Проблемы преподавания основ уголовного права в средней школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 06:45, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является определение педагогических условий правового образования.
В соответствии с поставленной целью в работе формулируются и решаются следующие задачи:
1) изучить и охарактеризовать нормативную базу правового образования в средней школе;
2) рассмотреть содержание и структуру уголовно-правового образования в школе.
3) методически разработать учебное занятие.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….5
Глава I. Правовое образование в школе …………………………………….8
1.1. Нормативная база правового образования в средней школе………….8
1.2. Содержание и структура правового образования в школе…………...14
Вывод по 1 главе……………………………………………………………..25
Глава II. Особенности преподавания основ Уголовного права в средней школе………………………………………………………………………………..26
2.1.Теория вопроса…………………………………………………………..26
2.2.Учебное занятие по уголовному праву и основные требования к нему………………………………………………………………………………….36
2.3.Основные методы проведения уроков по уголовному праву…….......41
Вывод по 2 главе……………………………………………………………..61
Заключение…………………………………………………………………...65
Список использованных источников и литературы………...……………..68
Приложение: 1.Урок – презентация по теме: Уголовная
ответственность и наказание.
2.Правовое воспитание несовершеннолетних
3.Урок дискуссия

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 141.10 Кб (Скачать)

       Реализация человеком или организацией своих прав не всегда проходит безболезненно. Порой отношения с нарушителем юридических прав приходится выяснять в суде или с помощью прокуратуры. Вряд ли стоит обращаться во всех случаях к адвокату (адвокатская помощь стоит немалых денег). Вполне по силам самостоятельно изложить суть нарушения прав в жалобе, допустим, в прокуратуру, которая, как правило, составляется по свободной форме.

       Для обращения в суд надо выполнить более строгие правила: не просто изложить суть дела, а составить исковое заявление так, чтобы было ясно, кто ваш ответчик (куда послать ему повестку на вызов в суд), какова стоимость вашего иска (нужно рассчитать сумму удерживаемой за рассмотрение дела в суде госпошлины, поскольку содержание суда государство полностью не может взять на свои плечи). Эти правила совсем несложные, но их надо знать.

       Можно привести и другие примеры, когда без составления правовых документов не обойтись. Но, думается, вполне ясно выражена идея о том, что учителю совсем не бесполезно иметь перед собой типовые формы правовых документов, наиболее распространенных в нашей повседневной жизни.

       Как использовать их в учебном процессе?

       Во- первых, можно давать школьникам копии некоторых правовых документов просто для ознакомления, чтобы они воочию убедились, что жизнь права в определенной мере протекает в форме бумаг, да и просто для того, чтобы они не боялись таких терминов, как «исковое заявление», «жалоба в прокуратуру», «завещание», «устав предприятия» и т. п. Это пассивная форма использования правовых документов.

       Правовые документы можно использовать и в активной форме.   Составление наиболее простых из них можно в качестве классного или домашнего задания поручать самим учащимся (доверенность, расписка, заявление о праве заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, заявление о принятии наследства, заявление о приеме на работу, о переводе на другую работу, заявление об увольнении, жалоба, исковое заявление и даже некоторые виды договоров). Это будет по силам учащимся, если перед ними будет типовая форма правовых документов.

       Очень сложные документы, такие как уставы хозяйственных обществ (общества с ограниченной ответственностью и акционерного общества), разумеется, не по силам для составления учащимися. Их учитель может предложить по одному экземпляру на парту для ознакомления, чтобы ученики перестали перед ними робеть и кое-что запомнили. Даже беглый просмотр, например, устава ООО дает учащемуся представление о тех вопросах, которые регулируются уставом, либо просто позволит удовлетворить любопытство детей.

       Наконец, в специальных школах (гимназиях, лицеях) с юридическим уклоном для учителя не исключена возможность попытаться дать задание наиболее способным ученикам — составить упрощенный вариант устава того или иного предприятия.

       Как работать с правовыми документами?

       1.Предварительно ознакомить учащихся с образцом того юридического документа, с которым предстоит работа, устно или письменно, насколько позволяют возможности. В идеале лучше дать ксерокопию документа каждому.

       2.Обозначить, какую нагрузку несет тот или иной документ, зачем он нужен, какова цель его составления.

       3.Рассмотреть содержание правового документа, т. е. выявить, какие основные информационные данные или какие вопросы он отражает.

       4.Дать задание (одно на весь класс, или несколько по вариантам, или индивидуальное) написать, ориентируясь на образец правового документа, аналогичный юридический документ, придумав соответствующие данные.

       Таким образом, современная наука может констатировать существование различных учебных занятий по праву.

     

 

Вывод по 2 главе

 

       Усвоение содержания основных правовых вопросов можно в принципе признать главной целью уроков по праву. Важных правовых проблем в нашей жизни набирается довольно много: применение наемного труда, занятие предпринимательским делом, безработица, права потребителей, использование своей собственности, защита своих прав и др.

Однако в процессе методического обеспечения правового образования надо иметь в виду еще две, более глобальные цели преподавания права в школе.

Первая глобальная цель

       В Конституции Российской Федерации сказано, что Россия — правовое государство. Конечно, это только заявление, своего рода  программа на будущее. Но что такое правовое государство?

       Главной его особенностью, его сутью является исполнение закона не только со стороны граждан и организаций, но и со стороны государственных органов и должностных лиц, т. е. сама государственная власть должна жить по тем же самым меркам, правилам, которые она предлагает гражданам. Но

добровольно властвующие субъекты не хотят этого делать. Они не склонны подчиняться созданным для всех нормам права, часто хотят придумать для себя  особые нормы и правила поведения, разумеется, более льготные. Необходимо заставлять, насильно принуждать их жить по общим! законам. Иными словами, надо давить на власть, с тем чтобы она  служила людям, а не люди служили ей. Но кто будет заставлять государственную власть жить по общим законам, уж не граждане ли, которые не знают даже своих прав?

       Вот и получается, что для построения правового государству нужен особый контингент людей: грамотных, просвещенных в правовом отношении, вооруженных не камнями и автоматами, а нормами закона, и умеющих потребовать от власти придержащих служения не самим себе, а народу. Люди, воспитанные и прожившие основную часть своей жизни в страхе перед властью, вряд ли уже смогут перебороть свой настрой. Поэтому вся надежда на молодых. Их нельзя упустить. Они должны с детства чувствовать себя достойными людьми, знать свои личные, экономические, политические и другие права и свободы, уметь потребовать от власти не только их защиты, но и истинного служения тем людям, которые ее избрали и на деньги которых она содержится.

       Таким образом, выкорчевывание рабской психологии, воспитание активных граждан, имеющих свое достоинство и готовых его защищать правовыми средствами, — глобальная цель номер один. Вряд ли ее можно достичь, если проводить уроки по одному сценарии проверка домашнего задания, объяснение нового материала, задание на дом. Возможно, наиболее эффективным методом для достижения этой задачи будет деловая игра, с помощью которой моделируется конкретная конфликтная жизненная ситуация и учащийся, получив ту или иную роль, на практике получает возможность отточить в себе бойцовские качества, качества активного гражданина, не позволяющего участникам правового конфликта «мять себя как пластилин».

Вторая глобальная цель

       Правовое обучение школьников — это необходимый шаг в деле преодоления хронической болезни, которая поразила все российское общество: правового нигилизма. Правовой нигилизм — это отрицание ценности права, неприятие его в качестве основы урегулирования жизни общества.

       В современной России правовой нигилизм подпитывается наличием нового, еще не освоенного населением законодательства, к тому же законодательства во многом пробельного. Кроме того, неотлаженность механизма исполнения законов отнюдь не способствует изживанию правового нигилизма. Бичом для общества является и коррупция власти, которая показывает множество дурных примеров нарушения законов. Плохая работа правоохранительных органов оказывает такое же влияние.

        Одним словом, правовой нигилизм превратился в национальное бедствие. Еще А. И. Герцен писал: «Правовая необеспеченность, искони тяготевшая над народом, была для него своего рода школой. Вопиющая несправедливость одной половины его законов научила его ненавидеть и другую; он подчиняется им как силе. Полное неравенство перед судом убило в нем всякое уважение к законности. Русский, какого бы он звания ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; и совершенно так же поступает правительство».

       Именно это отмечают (как будто не прошло более столетия) и иностранные инвесторы, пришедшие в Россию делать бизнес. Поняв, что в российской социальной среде, отличающейся крайним правовым нигилизмом на всех уровнях и во всех ипостасях, нельзя чувствовать себя уверенно, нельзя планировать ход развития своего дела, нельзя при необходимости получить защиту от правоохранительных органов, они сворачивают свой бизнес и уезжают, не забывая при этом поделиться приобретенным в России негативным правовым опытом и предостеречь других от развития деловых отношений с российскими партнерами.

       Положение с правовым нигилизмом в настоящее время явно нетерпимое. Помимо существования каждого школьника в нигилистичной социальной среде, дело осложняется еще и тем, что правовым нигилизмом заражены родители, которые зачастую не просто словесно пропагандируют неправомерные действия, но и сами допускают поведение, противное нормам права (занимаются рукоприкладством, крадут, скрывают налоги и т. п.).

       Поэтому зачастую получается, как в пословице: «я ему про Фому, а он — про Ерему», т. е. учитель толкует ученику о содержании правовых норм (о том, как надо поступать) а он, ухмыляясь, возражает, приводит пример из жизни, свидетельствующий о  противоположном, и попутно отмечает, что неправомерно поступают почти все граждане (допустим, не оплачивают проезд в общественном транспорте)"

Опять-таки, традиционные способы преподавания права не позволят достичь второй глобальной цели — преодоления правового нигилизма. Здесь было бы эффективнее подключить другой метод, например, интеллектуальный тренинг, т. е. предложить учащимся проанализировать суть подходящего правового афоризма где в сжатом виде содержится фрагмент человеческого разума. К примеру, в ответ на возражение ребенка, что многие поступаю? неправомерно и, дескать, все им сходит с рук, можно привести мысль Г. Гейне: «Не быть подчиненным никакому закону — значит быть лишенным самой спасительной защиты, ибо законы должны нас защищать не только от других, но и от самих себя». Есть смысл надеяться, что анализ этого афоризма, глубокое проникновение в суть этой мысли поможет ребенку осознать неправильность своих прежних суждений о том, надо ли соблюдать нормы права.

Таким образом, изучение права в школе – это жизненная необходимость. Важно лишь обеспечить качественное его преподавание, применяя для этого, в частности, разнообразные методы и способы.

  В результате использования нетрадиционных методик обучения  на своих уроках повысилось качество усвоения материала, активизировалась самостоятельная деятельность учащихся, выполнение самостоятельных заданий стали более осмысленными и мотивированными. Психологическая атмосфера на таких уроках становится более комфортной, создается эффект успешности каждого учащегося.

На своих уроках я старалась  развивать у учащихся ответственность  и умение решать жизненные проблемы, с которыми они столкнутся после  окончания школы. 

 

Заключение

 

Одна из предпосылок возбуждения  и поддержания интереса учащихся к уголовно-правовой проблематике –  построение занятий как процесса взаимодействия с ними; ситуация, при  которой преподаватель все время  информирует, а учащиеся пассивно слушают, быстро гасит интерес. В качестве элементов, активизирующих преподавание основ уголовного права, представляется полезным, в частности: а) «врезка» в  структуру занятия после изложения  принципиально важных либо не очень  легких для восприятия положений  мини-дискуссий с постановкой  вопроса о мнении учащихся относительно реальности, справедливости решения  законодателя и т.п.; б) использование  имеющихся в литературе вербальных тестов на выяснение позиции и  степени понимания определенных положений.

Давая понятие уголовного закона и  его источников, надо уделить особое внимание закреплению понимания  учащимися места этой отрасли  законодательства в социальном и  правовом поле, показать его взаимодействие с другими отраслями. При этом целесообразно исходить из комплекса  функций уголовного закона, дополняющих  и поддерживающих друг друга.

Говоря об общем видении данного  раздела курса преподавателем, надо рекомендовать не только не изолировать  уголовный закон от других звеньев  правовой системы, не только учитывать  все аспекты его роли в обществе, но не преувеличивать эту роль. В  этой связи целесообразно рассказать учащимся, что система мер воздействия  на преступность гораздо шире, чем  применение уголовного закона или угроза его применения, а равно информация через него, адресованная гражданам  и должностным лицам о поощряемых, дозволяемых, запретных видах поведения  и их правовых последствиях. Уровень  преступности в обществе, благоприятные  или неблагоприятные для него тенденции преступности зависят  от 200–250 демографических, экономических, социальных, политических, идеологических, психологических, правовых факторов. Лишь 30–40 из них связаны с качеством уголовно-правовой борьбы с преступностью. Поэтому решающее значение имеет стабильность общества, его экономическое и политическое благополучие, устойчивая система нравственных ориентации и уважения к закону. В работах по криминологии этот уровень обычно обозначается понятием «общесоциальной профилактики». За ним следует уровень специальной профилактики, т.е. система мер помощи, защиты, воздействия на контингента и лиц, особо уязвимых к криминальным влияниям (безработные, лица с устойчивыми отрицательными привычками, дети из трудных семей, выпускники детских домов и интернатов, дети с физическими и психическими аномалиями и т.п.). Рост преступности в конце 80-х – первой половине 90-х годов в значительной степени связан с ослаблением общепрофилактического потенциала и с развалом системы специальной профилактики, а не с недостатками правоохранительной деятельности (при значительно меньшей численности полиции на 100 тыс. человек населения и гораздо худшей ее обеспеченности раскрываемость преступлений в России не ниже, чем на Западе, а уровень преступности – в 6–7 раз ниже, чем в большинстве ведущих зарубежных стран).

Конечно, сказанное не означает, что  уголовно-правовое воздействие никак  не сказывается на состоянии преступности. По данным различных исследователей, 10–15% населения, причем именно лица, находящиеся  в зоне повышенного криминального  риска в связи с характером деятельности или средой обитания, реально соотносят свое поведение  с угрозой наказания. Но для них  главное не абстрактная угроза, а  степень ее осуществимости. Достаточно эффективная практика применения уголовного закона является поэтому своего рода «плотиной», противостоящей напору преступности. В каждый конкретный период и на конкретной территории преступность может  иметь уровень «от – до». И  уголовно-правовые меры, от которых, конечно, нельзя требовать, чтобы они сами по себе коренным образом изменили ситуацию с преступностью, в то же время способны удерживать ее на минимально возможном в данной ситуации уровне.

Информация о работе Проблемы преподавания основ уголовного права в средней школе