Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 14:31, дипломная работа
Поэтому целью исследования явилась – разработка мероприятий по совершенствованию качества обслуживания для предприятия индустрии гостеприимства на примере ООО «Лидер-1» гостиницы «Светлячок».
Цель, объект и предмет исследования обусловили постановки и решения следующих задач;
-изучить теоретические основы управления качеством обслуживания на предприятиях индустрии гостеприимства;
-рассмотреть особенности управления качеством гостиничных услуг;
-провести анализ деятельности и качества обслуживания гостиницы «Светлячок»;
-исследовать гостиничный рынок г.Усть-Лабинска, с целью оценки влияния уровня конкуренции на деятельность гостиницы «Светлячок»;
-разработать мероприятия по совершенствованию качества обслуживания в гостинице «Светлячок»;
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................
4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБСЛУЖИВАНИЯ НА  ПРЕДПРИЯТИЯХ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА......................................................
 
 
7
 
1.1 Понятие, виды и особенности услуг..................................
7
 
1.2 Сущность и значение управления качеством услуг.........
15
 
1.3 Управление качеством гостиничных услуг………...……
28
 
1.4 Какие правовые аспекты  в гостиничных услугах...........
40
2 АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ В ООО «ЛИДЕР-1» ГОСТИНИЦЕ «СВЕТЛЯЧОК»............................................................
 
45
 
2.1 Характеристика гостиницы «Светлячок»…..........…........
45
 
2.2Анализ деятельности качества обслуживания гостиницы «Светлячок»…………………….……………………….
 
49
 
2.3Анализ рынка, конкурентный анализ и оценка конкурентоспособности гостиницы «Светлячок» с позиции качества обслуживания……………………………………………...
 
 
59
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ В ГОСТИНИЦЕ «СВЕТЛЯЧОК»..........................
 
61
 
3.1 Разработка мероприятий по повышению качества обслуживания……………………………………………………......
 
61
 
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий.....
68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ...........................................................................................
 
75
ПРИЛОЖЕНИЯ
Расчетный час - 12:00. Стоимость дополнительного места составляет 1500 руб. Процедура бронирования стоит 500 руб., услуга регистрации для граждан СНГ - 150 руб.
В цену номера входит: проживание в номере выбранной категории и завтрак (комплекс) с 8.00 до 9.30
Юридический адрес: Краснодарский край, г.Усть-Лабинск ул. Ленина, 46.
Тел.: (86135) 2-19-81.
В ООО «Лидер-1» гостиница «Светлячок» выполняются все необходимые функции для эффективной работы гостиницы. Кроме того, нужно отметить, что структура ООО «Лидер-1» является типовой для гостиничных предприятий с небольшим номерным фондом. ООО «Лидер-1» имеет линейно-функциональную структуру, предполагающую разделение функций между персоналом и свойственную многим малым предприятиям. Штат состоит из 40 человек.
Руководит ООО «Лидер-1» гостиница «Светлячок» генеральный директор, за финансовую сторону отвечает финансовая служба в лице главного бухгалтера и бухгалтера. За техническую сторону обеспечения работы отеля отвечает инженерно-техническая служба в лице главного инженера, который в случае необходимости привлекает сторонние компании по договору подряда. Служба приема и размещения возглавляется заместителем генерального директора, которому подчиняются старший администратор и администраторы. Служба обслуживания номерного фонда обеспечивает работу по поддержанию порядка в номерах и их уборку. Кроме того, в штате предусмотрен носильщик, подчиняющийся старшему администратору. Охрана отвечает за порядок и безопасность клиентов – заключен договор с охранным агентством, поэтому в структуру охрана не включена.
Несмотря на то, что гостиница реализует основные бизнес-процессы, тем не менее, в ней не предусмотрено выполнение маркетинговой и рекламной функции, характерные для данной отрасли. Данное обстоятельство обусловлено тем, что эти функции выполняет заместитель директора по бронированию.
Структура и динамика затрат отеля «Светлячок» представлена в таблице 3.
Таблица 3 -Анализ затрат на производство и реализацию услуг отеля «Светлячок»
Статья затрат  | 2010  | 2011  | ||
  | руб.  | %  | руб.  | %  | 
Затраты, всего  | 17770,1  | 100,00  | 21358  | 100,00  | 
Переменные затраты, всего  | 10750,9  | 60,50  | 12985  | 60,80  | 
Эксплуатация и ремонт номерного фонда  | 1386,1  | 7,80  | 1346  | 6,30 
  | 
Оплата телефонии и Интернета  | 248,8  | 1,40  | 342  | 1,60  | 
Закупка продуктов и напитков  | 2932,1  | 16,50  | 3652  | 17,10  | 
Зарплата обслуживающего персонала  | 4300,4  | 24,20  | 5318  | 24,90 
  | 
ЕСН  | 1119,5  | 6,30  | 1388  | 6,50  | 
Санитарно-гигиенические средства  | 319,9  | 1,80  | 406  | 1,90  | 
Белье  | 444,3  | 2,50  | 534  | 2,50  | 
Постоянные затраты, всего  | 7019,2  | 39,50  | 8372  | 39,20  | 
Административные  | 1670,4  | 9,40  | 1965  | 9,20  | 
Энергоносители  | 1297,2  | 7,30  | 1623  | 7,60  | 
Амортизация  | 639,7  | 3,60  | 790  | 3,70  | 
Эксплуатация и ремонт зданий  | 959,6  | 5,40  | 1132  | 5,30  | 
Реклама и маркетинг  | 550,9  | 3,10  | 705  | 3,30  | 
Прочие расходы  | 622,0  | 3,50  | 598  | 2,80  | 
Зарплата управленческого персонала  | 1012,9  | 5,70  | 1239  | 5,80 
  | 
ЕСН  | 266,6  | 1,50  | 320  | 1,50  | 
Как показывает анализ таблицы 3, не существенное изменение структуры затрат гостиницы «Светлячок» в 2010 году обусловлено ростом выручки за счет привлечения клиентов. Произошел структурный сдвиг в сторону снижения затрат на закупку химических средств и заработную плату, однако, при этом рост арендных ставок и коммунальных услуги и оплаты электроэнергии привел к изменению в структуре себестоимости под влиянием кризиса.
По данным таблицы 4 видно, что за 2011 год объем реализации вырос на 122,5%. Рост балансовой прибыли составил 126,03%. Гостиница «Светлячок» повысила рентабельность своей деятельности и рентабельность продаж.
Таблица 4 Основные показатели деятельности мини-отеля «Светлячок» обслуживание, качество, отель, гостеприимство
Показатель  | Ед. изм.  | 2010  | 2011  | Изменение  | |
  | 
  | 
  | 
  | +/-  | %  | 
Выручка (без НДС)  | тыс.руб.  | 26567,6  | 32545,3  | 5977,7  | 122,50 
  | 
Себестоимость  | тыс.руб.  | 17770,1  | 21357,7  | 3587,6  | 120,19  | 
Валовая прибыль  | тыс.руб.  | 8797,5  | 11187,6  | 2390,1  | 127,17  | 
Прочие расходы  | тыс.руб.  | 169,0  | 313,5  | 144,4  | 185,46  | 
Налогооблагаемая прибыль (балансовая прибыль)  | тыс.руб.  | 8628,5  | 10874,2  | 2245,7  | 126,03  | 
Налог на прибыль  | тыс.руб.  | 2070,8  | 2609,8  | 539,0  | 126,03  | 
Чистая прибыль  | тыс.руб.  | 6557,6  | 8264,4  | 1706,7  | 126,03  | 
Рентабельность продукции  | %  | 36,90%  | 38,69%  | 1,79%  | х 
  | 
Рентабельность продаж  | %  | 24,68%  | 25,39%  | 0,71%  | х  | 
Проведенный в таблице 4 позволяет сделать выводы о том, что деятельность гостиницы «Светлячок» за 2011 год оказалась более успешной, чем в 2010 году с точки зрения выручки, однако снизилась балансовая и чистая прибыль. Отмечено снижение рентабельности (расчет по балансовой прибыли).
Таким образом, требуется повышение эффективности деятельности гостиницы «Светлячок» для получения прироста не только выручки, но и прибыли.
2.2 Анализ деятельности качества обслуживания гостиницы «Светлячок»
Проанализируем загрузку гостиницы «Светлячок» в 2010-2011 годы (рис. 2). Как видно, загрузка гостиницы «Светлячок» довольно высока, однако, есть потенциал ее роста в среднем за год на 13% - среднегодовая загрузка за 2011 год составила 87%.
Рис. 2 Динамика общей загрузки гостиницы «Светлячок» в 2010-2011 годах
В целом, можно сказать, что цены в гостинице «Светлячок» соответствуют рыночным, однако, как показал конкурентный анализ, они выше уровня некоторых конкурентов (таблица 5).
Таблица 5 - Конкуренты гостиницы «Светлячок»
Название  | Улица  | Цена, руб.  | 
Мини-гостиница «Чулпан»  | Красная, 216  | 850-2500  | 
Гостиница «Уют»  | Ленина, д.90  | 1800-3500  | 
Мини-гостиница «Загородный дом»  | Кавказская 152  | 1990-5480 
  | 
Конкуренты для анализа выбраны из сегмента малых гостиниц и по географическому признаку - расположенные в близости к центру. Конкурентный ценовой анализ проводится ежеквартально, на его основе устанавливаются цены на номера в гостинице «Светлячок».
Проанализируем сбытовую политику гостиницы «Светлячок».
Основной объем реализации услуг гостиницы «Светлячок» в 2011 году приходился на российских граждан (рис. 3).
Рис.3 Структура выручки гостиницы «Светлячок» в 2011 году по группам клиентов
Кроме того, нужно отметить, что в обоих случаях преобладает количество клиентов, прибывших индивидуально (рис. 4).
Рис. 4 Структура клиентов гостиницы «Светлячок» по размещению индивидуально или в группе в 2010 и 2011 годах
Как видно, основной рынок, формирующий клиентскую базу гостиницы «Светлячок» - это рынок, однако, можно говорить о том, что происходит постепенное смещение клиентов в сторону клиентов, не являющихся россиянами.
Можно говорить о том, что основные рынки в рамках РФ, формирующие клиентскую базу гостиницы «Светлячок» - это Москва, Сибирский и Уральский федеральные округи. Такая ситуация обусловлена тем, что именно с данным регионами на сегодняшний день осуществляются основные бизнес-коммуникации у компаний Усть-Лабинска, кроме того, активная работа турфирм Усть-Лабинска по привлечению туристов с Урала и Сибири привела к росту внутреннего туризма и притоку туристов именно из данных регионов. Кроме того, видно, что довольно много туристов из Центрального федерального округа (традиционный поток деловых клиентов) и из Южного федерального округа, что также обусловлено деловыми связями Усть-Лабинска.
В рамках СНГ традиционно тесные связи между с тремя странами - Беларусью, Украиной и Казахстаном. Именно эти три страны формируют основной оборот торговли России со странами СНГ. Туристов, приезжающих из этих стран с неделовыми целями гораздо меньше, чем из регионов России.
Рис. 5 Структура клиентов гостиницы «Светлячок» из СНГ по направлениям
Как видно, происходят изменения в структуре клиентской базы, обусловленные, прежде всего, изменениями туристических потоков и увеличением деловой активности между регионами России и странами СНГ.
Распределение клиентов гостиницы «Светлячок» по целям поездок в 2010-2011 годах представлены на рис. 6.
Рис. 6 Распределение клиентов гостиницы «Светлячок» по целям поездок в 2011 году
Таким образом, можно говорить о том, что основная часть клиентов приезжает по деловым причинам (деловой туризм), при этом доля клиентов, приезжающих с целью туризма значительно меньше у россиян. Доля частных целей приезда очень мала в обоих случаях.
Постоянные клиенты получают право на 10 % скидку. При бронировании через сайт, предоставляется скидка в размере 5 % от стоимости проживания. Скидки до 15% при бронировании всего отеля, групповых визитов и корпоративных заказов. С туристическими компаниями, агентствами и туроператорами гостиницы «Светлячок» взаимодействует на взаимовыгодных условиях. Также предоставляются личные скидки для сотрудников туристических компаний на гостиничные услуги.
Структура выручки гостиницы «Светлячок» в 2010-2011 годы по видам клиентов с точки зрения заказа услуг представлена на рис. 7.
Рис. 7 Структура выручки гостиницы «Светлячок» в 2010-2011 годы по видам клиентов с точки зрения заказа услуг
Таким образом, можно говорить о том, что растет доля выручки, приходящаяся на турфирмы и корпоративных клиентов, что обусловлена активной работой по их привлечению.
Заявки на размещение клиентов в отеле поступают от турфирм, корпоративных клиентов или частных лиц посредством Интернет-ресурсов (e-mail, бронирование через веб-сайт), телефонных звонков, факсимильной связи.
Также был проведен опрос клиентов гостиницы «Вероника» с целью выявления особенностей использования ими Интернет-технологий при поиске и бронировании номеров. Было опрошено 40 человек в августе-сентябре 2011 года, результаты представлены ниже (они касаются, в отличие от представленного выше исследования, всего гостиничного рынка в целом).
1.69% опрошенных в первую очередь обращаются к Интернету за информацией при поиске гостиницы в Усть-Лабинске.
2.24% опрошенных обращались к услугам Интернет-бронирования, остальные использовали телефон/факс или обращались к услугам турфирм (рис. 8).
Рис. 8 Распределение опрошенных по способам бронирования гостиниц
3. Среди тех, кто прибегал к услугам Интернет-бронирования, только 38% использовали бронирование на сайтах гостиниц (рис. 9).