Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 13:37, курс лекций
Примечание. Под транспортом понимаются все виды железнодорожных, морских, речных и воздушных транспортных средств, в том числе морские и речные маломерные суда.
Общественная опасность преступления выражается в том, что при не соблюдении правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта создается опасность причинения вреда для жизни и здоровья людей, отношениям собственности, окружающей природной среде либо причиняется вред их здоровью или жизни.
Глава XII. Транспортные преступлен Статья 295. Нарушение правил безопасности движения и
эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта
Примечание. Под транспортом понимаются все виды железнодорожных, морских, речных и воздушных транспортных средств, в том числе морские и речные маломерные суда.
Общественная опасность преступления выражается в том, что при не соблюдении правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта создается опасность причинения вреда для жизни и здоровья людей, отношениям собственности, окружающей природной среде либо причиняется вред их здоровью или жизни.
Объектом
преступления являются
Предметом
преступления являются
В
соответствии со ст.2 данного Закона
отношения, связанные с
Отношения,
связанные с деятельностью
Условия
перевозок, порядок
Транспортные
средства должны иметь
Контроль за выполнением предприятиями, независимо от их принадлежности и форм собственности, транспортного законодательства, требований по безопасности движения и экологии при эксплуатации транспортных средств осуществляется органом государственного управления на транспорте и другими, предусмотренными законодательством РК, органами государственного управления (ст.25 Закона РК «О транспорте в РК»).
Под
железнодорожным транспортом
Сюда
не относится шахтный или
К водному транспорту (морским и речным судам) относятся пассажирские, научно-исследовательские, транспортные, добывающие (рыболовные, краболовные и т.п.), перерабатывающие (плавбазы и плавзаводы), вспомогательные (буксиры и т.п.), технические (дноуглубительные, дноочистительные снаряды, кабелеукладные и т.п.), спасательные, спортивные суда, в том числе суда на воздушной подушке, подводных крыльях.
К
ним относятся также морские
и речные маломерные суда, с
главным двигателем мощностью
менее 75 л.с. и несамоходные
суда валовой вместимостью
Не
являются таковыми в уголовно-
К
воздушному транспорту
Для квалификации деяния по ст.295 УК не имеет значения, кому принадлежит и в чьем ведении находится транспортное средство.
Объективная
сторона преступления
а)
деянием (действием либо
б) преступными последствиями, в виде неосторожного причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека;
в)
причинной связью между
Диспозиция ст.295 УК является бланкетной и для уяснения признаков деяния следует обратиться к Закону РК "О транспорте в РК" от 21 сентября 1994 г. (с посл. изм. и доп.), к Закону РК "О безопасности дорожного движения" от 15 июля 1996 г. (с посл. изм. и доп.), к Закону РК «О железнодорожном транспорте» от 8 декабря 2001 г. (с посл. изм. и доп.), к Закону РК «Об автомобильном транспорте» от 4 июля 2003 г. (с посл. изм. и доп.), к Закону РК «О внутреннем водном транспорте» от 6 июля 2004 г. (с посл. изм. и доп.), к Указу Президента РК «О транспортной стратегии РК до 2015 года» от 11 апреля 2006г., а также к установленным на железнодорожном, воздушном или водном транспорте правилам безопасности их движения и эксплуатации. Такой подход законодателя продиктован тем, что постоянное совершенствование железнодорожного, водного, воздушного и автомототранспорта неизбежно вызывает изменения соответствующих правил безопасности движения и эксплуатации этих видов транспорта, своевременно не охватываемых регулятивным действием уголовного закона. Поэтому обеспечение эффективной уголовно-правовой охраны данной группы общественных отношений обуславливает существование норм с бланкетными диспозициями.
К нормативным актам, регулирующим отношения на транспорте относятся:
а) на железнодорожном транспорте – Закон РК «О железнодорожном транспорте» от 8 декабря 2001 г. (с посл. изм. и доп.); Постановление Правительства РК «Об утверждении временного Устава железных дорог РК» от 18 января 1996 г.; Приказ Министра транспорта и коммуникаций РК «Об утверждении правил перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом РК» от 18 марта 2004 г., а также «Правила технической эксплуатации железных дорог РК»; «Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах РК», «Правила технической эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта РК» и другие;
б) на водном транспорте – Водный кодекс РК от 9 июля 2003 г. (с посл. изм. и доп.); Постановление Правительства РК «Об утверждении Правил ведения государственного водного кадастра» от 31 декабря 2003 г., а также «Международные правила предупреждения столкновений судов»; «Правила технической эксплуатации судов»; «Кодекс торгового мореплавания РК» и другие;
в) на воздушном транспорте - Воздушный кодекс РК; Постановление Правительства РК «Об утверждении Положения об использовании воздушного пространства РК» от 28 февраля 1997 г.; Постановление Правительства РК «Об утверждении Основных правил полетов в воздушном пространстве РК» от 17 июля 2003 г., а также «Правила перевозки пассажиров, багажа и грузов по воздушным линиям РК»; «Наставление по производству полетов в гражданской авиации РК»; «Наставление по технической эксплуатации воздушных судов в гражданской авиации РК» и другие.
На
указанных видах транспорта
Нарушение правил безопасности движения может выразиться, например, в проезде на запрещающий сигнал семафора, в превышении скорости движения железнодорожного состава, в превышении дозволенной скорости движения судна на подходах к портам, в неподаче соответствующих звуковых сигналов, в нарушении порядка расхождения судов, в несоблюдении пилотами самолетов маршрута полета, высоты и коридоров полета и т.д.
Нарушением
правил эксплуатации могут
Так,
например, при движении на большой
скорости железнодорожного
При этом, нарушение правил эксплуатации, не связанных с движением транспорта (например, при погрузочно-разгрузочных или ремонтных работах), в случае наступления вредных последствий, влечет ответственность по соответствующим статьям о преступлениях против личности, а в ряде случаев по ст.152 УК "Нарушение правил охраны труда".
Преступление
считается оконченным с
Для
определения степени тяжести
причиненного вреда здоровью
потерпевшего необходимо
Для
привлечения к уголовной
Субъект
преступления специальный. Им
может быть физическое
- на железнодорожном транспорте: машинист, его помощник, кондуктор поезда, дежурные по железнодорожной станции, диспетчеры и др.
- на воздушном транспорте: пилот, штурман самолета, бортмеханик, авиадиспетчер и др.