Проблемы преподавания основ уголовного права в средней школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 06:45, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является определение педагогических условий правового образования.
В соответствии с поставленной целью в работе формулируются и решаются следующие задачи:
1) изучить и охарактеризовать нормативную базу правового образования в средней школе;
2) рассмотреть содержание и структуру уголовно-правового образования в школе.
3) методически разработать учебное занятие.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….5
Глава I. Правовое образование в школе …………………………………….8
1.1. Нормативная база правового образования в средней школе………….8
1.2. Содержание и структура правового образования в школе…………...14
Вывод по 1 главе……………………………………………………………..25
Глава II. Особенности преподавания основ Уголовного права в средней школе………………………………………………………………………………..26
2.1.Теория вопроса…………………………………………………………..26
2.2.Учебное занятие по уголовному праву и основные требования к нему………………………………………………………………………………….36
2.3.Основные методы проведения уроков по уголовному праву…….......41
Вывод по 2 главе……………………………………………………………..61
Заключение…………………………………………………………………...65
Список использованных источников и литературы………...……………..68
Приложение: 1.Урок – презентация по теме: Уголовная
ответственность и наказание.
2.Правовое воспитание несовершеннолетних
3.Урок дискуссия

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 141.10 Кб (Скачать)

- представления о себе и другом  как особых мирах;

- представления о праве как  об особой форме регулирования  отношений в человеческом обществе;

- знаний конкретных правил и  норм поведения. Эта образовательная  задача может быть решена за  счет разделов интегрированного  или небольшого модульного курса,  в которых на материале реальных  жизненных ситуаций противопоставляются  и обнаруживаются позиции их  участников, дети получают представление  о праве как особой сфере  жизни общества, осваивают конкретные  правила и нормы поведения.  Изучение указанных курсов в  начальной школе осуществляется  на уроках в форме групповых  занятий с использованием разнообразных  форм и приемов активного обучения. Оно может быть организовано  в рамках базового курса либо  за счет школьного или ученического  компонентов учебного плана. Желательно  также использование различных  видов внеурочной работы. Организации  пропедевтики курсов права в начальной школе требует использования часов компонента образовательного учреждения или включения отдельных тем в предмет «Окружающий мир».

Основная школа

На протяжении основной школы возрастное развитие учащихся проходит два этапа - предподростковый и подростковый. В соответствии с этим содержание правового образования, а также  условия его освоения разбиваются  на два курса основной школы.

5-6-й классы школы.

В первые два года основной школы (5-6-й  классы) детям открывается смысл  и значение правовых отношений в  школе; они знакомятся с органами самоуправления школы, получают доступ к дополнительному образованию (кружки, факультативы, курсы по выбору). На этом этапе деятельность детей организуется преимущественно как классно-групповая  и планируется учителем, овладение  навыками действия в правовой сфере  происходит преимущественно на материале  практических занятий.

Образовательная задача на этом этапе  состоит:

- в развитии конфликтной компетенции,  в том числе в формировании  способности формулировать правила  для урегулирования ситуаций, возникающих  при столкновении интересов, представлений,  традиций, обычаев, и в соблюдении  этих правил;

- в приобретении способности  вычленять правовое содержание  жизненной ситуации (выявление ситуаций, регулируемых правом, этикой, моралью;  различение этих ситуаций и  т.п.);

- в приобретении общих представлений  (знаний) о праве, обществе, российском  государстве.

Условиями решения образовательной  задачи являются:

а) образовательная среда (уклад  школы), обеспечивающая возможность  реальной пробы себя в квазиправовых  ситуациях и анализа различных  позиций участников реальных ситуаций;

б) учебные мероприятия двух типов:

учебно-информационный блок (право  как необходимое условие существования  и развития человеческого общества);

практикумы, в которых моделируются наиболее типичные правовые ситуации.

В начале основной школы занятия  по праву предпочтительно организовывать в деятельностной форме. Допустимо  сужение учебно-информационного  блока при сохранении правового  практикума, который обеспечивает формирование особой чувствительности к ситуациям  правовой сферы и тем самым  закладывает основы последующего систематического курса права в основной школе.

Правовой курс, как и в начальной  школе, может включаться в базисный или вариативный компонент учебного плана. Возможно и желательно использование  разнообразных форм внеурочной работы, однако необходимо, чтобы все учащиеся в той или иной форме получили первичные правовые представления  на уроке.8

7-9(10)-й классы школы.

В основной школе, 7-9(10)-й классы, перед  ребенком полностью раскрываются все  составляющие правового образования. Учащиеся приобретают основы правовых знаний, реализуют проектную форму  деятельности в индивидуально-групповой  форме, участвуют в школьном самоуправлении и т.п.

На протяжении этого этапа обучения решается следующие задачи:

- приобретение базовых навыков,  обеспечивающих успешное действие  подростка в реальных (не ограниченных  рамками школы) правоотношениях  и ситуациях;

- передача детям основ правовых  знаний, в том числе знаний  о правовой системе России  и международном праве;

- формирование способности к  анализу ситуаций, регулируемых  правовыми нормами, и способности  к реальным действиям в таких  ситуациях. Данный этап является  крайне важным, так как именно  здесь формируется понятие Компетентности.

Условиями решения образовательных  задач являются:

а) образовательная среда (уклад  школы), обеспечивающая детям умение отстаивать свои права, возможность  участвовать в выработке правил и норм, регулирующих отношения в  школе; возможность реальной пробы  себя в социально-правовых ситуациях;

б) учебные мероприятия двух типов:

1) учебный курс, включающий элементы  теории права, которые обеспечивают  представление о праве как  особой предметно-практической области,  сведения об основных правах  и свободах человека, о различных  отраслях права, способах реализации  и защиты своих прав;

2) практикумы, обеспечивающие формирование  практических навыков поведения  в правовой сфере в реальной  жизни.

Основная школа составляет образовательное  пространство, которое в полной мере реализует задачи правового образования. На этот период школьной жизни приходится основное изучение права, поскольку  выпускник основной школы должен стать полноценным субъектом  социально-правовых отношений.

С учетом этого наиболее адекватным решению образовательных задач  основной школы является выделение  права в самостоятельный учебный  предмет.

Старшая школа

В старшей школе учащиеся получают (в зависимости от избранного профиля) систематические (углубленные) знания в области права, разрабатывают и реализуют различные социальные проекты, связанные с деятельностью внутри школы и за ее пределами, расширяется сфера их действия и ответственности в школьном правовом пространстве. Таким образом, решение задач правового образования в рамках системы правового образования предполагает, что в школе будет создано особое культурно-образовательное пространство.

Старшая школа, имея сегодня тенденцию  к превращению в профильную, должна обеспечить всем учащимся приобретение:

- способности строить собственное  правосообразное поведение в  рамках имеющихся свобод, прав  и обязанностей;

- углубленного уровня правовых  знаний (различных отраслей права,  отдельных законодательных актов,  в области сравнительного правоведения  и т.п.);

- способностей к теоретическому  анализу правовых ситуаций;

- навыков реализации своих прав  в социальной сфере в широком  правовом контексте.

Условиями решения образовательных  задач в старшей школе являются:

а) образовательная среда (уклад  школы), обеспечивающая участие в  выработке правил и норм, которые  регулируют отношения в школе, участие  в создании и деятельности общественных организаций, различных социальных проектах;

б) учебные курсы, обеспечивающие, соответственно профилям, расширение и углубление представлений о  праве как особом социальном институте, феномене культуры, о его принципах, различных отраслях права, особенностях регулирования различных форм общественных отношений, особенно в политической и экономической сферах и др.

 

 

 

Вывод по 1 главе

 

Для обеспечения вариативного подхода  к изучению права в старшей  школе необходима разработка как  минимум трех типов программ курса  права: для общеобразовательного профиля, для гуманитарных профиля, для социально-экономического профиля. Соответственно, курс права  будет по-разному представлен  в этих программах: для общеобразовательного профиля – отдельным модульным  курсом или разделом внутри интегрированного курса обществоведческого характера; для гуманитарного – самостоятельным  учебным курсом или несколькими  учебными курсами модульного типа; для социально-экономического профиля  – самостоятельным учебным курсом или несколькими учебными курсами  модульного типа.9

Перспективным подходом является также  разработка курсов различного уровня сложности, обеспечивающих возможность  самостоятельного выбора обучающимися соответствующего их интересам уровня изучения права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Особенности преподавания основ Уголовного права в средней школе

 

2.1 Теория вопроса

 

Статистика правонарушений в подростковой среде показывает, что обстановка с правонарушениями усугубляется из года в год.

В течение 2010 года несовершеннолетними  или при их участии на территории области совершено 750 преступлений, что на 11,5% меньше аналогичного периода  прошлого года (АППГ – 847).

Рост подростковой преступности наблюдается  на территории 9 муниципальных образований  Курганской области: Альменевского (+90,9%), Белозерского (+71,4%), Каргапольского (+32,1%), Лебяжьевского (+88,9%), Петуховского (+36,4%), Половинского (+20,0%), Целинного (+15,4%), Шумихинского (+6,3%), Щучанского (+16,0%) районов.

Удельный вес преступлений, совершенных  при участии несовершеннолетних, снизился и составил 5,5% (2009г. – 5,6%).

Учитывая положительную динамику по снижению количества преступлений и удельного веса, необходимо отметить, что уровень подростковой преступности (как по лицам, так и по деяниям) по итогам 2010 года снизился.

Число групповых преступлений снизилось  с 245 до 184 снизилось (на 24,9%), однако в 8 горрайорганах  отмечается рост уголовно-наказуемых деяний данного вида: в г.Кургане, Белозерском, Варгашинском, Лебяжьевском, Мокроусовском, Петуховском, Шадринском, Щучанском районах. В отношении  взрослых соучастников преступных деяний возбуждено 34 уголовных дела за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений (АППГ – 60).

Возросло количество преступлений совершенных подростками, находящимися в состоянии алкогольного опьянения (41-61). Значительный рост «пьяной» преступности зафиксирован на территории областного центра (12-24), Белозерского (0-4), Каргапольского (1-6), Лебяжьевского (0-3), Петуховского (2-4) районов.

Из общего количества повторно-совершенных  преступлений 11,0% составляют уголовно - наказуемые деяния, направленные против жизни, здоровья и половой неприкосновенности, более 80% составляют преступления имущественного характера.

В настоящее время в стадии разработки находится целевая программа  Курганской области «Социальная  реабилитация детей, находящихся в  конфликте с законом, на 2012-2014 годы».

Поэтому проблема правового воспитания в подростковой среде особенно в  области предупреждения подростковой преступности стоит крайне остро.

Система права любого современного государства состоит из ряда отраслей: конституционное право, административное, гражданское, трудовое право и т.д. В ряду этих отраслей находится и  уголовное право.

 Как составная часть системы  права, уголовное право является  одной из его отраслей, которой  присущи все признаки, свойственные  праву в целом, а также специфические  отраслевые признаки.

 Несколько слов о термине  « Уголовное право».

 На языке некоторых европейских  стран уголовное право нередко  имеет двойное название, в зависимости  от того, какая идея лежит в  его основе. Если это идея преступления, то его называют правом о  преступлении, то есть криминальным  правом от латинского слова  “crimen” (преступление).

 Если на первое место выдвигается  идея наказания за преступления, то его называют правом о  наказании, т.е. пенитенциарным  правом от латинского слова  “poena” (наказание).

 В русском языке такой  двойственности нет. Понятие уголовного  права объединяет обе идеи (и  преступления, и наказания), не отдавая  предпочтения ни одной из них.  Этимология слова « уголовный»  применительно к термину «право»  до конца не выяснена. Этимологически  это слово связано со словом  «голова», которое в древнерусском  языке имело значение “убить”.  Однако точное происхождение  названия “уголовного права”  не выяснено.

1). Считается, что уголовными  стали называться такие законы, в которых речь шла об ответственности  “головой”, т.е. жизнью. В ранних  правовых источниках Древней  Руси ответственность головой  вообще связывалась с ответственностью  виновного за те или иные  поступки и истоки такой ответственности  можно отыскать еще в кровной  мести.

2). По другим объяснениям слово  “уголовный” происходит от глагола  “уголовить”, т.е. “обидеть”, либо (по В.Далю) от слов “уголовь” и “уголовье”, т.е. убийство, за что виновный подлежал смертной казни или тяж-кой каре. В Псковской судной грамоте – “головщина” – убийство.

Информация о работе Проблемы преподавания основ уголовного права в средней школе