Уголовное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 13:37, курс лекций

Краткое описание

Примечание. Под транспортом понимаются все виды железнодорожных, морских, речных и воздушных транспортных средств, в том числе морские и речные маломерные суда.

Общественная опасность преступления выражается в том, что при не соблюдении правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта создается опасность причинения вреда для жизни и здоровья людей, отношениям собственности, окружающей природной среде либо причиняется вред их здоровью или жизни.

Файлы: 1 файл

комментарий УП.docx

— 60.93 Кб (Скачать)

      Оставление  потерпевшего в опасности водителем  в местах, где потерпевшему могла  быть оказана помощь другими  лицами, не исключает ответственности  по ст.119 УК РК.

      Действия  водителя, виновного в нарушении  правил безопасности движения  и скрывшегося с места происшествия, не могут быть дополнительно  квалифицированы по ст.119 УК РК, если смерть потерпевшего заведомо  для виновного наступила непосредственно  в момент дорожно-транспортного  происшествия.

      Если  водитель нарушил Правила дорожного  движения или эксплуатации транспортных  средств, в результате чего  пострадали люди, не имел реальной  возможности оказать им помощь  в силу своей беспомощности,  возникшей в связи с полученной  травмой, то уголовная ответственность  по ст.297 УК исключается. Не  будет содержать состава этого  преступления и оставление места  дорожно-транспортного происшествия  его участником, не нарушившим  Правила дорожного движения.

      Необходимыми  и обязательными признаками объективной  стороны данного деяния являются  наличие вредных последствий,  указанных в ст.296 УК и наличие  причинной связи между оставлением  места дорожно-транспортного происшествия  и наступившими вредными последствиями.

      Так, например, водитель частного такси П. следуя по городу на большой скорости в виду того, что опаздывал на вызов, из-за пробки происшедшей в час пик, совершил ДТП с встречной машиной, водителю которой был причинен вред здоровью средней тяжести, с места происшествия скрылся, т.к. думал об ответственности за содеянное и, предполагая, что в данном переулке его никто не заметил.

      Рассматриваемое  преступление имеет материальный  состав и поэтому считается  оконченным с момента наступления  указанных в ст.296 УК вредных  последствий.

      Субъектом  преступления может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста  и управляющее транспортным средством,  указанными в диспозиции и  в примечании к ст.296 УК.

      Субъективная  сторона преступления характеризуется  умышленной формой вины. Виновный  сознательно не оказывает помощь  пострадавшему в результате дорожно-транспортного  происшествия, предвидит возможность  наступления вредных последствий, желает или сознательно допускает их наступление. Вместе с тем, не исключается неосторожная форма вины в виде преступной самонадеянности (например, водитель уезжает с места дорожно-транспортного происшествия, рассчитывая на то, что потерпевшему окажут помощь иные лица, находившиеся на месте происшествия).

      Согласно  примечанию к ст.297 УК, не влекут  уголовную ответственность случаи  оставления места дорожно-транспортного  происшествия в связи с оказанием  помощи пострадавшим. Данное примечание  стимулирует лицо, по вине которого  произошло ДТП, оказать помощь  пострадавшим, принять меры к  спасению их жизни и здоровья. 

      Статья 298. Недоброкачественный ремонт транспортны средств и выпуск их в эксплуатацию с

       техническими неисправностями,  допуск к управлению  транспортным средством  лица,       находящегося в  состоянии опьянения

    Общественная опасность преступления заключается в том, сам факт недоброкачественного ремонта транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, выпуска в эксплуатацию заведомо технически неисправных транспортных средств, а также допуска к управлению транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения угрожает безопасности функционирования транспорта, создает реальную опасность для жизни и здоровья граждан и нередко приводит к тяжелым последствиям.

      Непосредственным  объектом преступления являются  общественные отношения в сфере  обеспечения безопасности движения  и эксплуатации конкретных механических  транспортных средств. Дополнительный  объект - жизнь и здоровье потерпевшего  либо отношения собственности.

      Законодатель, помимо транспортных средств, перечисленных в ст.ст.295 и 296 УК, к предмету транспортных преступлений относит также пути сообщения (рельсы, стрелочные переводы, мосты, шлюзы), средства связи и сигнализации (светофоры, семафоры, телеграфные и телефонные провода), иное транспортное оборудование (эстакады, радиолокаторы).

      Под путями сообщения признаются: на железнодорожном транспорте - обычные, узкоколейные, детские железные дороги, автономные подъемные пути к предприятиям, рудникам, шахтам и т.д.; на водном транспорте - пути следования судна через открытые участки океана или моря, проливы, каналы, а также внутренние водные пути (судоходные и сплавные реки, озера); на воздушном транспорте - воздушные трассы и местные воздушные линии.

      К средствам сигнализации относятся: на железнодорожном транспорте - автоматическая и полуавтоматическая путевые блокировки, автоматическая локомотивная сигнализация; на водном транспорте - маяки, буи, створы, навигационные знаки; на воздушном транспорте - радиомаячные системы, светосигнальное оборудование, на автомобильном – светофоры, дорожные знаки, средства для подачи аварийных сигналов и т.д.

      Средствами связи являются: на железнодорожном транспорте - радиосвязь, проводная связь; на водном транспорте - рации, телетайпы; на воздушном транспорте - радары, УКВ-радиосвязь, бортовые ответчики и т.д.

      К  иному транспортному оборудованию  относится: на железнодорожном  транспорте – мосты, туннели,  устройства для посадки и высадки  пассажиров, погрузки и выгрузки  багажа и грузов, средства для  обеспечения электроэнергией электропоездов, устройства освещения, водоснабжения.  На водном транспорте – шлюзы,  причалы, дамбы. На воздушном  транспорте – сооружения и  устройства, обеспечивающие заправку  воздушных судов топливом, ангары. На автомобильном транспорте  – эстакады, разделительные ограждения  проезжей части и т.д.

      Объективная сторона преступления, предусмотренного ч.1 ст.298 УК включает в себя следующие признаки: а) недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования; б) выпуск в эксплуатацию заведомо технически неисправных транспортных средств лицом, ответственным за техническое состояние транспортных средств; в) общественно опасных последствий; г) причинной связи между ними.

      Под недоброкачественным ремонтом транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования могут подразумеваться проведение ремонтных работ с использованием непригодных деталей и материалов, нарушение установленных правил производства ремонта, не устранение в ходе данных работ опасных для безопасности движения и эксплуатации транспорта имеющихся или вновь выявленных дефектов оборудования и т.д. Под признаки рассматриваемого деяния подпадает также установка на транспортных средствах, путях сообщения, средствах сигнализации и связи нового некачественного оборудования, приборов либо механизмов.

      Под выпуском в эксплуатацию заведомо технически неисправных транспортных средств следует понимать выдачу лицом, ответственным за техническое состояние транспортных средств, разрешения на выезд в рейс, на линию транспортных средств с дефектами тормозной системы, рулевого управления или осветительных приборов, звукового сигнала, других деталей и узлов, дефекты которых явны и очевидны, а также непринятие указанным лицом мер по предотвращению эксплуатации другими лицами технически неисправного транспорта, следствием которых явилось наступление вредных последствий, указанных в ч.1 ст.298 УК (повлекшие причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью). Например, механик автохозяйства не производит проверки отремонтированных транспортных средств, не соблюдает сроки профилактического ремонта транспортных средств и т.д.

      Последствия  в виде причинения средней  тяжести или тяжкого вреда  здоровью человека по своей  характеристике аналогичны предусмотренным  в ст.296 УК. Особенности установления  причинной связи между недоброкачественным  ремонтом или выпуском в эксплуатацию  технически неисправного транспортного  средства заключается в том,  что вред причиняется не фактическим  пользователем транспортного средства, а лицом, производящим такой  ремонт либо лицом, дающим разрешение  на его эксплуатацию.

      Специфика  субъекта состава преступления  определяется характером объективной  стороны. Субъект может быть  как общий, так и специальный.  Уголовная ответственность с  16-ти летнего возраста (общий субъект)  может наступать в случаях,  когда такое лицо фактически  осуществляет ремонт транспортных  средств, путей сообщения, средств  сигнализации или связи. Обязательное  наличие специального субъекта  имеет место при выпуске в  эксплуатацию технически неисправного  транспорта, на которых действующими  инструкциями и правилами, соответствующим  распоряжением либо в силу  занимаемого ими служебного положения  возложена ответственность за  техническое состояние транспортных  средств (зав.гаражами, дежурные механики, диспетчеры, инженер автопарка и т.д.).

      Субъективная  сторона преступления характеризуется  неосторожной формой вины (преступная  самонадеянность и преступная  небрежность – ст.21 УК). При самонадеянности  виновное лицо сознает, что  выпускаемое им транспортное  средство неисправно, предвидит  возможность наступления вредных  последствий, но самонадеянно  рассчитывает на их предотвращение. При преступной небрежности виновный  не предвидит вредных последствий,  хотя при должной внимательности  и предусмотрительности должен  был и мог предвидеть возможность  их наступления.

      В  части 2 ст.298 УК предусмотрена  ответственность за допуск к  управлению транспортным средством  лица, находящегося в состоянии  алкогольного, наркотического или  иного опьянения, совершенный  собственником или владельцем  транспортного средства, если это  повлекло по неосторожности причинение  тяжкого или средней тяжести  вреда здоровью.

      Под  допуском к управлению транспортным  средством лица, находящегося в  состоянии алкогольного, наркотического  или иного опьянения, следует  понимать действия собственника  или владельца транспортного  средства, выразившиеся в разрешении  на выезд в рейс или добровольной  передаче управления транспортным  средством лицу, находящемуся в  состоянии опьянения; в непринятии  мер по предотвращению управления  транспортным средством лицом,  находящимся в состоянии опьянения,  которые повлекли наступление  указанных в ч.2 ст.298 УК последствий.

      Под  опьянением следует понимать  любую степень алкогольного, наркотического  или иного опьянения, тем более  что ни уголовно-правовой запрет, ни судебная практика не дают  никаких оснований для столь  узкой интерпретации термина  “опьянение”.

      Если  транспортное средство передается  не для управления, а например, для хранения лицу, находящемуся  в состоянии опьянения, то в  таких случаях ответственность  по ч.2 ст.298 УК не наступает.

      Преступление  считается оконченным с момента  наступления любого из указанных  в ч.2 ст.298 УК последствия.

      Субъектом  преступления, предусмотренного ч.2 ст.298 УК являются собственники или владельцы транспортного средства.

      В  части 3 ст.298 УК установлена ответственность  за то же деяние, предусмотренное  частями 1 или 2 настоящей статьи, повлекшие по неосторожности  смерть потерпевшего.

      В  части 4 ст.298 УК установлена ответственность  за деяние, предусмотренное частями  1 или 2 настоящей статьи, повлекшие  по неосторожности смерть двух  или более лиц. 

      При  совершении одним и тем же  лицом деяний, предусмотренных частями  1 и 2 ст.298 УК, каждое из преступлений  подлежит самостоятельной квалификации. 

      Статья 299. Умышленное приведение в негодн.         транспортных средств или путей сообщения

    Примечание. Крупным ущербом в статьях настоящей главы признается ущерб, причиненный гражданину в размере, в сто раз превышающем месячный расчетный показатель, либо ущерб, причиненный организации или государству в размере, в пятьсот раз превышающем месячный расчетный показатель, установленный законодательством Республики Казахстан на момент совершения преступления.

Общественная опасность  преступления выражается в том, что  при осуществлении разрушений, повреждений  транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи, другого транспортного оборудования либо блокирования транспортных коммуникаций причиняется существенный вред здоровью людей, либо нормальной работе транспорта и связи.

      Непосредственным  объектом преступления являются  общественные отношения в сфере  обеспечения безопасности движения  и эксплуатации конкретных механических  транспортных средств, дополнительным  объектом – жизнь и здоровье  потерпевших, либо собственность.

Информация о работе Уголовное право