Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 06:45, дипломная работа
Целью работы является определение педагогических условий правового образования.
В соответствии с поставленной целью в работе формулируются и решаются следующие задачи:
1) изучить и охарактеризовать нормативную базу правового образования в средней школе;
2) рассмотреть содержание и структуру уголовно-правового образования в школе.
3) методически разработать учебное занятие.
Введение……………………………………………………………………….5
Глава I. Правовое образование в школе …………………………………….8
1.1. Нормативная база правового образования в средней школе………….8
1.2. Содержание и структура правового образования в школе…………...14
Вывод по 1 главе……………………………………………………………..25
Глава II. Особенности преподавания основ Уголовного права в средней школе………………………………………………………………………………..26
2.1.Теория вопроса…………………………………………………………..26
2.2.Учебное занятие по уголовному праву и основные требования к нему………………………………………………………………………………….36
2.3.Основные методы проведения уроков по уголовному праву…….......41
Вывод по 2 главе……………………………………………………………..61
Заключение…………………………………………………………………...65
Список использованных источников и литературы………...……………..68
Приложение: 1.Урок – презентация по теме: Уголовная
ответственность и наказание.
2.Правовое воспитание несовершеннолетних
3.Урок дискуссия
Защита прав детей - вводное
слово учителя и практическая
работа с текстом Всеобщей
декларации прав человека и
Конвенции о защите прав детей.
Учащимся предлагается
Размышление (рефлексия).
Подведение итогов (тестирование) - проводится при двухчасовом занятии.
Формы и методы: беседа; практическая работа; сравнение; обобщение; рефлексия.
Основные понятия: декларация, конвенция, гражданин, гражданство, права и свободы человека и гражданина; понятие абсолютности прав человека, геноцид, апартеид.
Ожидаемые результаты: расширение объема знаний по теме, закрепление навыков работы с документами, умение участвовать в дискуссиях, формирование уважения чужого мнения, отстаивание своей точки зрения.
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя,
в котором он указывает, на
какие вопросы следует
Что такое права человека?
Откуда мы узнаем о правах человека? Где они записаны?
Кто и как их нарушает? Как можно защитить свои права?
В ходе беседы обобщаются знания учащихся о правах человека и документах, их содержащих, учащиеся подводятся к выводу: права человека принадлежат любой личности изначально и государство лишь охраняет их от незаконных посягательств. В отличие от этого права гражданина охватывают сферу его отношений с государством, в которой он рассчитывает на ограждение своих прав от незаконного вторжения и на активное содействие государства в их реализации. Пример: учащимся предлагается сравнить правовой статус иностранца и гражданина РФ, сделав вывод. Учащиеся должны уяснить: права человека на жизнь, на образование и т.д.
2. Вводная информация. На доске
записаны вопросы. Наиболее
Для дискуссии можно предложить следующие проблемы:
I. Можно ли считать, что
II. В 1948 г. ООН приняла Всеобщую
декларацию прав человека. Что
надо сделать в государстве,
чтобы эти права могли
III. Как соотнести право на
жизнь с глобальными
IV. С точки зрения защиты прав
человека, как оценить такое решение
суда в отношении
Примерные варианты ответов:
Первый вопрос:
а) правовое государство - это такое государство, в котором господствует закон; его характерная черта - это законность сопротивления произволу власти. В гражданском обществе активность индивидов развертывается в управлении общественными делами (самоуправление) и в политике, и в культуре, и в идеологии. Она носит организационный характер и осуществляется через органы самоуправления, политические партии, культурно-просветительские и спортивные общества, церковь, школы, газеты, телевидение;
б) гражданское общество и правовое
государство создают
Второй вопрос:
а) российская законодательная система должна быть построена так, чтобы обеспечить выполнение международных норм по защите прав человека (в настоящее время существует около 50 международных документов по этой проблеме;
б) с учетом вступления России в Совет Европы (1996 г.) и ратификации Европейской конвенции о защите прав и основных свобод (1998) каждый гражданин имеет право искать защиты не только у себя, но и в Европейском суде, в Страсбурге;
в) необходимо знание людьми международных документов по правам человека;
г) необходима система возмещения убытков пострадавшему, а не только наказания преступника.
Третий вопрос:
а) так как глобальные проблемы касаются не одной страны, а всего человечества, то надо усилить ответственность за преступления против человечества, строго выполнять законы, направленные на охрану окружающей среды. Здесь многое могут сделать общественные организации и движения;
б) глобальные проблемы ограничивают права человека, но чем государство более стабильно развито, тем более на первый план в нем выступают интересы личности, поэтому для снятия остроты этих проблем необходима экологическая и политическая стабильность государства.
Четвертый вопрос:
а) такой приговор суда можно расценивать как нарушение Конституции, подтверждающей право каждого на жизнь и устанавливающей, что смертная казнь является исключительной мерой за особо тяжкие преступления против жизни;
б) нарушением прав человека является произвольное лишение его жизни;
в) смертная казнь как мера наказания за умышленное убийство соответствует принципу правового равенства;
г) отказ от смертной казни отвечает требованиям религии (Бог дал жизнь, и только он может ее забрать).
Права детей закреплены в большом
числе международных
3. Практическая работа. Перед учащимися тексты Всеобщей декларации и Конвенции: на этом этапе они самостоятельно читают, сравнивают документы и делают вывод о том, что Конвенция о правах ребенка конкретизирует права человека в отношении ребенка.
Всеобщая декларация прав человека Конвенция о правах ребенка
ст.3
ст.6 (к несовершеннолетним никогда не применяется смертная казнь)
ст.15
ст.7 (право на имя, гражданство)
ст.12
ст.9 (не разлучать с родителями)
Далее учитель сообщает, как осуществляется защита прав ребенка, что представляет собой институт лишения родительских прав, как действуют органы опеки и попечительства.
4. Для обсуждения учащимся
Почему в названии
Найдите в мировой истории
и в истории нашей страны
примеры вопиющего
Существует правовая норма, в соответствии с которой во время следствия и суда должен присутствовать педагог. Каков смысл этого требования?
Выберите из следующих мыслей те, которые соответствуют "духу" прав человека:
свобода есть возможность
делать все, что мне захочется;
свобода есть право делать все, что дозволено законом;
свобода есть независимость от норм, установленных людьми;
свобода одного человека ограничена пределами свободы других.
5. Размышление (рефлексия). Учащимся
предлагается продолжить, в частности,
такую фразу: "Я считаю, что
права человека нарушаются
6. Подведение итогов (тестирование).
Оно проводится, как правило, при
двухчасовом занятии по
"Права человека". Тесты
Какой политический режим не заинтересован в реализации гражданами свободы мысли и слова?
а) демократический;
б) тоталитарный;
в) либеральный.
На что имеет право человек в случае, если он будет невинно осужден:
а) на устное извинение секретаря судебного заседания;
б) на получение справки о
в) на возмещение государством причиненного ему вреда.
Может ли быть закрыта
религиозная секта, которая,
а) может;
б) не может;
в) для закона это безнравственно.
Где дети имеют право
а) во всех сферах жизни и деятельности;
б) только среди своих друзей;
в) только в семье.
В случае совершения
а) отдельно от взрослых;
б) вместе со взрослыми;
в) это не имеет существенного значения.
Являются ли постоянные споры
с учителем проявлением
а) да, являются;
б) нет, не являются;
в) все зависит от страны.
Какая известная
а) "Международная амнистия";
б) "Общество в защиту прав человека";
в) "Союз жертв тоталитаризма".
Какие властные
а) магистратуры;
б) суды;
в) мэрии.
Как именуется должность человека, избираемого Государственной Думой для сбора информации о нарушениях прав человека и содействия тем, чьи права ущемлены?
а) магистр;
б) председатель союза правозащитников;
в) уполномоченный по правам человека.
Тестирование позволяет
Приложение № 4
Доверенность (разовая)
Город Москва, двадцать пятого марта тысяча девятьсот девяносто девятого года.
Я, гражданин Петров Юрий Васильевич, проживающий по адресу: г. Москва, Ленинский проспект, д. 55, кв. 70, доверяю гражданину Антипову Андрею Васильевичу, проживающему по адресу: г. Москва, улица Наметкина, д. 6, кв. 88, — получить в кассе завода «Карбюратор» г. Москва причитающиеся мне деньги в качестве заработной платы в сумме тысяча сто рублей.
Срок доверенности — один месяц.
Подпись:
Расписка
Город Москва, двадцать пятого марта тысяча девятьсот девяносто девятого года.
Я, Мазурин Максим Петрович, проживающий по адресу: г. Москва, улица Гарибальди, д. 28, кв. 56, получил от Кононенко Валерия Павловича, проживающего по адресу: г. Москва, Ленинский проспект, д. 93, кор. 2, кв. 59, деньги в сумме пятьсот рублей за проданный велосипед.
Подпись:
Заявление о приеме на работу
заявление
Информация о работе Проблемы преподавания основ уголовного права в средней школе