Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 14:31, дипломная работа
Поэтому целью исследования явилась – разработка мероприятий по совершенствованию качества обслуживания для предприятия индустрии гостеприимства на примере ООО «Лидер-1» гостиницы «Светлячок».
Цель, объект и предмет исследования обусловили постановки и решения следующих задач;
-изучить теоретические основы управления качеством обслуживания на предприятиях индустрии гостеприимства;
-рассмотреть особенности управления качеством гостиничных услуг;
-провести анализ деятельности и качества обслуживания гостиницы «Светлячок»;
-исследовать гостиничный рынок г.Усть-Лабинска, с целью оценки влияния уровня конкуренции на деятельность гостиницы «Светлячок»;
-разработать мероприятия по совершенствованию качества обслуживания в гостинице «Светлячок»;
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................
4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБСЛУЖИВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА......................................................
7
1.1 Понятие, виды и особенности услуг..................................
7
1.2 Сущность и значение управления качеством услуг.........
15
1.3 Управление качеством гостиничных услуг………...……
28
1.4 Какие правовые аспекты в гостиничных услугах...........
40
2 АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ В ООО «ЛИДЕР-1» ГОСТИНИЦЕ «СВЕТЛЯЧОК»............................................................
45
2.1 Характеристика гостиницы «Светлячок»…..........…........
45
2.2Анализ деятельности качества обслуживания гостиницы «Светлячок»…………………….……………………….
49
2.3Анализ рынка, конкурентный анализ и оценка конкурентоспособности гостиницы «Светлячок» с позиции качества обслуживания……………………………………………...
59
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ В ГОСТИНИЦЕ «СВЕТЛЯЧОК»..........................
61
3.1 Разработка мероприятий по повышению качества обслуживания……………………………………………………......
61
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий.....
68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ...........................................................................................
75
ПРИЛОЖЕНИЯ
Расчетный час - 12:00. Стоимость дополнительного места составляет 1500 руб. Процедура бронирования стоит 500 руб., услуга регистрации для граждан СНГ - 150 руб.
В цену номера входит: проживание в номере выбранной категории и завтрак (комплекс) с 8.00 до 9.30
Юридический адрес: Краснодарский край, г.Усть-Лабинск ул. Ленина, 46.
Тел.: (86135) 2-19-81.
В ООО «Лидер-1» гостиница «Светлячок» выполняются все необходимые функции для эффективной работы гостиницы. Кроме того, нужно отметить, что структура ООО «Лидер-1» является типовой для гостиничных предприятий с небольшим номерным фондом. ООО «Лидер-1» имеет линейно-функциональную структуру, предполагающую разделение функций между персоналом и свойственную многим малым предприятиям. Штат состоит из 40 человек.
Руководит ООО «Лидер-1» гостиница «Светлячок» генеральный директор, за финансовую сторону отвечает финансовая служба в лице главного бухгалтера и бухгалтера. За техническую сторону обеспечения работы отеля отвечает инженерно-техническая служба в лице главного инженера, который в случае необходимости привлекает сторонние компании по договору подряда. Служба приема и размещения возглавляется заместителем генерального директора, которому подчиняются старший администратор и администраторы. Служба обслуживания номерного фонда обеспечивает работу по поддержанию порядка в номерах и их уборку. Кроме того, в штате предусмотрен носильщик, подчиняющийся старшему администратору. Охрана отвечает за порядок и безопасность клиентов – заключен договор с охранным агентством, поэтому в структуру охрана не включена.
Несмотря на то, что гостиница реализует основные бизнес-процессы, тем не менее, в ней не предусмотрено выполнение маркетинговой и рекламной функции, характерные для данной отрасли. Данное обстоятельство обусловлено тем, что эти функции выполняет заместитель директора по бронированию.
Структура и динамика затрат отеля «Светлячок» представлена в таблице 3.
Таблица 3 -Анализ затрат на производство и реализацию услуг отеля «Светлячок»
Статья затрат | 2010 | 2011 | ||
| руб. | % | руб. | % |
Затраты, всего | 17770,1 | 100,00 | 21358 | 100,00 |
Переменные затраты, всего | 10750,9 | 60,50 | 12985 | 60,80 |
Эксплуатация и ремонт номерного фонда | 1386,1 | 7,80 | 1346 | 6,30
|
Оплата телефонии и Интернета | 248,8 | 1,40 | 342 | 1,60 |
Закупка продуктов и напитков | 2932,1 | 16,50 | 3652 | 17,10 |
Зарплата обслуживающего персонала | 4300,4 | 24,20 | 5318 | 24,90
|
ЕСН | 1119,5 | 6,30 | 1388 | 6,50 |
Санитарно-гигиенические средства | 319,9 | 1,80 | 406 | 1,90 |
Белье | 444,3 | 2,50 | 534 | 2,50 |
Постоянные затраты, всего | 7019,2 | 39,50 | 8372 | 39,20 |
Административные | 1670,4 | 9,40 | 1965 | 9,20 |
Энергоносители | 1297,2 | 7,30 | 1623 | 7,60 |
Амортизация | 639,7 | 3,60 | 790 | 3,70 |
Эксплуатация и ремонт зданий | 959,6 | 5,40 | 1132 | 5,30 |
Реклама и маркетинг | 550,9 | 3,10 | 705 | 3,30 |
Прочие расходы | 622,0 | 3,50 | 598 | 2,80 |
Зарплата управленческого персонала | 1012,9 | 5,70 | 1239 | 5,80
|
ЕСН | 266,6 | 1,50 | 320 | 1,50 |
Как показывает анализ таблицы 3, не существенное изменение структуры затрат гостиницы «Светлячок» в 2010 году обусловлено ростом выручки за счет привлечения клиентов. Произошел структурный сдвиг в сторону снижения затрат на закупку химических средств и заработную плату, однако, при этом рост арендных ставок и коммунальных услуги и оплаты электроэнергии привел к изменению в структуре себестоимости под влиянием кризиса.
По данным таблицы 4 видно, что за 2011 год объем реализации вырос на 122,5%. Рост балансовой прибыли составил 126,03%. Гостиница «Светлячок» повысила рентабельность своей деятельности и рентабельность продаж.
Таблица 4 Основные показатели деятельности мини-отеля «Светлячок» обслуживание, качество, отель, гостеприимство
Показатель | Ед. изм. | 2010 | 2011 | Изменение | |
|
|
|
| +/- | % |
Выручка (без НДС) | тыс.руб. | 26567,6 | 32545,3 | 5977,7 | 122,50
|
Себестоимость | тыс.руб. | 17770,1 | 21357,7 | 3587,6 | 120,19 |
Валовая прибыль | тыс.руб. | 8797,5 | 11187,6 | 2390,1 | 127,17 |
Прочие расходы | тыс.руб. | 169,0 | 313,5 | 144,4 | 185,46 |
Налогооблагаемая прибыль (балансовая прибыль) | тыс.руб. | 8628,5 | 10874,2 | 2245,7 | 126,03 |
Налог на прибыль | тыс.руб. | 2070,8 | 2609,8 | 539,0 | 126,03 |
Чистая прибыль | тыс.руб. | 6557,6 | 8264,4 | 1706,7 | 126,03 |
Рентабельность продукции | % | 36,90% | 38,69% | 1,79% | х
|
Рентабельность продаж | % | 24,68% | 25,39% | 0,71% | х |
Проведенный в таблице 4 позволяет сделать выводы о том, что деятельность гостиницы «Светлячок» за 2011 год оказалась более успешной, чем в 2010 году с точки зрения выручки, однако снизилась балансовая и чистая прибыль. Отмечено снижение рентабельности (расчет по балансовой прибыли).
Таким образом, требуется повышение эффективности деятельности гостиницы «Светлячок» для получения прироста не только выручки, но и прибыли.
2.2 Анализ деятельности качества обслуживания гостиницы «Светлячок»
Проанализируем загрузку гостиницы «Светлячок» в 2010-2011 годы (рис. 2). Как видно, загрузка гостиницы «Светлячок» довольно высока, однако, есть потенциал ее роста в среднем за год на 13% - среднегодовая загрузка за 2011 год составила 87%.
Рис. 2 Динамика общей загрузки гостиницы «Светлячок» в 2010-2011 годах
В целом, можно сказать, что цены в гостинице «Светлячок» соответствуют рыночным, однако, как показал конкурентный анализ, они выше уровня некоторых конкурентов (таблица 5).
Таблица 5 - Конкуренты гостиницы «Светлячок»
Название | Улица | Цена, руб. |
Мини-гостиница «Чулпан» | Красная, 216 | 850-2500 |
Гостиница «Уют» | Ленина, д.90 | 1800-3500 |
Мини-гостиница «Загородный дом» | Кавказская 152 | 1990-5480
|
Конкуренты для анализа выбраны из сегмента малых гостиниц и по географическому признаку - расположенные в близости к центру. Конкурентный ценовой анализ проводится ежеквартально, на его основе устанавливаются цены на номера в гостинице «Светлячок».
Проанализируем сбытовую политику гостиницы «Светлячок».
Основной объем реализации услуг гостиницы «Светлячок» в 2011 году приходился на российских граждан (рис. 3).
Рис.3 Структура выручки гостиницы «Светлячок» в 2011 году по группам клиентов
Кроме того, нужно отметить, что в обоих случаях преобладает количество клиентов, прибывших индивидуально (рис. 4).
Рис. 4 Структура клиентов гостиницы «Светлячок» по размещению индивидуально или в группе в 2010 и 2011 годах
Как видно, основной рынок, формирующий клиентскую базу гостиницы «Светлячок» - это рынок, однако, можно говорить о том, что происходит постепенное смещение клиентов в сторону клиентов, не являющихся россиянами.
Можно говорить о том, что основные рынки в рамках РФ, формирующие клиентскую базу гостиницы «Светлячок» - это Москва, Сибирский и Уральский федеральные округи. Такая ситуация обусловлена тем, что именно с данным регионами на сегодняшний день осуществляются основные бизнес-коммуникации у компаний Усть-Лабинска, кроме того, активная работа турфирм Усть-Лабинска по привлечению туристов с Урала и Сибири привела к росту внутреннего туризма и притоку туристов именно из данных регионов. Кроме того, видно, что довольно много туристов из Центрального федерального округа (традиционный поток деловых клиентов) и из Южного федерального округа, что также обусловлено деловыми связями Усть-Лабинска.
В рамках СНГ традиционно тесные связи между с тремя странами - Беларусью, Украиной и Казахстаном. Именно эти три страны формируют основной оборот торговли России со странами СНГ. Туристов, приезжающих из этих стран с неделовыми целями гораздо меньше, чем из регионов России.
Рис. 5 Структура клиентов гостиницы «Светлячок» из СНГ по направлениям
Как видно, происходят изменения в структуре клиентской базы, обусловленные, прежде всего, изменениями туристических потоков и увеличением деловой активности между регионами России и странами СНГ.
Распределение клиентов гостиницы «Светлячок» по целям поездок в 2010-2011 годах представлены на рис. 6.
Рис. 6 Распределение клиентов гостиницы «Светлячок» по целям поездок в 2011 году
Таким образом, можно говорить о том, что основная часть клиентов приезжает по деловым причинам (деловой туризм), при этом доля клиентов, приезжающих с целью туризма значительно меньше у россиян. Доля частных целей приезда очень мала в обоих случаях.
Постоянные клиенты получают право на 10 % скидку. При бронировании через сайт, предоставляется скидка в размере 5 % от стоимости проживания. Скидки до 15% при бронировании всего отеля, групповых визитов и корпоративных заказов. С туристическими компаниями, агентствами и туроператорами гостиницы «Светлячок» взаимодействует на взаимовыгодных условиях. Также предоставляются личные скидки для сотрудников туристических компаний на гостиничные услуги.
Структура выручки гостиницы «Светлячок» в 2010-2011 годы по видам клиентов с точки зрения заказа услуг представлена на рис. 7.
Рис. 7 Структура выручки гостиницы «Светлячок» в 2010-2011 годы по видам клиентов с точки зрения заказа услуг
Таким образом, можно говорить о том, что растет доля выручки, приходящаяся на турфирмы и корпоративных клиентов, что обусловлена активной работой по их привлечению.
Заявки на размещение клиентов в отеле поступают от турфирм, корпоративных клиентов или частных лиц посредством Интернет-ресурсов (e-mail, бронирование через веб-сайт), телефонных звонков, факсимильной связи.
Также был проведен опрос клиентов гостиницы «Вероника» с целью выявления особенностей использования ими Интернет-технологий при поиске и бронировании номеров. Было опрошено 40 человек в августе-сентябре 2011 года, результаты представлены ниже (они касаются, в отличие от представленного выше исследования, всего гостиничного рынка в целом).
1.69% опрошенных в первую очередь обращаются к Интернету за информацией при поиске гостиницы в Усть-Лабинске.
2.24% опрошенных обращались к услугам Интернет-бронирования, остальные использовали телефон/факс или обращались к услугам турфирм (рис. 8).
Рис. 8 Распределение опрошенных по способам бронирования гостиниц
3. Среди тех, кто прибегал к услугам Интернет-бронирования, только 38% использовали бронирование на сайтах гостиниц (рис. 9).