценивать социальную значимость
собственного поведения. В связи
с этим несовершеннолетние могут
быть привлечены к уголовной ответственности
только по достижении ими определенного
возраста. По общему правилу возраст
уголовной ответственности –
это шестнадцать лет, а за совершение
особо тяжких преступлений либо за
совершение преступлений, которые наиболее
часто совершаются именно подростками,
возраст уголовной ответственности
снижен до четырнадцати лет.
Привлечение
несовершеннолетних к уголовной
ответственности имеет ряд особенностей,
к которым относятся:
- Ограничение видов наказаний, которые могут быть назначены несовершеннолетнему.
- Порядок назначения наказания, отличающийся от соответствующего порядка назначения наказания взрослому преступнику.
- Возможность назначения альтернативы наказанию – принудительных мер воспитательного характера.
- Облегчение условий освобождения от уголовной ответственности.
- Либеральные сроки давности привлечения к уголовной ответственности и погашения судимости.
Рассмотрим
более подробно каждую из этих особенностей.
Ограничение
видов наказаний, которые могут
быть назначены несовершеннолетнему.
Общий перечень
наказаний, применяемый в уголовном
законодательстве, содержится в ст.44
Уголовного кодекса РФ. В соответствии
с этим перечнем к лицам, совершившим
преступления, могут применяться
следующие виды наказания:
- штраф;
- лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
- лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;
- обязательные работы;
- исправительные работы
- ограничение по военной службе;
- ограничение свободы;
- содержание в дисциплинарной воинской части;
- лишение свободы на определенный срок;
- пожизненное лишение свободы;
- смертная казнь.
Однако
не все они могут применяться
к несовершеннолетним. Эти исключения
обусловлены одним из принципов
уголовного права, а именно: принципом
гуманности.
Перечень
наказаний, применяемых к несовершеннолетним,
изложен в ст.88 УК РФ и является
исчерпывающим. В настоящее время
несовершеннолетним, признанным виновными
в совершении преступления, могут
быть назначены следующие наказания:
- штраф;
- лишение права заниматься определенной деятельностью;
- обязательные работы;
- исправительные работы;
- арест;
- лишение свободы на определенный срок.
Следующей
особенностью привлечения несовершеннолетних
к уголовной ответственности
является порядок назначения наказания,
отличающийся от соответствующего порядка
назначения наказания взрослому
преступнику.
Штраф в
качестве наказания может быть назначен
в том случае, когда у несовершеннолетнего
есть самостоятельный заработок
или имущество, принадлежащее ему
на правах собственности, и на которое
может быть обращено взыскание. Размеры
штрафа – от одной тысячи до пятидесяти
тысяч рублей (размеры штрафа для
совершеннолетнего преступника
от двух с половиной до пятисот
тысяч рублей).
Обязательные
работы назначаются несовершеннолетним
на срок от 40 до 160 часов. Для взрослых
преступников – срок обязательных
работ от 60 до 240 часов.
Исправительные
работы несовершеннолетним осужденным
назначаются на срок до 1 года, при
этом не производится удержаний из
их заработной платы. Для совершеннолетних
осужденных срок исправительных работ
установлен в размер от двух месяцев
до двух лет, и из их заработка могут
осуществляться удержания в доход
государства в размере от 5 до
20 % заработка.
Арест, в
качестве наказания может быть назначен
только тем несовершеннолетним, которые
на момент вынесения приговора достигли
возраста 16 лет. Срок ареста от одного
до четырех месяцев (срок ареста для
совершеннолетних осужденных от одного
до шести месяцев).
Лишение
свободы – наиболее строгая мера
наказания, применяемая к несовершеннолетним
осужденным. Максимальный срок лишения
свободы не может превышать 10 лет,
в то время как для совершеннолетних
срок лишения свободы, в соответствии
с соответствующей санкцией может
достигать 20 лет, а по совокупности
приговоров – 30 лет лишения свободы.
Возможность
назначения альтернативы наказанию
– принудительных мер воспитательного
характера.
Вместо
наказания к несовершеннолетнему,
совершившему преступление, могут быть
применены принудительные меры воспитательного
характера, к которым относятся:
- предупреждение несовершеннолетнего о недопустимости повторного совершения преступлений;
- передача несовершеннолетнего под надзор родителей, лиц их заменяющих либо в специализированный государственный орган;
- обязанность загладить причиненный вред;
- ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.