Уголовное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 13:37, курс лекций

Краткое описание

Примечание. Под транспортом понимаются все виды железнодорожных, морских, речных и воздушных транспортных средств, в том числе морские и речные маломерные суда.

Общественная опасность преступления выражается в том, что при не соблюдении правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта создается опасность причинения вреда для жизни и здоровья людей, отношениям собственности, окружающей природной среде либо причиняется вред их здоровью или жизни.

Файлы: 1 файл

комментарий УП.docx

— 60.93 Кб (Скачать)

      - на  водном транспорте: капитан корабля,  его помощник, радист, шкипер и  др.

      Не  могут быть субъектами данного  преступления водители личных  катеров, спортивных самолетов,  кассиры, носильщики, а также военнослужащие, которые в таких случаях понесут  ответственность по ст.ст.300, 392 или  393 УК.

      Субъективная  сторона характеризуется неосторожной  формой вины в виде преступной  самонадеянности или преступной  небрежности (ст.21 УК). В первом  случае виновный предвидит, что  в результате нарушения конкретных  пунктов правил безопасности  движения или эксплуатации транспорта  могут наступить определенные  в законе вредные последствия, но без достаточных на то оснований легкомысленно рассчитывает на их предотвращение. Во втором случае виновный не предвидит возможность наступления этих последствий, хотя при должной внимательности и предусмотрительности должен был и мог их предвидеть.

      В  части 2 ст.295 УК установлена ответственность  за то же деяние, повлекшее  по неосторожности смерть человека.

      В  части 3 ст.295 УК установлена ответственность  за деяние, предусмотренное ч.1 данной  статьи, повлекшее по неосторожности  смерть двух и более лиц.  Как и в основном составе,  с субъективной стороны, неосторожность  к гибели одного или нескольких  лиц может быть выражена в  преступной самонадеянности или  в преступной небрежности.

      В  части 4 ст.295 УК предусмотрена  ответственность за нарушение  правил безопасности движения  или эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта  лицом, в силу выполняемой работы  или занимаемой должности обязанным  соблюдать эти правила в случаях,  если виновный указанными действиями  заведомо создал угрозу наступления  вредных последствий, предусмотренных  частями 1-3 этой статьи. При этом  заведомость создания угрозы наступления указанных последствий означает, что виновный достоверно знал и предполагал, что при нарушении указанных правил неизбежно наступят общественно опасные последствия.

      Поэтому  деяние, предусмотренное ч.4 ст.295 УК считается оконченным с момента создания угрозы наступления вредных последствий, указанных в ч.ч.1-3 ст.295 УК. Вопрос о создании реальной угрозы наступления вредных последствий, предусмотренных ч.ч.1-3 ст.295 УК, должен решаться с учетом всех обстоятельств конкретного уголовного дела. Такой шаг законодателя продиктован возможностью серьезных последствий, проистекающих от малейшей оплошности и невнимательности при управлении сложной и объективно опасной техникой. 

      Статья 296. Нарушение  правил дорожного  движения и эксплуатации  транспортных средств  лицами,   управляющими  транспортными средствами 

           Примечание. Под другими механическими  транспортными средствами в настоящей  статье понимаются тракторы, мотоциклы  и иные самоходные машины.

    Общественная  опасность преступления выражается  в том, что при не соблюдении  правил дорожного движения и  эксплуатации транспортных средств причиняется существенный вред жизни и здоровью людей, либо отношениям собственности.

      Часть  1 ст.296 УК предусматривает ответственность  за нарушение лицом, управляющим  автомобилем, троллейбусом, трамваем  либо другим механическим транспортным  средством, правил дорожного движения  или эксплуатации транспортных  средств, повлекшее по неосторожности  причинение тяжкого или средней  тяжести вреда здоровью потерпевшего.

      В  постановлении Пленума Верховного  Суда Каз.ССР «О судебной практике по делам об автотранспортных преступлениях» от 23 сентября 1983 г., в п.2 дается разъяснение о том, что суды обязаны полно и всесторонне исследовать все обстоятельства автодорожного происшествия с тем, чтобы были исключены факты необоснованного осуждения или освобождения от ответственности лиц, в действиях которых содержится состав преступления; тщательно выяснять, какие правила безопасности движения и эксплуатации транспорта нарушены, находится ли нарушение в причинной связи с наступившими последствиями; выявлять других лиц, виновных в создании аварийной обстановки, в нарушении правил эксплуатации транспортных средств, автодорог.

      Непосредственным  объектом преступления выступают  общественные отношения в сфере  обеспечения безопасности движения  и эксплуатации конкретных видов  механических транспортных средств.  При этом имеются в виду  все виды механического транспорта, за исключением железнодорожного, водного и воздушного транспорта. Дополнительным объектом здесь  выступают отношения, обеспечивающие  жизнь и здоровье граждан либо  отношения собственности.

      Под транспортными средствами, указанными в диспозиции ст.296 УК, понимаются все виды автомобилей (автобусы, легковые и грузовые автомашины), мототранспорт (мотоциклы, мотороллеры и т.п.), электротранспорт (трамваи, троллейбусы), трактора и иные самоходные машины (скреперы, грейдеры, асфальтоукладчики, дорожные катки, экскаваторы, самодвижущиеся краны, автопогрузчик и т.д.). Все эти самоходные машины рассматриваются как транспортные средства только во время их движения по улицам и дорогам. В случае же нарушения правил эксплуатации таких машин при непосредственном выполнении ими производственных работ (дорожных, строительных, посевных, погрузочно-разгрузочных) ответственность по ст.296 УК исключается.

      Для  транспорта характерны два основных  признака:

      самоходность транспортных средств, то есть они приводятся в движение двигателями внутреннего сгорания с рабочим объемом более 50 куб.см. либо равноценными по мощности двигателями иного вида (электрическими, паровыми, газовыми и т.д.);

      порядок  их движения регулируется Правилами  дорожного движения.

      Согласно  ст.1 Закона РК «Об автомобильном  транспорте» от 4 июля 2003 г. (с посл. изм. и доп.):

      автомобильный  транспорт – отрасль экономики,  основной сферой деятельности  которой являются организация  и осуществление перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты с использованием  автотранспортных средств и инфраструктуры;

      автомобильное  транспортное средство – единица  подвижного состава автомобильного  транспорта, включающего автобусы, микроавтобусы, легковые и грузовые  автомобили, автомобильные прицепы,  полуприцепы к седельным тягачам,  а также специализированные автомобили (предназначенные для перевозки  определенных видов грузов) и  специальные автомобили (предназначенные  для выполнения различных, преимущественно  нетранспортных, работ);

      легковой  автомобиль – автотранспортное  средство, предназначенное для автомобильной  перевозки пассажиров и багажа  и имеющее не более восьми  мест для сидения, исключая  место водителя;

      техническая  эксплуатация автотранспортных  средств – комплекс мероприятий,  технических воздействий (диагностирование, техническое обслуживание, ремонт), направленных на организацию  и обеспечение безопасной эксплуатации  автотранспортных средств.

      Под  иными самоходными машинами следует  понимать любые дорожные, строительные, сельскохозяйственные и другие  специальные машины (экскаватор, грейдер,  автокран, скрепер, автопогрузчик  и т.д.).

      Не относятся к числу транспортных средств в уголовно-правовом смысле мопеды, велосипеды с подвесными двигателями и другие транспортные средства с объемом двигателя менее 50 куб.см. и максимальной скоростью не более 50 км/час, а также прицепы и полуприцепы автомобилей, так как они не имеют своего двигателя и поэтому не могут быть отнесены к самоходным машинам. Причинение вреда здоровью человека или имущественного ущерба в случае нарушения правил дорожного движения при управлении мопедом, велосипедом или гужевым транспортом возможна ответственность по ст.300 УК «Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта», ст.111 УК «Неосторожное причинение вреда здоровью» или ст.188 УК «Неосторожное уничтожение или повреждение чужого имущества».

      С  объективной стороны преступление  характеризуется тремя обязательными  признаками: а) нарушением правил  дорожного движения и эксплуатации  транспортных средств; б) наличием  предусмотренных в законе вредных  последствий; в) причинной связью  между нарушением указанных правил  и наступившими в результате  этих нарушений вредными последствиями.

      Диспозиция ст.296 УК является бланкетной и отсылает к Закону РК “О транспорте” от 21 сентября 1994 г. (с посл. изм. и доп.), к Закону РК “О безопасности дорожного движения” от 15 июля 1996 г. (с посл. изм. и доп.), к Закону РК «Об автомобильном транспорте» от 4 июля 2003 г. (с посл. изм. и доп.), к Указу Президента РК «О транспортной стратегии Республики Казахстан до 2015 года» от 11 апреля 2006 г. При этом, основным нормативным актом, определяющим права и обязанности всех участников движения являются «Правила дорожного движения». Поэтому для привлечения лица, к уголовной ответственности по ст.296 УК, управляющего транспортным средством, в первую очередь следует установить факт нарушения им тех или иных пунктов названных «Правил», повлекшего наступление вредных последствий. В случае невиновного их причинения в действиях такого лица (водителя) отсутствует состав этого преступления.

      Согласно  ст.1 Закона РК «О безопасности  дорожного движения» от 15 июля 1996 г.:

      1) дорожное движение – это совокупность общественных отношений, возникающих при перемещении людей и грузов по дорогам с использованием транспортных средств либо без них (пешеходы), а также в процессе регулирования условий этого перемещения;

      2) безопасность  дорожного движения – состояние  дорожного движения, отражающее  степень защищенности его участников  и государства от дорожно-транспортных  происшествий и их последствий;

      3) обеспечение  безопасности дорожного движения  – деятельность, направленная на  предотвращение возникновения дорожно-транспортных  происшествий, снижения тяжести  их последствий.

      Нарушение  правил дорожного движения может  выражаться в превышении скорости, в несоблюдении очередности проезда  перекрестков, в нарушении правил  обгона, в нарушении правил при  движении задним ходом, в выезде  на левую сторону дороги и  т.д.

      Нарушение  правил движения транспортных  средств возможно в процессе  его движения, то есть с момента,  когда транспортное средство  тронулось с места и до полной  его остановки. Нетрезвое состояние  водителя – участника дорожно-транспортного  происшествия не всегда свидетельствует  о том, что виноват в случившемся  водитель. За управление в нетрезвом  состоянии транспортным средством  наступает административная ответственность.  Поэтому, в случаях нарушения  «Правил дорожного движения»  водителем, находящимся в нетрезвом  состоянии необходимо установить  факт нарушения им указанных  Правил, что явилось причиной  дорожно-транспортного происшествия  и наступления последствий, предусмотренных  ч.ч.1-3 ст.296 УК.

      Ст.296 УК предусматривает также ответственность  за нарушение правил эксплуатации, которое может иметь место  в случае управления технически  неисправным транспортом, перевозки  людей в автомашине, специально  не предназначенной для этого,  при несоблюдении требований  к габаритам грузов и т.д.  Важно отметить, что речь идет  о тех нарушениях правил эксплуатации, которые находятся в тесной  связи с обеспечением безопасности  дорожного движения.

      Так,  например, М. не зная о том,  что машина Н. находится в  технически неисправном состоянии,  тормоза не работали, выехал на  ней без разрешения и совершил  столкновение с встречной машиной.  В результате ДТП водитель  встречной машины О. получил  вред здоровью легкой степени  тяжести, а сам М. – вред  здоровью средней тяжести. 

      Нарушения  правил технической эксплуатации  транспорта при производстве  ремонтных, погрузочно-разгрузочных, уборочных и других работ, даже  если они допущены во время  движения автомашины, не могут  квалифицироваться по ст.296 УК. В  таких случаях действия виновного  подлежат квалификации по статьям  УК, предусматривающим ответственность  за нарушения этих правил, а  в соответствующих случаях - за  преступления против личности, за  уничтожение или повреждение  чужого имущества.

      На  практике имеют место случаи, когда лицо, управляющее транспортным  средством, оставляет его, не  приняв мер, исключающих самопроизвольное  движение транспорта на уклоне. Это может привести к тому, что автомобиль, двигаясь самопроизвольно,  например, совершит наезд на киоск,  пешехода и т.д. Правила дорожного  движения запрещают водителю  покидать свое место или оставлять  транспортное средство, если не  приняты меры, исключающие самопроизвольное  движение транспортного средства. В таких случаях, водители данного  транспорта понесут ответственность  по ст.296 УК за нарушение правил  эксплуатации транспортного средства.

      Действия водителя, виновного в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшем причинение потерпевшему вред здоровью средней тяжести или тяжкий вред и оставление его без помощи, подлежат квалификации по ст.296 и ч.1 ст.119 УК РК, когда потерпевший в результате причиненного ему вреда здоровью оказался заведомо для виновного в опасном для жизни состоянии. Поэтому, в случаях причинения указанного вреда здоровью, если они по обстоятельствам дела не создавали опасности для жизни потерпевшего, в действиях водителя отсутствует состав оставления в опасности.

Информация о работе Уголовное право