Проблемы преподавания основ уголовного права в средней школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 06:45, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является определение педагогических условий правового образования.
В соответствии с поставленной целью в работе формулируются и решаются следующие задачи:
1) изучить и охарактеризовать нормативную базу правового образования в средней школе;
2) рассмотреть содержание и структуру уголовно-правового образования в школе.
3) методически разработать учебное занятие.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….5
Глава I. Правовое образование в школе …………………………………….8
1.1. Нормативная база правового образования в средней школе………….8
1.2. Содержание и структура правового образования в школе…………...14
Вывод по 1 главе……………………………………………………………..25
Глава II. Особенности преподавания основ Уголовного права в средней школе………………………………………………………………………………..26
2.1.Теория вопроса…………………………………………………………..26
2.2.Учебное занятие по уголовному праву и основные требования к нему………………………………………………………………………………….36
2.3.Основные методы проведения уроков по уголовному праву…….......41
Вывод по 2 главе……………………………………………………………..61
Заключение…………………………………………………………………...65
Список использованных источников и литературы………...……………..68
Приложение: 1.Урок – презентация по теме: Уголовная
ответственность и наказание.
2.Правовое воспитание несовершеннолетних
3.Урок дискуссия

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 141.10 Кб (Скачать)

       Покупатель: Этот товар — туфли, стало быть, обувь, на который распространяется определенный порядок обмена.

       Продавец: Знаете, с обувью не все так просто, я не могу принять никаких претензий. Кстати, можно взглянуть на чек? Бывает, человек раздобудет где-нибудь чек и идет менять свои старые туфли...

       Покупатель: Я не знаю, что там бывает, но у меня чек именно за эти туфли и я требую их замены!

       Продавец: Ну-ка покажите их... Хм... Да в них не меньше года ходили!

       Покупатель: Я потому и пришел, что за день носки они превратились в рухлядь.

       Продавец: Я бы и рад вам помочь, но при всем желании обменять туфли не могу — у нас уже не осталось ни одной пары.

       Покупатель: Тогда верните деньги!

       Продавец: У меня не такая зарплата, чтобы платить из своего кармана. Извините, вы мешаете мне работать, у меня покупатели.

Задача №1

       Когда студент-вечерник Соколов возвращался домой, к нему на пустынной улице подошли двое его знакомых. Они попросили, у него закурить и, получив отказ, избили Соколова. Тот побежал звать на помощь своих друзей. Через полчаса они нашли обидчиков и нанесли им телесные повреждения средней тяжести. Можно ли их действия назвать необходимой обороной?

 

Деловые игры

       Это довольно сложная форма проведения урока. Деловая игра требует огромных затрат энергии учителя и учащихся, времени, причем не только урочного, но и дополнительного. Поэтому практиковать деловые игры нужно крайне редко. В течение учебного года вряд ли стоит проводить их более двух раз.

       Есть и другие ограничения на использование такой формы проведения урока, как деловая игра. В принципе любую задачу по любой теме можно развернуть в деловую игру в виде судебного процесса, на котором рассматривается тот или иной спор (задача). Но дело в том, что надо знать правила проведения судебного заседания, а они изучаются не в начале года, а позднее.

       Итак, деловая игра — это своего рода апофеоз изучения учебного курса и планировать ее нужно в конце учебного года, на завершающем этапе изучения курса, когда учащиеся смогут продемонстрировать весь потенциал, полученный на уроках по праву.

       Приведем несколько общих рекомендаций по организации деловых игр.

       1.Важно сразу настроить учеников на игровой лад, сказав, что в жизни каждый из нас играет много ролей: ученика или работника, отца (матери), ребенка, друга, приятеля, соседа и т. д. Да и вся наша жизнь — игра, потому что все мы действуем по принципу: хочу необходимым (как правило, благоприятным) образом выглядеть в глазах окружающих, и предпринимаем для этого огромные усилия. Все мы в жизни актеры. Актерские качества надо проявить и в деловой игре. Одним словом, получив свою роль, надо играть по-настоящему, а не паясничать, кокетничать или смеяться.

       2.Необходимым является объяснение учителем того, для чего проводится деловая игра и почему урок не будет проходить традиционно. Проведение деловой игры позволяет достичь множества целей:

  • подробно рассмотреть ситуацию, описываемую в задаче;
  • научиться спорить, отстаивать свое мнение перед противником;
  • научить мыслить быстро, «на ходу», мгновенно отвечая на вопросы участников судебного заседания;
  • развивать или тренировать ораторские способности;
  • учить демонстрировать (несмотря на конфликтность интересов)

уважительное или, по крайней мере, корректное отношение к противнику (все мы люди и хотим, чтобы наше достоинство ни коей мере не было ущемлено).

       3.Надо жестко договориться с учащимися, что соблюдение дисциплины в процессе деловой игры — это непременное условие ее проведения, а иначе игра может превратиться в пустое время провождение. Хорошо бы заранее разработать и установить приемлемые санкции за нарушение дисциплины на деловой игре.

       4.Распределение ролей должно вестись по желанию учеников, но нельзя пускать его на самотек. Практика показывает, что участниками деловой игры должны быть в основном сильные ученики, обладающие к тому же некоторыми харизматическими данными. Одного желания здесь мало. Учитель должен хорошо знать особенности претендентов на роли и спрогнозировать, выполнят ли эти ученики те или иные роли.

       5.Подведение итогов и определение лучших участников должны вестись по нескольким позициям. Деловая игра — это коллективное действо. Один ученик, пусть даже самый сильный, не вытянет игру. Поэтому надо придумать несколько критериев, по которым будут подводиться итоги. Например: лучший оратор, лучшая структура речи, большая убедительность аргументов (содержательность речи), лучшее вхождение в образ (актерское мастерство) и др.

       6.Хорошо бы приготовить призы для победителей в тех или иных номинациях. И не только моральные, в виде оценки в журнале. Это могут быть книги, или что-то из канцелярских товаров, или сладости. Еще лучше — дать задание пассивным участникам игры (тем, кто не получил или не хотел брать роль) испечь пирог, который будет съеден всем классом за чаем после успешно проведенной деловой игры.

       7.Немаловажен вопрос о санкциях, применяемых к тем, кто все же нарушил установленные правила игры. Это могут быть:

  • понижение отметки в журнале;
  • замечание;
  • лишение слова;
  • лишение командного очка;
  • удаление на скамью штрафников;
  • удаление из класса на несколько минут и т. д. Приведем в качестве примера одну деловую игру.

Деловая игра по теме: «Преступление»

       Фабула (т. е. суть) дела:

       Девятиклассник Саша Климов принес в школу газовый баллончик. На перемене он решил его продемонстрировать одноклассникам. В качестве «объекта» он выбрал Колю Шарова - низкорослого, тщедушного мальчика, над которым в классе всегда подшучивали. Подозвав его, он неожиданно для Коли направил на него струю, от которой тот не успел увернуться. Коля схватился за глаза и закричал от боли. Одноклассники засмеялись.

       Колю Шарова доставили в больницу. Через несколько дней врачи сообщили, что он навсегда потерял зрение.

       Было возбуждено и расследовано уголовное дело по ч. 1 ст. 111 УК РФ.        Подсудимыми стали Саша Климов и его одноклассники, участвовавшие в «демонстрации» газового баллончика.

       Участники уголовного процесса:

       Судья — ведет уголовный процесс, зачитывает фабулу дела, определяет порядок допроса подсудимых, сам задает им вопросы, дает возможность другим участникам процесса по очереди задавать вопросы подсудимым, предоставляет слово для выступлений прокурорам и адвокатам, зачитывает приговор.

       Основной подсудимый — Саша Климов. Его роль может взять на себя любой ученик класса. Подсудимый рассказывает о происшедшем так, как он это видит, не забывая при этом свои интересы. Он может признать или не признать вину, может обосновывать свои действия, защищая себя, может глубоко раскаиваться и т. д.

       Соучастники (3 человека) — их роль аналогична роли основного подсудимого.

       Потерпевший — Коля Шаров. Со своей стороны поясняет суть дела, а также рассказывает о своем теперешнем самочувствии.

       Прокуроры (главный прокурор и его помощник) — могут распределить свои функции так: один обвиняет основного подсудимого, другой — соучастников, действия которых однотипны. Их речи строятся по следующей схеме: а) общественная опасность деяния; б) вина подсудимых; в) квалификация деяния (указать статьи УК РФ); г) отягчающие обстоятельства; д) отрицательные черты личности подсудимого, если имеются; е) мера наказания.

       Адвокаты (защитники) — их количество должно совпадать с количеством подсудимых. В уголовном процессе они могут задавав вопросы всем подсудимым, преследуя цель «обелить» своего подзащитного. Их речи строятся по такой схеме: а) виновен ли их подзащитный; б) причины совершения им преступления; в) квалификация его деяния (если он виновен); г) смягчающие обстоятельства: д) положительные черты личности подзащитного; е) предложение о мере наказания или об оправдании своего подзащитного.

       Секретарь — объявляет появление и удаление суда в совещательную комнату.

       Остальные ученики класса будут присяжными. В уголовном процессе они также могут задавать вопросу по существу дела.

       Порядок ведения уголовного процесса

       1. Подготовительная стадия (3 минуты).

       Секретарь объявляет появление суда: «Встать! Суд идет!». Судья просит всех присутствующих сесть, зачитывает фабулу дела, объявляет порядок выступления лиц, участвующих в заседании.

       2. Судебное следствие (16 минут).

       Допрос основного подсудимого. Он в виде монолога поясняет суть дела (3 минуты). Затем он отвечает на вопросы, которые могут с разрешения судьи задавать все (2 минуты).

       Допрос остальных подсудимых по очереди (схема допроса та же). Всего не более 9 минут.

       Допрос потерпевшего (2 минуты).

Затем суд переходит к судебным прениям.

       3. Судебные прения (21 минута).

       Выступление обвинительной стороны: а) главного прокурора (3 минуты); б) помощника прокурора (3 минуты).

       Выступление защитников (12 минут). Они произносят речи поочередно.

       Последнее слово подсудимых (3 минуты).

       4. Вынесение приговора (5 минут).

       Все выходят из класса, остаются только присяжные. Они должны проголосовать: виновны подсудимые или нет (голосование идет по каждому подсудимому отдельно). Свой ответ они объявляют судье, которого приглашают в класс.

       Судья единолично выносит меру наказания, руководствуясь УК РФ и принимая во внимание все обстоятельства дела.

       Секретарь приглашает всех участников процесса в класс.

       Все стоя выслушивают зачитываемый судьей приговор.

       Игра окончена.

Словарный диктант

       Конечно, этот метод преподавания права можно использовать I не на каждом уроке, но тем не менее довольно часто — через 4-5 уроков или раз в месяц.

       Словарный диктант можно проводить только после достаточной предшествующей работы с юридической терминологией, которая должна иметь место на каждом уроке и по каждой теме. Желательно, чтобы ученик систематически вел словарик юридических терминов в тетради. Юридические

термины должны стать привычными слуху каждого и перестать пугать своей сложностью или формальностью.

        Устраивать словарный диктант по прошествии более 4-5 пройденных уроков вряд ли стоит: накапливается своего рода «долг» в проверке знания юридической терминологии, да и ребята, не повторив терминологию для очередного словарного диктанта, начинают ее забывать.

       В процессе диктанта читать термины следует неторопливо, чтобы все ученики успели вспомнить необходимое юридическое понятие и успеть чисто механически воспроизвести его определение на бумаге. Но чтение не должно быть медленным — это провоцирует на подглядывание и списывание.

       Существует еще одна проблема. Определение юридического термина может быть не дословным, однако суть его будет выражена правильно. Здесь вряд ли нужно снижать отметку. В юриспруденции важно не механическое запоминание, а смысловое понимание. Будет совсем неплохо, если ученик даст не определение, а краткую характеристику понятия, выраженного в юридическом термине.

       По времени словарный диктант, на наш взгляд, не должен занимать весь урок. Иначе это будет очень тяжелая умственная нагрузка, которую даже взрослый выдержит с трудом. Максимум 20 минут — такова должна быть продолжительность диктанта.

       Лучше всего предлагать определить не более десяти терминов, а то и меньше. Погоня за количеством терминов здесь не пойдет на пользу. Как говорится, «лучше меньше, да лучше».

       По своей характеристике предлагаемые термины должны относиться к основополагающим терминам курса права.

       Приведем примерный перечень терминов,  по разделу права. Он может быть скорректирован в зависимости от особенностей учащихся, а также от количества часов, выделяемых в школе на изучение права.

Преступление:

Амнистия

Виды наказаний

Виды преступлений

Вина (субъективная сторона преступления)

Вменяемость

Возраст уголовной ответственности

Исправительные работы

Лишение свободы

Назначение наказания

Наказание

Необходимая оборона

Объект преступления     

Объективная сторона преступления

Отягчающие наказание обстоятельства

Помилование

Преступление

Смертная казнь

Смягчающие наказание обстоятельства

Состав преступления      

Соучастие в преступлении      

Субъект преступления

Уголовное право

Цели наказания

Использование правовых документов

       Стоит ли загружать учащихся знаниями о правовых документах, да еще и учить школьников составлять некоторые из них? Ведь они же получают общее, а не специальное образование. Кроме того, есть и специалисты своего дела — юристы, профессиональным делом которых как раз и является составление разного рода правовых документов. Все это так. И тем не менее.

       Право — это система формально определенных норм. Это означает не только то, что нормы права всегда имеют письменную форму выражения, т. е. записаны на бумаге (будь то закон, или судебное решение, или договор), но и реализация этих норм большей частью также осуществляется с помощью бумаг.

       Допустим, вы решили дать деньги взаймы близкому другу. Составлять договор займа вроде бы не совсем удобно: отношения-то близкие, другу обычно веришь, как себе. И тем не менее может случиться всякое. Поэтому нужно хотя бы попросить у него расписку в получении денег, а в противном случае, если вдруг ваши отношения расстроятся, доказать факт передачи денег взаймы вам не удастся.

Информация о работе Проблемы преподавания основ уголовного права в средней школе