Уголовное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 13:37, курс лекций

Краткое описание

Примечание. Под транспортом понимаются все виды железнодорожных, морских, речных и воздушных транспортных средств, в том числе морские и речные маломерные суда.

Общественная опасность преступления выражается в том, что при не соблюдении правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта создается опасность причинения вреда для жизни и здоровья людей, отношениям собственности, окружающей природной среде либо причиняется вред их здоровью или жизни.

Файлы: 1 файл

комментарий УП.docx

— 60.93 Кб (Скачать)

      Статья 305. Неоказание  капитаном судна  помощи терпящим    бедствие

      Общественная  опасность преступления выражается  в том, что при его совершении  под угрозу причинения вреда  ставится жизнь и здоровье  людей, терпящих бедствие на  море или находящихся в ином  водном пространстве, либо причиняется  существенный вред морскому судну.

      Оказание  всевозможной помощи гибнущим  на море как особый нравственный  долг лежит на капитане судна  с момента зарождения мореплавания. В настоящее время выполнение  такой обязанности вытекает из  ряда международных конвенций.  Так, например, ст.11 Брюссельской  Конвенции для объединения некоторых  правил относительно оказания помощи и спасания людей на море от 23 сентября 1910 г. гласит: "Каждый капитан обязан, насколько он может это сделать без серьезной опасности для своего судна, своего экипажа и пассажиров, оказать помощь всякому лицу, даже враждебному, встреченному в море, находящемуся в опасности погибнуть".

      В ст.12 Конвенции об открытом море 1958 г. закреплено, что каждое государство вменяет в обязанность капитану любого судна, плавающего под его флагом, не подвергая серьезной опасности свое судно, экипаж и пассажиров, оказать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель, следовать со всей возможной скоростью на помощь погибающим, если ему сообщено, что они нуждаются в помощи, поскольку на такое действие с его стороны можно разумно рассчитывать.

      Аналогичное  положение содержится и в п.2 ст.31 Закона РК "О торговом мореплавании" от 17 января 2002 г. (с посл. изм. и доп.) и в Законе РК «О присоединении РК к Конвенции об унификации некоторых правил относительно ответственности, вытекающей из столкновения судов внутреннего плавания» от 8 февраля 2003 г.

      Непосредственным  объектом преступления выступают  общественные отношения в сфере  обеспечения безопасности движения  и эксплуатации морского и  речного транспорта.

      Объективная  сторона преступления, предусмотренного  ч.1 ст.305 УК выражается в бездействии капитана судна, не оказавшего помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути и если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров. Терпящими бедствие являются люди, оказавшиеся в опасном для жизни состоянии вследствие крушения судна, на котором они находились. При этом, они могут находиться непосредственно в воде, на тонущем судне, на спасательных средствах (шлюпках, плотах) или на каком-либо предмете (на обломках корабля). Потерпевшими могут быть граждане любого государства.

      В соответствии с международными конвенциями об оказании помощи терпящим бедствие (Временная инструкция «О порядке оказания судами РК правовой помощи и о порядке обращения за правовой помощью к судам иностранных государств» от 23 августа 2006 г.) на капитана судна возложены обязанности по оказанию помощи гибнущим на море или на ином водном пути. Невыполнение таких обязанностей (бездействие) образует уголовно-наказуемое деяние, предусмотренное ст.305 УК при условии, если нет серьезной опасности для своего судна, экипажа и пассажиров.

      По  смыслу закона не имеет значения, в силу каких причин люди  оказались в бедственном положении:  в результате крушения корабля,  авиакатастрофы, опрокидывания или  столкновения плавающих средств. 

      Законодатель  прямо отразил, что ответственность  капитана возможна лишь в случаях,  когда такая помощь не сопряжена  с серьезной опасностью для  судна, его экипажа и пассажиров. Серьезной опасностью может признаваться, например, наличие реальной угрозы  столкновения и затопления судна,  гибель членов экипажа, пассажиров  или причинение вреда их здоровью, сложная метеорологическая обстановка (ураган, шторм), повреждение судна  в результате столкновения.

      Если  оказанная помощь была сопряжена  с риском для самих спасателей, то вопрос об ответственности  капитана судна разрешается с  учетом ст.34 УК о крайней необходимости  или ст.35 УК об обоснованном  риске.

      Преступление, предусмотренное ч.1 ст.305 УК признается оконченным с момента, когда обнаружены погибающие или получены сигналы бедствия либо иные достоверные сведения о терпящих бедствие людях, которым капитан судна не оказал необходимой помощи при наличии реальной возможности ее оказать. В случае наступления последствий в виде гибели судна, людей, то это может повлиять на вид и размер наказания капитана судна.

      Исходя  из диспозиции ч.1 ст.305 УК местом совершения преступления является море или иной водный путь (океан, река, озеро, судоходный канал, акватория порта).

      Субъект  преступления специальный – капитан  судна, не оказавший помощь  людям, терпящим бедствие на  море или на ином водном  пути.

      Субъективная  сторона преступления характеризуется  умышленной формой вины и совершается  только с прямым умыслом. Капитан  сознает наличие опасности для  людей, терпящих бедствие на  море или в ином водном пути, и имеющуюся возможность оказать  им помощь без серьезной опасности  для своего судна, экипажа и  пассажиров, однако бездействует, желая  уклониться от оказания такой  помощи. Трудно представить ситуацию, в которой капитан судна безразлично  относится к своему поведению  или сознательно допускает такое  поведение.

      Мотив  неоказания помощи терпящим бедствие  может быть различным (тревога  за перевозимый груз, корысть  и т.д.). Мотив не является конструктивным  признаком этого преступления  и поэтому учитывается судом  при индивидуализации наказания.

      Часть  2 ст.305 УК предусматривает ответственность  за непринятие должных мер  капитаном одного из столкнувшихся  на море или водном пути  судов спасения другого судна,  повлекшее по неосторожности  гибель судна или иные тяжкие  последствия, если эти меры  могли быть приняты без серьезной  опасности для своего судна,  его экипажа и пассажиров.

      Статья 12 Конвенции об открытом море 1958 г. предписывает капитану судна  при столкновении с другим  судном принять должные меры  по спасению последнего, также  сообщить при возможности название  своего судна, порты его регистрации,  а также порты отправления  и назначения. Это положение позднее  было закреплено в п.3 ст.31 Закона  РК "О торговом мореплавании" от 17 января 2002 г. (с посл. изм. и доп.).

      С  объективной стороны преступление, предусмотренное ч.2 ст.305 УК выражается в невыполнении капитаном одного из столкнувшихся судов обязательных для него действий, необходимых для устранения опасности гибели другого судна. Ответственность при этом наступает при условии, если имеется реальная возможность оказать помощь без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров. Ответственность наступает независимо от того, кто виновен в столкновении.

      Неоказание  капитаном судна помощи другому  судну, пострадавшему от столкновения  с другим судном образует признаки  деяния, предусмотренного ч.1 ст.305 УК.

      По  конструкции состав рассматриваемого  преступления – материальный, то  есть требуется наступление вредных  последствий в виде гибели  судна или иных тяжких последствий,  а также причинной связи между  деянием и общественно опасными  последствиями.

      Под  тяжкими последствиями следует  понимать причинение тяжкого  или средней тяжести вреда  здоровью потерпевших, гибель  одного или более членов экипажа  или пассажиров, причинение серьезного  ущерба окружающей среде.

      Субъект  преступления, предусмотренного ч.2 ст.305 УК – специальный. Им является капитан судна (морского, речного) любого класса и назначения или лицо, в установленном порядке исполняющее его обязанности (помощник капитана, шкипер), либо лицо, находящееся на судне в единственном числе.

      Иные  лица (члены экипажа) не оказавшие  помощь терпящим бедствие людям,  подлежат ответственности по  ст.119 УК "Оставление в опасности".

      Субъективная  сторона преступления, предусмотренного  ч.2 ст.305 УК предполагает умысел по отношению к своему деянию и неосторожную форму вины, в виде преступной самонадеянности или преступной небрежности по отношению к последствиям своего деяния. Капитан судна осознает общественно опасный характер своего деяния, предвидит возможность наступления вредных последствий в результате непринятия должных мер по спасению другого судна, столкнувшегося с его судном, но без достаточных к тому оснований рассчитывает на их предотвращение либо не предвидит возможности наступления вредных последствий, хотя при должной внимательности и предусмотрительности должен был и мог их предвидеть. 

             Статья 306. Нарушение  международных правил  полетов

    Общественная  опасность преступления выражается  в том, что при его совершении  причиняется вред жизни или  здоровью людей, либо воздушному  судну.

      Международным  называется полет воздушного  судна с пересечением воздушной  границы РК с другими государствами,  регламентируемый: Законом РК «О  государственной границе РК»  от 13 января 1993 г. (с посл. изм. и доп.); Указом Президента РК, имеющим силу закона, «Об использовании воздушного пространства и деятельности авиации РК» от 20 декабря 1995 г. (с посл. изм. и доп.), Воздушным кодексом РК, Постановлением Правительства РК «Положение об использовании воздушного пространства РК» от 28 февраля 1997 г. Для установления признаков настоящего преступления следует обратиться к вышеуказанным нормативным актам.

      Воздушные  суда пересекают государственную  границу РК в специально выделенных  воздушных коридорах перелета. Перелет  государственной границы РК вне  указанных коридоров допускается  только по разрешению республиканских  компетентных органов.

      Статья 2 вышеназванного Указа Президента  РК гласит, что Республике Казахстан  принадлежит полный и исключительный  суверенитет над воздушным пространством,  расположенным над сухопутной  и водной территорией РК и  ее территориальными водами. Воздушное  пространство РК находится в  государственной собственности  и является частью ее государственной  территории.

      Полеты  воздушных судов независимо от  их ведомственной принадлежности  выполняются по специально установленным  международным воздушным трассам  и маршрутам на основании и  в соответствии с следующими условиями:

      а)  международного договора РК;

      б)  специального разрешения на выполнение  разовых полетов, выдаваемых компетентными  органами в установленном законодательном  порядке. Кроме этого, воздушное  судно должно быть зарегистрировано  в государственном реестре гражданских  воздушных судов.

      Непосредственным  объектом преступления являются  общественные отношения в сфере  обеспечения безопасности полета.

      Объективная  сторона преступления характеризуется  действием, которое может проявиться  в несоблюдении указанного в  разрешении маршрута полета, мест  посадки, заданной высоты, воздушных  ворот и т.д. 

      Под  иными нарушениями международных  правил полетов понимаются пересечение  границы с просроченным разрешением,  отключение дальней связи и  т.д.

      Преступление, предусмотренное ч.1 ст.306 УК считается оконченным с момента совершения самого действия, нарушающего соответствующие пункты правил международных полетов.

      Ответственность  за нарушение правил международных  полетов исключается вследствие  вынужденной посадки по техническим  причинам, необходимости оказания  срочной медицинской помощи кому-то  из пассажиров или членов экипажа,  сложных метеорологических условий,  а также стихийного бедствия. В таких случаях деяние рассматривается  как обоснованный риск или  крайняя необходимость. 

      Субъектом  преступления – специальный, им могут быть члены экипажа воздушного судна, ответственные за соблюдение правил международных полетов.

      Субъективная  сторона преступления характеризуется  умышленной формой вины, в виде  прямого или косвенного умысла. Виновный сознает общественно  опасный характер своих действий, предвидит наступление вредных  последствий и желает их наступления  (прямой умысел), либо не желает, но сознательно допускает наступление  этих последствий, а равно относится  к ним безразлично (косвенный  умысел).

      Преступление, предусмотренное ч.2 ст.306 УК следует считать оконченным с момента наступления общественно опасных последствий, в виде наступления смерти человека (потерпевшего) или иных тяжких последствий.

      Под  иными тяжкими последствиями,  по смыслу ч.2 ст.306 УК, следует понимать причинение в результате совершения указанных действий тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, гибель двух и более лиц либо повреждение или разрушение воздушного судна.

Информация о работе Уголовное право