Проблемы преподавания основ уголовного права в средней школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 06:45, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является определение педагогических условий правового образования.
В соответствии с поставленной целью в работе формулируются и решаются следующие задачи:
1) изучить и охарактеризовать нормативную базу правового образования в средней школе;
2) рассмотреть содержание и структуру уголовно-правового образования в школе.
3) методически разработать учебное занятие.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….5
Глава I. Правовое образование в школе …………………………………….8
1.1. Нормативная база правового образования в средней школе………….8
1.2. Содержание и структура правового образования в школе…………...14
Вывод по 1 главе……………………………………………………………..25
Глава II. Особенности преподавания основ Уголовного права в средней школе………………………………………………………………………………..26
2.1.Теория вопроса…………………………………………………………..26
2.2.Учебное занятие по уголовному праву и основные требования к нему………………………………………………………………………………….36
2.3.Основные методы проведения уроков по уголовному праву…….......41
Вывод по 2 главе……………………………………………………………..61
Заключение…………………………………………………………………...65
Список использованных источников и литературы………...……………..68
Приложение: 1.Урок – презентация по теме: Уголовная
ответственность и наказание.
2.Правовое воспитание несовершеннолетних
3.Урок дискуссия

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 141.10 Кб (Скачать)

 Защита прав детей - вводное  слово учителя и практическая  работа с текстом Всеобщей  декларации прав человека и  Конвенции о защите прав детей. 

 Учащимся предлагается высказать  свое мнение по предложенным  вопросам и высказываниям. 

 Размышление (рефлексия).

 Подведение итогов (тестирование) - проводится при двухчасовом  занятии. 

Формы и методы: беседа; практическая работа; сравнение; обобщение; рефлексия.

Основные понятия: декларация, конвенция, гражданин, гражданство, права и  свободы человека и гражданина; понятие  абсолютности прав человека, геноцид, апартеид.

Ожидаемые результаты: расширение объема знаний по теме, закрепление навыков  работы с документами, умение участвовать  в дискуссиях, формирование уважения чужого мнения, отстаивание своей  точки зрения.

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя,  в котором он указывает, на  какие вопросы следует обратить  внимание при изучении темы:

 Что такое права человека?

 Откуда мы узнаем о правах  человека? Где они записаны?

 Кто и как их нарушает? Как можно защитить свои права?

В ходе беседы обобщаются знания учащихся о правах человека и документах, их содержащих, учащиеся подводятся к  выводу: права человека принадлежат  любой личности изначально и государство  лишь охраняет их от незаконных посягательств. В отличие от этого права гражданина охватывают сферу его отношений  с государством, в которой он рассчитывает на ограждение своих прав от незаконного  вторжения и на активное содействие государства в их реализации. Пример: учащимся предлагается сравнить правовой статус иностранца и гражданина РФ, сделав вывод. Учащиеся должны уяснить: права человека на жизнь, на образование  и т.д.

2. Вводная информация. На доске  записаны вопросы. Наиболее подготовленные  получают задание представить  на них ответы. Этот этап урока  должен решить задачу мотивации,  вызвать у учеников желание  принять участие в дискуссии.  Другим учащимся предлагается  подумать над вопросом: ежегодно  Россия подает в ООН отчет  о положении детей. Какие предложения,  касающиеся защиты прав детей,  Вы включили бы в этот отчет? 

Для дискуссии можно предложить следующие проблемы:

I. Можно ли считать, что гражданское  общество и правовое государство  создают условия для реального  соблюдения прав человека?

II. В 1948 г. ООН приняла Всеобщую  декларацию прав человека. Что  надо сделать в государстве,  чтобы эти права могли реализовать  граждане?

III. Как соотнести право на  жизнь с глобальными проблемами  человечества: экологическими, экономическими, проблемами разоружения и т.д. 

IV. С точки зрения защиты прав  человека, как оценить такое решение  суда в отношении приговоренного  к смертной казни: "Приговор  окончательный и обжалованию  не подлежит"?

Примерные варианты ответов:

Первый вопрос:

а) правовое государство - это такое  государство, в котором господствует закон; его характерная черта - это  законность сопротивления произволу  власти. В гражданском обществе активность индивидов развертывается в управлении общественными делами (самоуправление) и в политике, и в культуре, и в идеологии. Она носит организационный  характер и осуществляется через  органы самоуправления, политические партии, культурно-просветительские и  спортивные общества, церковь, школы, газеты, телевидение;

б) гражданское общество и правовое государство создают максимальные условия для реального соблюдения прав человека, т.к. правовое государство  своим устройством гарантирует  верховенство закона, равного и обязательного  для всех, а гражданское общество основано не на противоречиях и конфликтах, а на внутреннем согласии его членов. В настоящее время многие законы в России не выполняются, поэтому  большое значение имеет деятельность неправительственных организаций, которые защищают права и свободы  граждан. Это Комитет солдатских матерей, Общество защиты прав беженцев, группа "Мемориал" и др.

Второй вопрос:

а) российская законодательная система  должна быть построена так, чтобы  обеспечить выполнение международных  норм по защите прав человека (в настоящее  время существует около 50 международных  документов по этой проблеме;

б) с учетом вступления России в  Совет Европы (1996 г.) и ратификации  Европейской конвенции о защите прав и основных свобод (1998) каждый гражданин имеет право искать защиты не только у себя, но и в Европейском суде, в Страсбурге;

в) необходимо знание людьми международных  документов по правам человека;

г) необходима система возмещения убытков пострадавшему, а не только наказания преступника.

Третий вопрос:

а) так как глобальные проблемы касаются не одной страны, а всего  человечества, то надо усилить ответственность  за преступления против человечества, строго выполнять законы, направленные на охрану окружающей среды. Здесь многое могут сделать общественные организации  и движения;

б) глобальные проблемы ограничивают права человека, но чем государство  более стабильно развито, тем  более на первый план в нем выступают  интересы личности, поэтому для снятия остроты этих проблем необходима экологическая и политическая стабильность государства.

Четвертый вопрос:

а) такой приговор суда можно расценивать  как нарушение Конституции, подтверждающей право каждого на жизнь и устанавливающей, что смертная казнь является исключительной мерой за особо тяжкие преступления против жизни;

б) нарушением прав человека является произвольное лишение его жизни;

в) смертная казнь как мера наказания  за умышленное убийство соответствует  принципу правового равенства;

г) отказ от смертной казни отвечает требованиям религии (Бог дал  жизнь, и только он может ее забрать).

Права детей закреплены в большом  числе международных документов. Самые известные из них - Декларация прав ребенка 1959 г. и Конвенция о  правах ребенка 1989 г.

3. Практическая работа. Перед учащимися  тексты Всеобщей декларации и  Конвенции: на этом этапе они  самостоятельно читают, сравнивают  документы и делают вывод о  том, что Конвенция о правах  ребенка конкретизирует права  человека в отношении ребенка. 

Всеобщая декларация прав человека Конвенция о правах ребенка 

ст.3

ст.6 (к несовершеннолетним никогда  не применяется смертная казнь)

ст.15

ст.7 (право на имя, гражданство)

ст.12

ст.9 (не разлучать с родителями)

Далее учитель сообщает, как осуществляется защита прав ребенка, что представляет собой институт лишения родительских прав, как действуют органы опеки  и попечительства.

4. Для обсуждения учащимся предлагаются  следующие вопросы и задания: 

 Почему в названии французской  декларации употребляется понятие:  не только "человек", но и  гражданин? 

 Найдите в мировой истории  и в истории нашей страны  примеры вопиющего пренебрежения  правом человека на жизнь? 

 Существует правовая норма,  в соответствии с которой во  время следствия и суда должен  присутствовать педагог. Каков  смысл этого требования?

 Выберите из следующих мыслей  те, которые соответствуют "духу" прав человека:

 свобода есть возможность  делать все, что мне захочется; 

 свобода есть право делать  все, что дозволено законом; 

 свобода есть независимость  от норм, установленных людьми;

 свобода одного человека  ограничена пределами свободы  других.

5. Размышление (рефлексия). Учащимся  предлагается продолжить, в частности,  такую фразу: "Я считаю, что  права человека нарушаются тогда,  когда:"

6. Подведение итогов (тестирование). Оно проводится, как правило, при  двухчасовом занятии по авторской  методике.

"Права человека". Тесты 

 Какой политический режим  не заинтересован в реализации  гражданами свободы мысли и  слова? 

а) демократический;

б) тоталитарный;

в) либеральный.

 На что имеет право человек  в случае, если он будет невинно  осужден: 

а) на устное извинение секретаря  судебного заседания;

б) на получение справки о случившейся  судебной ошибке;

в) на возмещение государством причиненного ему вреда.

 Может ли быть закрыта  религиозная секта, которая, привлекая  в свои ряды молодых людей,  настраивает их против семьи,  родителей, школы, приводит их  к психическим заболеваниям?

а) может;

б) не может;

в) для закона это безнравственно.

 Где дети имеют право свободно  выражать свое мнение?

а) во всех сферах жизни и деятельности;

б) только среди своих друзей;

в) только в семье.

 В случае совершения правонарушения  дети должны содержаться под  стражей: 

а) отдельно от взрослых;

б) вместе со взрослыми;

в) это не имеет существенного  значения.

 Являются ли постоянные споры  с учителем проявлением свободы  выражения мнений учащихся?

а) да, являются;

б) нет, не являются;

в) все зависит от страны.

 Какая известная международная  неправительственная организация  контролирует соблюдение прав  человека в различных странах,  вне зависимости от политической  и государственной системы? 

а) "Международная амнистия";

б) "Общество в защиту прав человека";

в) "Союз жертв тоталитаризма".

 Какие властные государственные  учреждения должны обладать наиболее  масштабным и действенным средством  защиты прав населения? 

а) магистратуры;

б) суды;

в) мэрии.

 Как именуется должность  человека, избираемого Государственной  Думой для сбора информации  о нарушениях прав человека  и содействия тем, чьи права  ущемлены?

а) магистр;

б) председатель союза правозащитников;

в) уполномоченный по правам человека.

Тестирование позволяет проконтролировать  фактический объем знаний, усвоенный  учащимися. Но в любом случае учитель  должен обобщить итоги урока-дискуссии, дать соответствующую оценку проделанной  работе, сделать необходимые выводы, что позволит избежать ошибок на следующих  занятиях курса.

 

Приложение № 4

Доверенность (разовая)

        Город Москва, двадцать пятого марта тысяча девятьсот девяносто девятого года.

        Я, гражданин Петров Юрий Васильевич, проживающий по адресу: г. Москва, Ленинский проспект, д. 55, кв. 70, доверяю гражданину Антипову Андрею Васильевичу, проживающему по адресу: г. Москва, улица Наметкина, д. 6, кв. 88, — получить в кассе завода «Карбюратор» г. Москва причитающиеся мне деньги в качестве заработной платы в сумме тысяча сто рублей.

        Срок доверенности — один месяц.

       Подпись:                                               (Ю. В. Петров)

 

Расписка

        Город Москва, двадцать пятого марта тысяча девятьсот девяносто девятого года.

        Я, Мазурин Максим Петрович, проживающий по адресу: г. Москва, улица Гарибальди, д. 28, кв. 56, получил от Кононенко Валерия Павловича, проживающего по адресу: г. Москва, Ленинский проспект, д. 93, кор. 2, кв. 59, деньги в сумме пятьсот рублей за проданный велосипед.

       Подпись:                                                 (М. П. Мазурин)

 

Заявление о приеме на работу

                                                                  Директору магазина «Марина» 

                                                                  Волошину Павлу Петровичу

                                                                  Байнетовой Татьяны Юрьевны,

                                                                       проживающей по адресу: Московская

                                                                  область, г. Электрозаводск,

                                                                  ул.Новаторов, д. 12, кв. 14.

заявление

Информация о работе Проблемы преподавания основ уголовного права в средней школе