Проблемы преподавания основ уголовного права в средней школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 06:45, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является определение педагогических условий правового образования.
В соответствии с поставленной целью в работе формулируются и решаются следующие задачи:
1) изучить и охарактеризовать нормативную базу правового образования в средней школе;
2) рассмотреть содержание и структуру уголовно-правового образования в школе.
3) методически разработать учебное занятие.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….5
Глава I. Правовое образование в школе …………………………………….8
1.1. Нормативная база правового образования в средней школе………….8
1.2. Содержание и структура правового образования в школе…………...14
Вывод по 1 главе……………………………………………………………..25
Глава II. Особенности преподавания основ Уголовного права в средней школе………………………………………………………………………………..26
2.1.Теория вопроса…………………………………………………………..26
2.2.Учебное занятие по уголовному праву и основные требования к нему………………………………………………………………………………….36
2.3.Основные методы проведения уроков по уголовному праву…….......41
Вывод по 2 главе……………………………………………………………..61
Заключение…………………………………………………………………...65
Список использованных источников и литературы………...……………..68
Приложение: 1.Урок – презентация по теме: Уголовная
ответственность и наказание.
2.Правовое воспитание несовершеннолетних
3.Урок дискуссия

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 141.10 Кб (Скачать)

8) понимание юридической деятельности  как формы реализации права;  ознакомление со спецификой основных  юридических профессий;

9) сформированность умений применения  правовых знаний для оценивания  конкретных правовых норм с  точки зрения их соответствия  законодательству; выработки и доказательной  аргументации собственной позиции  в конкретных правовых ситуациях  с использованием нормативных  актов;

10) сформированность навыков самостоятельного  поиска и анализа правовой  информации, умений использовать  результаты в конкретных жизненных  ситуациях.

В состав требований включено три  категории – «знать/понимать», «уметь»  и «использовать приобретенные  знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».

Категория «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который  усваивается учащимися и является «содержательной» основой всего  комплекса требований. При этом требования в категории «знать/понимать»  по праву сформулированы на ступени  основного общего образования в  весьма обобщенной форме, так как  включены в состав требований в рамках учебного предмета «Обществознание», в старшей школе – более  детально. Конкретизация содержания этих требований осуществляется на основе обязательного минимума содержания, установленного государственным стандартом (в том числе с учетом двухуровневой  модели обязательного минимума, где  курсивом обозначена та часть учебного материала, который обязателен для  изучения, но не является объектом контроля и оценки знаний учащихся).

Категория «Уметь» включает требования, основанные на видах деятельности, соответствующих целям правового  образования и психолого-возрастным особенностям учащихся на каждой из степеней. Эта категория является ключевой в составе требований, поскольку  отражает приоритетные направления  учебного процесса и определяет принципы построения системы итогового контроля знаний и умений учащихся по праву.

Категория «Использовать приобретенные  знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для» включает требования, выходящие за рамки учебного процесса и не подлежащие непосредственной проверке. Специфика учебного предмета «Право» предполагает тесную связь  этой категории требований с рефлексивной деятельностью и социально-мировоззренческим развитием учащихся.

Достижение указанных требований учащимися позволит обеспечить эффективную  преемственность между ступенями  правового образования.

Образовательным учреждениям, организующим преподавание права в основной и  старшей школе (базовый уровень) в качестве самостоятельного предмета, рекомендуется проведение экзамена по предмету по выбору учащихся в 9 и 11 классах. Формы проведения экзаменов  регламентируются Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников 1Х  и Х1(ХП) классов общеобразовательных  учреждений.5

 

1.2 Содержание и структура  правового образования в школе

 

Настоящая концепция отстаивает всесторонний подход к реализации идеи правового  образования в школе. Оно не может  быть реализовано исключительно  в рамках отдельного учебного курса. Более эффективным является включение  компонентов правового образования  в тематику различных школьных предметов  и внешкольных мероприятий, а  также соответствующая организация  уклада школьной жизни. Процесс обучения и воспитания призван сформировать у учащихся представление о гражданском  обществе, его нормах и ценностях.

Специфика содержания правового образования  позволяет реализовывать его  в следующих формах:

· межпредметная, где основное содержание гражданско-правового образования  включается в ряд предметов общего образования. Такие как: история, литература, иностранные языки, предметы естестественно-математического цикла, предметы художественно-эстетического цикла, основы безопасности и жизнедеятельности, физическая культура;

· воспитательная;

· институциональная (т.е. организация  школьного сообщества, в котором  реализуется гражданско-правовое образование);

Педагогические коллективы самостоятельно выбирают формы реализации правового  образования исходя из собственных  возможностей и особенностей детского коллектива, образовательной и социальной среды. Наиболее целесообразен комплексный  подход, при котором сочетаются все  вышеперечисленные формы. Именно он представляется наиболее перспективным  в гражданском образовании учащихся, так как позволяет решать многие актуальные задачи модернизации современной  школы: повысить роль воспитательной составляющей процесса обучения и развития школьников, сделать воспитание правового сознания единой линией педагогического воздействия, наконец определиться с важнейшими компетентностями, формируемыми у учащихся в школе (а они носят междисциплинарный  характер), избежать перегрузки учащихся в учебном процессе.

Основными содержательными компонентами правового образования являются: политические, правовые, социальные, экономические, экологические знания и основы социально-психологических  знаний, знание культурных и исторических достижений народов России и мировой  цивилизации.

Культурно-образовательное пространство школы – это часть открытой системы, связанной с будущим  общества, государственной политикой  в интересах детства, системой образования  в Российской Федерации в целом, подсистемой правового образования  и встроенных в нее предметных курсов и средств дополнительного  образования во внеурочной и внешкольной  деятельности.

Компонентами культурно-образовательного пространства школы в контексте  правового образования становятся:

- содержание и формы правового  образования, адекватные возрастному  развитию и уровням образования,  включающие в себя, наряду с  традиционным перечнем основных  тем, различного рода активные  формы работы детей;

- уклад школы (особая среда  школы) – традиции и нормы  взаимодействия и взаимоотношений  учащихся и педагогов в системах  «учитель - ученик», «учитель –  родители», «ученик – ученик»,  «ученик - группа сверстников»;

- содержание внеклассной и внешкольной  работы, построенной на принципах  самоуправления и соуправления, творческого и нормированного  правом взаимодействия детей  и взрослых;

- открытость образовательной системы  школы внешнему социуму и прямое  взаимодействие педагогов и учеников  школы с ним;

- социально-педагогическое и деятельностное  взаимодействие школы с родителями, ориентированное на включение  родителей в реализацию правового  образования.

- оценка учебных достижении  обучающихся

Реализация целей и задач  правового образования возможна при создании в общеобразовательном  учреждении целостной системы такого образования, включающей три этапа, которые соответствуют периодам начальной (I-III (IV) классы), основной (V-IX классы) и средней (полной) общей (Х-XI классы) школы. Целостность системы  обеспечивается единством политических, правовых и нравственных идей, преемственностью содержания правового образования  на каждом из этапов, а также единством  методических подходов. Основное содержание правового образования на каждом этапе строится с учетом возрастных особенностей учащихся.6

Развитие гуманитарных способностей обеспечивается образованием в сфере  социально-гуманитарных наук, образованием, организованным как единство теории и практики. Именно гуманитарное образование  создает условия для самоопределения  личности, освоения общепринятых в  обществе ценностей, формирования собственной  позиции, умения жить и действовать  в изменяющемся мире.

Праву в рамках гуманитарного образования  принадлежит особое место. Будучи одновременно и областью науки, и областью практической деятельности, право предоставляет  уникальные возможности для решения  современных педагогических задач, позволяет не только приобрести правовые знания, но и развить особые способности  и практические навыки действия в  социальной сфере. Уникальность права  как специфической формы общественного  сознания и общественной практики обусловливает  также значительный воспитательный потенциал правовых курсов.

Как известно, ситуации, возникающие  в правовой сфере, определяются позицией самого действующего. От его целей, ценностных установок, личных пристрастий  зависит выбор того или иного  способа действия. Знакомство в рамках образовательного процесса с правовыми  ситуациями как ситуациями выбора, анализ позиции и действий человека, являющегося их субъектом, создает  условия для личностного самоопределения  – для поиска ответа на вопрос «Кто я? Чего я хочу?». Правовое регулирование  охватывает все сферы общественной жизни. Действующий в обществе человек  оказывается субъектом многих типов  правовых отношений: гражданских, административных, трудовых, семейных и т.д. Использование  в обучении соответствующего правового  материала способствует формированию сложного многомерного представления  о себе. Необходимость действовать  с учетом позиции других людей, с  учетом правовых норм становится условием для развития «Я» ребенка, как  сложноорганизованного относительно «Я» других людей. Таким образом, право как учебное содержание задает условия для развития способностей, существенным образом отличающихся от способностей, формирующихся на научном содержании, в том числе на материалах других курсов социально-гуманитарного цикла, это развитие представления о себе и Я-концепции. Кроме того, работа с правовым содержанием создает условия для формирования ряда способностей, связанных с развитием мышления и речи.

С одной стороны, в праве, как  и в большинстве учебных курсов, задачи и упражнения позволяют практиковаться в применении правила, с другой –  анализ и разрешение каждого отдельного правового случая требует многомерного его рассмотрения, учета многообразия законодательных актов, различных  норм, интересов и позиций сторон. При применении правовых норм к каждому  конкретному случаю реализует себя диалектика всеобщего и единичного.7

Рассматривается правовое образование  как условие формирования индивидуальных способностей, получения знаний и  навыков социального функционирования. Это предполагает создание особых учебных  курсов, построенных в форме социальной практики, которая включает в себя правовое знание. При этом общие  образовательные цели, а именно развитие перечисленных выше способностей, знаний, умений и навыков, должны обеспечиваться на всех ступенях образования, соединяя общую логику возрастного развития, реальности социального функционирования, прежде всего в его правовом аспекте, и содержание правового образования. В то же время общие задачи развития должны конкретизироваться применительно  к каждой возрастной ступени на материале  содержания соответствующих курсов права. Соблюдение этого принципа позволит обеспечить непрерывность и преемственность  правового образования.

В зависимости от программы развития, профиля, реальных возможностей образовательного учреждения, индивидуальных потребностей обучающегося, курс права с 1-го по 11-й  классы может строиться как:

- систематический курс;

- модульный курс наряду с  другими социально-гуманитарными  курсами или интегрированным  курсом обществоведения;

- часть интегрированного курса.

Достижение общих целей правового  образования может быть обеспечено при условии выделения права  в самостоятельный предмет в  рамках учебного плана в основной и старшей школе.

Наиболее предпочтительно использование  различных «форматов» построения курса  на каждой ступени общего образования, например:

в начальной школе - часть интегрированного курса или небольшой модульный  курс (практические правила поведения  и действия);

в 5-6-м классах - интегрированный  курс пропедевтического характера, закладывающий основы для изучения в последующие годы не только правового, но и остальных курсов обществоведческого цикла (поведение человека, интересы и ценности, формирование способов регулирования отношений «человек – человек» и «человек – общество»  в различные исторические эпохи, в различных культурах в современном  мире, в России);

7-й класс - вводный правовой  курс (мораль, право, справедливость, равенство, права человека, права  несовершеннолетних, способы действия  и возможности защиты своих  прав в типичных, актуальных для  подростка, ситуациях);

8-9-й классы - систематический курс  «Основы правовых знаний»;

10-11-й классы - в зависимости от  профиля школы, класса, индивидуального  учебного плана обучающегося  право может быть представлено  курсами различного объема и  уровня сложности: самостоятельным  курсом «Правоведение», набором  специализированных (модульных) курсов «Право и экономика», «Право и демократия» и т.п., частью интегрированного курса «Человек, общество, право», а также их комбинациями.

Независимо от «формата» курса  права, принципиальным остается решение  им определенных образовательных задач  на каждой из ступеней общего образования.

Начальная школа

Образовательной задачей ступени  начального образования в сфере  права является приобретение детьми:

- основ конфликтной компетенции  применительно к реальным детским  конфликтам;

- практического опыта действия  в реальных жизненных ситуациях,  регулируемых правилами и нормами,  в том числе формирование способности  к смене позиции наряду со  способностью к удерживанию своей  позиции;

Информация о работе Проблемы преподавания основ уголовного права в средней школе