Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 13:37, курс лекций
Примечание. Под транспортом понимаются все виды железнодорожных, морских, речных и воздушных транспортных средств, в том числе морские и речные маломерные суда.
Общественная опасность преступления выражается в том, что при не соблюдении правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта создается опасность причинения вреда для жизни и здоровья людей, отношениям собственности, окружающей природной среде либо причиняется вред их здоровью или жизни.
Статья 305. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие
Общественная
опасность преступления
Оказание
всевозможной помощи гибнущим
на море как особый
В ст.12 Конвенции об открытом море 1958 г. закреплено, что каждое государство вменяет в обязанность капитану любого судна, плавающего под его флагом, не подвергая серьезной опасности свое судно, экипаж и пассажиров, оказать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель, следовать со всей возможной скоростью на помощь погибающим, если ему сообщено, что они нуждаются в помощи, поскольку на такое действие с его стороны можно разумно рассчитывать.
Аналогичное положение содержится и в п.2 ст.31 Закона РК "О торговом мореплавании" от 17 января 2002 г. (с посл. изм. и доп.) и в Законе РК «О присоединении РК к Конвенции об унификации некоторых правил относительно ответственности, вытекающей из столкновения судов внутреннего плавания» от 8 февраля 2003 г.
Непосредственным
объектом преступления
Объективная сторона преступления, предусмотренного ч.1 ст.305 УК выражается в бездействии капитана судна, не оказавшего помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути и если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров. Терпящими бедствие являются люди, оказавшиеся в опасном для жизни состоянии вследствие крушения судна, на котором они находились. При этом, они могут находиться непосредственно в воде, на тонущем судне, на спасательных средствах (шлюпках, плотах) или на каком-либо предмете (на обломках корабля). Потерпевшими могут быть граждане любого государства.
В соответствии с международными конвенциями об оказании помощи терпящим бедствие (Временная инструкция «О порядке оказания судами РК правовой помощи и о порядке обращения за правовой помощью к судам иностранных государств» от 23 августа 2006 г.) на капитана судна возложены обязанности по оказанию помощи гибнущим на море или на ином водном пути. Невыполнение таких обязанностей (бездействие) образует уголовно-наказуемое деяние, предусмотренное ст.305 УК при условии, если нет серьезной опасности для своего судна, экипажа и пассажиров.
По
смыслу закона не имеет
Законодатель
прямо отразил, что
Если
оказанная помощь была
Преступление, предусмотренное ч.1 ст.305 УК признается оконченным с момента, когда обнаружены погибающие или получены сигналы бедствия либо иные достоверные сведения о терпящих бедствие людях, которым капитан судна не оказал необходимой помощи при наличии реальной возможности ее оказать. В случае наступления последствий в виде гибели судна, людей, то это может повлиять на вид и размер наказания капитана судна.
Исходя из диспозиции ч.1 ст.305 УК местом совершения преступления является море или иной водный путь (океан, река, озеро, судоходный канал, акватория порта).
Субъект
преступления специальный –
Субъективная
сторона преступления
Мотив
неоказания помощи терпящим
Часть
2 ст.305 УК предусматривает
Статья
12 Конвенции об открытом море
1958 г. предписывает капитану
С
объективной стороны
Неоказание
капитаном судна помощи
По
конструкции состав
Под
тяжкими последствиями следует
понимать причинение тяжкого
или средней тяжести вреда
здоровью потерпевших, гибель
одного или более членов
Субъект преступления, предусмотренного ч.2 ст.305 УК – специальный. Им является капитан судна (морского, речного) любого класса и назначения или лицо, в установленном порядке исполняющее его обязанности (помощник капитана, шкипер), либо лицо, находящееся на судне в единственном числе.
Иные
лица (члены экипажа) не оказавшие
помощь терпящим бедствие
Субъективная
сторона преступления, предусмотренного
ч.2 ст.305 УК предполагает умысел по отношению
к своему деянию и неосторожную форму
вины, в виде преступной самонадеянности
или преступной небрежности по отношению
к последствиям своего деяния. Капитан
судна осознает общественно опасный характер
своего деяния, предвидит возможность
наступления вредных последствий в результате
непринятия должных мер по спасению другого
судна, столкнувшегося с его судном, но
без достаточных к тому оснований рассчитывает
на их предотвращение либо не предвидит
возможности наступления вредных последствий,
хотя при должной внимательности и предусмотрительности
должен был и мог их предвидеть.
Статья 306. Нарушение международных правил полетов
Общественная
опасность преступления
Международным
называется полет воздушного
судна с пересечением
Воздушные
суда пересекают
Статья
2 вышеназванного Указа
Полеты
воздушных судов независимо от
их ведомственной
а) международного договора РК;
б)
специального разрешения на
Непосредственным
объектом преступления
Объективная
сторона преступления
Под
иными нарушениями
Преступление, предусмотренное ч.1 ст.306 УК считается оконченным с момента совершения самого действия, нарушающего соответствующие пункты правил международных полетов.
Ответственность
за нарушение правил
Субъектом преступления – специальный, им могут быть члены экипажа воздушного судна, ответственные за соблюдение правил международных полетов.
Субъективная
сторона преступления
Преступление, предусмотренное ч.2 ст.306 УК следует считать оконченным с момента наступления общественно опасных последствий, в виде наступления смерти человека (потерпевшего) или иных тяжких последствий.
Под иными тяжкими последствиями, по смыслу ч.2 ст.306 УК, следует понимать причинение в результате совершения указанных действий тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, гибель двух и более лиц либо повреждение или разрушение воздушного судна.