Уголовное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 13:37, курс лекций

Краткое описание

Примечание. Под транспортом понимаются все виды железнодорожных, морских, речных и воздушных транспортных средств, в том числе морские и речные маломерные суда.

Общественная опасность преступления выражается в том, что при не соблюдении правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта создается опасность причинения вреда для жизни и здоровья людей, отношениям собственности, окружающей природной среде либо причиняется вред их здоровью или жизни.

Файлы: 1 файл

комментарий УП.docx

— 60.93 Кб (Скачать)

  Признаки предмета  преступления рассмотрены при  анализе преступления, предусмотренного  ст.298 УК. Не могут быть предметом  этого преступления железнодорожные,  морские, речные вокзалы, аэропорты,  причалы и др.

      Объективная сторона преступления состоит в умышленном разрушении, повреждении или приведении иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, а равно блокирование транспортных коммуникаций, которое повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, либо причинение крупного ущерба, либо нарушение нормальной работы транспорта и связи. Между общественно опасным деянием и наступлением преступных последствий должна быть установлена причинная связь.

      Под  разрушением следует понимать  нарушение виновным целостности  и структуры предмета преступления, приведшее его в негодное для  эксплуатации состояние (например, уничтожение подвижного состава  железных дорог, локомотивов,  вагонов), железнодорожных путей,  затопление судна, повреждение  маяков и буев, навигационного  оборудования на воздушном судне.  Как правило, его восстановление  невозможно или экономически  нерентабельно.

      При  повреждении из строя выводятся  лишь отдельные устройства или  механизмы предмета преступления, вследствие чего они становятся  непригодными для эксплуатации, т.е. они частично теряют свои  функциональные способности и  в целях их восстановления  требуется затрата материальных  ресурсов.    Под иным способом  следует понимать случаи выключения  или переключения в неправильное  положение устройств и механизмов  транспорта, подача ложных сигналов, подкладывание на рельсы посторонних  предметов, отключение сигнальных  приборов на железной дороге, в аэропорту, на форватере реки, на маяке и т.п.

      Блокирование  транспортных коммуникаций может  выразиться, например, в нагромождении  на железнодорожных путях строительного  материала или других предметов,  перекрытие движения поездов  группой людей, протестующих подобным  образом против действий органов  власти и др.

      Не  образует состава данного преступления  действия, выразившиеся в бое  стекол пассажирских вагонов,  разрушении или повреждении их  внутреннего интерьера и т.п.  В подобных случаях ответственность  должна наступать по ст.187 УК, как  умышленное уничтожение или повреждение  чужого имущества.

      Преступление  следует считать окоченным с  момента причинения тяжкого или  средней тяжести вреда здоровью  человека. Понятие последних определяется  в Приказе Министра здравоохранения  РК "Об утверждении Правил организации  и производства судебно-медицинской  экспертизы" от 20 декабря 2004 г.  № 875/1.

      Согласно примечания к ст.299 УК крупным признается ущерб, причиненный гражданину в размере, в сто раз превышающем месячный расчетный показатель, либо ущерб, причиненный организации или государству в размере, в пятьсот раз превышающем месячный расчетный показатель, установленный законодательством РК на момент совершения преступления.

      К  последствию в виде нарушения  нормальной работы транспорта  и связи относится задержка  или угроза задержки транспорта, срыв графика движения поездов,  простой судов, длительный перерыв  связи, повреждение причалов, пристаней  и иных сооружений.

      Субъект  преступления – общий, физическое  вменяемое лицо, достигшее 14-ти  лет, согласно ч.2 ст.15 УК.

      Субъективная  сторона преступления характеризуется  виной в форме прямого умысла  к совершаемому общественно опасному  действию (разрушению и т.д.) и  неосторожную вину по отношению  к преступным последствиям.

      В  ч.2 ст.299 УК законодатель предусмотрел последствия в виде причинения по неосторожности смерти одному человеку, а в ее части 3 – по неосторожности смерть двум и более лицам. 

       
 

Статья 300. Нарушение правил, обеспечивающих безопасн.        работу транспорта

     Общественная  опасность преступления состоит  в том, что несоблюдение указанных  правил дезорганизует деятельность  транспорта, приводит к авариям,  катастрофам, создает опасность  гибели людей или причинение  вреда их здоровью.

      Непосредственным  объектом преступления являются  общественные отношения в сфере  обеспечения безопасности движения  и эксплуатации конкретных (механических) транспортных средств, дополнительным  объектом – жизнь и здоровье  потерпевших, собственность.

      С  объективной стороны преступление  характеризуется нарушением пассажиром, пешеходом или другим участником  движения (кроме лиц, указанных  в ст.ст.295, 296 УК РК) правил безопасности  движения или эксплуатации транспортных  средств, повлекшие по неосторожности  причинение тяжкого вреда здоровью  человека.

      Здесь  речь идет о таких нарушениях  правил, которые непосредственно  связаны с обеспечением безопасности  движения или эксплуатации транспортных  средств. Ее применение требует  установления конкретного нарушения  виновным соответствующих правил  пользования транспортом и правил  поведения в местах прохождения  транспортных путей, которыми  регламентируется безопасная работа  транспорта всех его видов  и которые обязательны для  всех лиц, а не только для  работников транспорта.

      Диспозиция  ст.300 УК является бланкетной, а  это означает, что она отсылает  к другим нормативно-правовым  актам. К таковым относятся: "Правила  безопасности дорожного движения  и эксплуатации транспортных  средств"; Воздушный кодекс РК, Устав железных дорог РК, Правила  прогона скота через полотно  железной дороги, Правила проезда  гужевого транспорта, иные акты, издаваемые Министерством транспорта  и коммуникаций РК и т.д.

      Поскольку  диспозиция ст.300 УК говорит о  транспортных средствах, не конкретизируя  его виды, то столь широкое  определение предмета преступления  позволяет охватывать все случаи  нарушения соответствующих правил, допущенных пассажиром, пешеходом  или другим участником движения  на железнодорожном, водном, воздушном,  автомототранспорте, в том числе  и на гужевом транспорте.

      Нельзя  квалифицировать по ст.300 УК, например, хулиганство совершенное в вагоне поезда, на водном или воздушном судне в процессе их движения, так как действия виновного не посягают в таких случаях на безопасность движения указанного вида транспорта. Виновный подлежит ответственности по ст.257 УК "Хулиганство".

      Перечень  нарушений правил разнообразен: переезд железнодорожных путей  в ненадлежащем месте, неосторожное  обращение с огнем в вагоне, на воздушном или морском судне,  переход пешеходом дороги в  ненадлежащем месте или перед  близко идущим транспортом, выпас  скота в полосе отчуждения  железной дороги, несоблюдение правил  велосипедистами, водителями гужевого  транспорта, погонщиками скота.

      Преступление  считается оконченным с момента  наступления предусмотренных ч.1 ст.300 УК последствий (причинение тяжкого вреда здоровью), в ч.2 рассматриваемой нормы – повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего, а в ч.3 – по неосторожности смерть двух и более лиц. Между общественно опасным деянием и наступлением преступных последствий должна быть установлена причинная связь.

      Субъектом преступления являются пассажиры, пешеходы и другие участники движения, вменяемые, достигшие 16-летнего возраста (велосипедисты, погонщики скота, лица, двигающиеся на гужевом транспорте), кроме лиц, указанных в ст.ст.295 и 296 УК. В отдельных случаях ответственность по данной норме наступает и для водителей транспортных средств (за оставление громоздкого груза на проезжей части дороги, повлекшее последствия, предусмотренные ст.300 УК). За умышленное повреждение железнодорожных переездов, других дорожных сооружений, виновное лицо будет нести ответственность по ст.299 УК.

      Субъективная  сторона преступления характеризуется  неосторожной формой вины. Лицо  предвидит возможность наступления  общественно опасных последствий  в результате нарушения правил  безопасности движения или эксплуатации  транспортных средств, но без  достаточных к тому оснований  легкомысленно рассчитывает на  их предотвращение. Отсутствие предвидения  указанных в диспозиции данной  нормы последствий при наличии  обязанности и возможности их  предвидения свидетельствует о  преступной небрежности. 

      Статья 301. Самовольная  без надобности  остановка поезда

    Общественная  опасность преступления заключается  в том, что самовольная без  надобности остановка поезда  угрожает безопасному функционированию  железнодорожного транспорта, срыву  графика движения поездов, преждевременному  износу ходовой части локомотива, вагонов и т.п.

      Непосредственным  объектом преступления являются  общественные отношения в сфере  обеспечения безопасности движения  и эксплуатации железнодорожного  транспорта. Дополнительным объектом  выступают жизнь и здоровье  потерпевших, либо отношения собственности.

      Объективная  сторона преступления характеризуется  самовольной без надобности остановки  поезда стоп-краном либо путем  разъединения воздушной тормозной  магистрали или иным способом, повлекшим смерть человека или  иные тяжкие последствия. 

      Под  самовольной остановкой следует  понимать экстренное торможение  поезда без соответствующего  разрешения работников железной  дороги (машиниста, начальника поезда, проводника вагона и т.п.), которое  не было вызвано особой необходимостью  для пассажиров.

      В  законе указаны способы остановки:  стоп-краном, путем разъединения  воздушной тормозной магистрали  или иным способом. К последним относятся: подача лицами, находящимися вне поезда сигналов об остановке (с помощью жезла, флажка, фонаря), подача ложных сигналов об опасности, блокировка движения с помощью включения запрещающего сигнала семафора.

      Преступление  следует считать оконченным с  момента наступления смерти человека  или иных тяжких последствий.  К их числу относятся: причинение  тяжкого или средней тяжести  вреда здоровью одному или  нескольким потерпевшим; наступление  смерти; причинение крупного ущерба; повреждение путей сообщения;  длительный перерыв движения  транспорта; уничтожение или повреждение  транспортируемых грузов и др. Между общественно опасным деянием  и наступлением преступных последствий  должна быть установлена причинная  связь. 

      Субъектом  преступления является физическое  вменяемое лицо, достигшее 16-ти  лет, не являющееся работником  железнодорожного транспорта. Если  данное деяние будет совершено  последним, то оно подлежит  ответственности по ст.295 УК.

      Нередко  самовольная остановка поезда  сопряжена с нарушением общественного  порядка, сопровождающимся применением  или угрозой применения насилия  к пассажирам. В таких случаях  виновный подлежит ответственности  дополнительно и за хулиганство,  по ст.257 УК.

      Уголовная  ответственность не наступает  в случаях остановки поезда, совершенная  в состоянии крайней необходимости  (например, предотвращение угрозы  для жизни и здоровья пассажиров, при обнаружении серьезных неисправностей, неполадок на поезде, в случае  задержания преступника и т.п.).

      Субъективная  сторона преступления характеризуется  виной в форме умысла к совершаемому  деянию и наступившим последствиям. Виновный в самовольной без  надобности остановке поезда  к последствиям своего деяния  может относиться и неосторожно.  В целом данное преступление  следует относить к числу умышленных. 

      Статья 302. Нарушение действующих на транспорте  правил

      Общественная  опасность преступления выражается  в том, что при нарушении  действующих на транспорте правил  охраны порядка и безопасности  движения причиняется существенный  вред здоровью людей, либо нормальной  работе дорожных и строительных  организаций. 

      Непосредственным  объектом преступления являются  общественные отношения в сфере  обеспечения безопасности движения  и эксплуатации конкретных механических  транспортных средств. Дополнительный  объект - жизнь и здоровье потерпевших  либо отношения собственности.

Информация о работе Уголовное право