Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 13:37, курс лекций
Примечание. Под транспортом понимаются все виды железнодорожных, морских, речных и воздушных транспортных средств, в том числе морские и речные маломерные суда.
Общественная опасность преступления выражается в том, что при не соблюдении правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта создается опасность причинения вреда для жизни и здоровья людей, отношениям собственности, окружающей природной среде либо причиняется вред их здоровью или жизни.
- на водном транспорте: капитан корабля, его помощник, радист, шкипер и др.
Не
могут быть субъектами данного
преступления водители личных
катеров, спортивных самолетов,
Субъективная
сторона характеризуется
В
части 2 ст.295 УК установлена
В
части 3 ст.295 УК установлена
В
части 4 ст.295 УК предусмотрена
ответственность за нарушение
правил безопасности движения
или эксплуатации
Поэтому
деяние, предусмотренное ч.4 ст.295 УК
считается оконченным с момента создания
угрозы наступления вредных последствий,
указанных в ч.ч.1-3 ст.295 УК. Вопрос о создании
реальной угрозы наступления вредных
последствий, предусмотренных ч.ч.1-3 ст.295
УК, должен решаться с учетом всех обстоятельств
конкретного уголовного дела. Такой шаг
законодателя продиктован возможностью
серьезных последствий, проистекающих
от малейшей оплошности и невнимательности
при управлении сложной и объективно опасной
техникой.
Статья 296. Нарушение
правил дорожного
движения и эксплуатации
транспортных средств
лицами, управляющими
транспортными средствами
Примечание. Под другими механическими
транспортными средствами в
Общественная
опасность преступления
Часть
1 ст.296 УК предусматривает
В
постановлении Пленума
Непосредственным
объектом преступления
Под транспортными средствами, указанными в диспозиции ст.296 УК, понимаются все виды автомобилей (автобусы, легковые и грузовые автомашины), мототранспорт (мотоциклы, мотороллеры и т.п.), электротранспорт (трамваи, троллейбусы), трактора и иные самоходные машины (скреперы, грейдеры, асфальтоукладчики, дорожные катки, экскаваторы, самодвижущиеся краны, автопогрузчик и т.д.). Все эти самоходные машины рассматриваются как транспортные средства только во время их движения по улицам и дорогам. В случае же нарушения правил эксплуатации таких машин при непосредственном выполнении ими производственных работ (дорожных, строительных, посевных, погрузочно-разгрузочных) ответственность по ст.296 УК исключается.
Для
транспорта характерны два
самоходность транспортных средств, то есть они приводятся в движение двигателями внутреннего сгорания с рабочим объемом более 50 куб.см. либо равноценными по мощности двигателями иного вида (электрическими, паровыми, газовыми и т.д.);
порядок
их движения регулируется
Согласно ст.1 Закона РК «Об автомобильном транспорте» от 4 июля 2003 г. (с посл. изм. и доп.):
автомобильный
транспорт – отрасль экономики,
автомобильное
транспортное средство –
легковой
автомобиль – автотранспортное
средство, предназначенное для
техническая
эксплуатация автотранспортных
средств – комплекс
Под
иными самоходными машинами
Не относятся к числу транспортных средств в уголовно-правовом смысле мопеды, велосипеды с подвесными двигателями и другие транспортные средства с объемом двигателя менее 50 куб.см. и максимальной скоростью не более 50 км/час, а также прицепы и полуприцепы автомобилей, так как они не имеют своего двигателя и поэтому не могут быть отнесены к самоходным машинам. Причинение вреда здоровью человека или имущественного ущерба в случае нарушения правил дорожного движения при управлении мопедом, велосипедом или гужевым транспортом возможна ответственность по ст.300 УК «Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта», ст.111 УК «Неосторожное причинение вреда здоровью» или ст.188 УК «Неосторожное уничтожение или повреждение чужого имущества».
С
объективной стороны
Диспозиция ст.296 УК является бланкетной и отсылает к Закону РК “О транспорте” от 21 сентября 1994 г. (с посл. изм. и доп.), к Закону РК “О безопасности дорожного движения” от 15 июля 1996 г. (с посл. изм. и доп.), к Закону РК «Об автомобильном транспорте» от 4 июля 2003 г. (с посл. изм. и доп.), к Указу Президента РК «О транспортной стратегии Республики Казахстан до 2015 года» от 11 апреля 2006 г. При этом, основным нормативным актом, определяющим права и обязанности всех участников движения являются «Правила дорожного движения». Поэтому для привлечения лица, к уголовной ответственности по ст.296 УК, управляющего транспортным средством, в первую очередь следует установить факт нарушения им тех или иных пунктов названных «Правил», повлекшего наступление вредных последствий. В случае невиновного их причинения в действиях такого лица (водителя) отсутствует состав этого преступления.
Согласно ст.1 Закона РК «О безопасности дорожного движения» от 15 июля 1996 г.:
1) дорожное движение – это совокупность общественных отношений, возникающих при перемещении людей и грузов по дорогам с использованием транспортных средств либо без них (пешеходы), а также в процессе регулирования условий этого перемещения;
2) безопасность
дорожного движения –
3) обеспечение
безопасности дорожного
Нарушение
правил дорожного движения
Нарушение
правил движения транспортных
средств возможно в процессе
его движения, то есть с момента,
когда транспортное средство
тронулось с места и до полной
его остановки. Нетрезвое
Ст.296
УК предусматривает также
Так,
например, М. не зная о том,
что машина Н. находится в
технически неисправном
Нарушения
правил технической
На
практике имеют место случаи,
когда лицо, управляющее транспортным
средством, оставляет его, не
приняв мер, исключающих
Действия водителя, виновного в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшем причинение потерпевшему вред здоровью средней тяжести или тяжкий вред и оставление его без помощи, подлежат квалификации по ст.296 и ч.1 ст.119 УК РК, когда потерпевший в результате причиненного ему вреда здоровью оказался заведомо для виновного в опасном для жизни состоянии. Поэтому, в случаях причинения указанного вреда здоровью, если они по обстоятельствам дела не создавали опасности для жизни потерпевшего, в действиях водителя отсутствует состав оставления в опасности.