Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 06:45, дипломная работа
Целью работы является определение педагогических условий правового образования.
В соответствии с поставленной целью в работе формулируются и решаются следующие задачи:
1) изучить и охарактеризовать нормативную базу правового образования в средней школе;
2) рассмотреть содержание и структуру уголовно-правового образования в школе.
3) методически разработать учебное занятие.
Введение……………………………………………………………………….5
Глава I. Правовое образование в школе …………………………………….8
1.1. Нормативная база правового образования в средней школе………….8
1.2. Содержание и структура правового образования в школе…………...14
Вывод по 1 главе……………………………………………………………..25
Глава II. Особенности преподавания основ Уголовного права в средней школе………………………………………………………………………………..26
2.1.Теория вопроса…………………………………………………………..26
2.2.Учебное занятие по уголовному праву и основные требования к нему………………………………………………………………………………….36
2.3.Основные методы проведения уроков по уголовному праву…….......41
Вывод по 2 главе……………………………………………………………..61
Заключение…………………………………………………………………...65
Список использованных источников и литературы………...……………..68
Приложение: 1.Урок – презентация по теме: Уголовная
ответственность и наказание.
2.Правовое воспитание несовершеннолетних
3.Урок дискуссия
8) понимание юридической
9) сформированность умений
10) сформированность навыков
В состав требований включено три категории – «знать/понимать», «уметь» и «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».
Категория «Знать/понимать» включает
требования к учебному материалу, который
усваивается учащимися и
Категория «Уметь» включает требования,
основанные на видах деятельности,
соответствующих целям
Категория «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для» включает требования, выходящие за рамки учебного процесса и не подлежащие непосредственной проверке. Специфика учебного предмета «Право» предполагает тесную связь этой категории требований с рефлексивной деятельностью и социально-мировоззренческим развитием учащихся.
Достижение указанных
Образовательным учреждениям, организующим преподавание права в основной и старшей школе (базовый уровень) в качестве самостоятельного предмета, рекомендуется проведение экзамена по предмету по выбору учащихся в 9 и 11 классах. Формы проведения экзаменов регламентируются Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников 1Х и Х1(ХП) классов общеобразовательных учреждений.5
1.2 Содержание и структура правового образования в школе
Настоящая концепция отстаивает всесторонний
подход к реализации идеи правового
образования в школе. Оно не может
быть реализовано исключительно
в рамках отдельного учебного курса.
Более эффективным является включение
компонентов правового
Специфика содержания правового образования позволяет реализовывать его в следующих формах:
· межпредметная, где основное содержание
гражданско-правового
· воспитательная;
· институциональная (т.е. организация
школьного сообщества, в котором
реализуется гражданско-
Педагогические коллективы самостоятельно
выбирают формы реализации правового
образования исходя из собственных
возможностей и особенностей детского
коллектива, образовательной и социальной
среды. Наиболее целесообразен комплексный
подход, при котором сочетаются все
вышеперечисленные формы. Именно он
представляется наиболее перспективным
в гражданском образовании
Основными содержательными компонентами
правового образования
Культурно-образовательное
Компонентами культурно-
- содержание и формы правового
образования, адекватные
- уклад школы (особая среда
школы) – традиции и нормы
взаимодействия и
- содержание внеклассной и
- открытость образовательной
- социально-педагогическое и
- оценка учебных достижении обучающихся
Реализация целей и задач правового образования возможна при создании в общеобразовательном учреждении целостной системы такого образования, включающей три этапа, которые соответствуют периодам начальной (I-III (IV) классы), основной (V-IX классы) и средней (полной) общей (Х-XI классы) школы. Целостность системы обеспечивается единством политических, правовых и нравственных идей, преемственностью содержания правового образования на каждом из этапов, а также единством методических подходов. Основное содержание правового образования на каждом этапе строится с учетом возрастных особенностей учащихся.6
Развитие гуманитарных способностей
обеспечивается образованием в сфере
социально-гуманитарных наук, образованием,
организованным как единство теории
и практики. Именно гуманитарное образование
создает условия для
Праву в рамках гуманитарного образования
принадлежит особое место. Будучи одновременно
и областью науки, и областью практической
деятельности, право предоставляет
уникальные возможности для решения
современных педагогических задач,
позволяет не только приобрести правовые
знания, но и развить особые способности
и практические навыки действия в
социальной сфере. Уникальность права
как специфической формы
Как известно, ситуации, возникающие
в правовой сфере, определяются позицией
самого действующего. От его целей,
ценностных установок, личных пристрастий
зависит выбор того или иного
способа действия. Знакомство в рамках
образовательного процесса с правовыми
ситуациями как ситуациями выбора,
анализ позиции и действий человека,
являющегося их субъектом, создает
условия для личностного
С одной стороны, в праве, как
и в большинстве учебных
Рассматривается правовое образование
как условие формирования индивидуальных
способностей, получения знаний и
навыков социального
В зависимости от программы развития, профиля, реальных возможностей образовательного учреждения, индивидуальных потребностей обучающегося, курс права с 1-го по 11-й классы может строиться как:
- систематический курс;
- модульный курс наряду с
другими социально-
- часть интегрированного курса.
Достижение общих целей
Наиболее предпочтительно
в начальной школе - часть интегрированного курса или небольшой модульный курс (практические правила поведения и действия);
в 5-6-м классах - интегрированный
курс пропедевтического характера,
закладывающий основы для изучения
в последующие годы не только правового,
но и остальных курсов обществоведческого
цикла (поведение человека, интересы
и ценности, формирование способов
регулирования отношений «
7-й класс - вводный правовой курс (мораль, право, справедливость, равенство, права человека, права несовершеннолетних, способы действия и возможности защиты своих прав в типичных, актуальных для подростка, ситуациях);
8-9-й классы - систематический курс «Основы правовых знаний»;
10-11-й классы - в зависимости от
профиля школы, класса, индивидуального
учебного плана обучающегося
право может быть представлено
курсами различного объема и
уровня сложности:
Независимо от «формата» курса права, принципиальным остается решение им определенных образовательных задач на каждой из ступеней общего образования.
Начальная школа
Образовательной задачей ступени начального образования в сфере права является приобретение детьми:
- основ конфликтной компетенции
применительно к реальным
- практического опыта действия
в реальных жизненных
Информация о работе Проблемы преподавания основ уголовного права в средней школе