Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 06:45, дипломная работа
Целью работы является определение педагогических условий правового образования.
В соответствии с поставленной целью в работе формулируются и решаются следующие задачи:
1) изучить и охарактеризовать нормативную базу правового образования в средней школе;
2) рассмотреть содержание и структуру уголовно-правового образования в школе.
3) методически разработать учебное занятие.
Введение……………………………………………………………………….5
Глава I. Правовое образование в школе …………………………………….8
1.1. Нормативная база правового образования в средней школе………….8
1.2. Содержание и структура правового образования в школе…………...14
Вывод по 1 главе……………………………………………………………..25
Глава II. Особенности преподавания основ Уголовного права в средней школе………………………………………………………………………………..26
2.1.Теория вопроса…………………………………………………………..26
2.2.Учебное занятие по уголовному праву и основные требования к нему………………………………………………………………………………….36
2.3.Основные методы проведения уроков по уголовному праву…….......41
Вывод по 2 главе……………………………………………………………..61
Заключение…………………………………………………………………...65
Список использованных источников и литературы………...……………..68
Приложение: 1.Урок – презентация по теме: Уголовная
ответственность и наказание.
2.Правовое воспитание несовершеннолетних
3.Урок дискуссия
- представления о себе и другом как особых мирах;
- представления о праве как
об особой форме регулирования
отношений в человеческом
- знаний конкретных правил и
норм поведения. Эта
Основная школа
На протяжении основной школы возрастное развитие учащихся проходит два этапа - предподростковый и подростковый. В соответствии с этим содержание правового образования, а также условия его освоения разбиваются на два курса основной школы.
5-6-й классы школы.
В первые два года основной школы (5-6-й
классы) детям открывается смысл
и значение правовых отношений в
школе; они знакомятся с органами
самоуправления школы, получают доступ
к дополнительному образованию (кружки,
факультативы, курсы по выбору). На этом
этапе деятельность детей организуется
преимущественно как классно-
Образовательная задача на этом этапе состоит:
- в развитии конфликтной
- в приобретении способности вычленять правовое содержание жизненной ситуации (выявление ситуаций, регулируемых правом, этикой, моралью; различение этих ситуаций и т.п.);
- в приобретении общих
Условиями решения образовательной задачи являются:
а) образовательная среда (уклад школы), обеспечивающая возможность реальной пробы себя в квазиправовых ситуациях и анализа различных позиций участников реальных ситуаций;
б) учебные мероприятия двух типов:
учебно-информационный блок (право
как необходимое условие
практикумы, в которых моделируются наиболее типичные правовые ситуации.
В начале основной школы занятия
по праву предпочтительно
Правовой курс, как и в начальной
школе, может включаться в базисный
или вариативный компонент
7-9(10)-й классы школы.
В основной школе, 7-9(10)-й классы, перед ребенком полностью раскрываются все составляющие правового образования. Учащиеся приобретают основы правовых знаний, реализуют проектную форму деятельности в индивидуально-групповой форме, участвуют в школьном самоуправлении и т.п.
На протяжении этого этапа обучения решается следующие задачи:
- приобретение базовых навыков,
обеспечивающих успешное
- передача детям основ правовых знаний, в том числе знаний о правовой системе России и международном праве;
- формирование способности к
анализу ситуаций, регулируемых
правовыми нормами, и
Условиями решения образовательных задач являются:
а) образовательная среда (уклад школы), обеспечивающая детям умение отстаивать свои права, возможность участвовать в выработке правил и норм, регулирующих отношения в школе; возможность реальной пробы себя в социально-правовых ситуациях;
б) учебные мероприятия двух типов:
1) учебный курс, включающий элементы
теории права, которые
2) практикумы, обеспечивающие формирование
практических навыков
Основная школа составляет образовательное пространство, которое в полной мере реализует задачи правового образования. На этот период школьной жизни приходится основное изучение права, поскольку выпускник основной школы должен стать полноценным субъектом социально-правовых отношений.
С учетом этого наиболее адекватным
решению образовательных задач
основной школы является выделение
права в самостоятельный
Старшая школа
В старшей школе учащиеся получают (в зависимости от избранного профиля) систематические (углубленные) знания в области права, разрабатывают и реализуют различные социальные проекты, связанные с деятельностью внутри школы и за ее пределами, расширяется сфера их действия и ответственности в школьном правовом пространстве. Таким образом, решение задач правового образования в рамках системы правового образования предполагает, что в школе будет создано особое культурно-образовательное пространство.
Старшая школа, имея сегодня тенденцию к превращению в профильную, должна обеспечить всем учащимся приобретение:
- способности строить
- углубленного уровня правовых
знаний (различных отраслей права,
отдельных законодательных
- способностей к теоретическому анализу правовых ситуаций;
- навыков реализации своих прав в социальной сфере в широком правовом контексте.
Условиями решения образовательных
задач в старшей школе
а) образовательная среда (уклад школы), обеспечивающая участие в выработке правил и норм, которые регулируют отношения в школе, участие в создании и деятельности общественных организаций, различных социальных проектах;
б) учебные курсы, обеспечивающие, соответственно профилям, расширение и углубление представлений о праве как особом социальном институте, феномене культуры, о его принципах, различных отраслях права, особенностях регулирования различных форм общественных отношений, особенно в политической и экономической сферах и др.
Вывод по 1 главе
Для обеспечения вариативного подхода
к изучению права в старшей
школе необходима разработка как
минимум трех типов программ курса
права: для общеобразовательного профиля,
для гуманитарных профиля, для социально-экономического
профиля. Соответственно, курс права
будет по-разному представлен
в этих программах: для общеобразовательного
профиля – отдельным модульным
курсом или разделом внутри интегрированного
курса обществоведческого характера;
для гуманитарного –
Перспективным подходом является также разработка курсов различного уровня сложности, обеспечивающих возможность самостоятельного выбора обучающимися соответствующего их интересам уровня изучения права.
Глава II. Особенности преподавания основ Уголовного права в средней школе
2.1 Теория вопроса
Статистика правонарушений в подростковой среде показывает, что обстановка с правонарушениями усугубляется из года в год.
В течение 2010 года несовершеннолетними или при их участии на территории области совершено 750 преступлений, что на 11,5% меньше аналогичного периода прошлого года (АППГ – 847).
Рост подростковой преступности наблюдается на территории 9 муниципальных образований Курганской области: Альменевского (+90,9%), Белозерского (+71,4%), Каргапольского (+32,1%), Лебяжьевского (+88,9%), Петуховского (+36,4%), Половинского (+20,0%), Целинного (+15,4%), Шумихинского (+6,3%), Щучанского (+16,0%) районов.
Удельный вес преступлений, совершенных
при участии
Учитывая положительную
Число групповых преступлений снизилось с 245 до 184 снизилось (на 24,9%), однако в 8 горрайорганах отмечается рост уголовно-наказуемых деяний данного вида: в г.Кургане, Белозерском, Варгашинском, Лебяжьевском, Мокроусовском, Петуховском, Шадринском, Щучанском районах. В отношении взрослых соучастников преступных деяний возбуждено 34 уголовных дела за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений (АППГ – 60).
Возросло количество преступлений совершенных подростками, находящимися в состоянии алкогольного опьянения (41-61). Значительный рост «пьяной» преступности зафиксирован на территории областного центра (12-24), Белозерского (0-4), Каргапольского (1-6), Лебяжьевского (0-3), Петуховского (2-4) районов.
Из общего количества повторно-совершенных преступлений 11,0% составляют уголовно - наказуемые деяния, направленные против жизни, здоровья и половой неприкосновенности, более 80% составляют преступления имущественного характера.
В настоящее время в стадии разработки находится целевая программа Курганской области «Социальная реабилитация детей, находящихся в конфликте с законом, на 2012-2014 годы».
Поэтому проблема правового воспитания в подростковой среде особенно в области предупреждения подростковой преступности стоит крайне остро.
Система права любого современного государства состоит из ряда отраслей: конституционное право, административное, гражданское, трудовое право и т.д. В ряду этих отраслей находится и уголовное право.
Как составная часть системы
права, уголовное право
Несколько слов о термине « Уголовное право».
На языке некоторых
Если на первое место
В русском языке такой
двойственности нет. Понятие
1). Считается, что уголовными
стали называться такие законы,
в которых речь шла об
2). По другим объяснениям слово
“уголовный” происходит от
Информация о работе Проблемы преподавания основ уголовного права в средней школе