Анализ качества продукции промышленного предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 02:08, курсовая работа

Краткое описание

Важным источником роста эффективности производства является постоянное повышение качества выпускаемой продукции и технического уровня. Не каждое предприятие затрачивает свои материальные и другие ресурсы на постоянное улучшение качества и модернизацию технологий. Такие предприятия пытаются удерживать свою продукцию на постоянном достаточно высоком уровне качества.

Оглавление

Введение.
Глава 1. Теоретические основы «Анализа качества продукции».
Понятие качества продукции. Анализ качества продукции.
Оценка качества. Стандартизация и сертификация в системе обеспечения качества.
Глава 2.
2.1 Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции.
2.2 Анализ ассортимента и структуры продукции.
2.3 Анализ ритмичности работы предприятия.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 2 файла

шпоры по эк анализу.docx

— 75.95 Кб (Скачать)

1.Сущность экономического  анализа. Анализ – способ исследования объектов, процессов и явлений, который дает возможность выделять части из целого и подвергать их самостоятельному изучению. Термин анализ произошел от греческого слова разделять. В диалектике анализ выступает в соединении с понятием синтез, т е соединение ранее разрозненных элементов в единое целое. Характерные черты эа:1) присходит исследование экономических факторов, процессов и явлений.2) объективная и всесторонняя оценка результатов выполнения договоров и планов принятых предприятием. 3)выявление причин отрицательно или положительно повлиявших на результаты деятельности и измерение степени их влияния.4) выявление тенденций и закономерностей хоз. Развития и резервов. 5) завершение исследования экономических явлений, хоз. процессов. Экономический анализ как система управления выполняет следующие функции – планирование, регулирование, финансовое обеспечение, контроль, анализ, учет. Специфика экономического анализа состоит в том, что он не оказывает непосредственного влияния на ход хозяйственных процессов, но без него управленческая деятельность невозможна. Экономический анализ – функция управления создающая базу для принятия решений. Предметом экономического анализа является аналитическое обслуживание принятия управленческих решений. Областью экономического анализа служит хозяйственная деятельность компаний и их подразделений. Субъектом анализа является человек, который занимается аналитической деятельностью. Объекты эа: - 1)процесс бизнес-планирования, 2)инвестиционные проекты связанные с реализацией и разработкой по освоению новых видов продукции, технологии. 3) процесс подготовки производства и реализации 4) финансовая деятельность предприятия, связанная с долгосрочными финансовыми вложениями. 5) внешние связи организации в т ч маркетинговый анализ  -  анализ спроса, основных секторов и сегментов рынка.

2. Цель и задачи  ЭА: Цель экономического анализа – выявление и реализация резервов повышения эффективности деятельности предприятия при минимальных затратах труда, а также обеспечение рентабельной работы предприятия. Главная задача анализа – оценка эффективности деятельности хозяйствующего субъекта и выявление резервов ее повышения. Из этой основной задачи вытекают следующие – 1) оценка достигнутых результатов, 2) обоснование возможности развития за счет мобилизации резервов, 3) определение потребностей дополнительных ресурсов, 4) выявление отклонений фактического уровня показателей от намеченного(корректировка и регулирование), 5) выявление внутрипроизводственных резервов и путей их рационального использования. Независимо от целей и задач эа, для его проведения необходимо – 1) выбрать целевой показатель, который характеризует изменение анализируемого процесса. 2) выявить факторы от которых зависит изменение целевого показателя. 3) определить формы связи и интенсивность влияния этих показателей на анализируемый показатель. 4) выявить сложившийся или возможный диапазон влияния факторов на анализируемый показатель. 5) показать возможные варианты этого влияния.

3. Виды и принципы  экономического анализа. По отраслевому признаку, - анализ делится на отраслевой, методика которого учитывает специфику отдельных отраслей экономики (промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, торговли и т.д.), и межотраслевой, который является теоретической и методологической основой экономического анализа во всех отраслях национальной экономики. По признаку времени экономический анализ подразделяется на предварительный (перспективный) и последующий (ретроспективный, исторический). Предварительный анализ проводится до осуществления хозяйственных операций. Он необходим для обоснования управленческих решений и плановых заданий, а также для прогнозирования будущего и оценки ожидаемого выполнения плана, предупреждения нежелательных результатов. Последующий (ретроспективный) анализ проводится после совершения хозяйственных актов. Он используется для контроля за выполнением плана, выявления неиспользованных резервов, объективной оценки результатов деятельности предприятий. По пространственному признаку можно выделить анализ внутрихозяйственный и межхозяйственный. Внутрихозяйственный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений. При межхозяйственном анализе сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий. Важное значение имеет классификация экономического анализа по объектам управления. технико-экономический анализ, которым занимаются технические службы предприятия (главного инженера, главного технолога и др.). Его содержанием являются изучение взаимодействия технических и экономических процессов и установление их влияния на экономические результаты деятельности предприятия; финансово-экономический анализ (финансовая служба предприятия, финансовые и кредитные органы) основное внимание уделяет финансовым результатам деятельности предприятия: выполнению финансового плана, эффективности использования собственного и заемного капитала, выявлению резервов увеличения суммы прибыли, росту рентабельности, улучшению финансового состояния и платежеспособности предприятия; социально-экономический анализ (экономические службы управления, социологические лаборатории, статистические органы) изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности. По методике изучения объектов АХД может быть сравнительным, диагностическим, факторным, маржинальным, экономико-математи-ческим, экономико-статистическим, функционально-стоимостным и т.д. При сравнительном анализе обычно ограничиваются сравнением отчетных показателей по результатам хозяйственной деятельности с показателями плана текущего года, данными прошлых лет, передовых предприятий. Фактический анализ направлен на выявление величины влияния факторов на прирост и уровень результативных показателей. Маржинальный анализ – это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании причинно- следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные. С помощью экономико-математического анализа выбирается наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи, выявляются резервы повышения эффективности производства за счет более полного использования имеющихся ресурсов.Стохастический анализ (дисперсионный, корреляционный, компонентный и др.) используется для изучения стохастических зависимостей между исследуемыми явлениями и процессами хозяйственной деятельности предприятий. Функционально-стоимостный анализ (ФСА) представляет собой метод выявления резервов. По охвату изучаемых объектов анализ делится на сплошной и выборочный. При сплошном анализе выводы делаются после изучения всех без исключения объектов, а при выборочном –по результатам обследования только части объектов.

К числу основных принципов экономического анализа, относятся следующие: Принцип научности означает, что методология экономического анализа опирается на достижения экономической науки и учитывает действие экономических законов. Принцип системности-Все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия рассматриваются при этом не изолированно, а во взаимосвязи и динамике. Принцип оперативности касается быстрого и четкого выполнения предприятием заданий, реализации принятых решений и т. д. По результатам анализа намечаются мероприятия, направленные на улучшение финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Принцип демократичности и массовости означает привлечение, к аналитической работе специалистов производственной сферы, от которой зависит повышение жизненного уровня населения, т.е. предполагает участие в аналитическом процессе широкого круга заинтересованных лиц, а не только специалистов-аналитиков, а также широкую доступность, прозрачность, убедительность выводов и предложений. Принцип конкретности и действенности экономического анализа означает целевую направленность исследований на конкретную практику и результативность в достижении поставленной цели. Принцип эффективности выражается в том, что затраты на проведение анализа дают многократный эффект.

4. Понятие и  виды методов экономического  анализа.

Метод экономического анализа представляет собой способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их плавном развитии. Характерными особенностями метода экономического анализа являются:

-определение системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность организаций;

-установление соподчиненности показателей с выделением совокупных результативных факторов и факторов (основных и второстепенных), на них влияющих;

-выявление формы взаимосвязи между факторами;

-выбор приемов и способов для изучения взаимосвязи;

-количественное измерение влияния факторов на совокупный показатель.

Совокупность приемов  и способов, которые применяются  при изучении хозяйственных процессов, составляет методику экономического анализа.

Методика экономического анализа базируется на пересечении  трех областей знаний: экономики, статистики и математики.

К экономическим методам анализа относят сравнение, группировку, балансовый и графический методы.

Статистические  методы включают в себя использование средних и относительных величин, индексный метод, корреляционный и регрессивный анализ и др.

Математические  методы можно разделить на три группы: экономические (матричные методы, теория производственных функций, теория межотраслевого баланса); методы экономической кибернетики и оптимального программирования (линейное, нелинейное, динамическое программирование); методы исследования операций и принятия решений (теория графов, теория игр, теория массового обслуживания).

5.Классификация и характеристика  приемов ЭА.В процессе проведения анализа и обработки исходной экономической информации применяются различные приемы и способы. Совокупность приемов и способов, используемых в анализе,характеризует специфичность метода экономического анализа. Совокупность приемов и способов экономического анализа условно можно разделить на две группы: традиционные и математические. К традиционным приемам и способам относятся те, которые применяются в статистике, бухгалтерском учете, экономической теории. Они нашли применение в экономическом анализе с момента возникновения экономического анализа как обособленной отрасли специальных знаний. К традиционным приемам и способам экономического анализа относят сравнение, группировку, способ цепных подстановок, способ абсолютных разниц, способ относительных разниц, интегральный способ, индексный, балансовый методы. Значительная часть математических приемов и способов стала широко использоваться только с внедрением электронно-вычислительных машин. К математическим методам относят метод линейного программирования, математическую теорию игр, математическую теорию массового обслуживания, теорию нечетких множеств и др. Эвристика – приемы и методы принятия решений, использующие интуицию и опыт специалистов в решении аналогичных проблем. Эвристические приемы экономического анализа представляют собой совокупность логических приемов. которая опирается в определенной мере на изобретательность и творческий поиск и активно использует методику «наводящих» вопросов. (Мозговая атака, круглый стол, анкетирование, интервью)

6. Сущность и применение метода  сравнения. Сравнение - это научный метод познания, в процессе его неизвестное (изучаемое) явление, предметы сопоставляются с уже известными, изучаемыми ранее, с целью определения общих черт либо различий между ними. С помощью сравнения определяется общее и специфическое в экономических явлениях, изучаются изменения исследуемых объектов, тенденции и закономерности их развития.

Сравнение – сопоставление  изучаемых данных и фактов хозяйственной  жизни. Различают: горизонтальный сравнительный анализ, который применяется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового; вертикальный сравнительный анализ, используемый для изучения структуры экономических явлений; трендовый анализ, применяемый при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядов динамики. Обязательным условием сравнительного анализа является сопоставимость сравниваемых показателей, предполагающая: единство объемных, стоимостных, качественных, структурных показателей; единство периодов времени, за которые производится сравнение; сопоставимость условий производства; сопоставимость методики исчисления показателей.

В качестве базисных показателей  могут быть: плановые по предприятию в целом и по внутрихозяйственным подразделениям; показатели за прошлые годы и средние за ряд лет; показатели других отдельных производств и средние данные по объединению, району или группе однотипных по специализации производств;

Анализируемыми показателями обычно бывают фактически достигнутыми, учетными или отчетными. В отдельных  случаях, в качестве анализируемых  могут приниматься плановые, которые  сопоставляются с базисными, фактически достигнутыми показателями за прошлый  год или ряд лет.

 

 

 

 

 

 

 

8. Метод группировки,  виды группировок.

Группировка информации –деление массы изучаемой совокупности объектов на качественно однородные группы по соответствующим признакам. В анализе группировка помогает разъяснить смысл средних величин, показать роль отдельных единиц в этих средних, выявить взаимосвязь между изучаемыми показателями. В зависимости от задач используются типологические, структурные и аналитические группировки. Структурные группировки позволяют изучать внутреннее строение показателей, соотношения в нем отдельных частей. С их помощью изучают состав рабочих по профессиям, стажу работы, возрасту, выполнению норм выработки. Особенно большое значение имеют структурные группировки при анализе сводной отчетности объединений, министерств, так как они позволяют выявить передовые, средние и отстающие предприятия, определить направления поиска передового опыта, скрытых резервов. Аналитические (причинно-следственные) группировки используются для определения наличия, направления и формы связи между изучаемыми показателями. По характеру признаков, на которых основывается аналитическая группировка, она может быть качественной (когда признак не имеет количественного выражения) или количественной. Типы группировок С помощью простых группировок изучается взаимосвязь между явлениями, сгруппированными по какому-либо одному признаку. В комбинированных группировках такое деление изучаемой совокупности делается сначала по одному признаку, а потом внутри каждой группы - по другому признаку и т.д.

 

 

 

 

9.Сущность, виды значение относительных величин. Относительная величина планового задания представляет собой отношение планового уровня показателя текущего года к его уровню в прошлом году или к среднему за три-пять предыдущих лет. Относительная величина выполнения плана - это отношение между фактическим и плановым уровнем показателя, выраженное обычно в процентах Относительные величины координации представляют собой соотношение частей целого между собой, например, активной и пассивной части основных производственных фондов, силовых и рабочих машин, собственного и заемного капитала и т.д. Относительными величинами интенсивности называются те, которые характеризуют степень распространенности, развития какого-либо явления в соответствующей среде, например, степень заболеваемости населения, процент рабочих высшей квалификации и т.д. Относительные величины эффективности - это соотношение эффекта с ресурсами или затратами, например, производство продукции на 100 га сельскохозяйственной площади, на один рубль затрат, на одного рабочего и т.д. В статистике относительными величинами называются частные от деления двух статистических величин. Они характеризуют количественное соотношение между этими величинами. Относительные величины в экономических исследованиях необходимы постольку, поскольку практическая статистика не может ограничиться исчислением только абсолютных величин. При расчете относительных величин следует в числитель отношения помещать показатель, отражающий то явление, которое изучается, т. е. сравниваемый показатель, а в знаменатель – показатель, с которым производится сравнение. Последний показатель принимается за основание (базу) сравнения. База сравнения выступает здесь в качестве своеобразного измерителя. Метод скользящих средних – основывается на расчете средних (арифметических) фиксированного числа значения показателя. Скользящая средняя представляет из себя тренд временного ряда.

 

 

 

 

 

 

 

7.Приведение сравниваемых  данных в сопоставимый вид.

должны быть учтены следующие требования: единство объемных, стоимостных, качественных, структурных факторов; единство промежутков или моментов времени, за которые были исчислены сравниваемые показатели; сопоставимость исходных условий производства (технических, природных, климатических и т.д.); единство методики исчисления показателей и их состава. Несоответствие объемного фактора может значительно ухудшить оценку деятельности предприятия по снижению издержек на производство валовой продукции. Если сравнивать фактическую сумму затрат с плановой то разность этих показателей обусловлена не только изменением себестоимости отдельных видов продукции, но и изменениями в объеме производства продукции. Чтобы показатели имели сопоставимый вид необходимо нейтрализация влияния объемного фактора, для этого плановую сумму затрат надо пересчитать на фактический объем производства продукции и затем сравнить с фактической суммой затрат. Для нейтрализации влияния стоимостного фактора необходимо фактические объемы выпуска продукции выразить в плановой оценке и сопоставить с плановым объемом валовой продукции в той же оценке. Для нейтрализации воздействия качественного фактора чаще всего объем полученной продукции приводят к стандартному качеству, соответственно уменьшая или увеличивая ее количество. Типичный пример – базисная жирность молока.

10. Порядок проведения  горизонтального и вертикального  анализа. Горизонтальный анализ- сравнение показателей во времени (абсолютные и относительные изменения). Вертикальный анализ- изучение структуры, удельных весов.

Различают горизонтальный сравнительный  анализ, который применяется для  определения абсолютных и относительных  отклонений фактического уровня исследуемых  показателей от базового; вертикальный сравнительный анализ, используемый для изучения структуры экономических  явлений. Обязательным условием сравнительного анализа является сопоставимость сравниваемых показателей, предполагающая:

o единство объемных, стоимостных, качественных, структурных показателей;

o единство периодов времени, за которые производится сравнение;

o сопоставимость условий производства;

o сопоставимость методики исчисления показателей.

Существует несколько  форм сравнения: с планом; с прошлыми периодами; с лучшим; со средними данными.

Горизонтальный  анализ состоит в сравнении показателей отчетности за ряд периодов времени. Наиболее распространенным методом горизонтального анализа является сравнение итогов разделов отчетности и оценка изменений. Особое внимание уделяется случаям, когда направленность изменения показателя не соответствует характеру взаимосвязи с другими экономическими показателями. Вертикальный анализ в отличие от горизонтального проводится в целях выявления удельного веса отдельных статей отчетности в общем итоге. Это важно для последующего сравнения полученного результата с данными предыдущего периода. Данная цепочка расчетов связана с необходимостью получить достоверную оценку центров ответственности и повышенных затрат, а также складывающихся экономических приоритетов в производственно-хозяйственной деятельности организаций.

11. Сущность и  значение балансового метода. Балансовый метод служит для отражения соотношений, пропорций двух групп взаимосвязанных и уравновешенных экономических показателей, итоги которых должны быть тождественными. Этот метод широко распространён в практике бухгалтерского учета и планирования. Этот метод позволяет выбрать оптимальное соотношение между различными отраслями социально-экономического комплекса региона. Балансы используются для разработки рациональных внутрирегиональных и межрегиональных связей. Составление балансов (отраслевых, региональных, межрегиональных) способствует установлению уровня комплексного развития региона, определению диспропорций в его развитии. Содержанием балансового метода являются экономические обоснования размещения на территории региона различных производств, расчеты обеспеченности их сырьем, топливно-энергетическими, трудовыми и водными ресурсами. Трендовый анализ- анализ динамических (временных) рядов, предполагающий разбиение уровня ряда на его составляющие, выделение основной линии развития- тренда, который отражает долгосрочное основное развитие показателя. Для выявления тренда используют приёмы сглаживания, выравнивания. Сглаживание колебаний экстремальных, минимальных и максимальных значений осуществляется методами скользящих средних и экспоненциальное сглаживание. Метод скользящих средних основывается на расчете средних( как правило средних арифметических) фиксированного числа значений показателя.

12. Понятие, типы, задачи факторного анализа. Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей. Типы факторного анализа детерминированный и стохастический; Прямой(от общего к частному) и обратный(от частных отдельных факторов к общим);

одноступенчатый и многоступенчатый; статический(применяется при изучении влияния факторов на результативные показатели на соответствующую дату)и динамичный(представляет собой методику исследования причинно-следственных связей в динамике.); ретроспективный и перспективный (прогнозный).

Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, т.е. когда результативный показатель представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов. Стохастический анализ представляет собой методику исследования факторов, связь которых с результативным показателем в отличие от функциональной является неполной, вероятностной (корреляционной). Задачи факторного анализа 1. Отбор факторов, определяющих исследуемые результативные показатели. 2. Классификация и систематизация факторов с целью обеспечения комплексного и системного подхода к исследованию их влияния на результаты хозяйственной деятельности. 3. Определение формы зависимости между факторами и результативным показателем. 4. Моделирование взаимосвязей между результативным и факторными показателями. 5. Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя. 6. Работа с факторной моделью (практическое ее использование для управления экономическими процессами).

14. Систематизация  факторов в АХД. Систематизация в целом — это размещение изучаемых явлений или объектов в определенном порядке с выявлением их взаимосвязи и подчиненности. Одним из способов систематизации факторов является создание детерминированных факторных систем. Создать факторную систему - значит представить изучаемое явление в виде алгебраической суммы, частного или произведения нескольких факторов, определяющих его величину и находящихся с ним в функциональной зависимости. Развитие детерминированной факторной системы достигается, как правило, за счет детализации комплексных факторов. Элементные  не раскладываются на сомножители, так как по своему содержанию они однородны. С развитием системы комплексные факторы постепенно детализируются на менее общие, те в свою очередь еще на менее общие, постепенно приближаясь по своему аналитическому содержанию к элементным (простым). Большое значение в исследовании стохастических взаимосвязей имеет структурно-логический анализ связи между изучаемыми показателями. Он позволяет установить наличие или отсутствие причинно-следственных связей между исследуемыми показателями, изучить направление связи, форму зависимости. Построение структурно-логической блок-схемы, позволяет установить наличие и направление связи не только между изучаемыми факторами и результативным показателем, но и между самими факторами. Построив блок-схему, можно увидеть, что среди изучаемых факторов имеются такие, которые более или менее непосредственно воздействуют на результативный показатель, и такие, которые воздействуют не столько на результативный показатель, сколько друг на друга.

13. Классификация  факторов в АХД. Классификация  факторов - распределение их по группам в зависимости от общих признаков. По своей природе факторы подразделяются на природно-климатические, социально-экономические и производственно-экономические. Природно-климатические факторы оказывают большое влияние на результаты деятельности в сельском хозяйстве, в добывающей промышленности, лесном хозяйстве и других отраслях. К социально-экономическим факторам относятся жилищные условия работников, организация культурно-массовой, спортивной и оздоровительной работы на предприятии. Они способствуют и повышению эффективности его работы. Производственно-экономические факторы определяют полноту и эффективность использования производственных ресурсов предприятия. По степени воздействия на результаты хозяйственной деятельности факторы делятся на основные и второстепенные. К основным относятся факторы, которые оказывают решающее воздействие на результативный показатель. Второстепенными считаются те, которые не оказывают решающего воздействия на результаты хозяйственной деятельности в сложившихся условиях. Для правильной оценки деятельности предприятий факторы необходимо подразделять на объективные и субъективные. Объективные, например стихийное бедствие, не зависят от воли и желаний людей. В отличие от объективных субъективные причины зависят от деятельности юридических и физических лиц. По степени распространенности факторы делятся на общие и специфические. К общим относятся факторы, которые действуют во всех отраслях экономики. Специфическими являются те, которые действуют в условиях отдельной отрасли экономики или предприятия. По сроку воздействия на результаты хозяйственной деятельности различают факторы постоянные и переменные. Постоянные факторы оказывают влияние на изучаемое явление беспрерывно ,на протяжении всего времени. Воздействие же переменных факторов проявляется периодически, например, освоение новой техники, новых видов продукции, новой технологии производства и т.д. Большое значение для оценки деятельности предприятий имеет деление факторов по характеру их действия на интенсивные и экстенсивные. К экстенсивным относятся факторы, которые связаны с количественным, а не с качественным приростом результативного показателя, например, увеличение объема производства продукции путем расширения посевной площади, увеличения поголовья скота, количества рабочих и т.д. Интенсивные факторы характеризуют степень усилия, напряженности труда в процессе производства, например, повышение урожайности сельскохозяйственных культур, продуктивности животных, уровня производительности труда. Количественными считаются факторы, которые выражают количественную определенность явлений (количество рабочих, оборудования, сырья и т.д.). Качественные факторы определяют внутренние качества, признаки и особенности изучаемых объектов (производительность труда, качество продукции, плодородие почвы и т.д.). Большинство изучаемых факторов по своему составу являются сложными, состоят из нескольких элементов. Однако есть и такие, которые не раскладываются на составные части. В связи с этим факторы делятся на сложные (комплексные) и простые (элементные). Примером сложного фактора является производительность труда, а простого - количество рабочих дней в отчетном периоде. Одни факторы оказывают непосредственное влияние на результативный показатель, другие - косвенное. По уровню соподчиненности (иерархии) различают факторы первого, второго, третьего и последующих уровней подчинения.

17. Интегральный, логарифмический,  метод долевого участия. Интегральный метод–позволяет получать более точные результаты расчета влияния факторов по сравнению со способами цепной подстановки, абсолютных и относительных разниц, поскольку результаты не зависят от местоположения факторов в модели, а дополнительный прирост результативного показателя, который образовался от взаимодействия факторов, раскладывается между ними поровну. Способ логарифмирования-измерения влияния факторов только в мультипликативных моделях. В данном случае результат расчета как и при интегрировании, не зависит от месторасположения факторов в модели по сравнению с интегральным методом обеспечивается еще более высокая точность расчетов. Преимущество по сравнению с интегральным методом – если при интегрировании дополнительный прирост от взаимодействия факторов распределяется поровну между ними, то с помощью логарифмирования результат совместного действия факторов распределяется пропорционально доли изолированного влияния каждого фактора на уровень результативного показателя. Отличия в расчетах от интегрального метода. При логарифмировании используются не абсолютные приросты показателей , а индексы их роста (снижения). Правило применения логарифмов в факторной модели – общий прирост результативного показателя распределяется по факторам пропорционально отношениям логарифмов факторных индексов к логарифму индекса результативного показателя. Способ долевого участия – основан на пропорциональном делении факторов повлиявших на результативный показатель. Сначала определяется доля каждого фактора в общей сумме их прироста, которая затем умножается на общий прирост результативного показателя.

15.Детерминированное  моделирование и преобразование  факторных систем. Моделирование - это один из важнейших методов научного познания, с помощью которого создается модель (условный образ) объекта исследования. В факторном анализе различают модели детерминированные (функциональные) и стохастические (корреляционные). С помощью детерминированных факторных моделей исследуется функциональная связь между результативным показателем (функцией) и факторами (аргументами). При моделировании детерминированных факторных систем необходимо выполнять ряд требований. 1. Факторы, включаемые в модель, и сами модели должны иметь определенно выраженный характер, реально существовать, а не быть придуманными абстрактными величинами или явлениями. 2. Факторы, которые входят в систему, должны быть не только необходимыми элементами формулы, но и находиться в причинно-следственной связи с изучаемыми показателями. Иначе говоря, построенная факторная система должна иметь познавательную ценность. Все показатели факторной модели должны быть количественно измеримыми, т.е. должны иметь единицу измерения и необходимую информационную обеспеченность. Моделирование мультипликативных факторных систем в АХД осуществляется путем последовательного расчленения факторов исходной системы на факторы-сомножители. Например, при исследовании процесса формирования объема производства продукции можно применять такие детерминированные модели, как:

Аналогичным образом осуществляется моделирование аддитивных факторных систем за счет расчленения одного или нескольких факторных показателей на составные элементы. Как известно, объем реализации продукции равен: VРП = VBП - VИ, где VBП - объем производства; VИ - объем внутрихозяйственного использования продукции.К классу кратных моделей применяют следующие способы их преобразования – удлинения(разложение числителя), формального разложения(разложение знаменателя), расширения (умножения числителя и знаменателя дроби на один или несколько новых показателей), сокращения (создание новой факторной модели путем деления числителя и знаменателя дроби на один и тот же показатель).

 

25. Методические  принципы фукционально-стоимостного анализа. Комплексный подход: 1)Объекты (Технологии Конструкции Процессы Оргструктуры ) 2)Ресурсы (Трудовые, материальные,  Финансовые технологические) 3)Жизненный цикл(Рассмотрение всех стадий жизненного цикла изделий) Системный подход: 1.Объект (Рассмотрение  объекта) 2.Подсистема (Анализ компонентов)

3.Надсистема (Рассмотрение  объектов или  элементов системы Более высокого уровня) Функциональный подход:

1)Качество функций (Анализ  эффективности Выполнения функций) 2)Цена функций (Анализ затрат  на реализацию  функций) 3)Потребителя интересует не объект, а его функции и цена

 

 

18. Методы абсолютных и относительных разниц. Способ абсолютных разниц – величина влияния факторов рассчитывается умножением абсолютного прироста исследуемого фактора на базовую величину факторов, которые находятся справа от него , и на фактическую величину факторов, расположенных слева от него в модели. Особенно эффективно применяется этот способ в том случае если исходные данные уже содержат абсолютные отклонения по факторным показателям. Способ относительных разниц – применяется для измерения влияния факторов на прирост результативного показателя только в факторных моделях типа у=(a-b)*с. Он значительно проще подстановок , что при определенных обстоятельствах делает его очень эффективным То есть когда исходные данные содержат относительные приросты факторных показателей в % или коэффициентах. Для расчета влияния первого фактора необходимо базисную величину результативного показателя умножить на относительный прирост первого фактора, выраженного в процентах и разделить на 100. Для расчета влияния второго фактора нужно к плановой величине результативного показателя прибавить изменение его за счет первого фактора и затем полученную сумму умножить на относительный прирост второго фактора в % и результат разделить на 100 и тд.

 

 

 

16. Методы элеминирования. Метод элиминирования – метод устранения воздействия на результат всех факторов кроме одного. К этой группе относятся следующие методы: цепной подстановки, индексный метод, Абсолютных разниц, относительных разниц.Способ цепной подстановки позволяет определить влияние отдельных факторов на изменение величины результативного показателя путем постепенной замены базисной величины каждого факторного показателя в объеме результативного показателя на фактическую в отчетном периоде. С этой целью определяют ряд условных величин результативного показателя , которые учитывают изменение одного, затем двух, трех и тд факторов, допуская, что остальные не меняются. Последовательность расчетов при методе цепных подстановок – в первую очередь нужно учитывать изменение количественных, а затем качественных показателей. Способ абсолютных разниц основан на нахождении разности между фактической и базисной величиной частных показателей с последующим определением найденной таким образом величины на изменение обобщающего показателя. Все показатели, предшествующие исчисляемому изменению частного показателя, берутся в их фактическом значении, последующие показатели – в базисном. Алгоритм расчета – A=X*Y*Z, где A – обобщающий показатель, X,Y,Z – факторы, под влиянием которых происходит изменение результативного показателя. Индексный метод – основан на относительных показателях , и выражает отношение уровня данного явления к уровню его в прошлое время или к уровню аналогичного явления, принятого в качестве базы. Индексом называется показатель сравнения двух состояний одного и того же явления во времени, в пространстве, по сравнению с эталоном. Всякий индекс исчисляется сопоставлением соизмеряемой величины с базисной. Основная форма экономических индексов – это агрегатные индексы. Индексным методом можно выявить влияние на изучаемый совокупный показатель различных факторов. Относительных разниц -применяется в детерминированном факторном анализе для оценки влияния каждого отдельного фактора на прирост результативного показателя. К достоинству этого метода относится простота. Способ относительных разниц можно использовать только для мультипликативных и мультипликативно-аддитивных факторных моделей. Способ исходит из того, что все факторы изменяются независимо друг от друга. Сначала меняется базисное значение на отчетное значение у одного фактора при неизменном, статичном состоянии других факторов, затем у двух, трех и так далее. Для расчета величины влияния первого фактора на результативный показатель следует умножить базисную величину результативного показателя на относительный прирост первого фактора в процентах и разделить на 100. Для расчета влияния второго фактора следует умножить сумму базисной величины результативного показателя и его прироста за счет первого фактора на относительный прирост второго фактора.

19. Измерение влияния факторов в стохастических моделях. Стохастические зависимости отличаются приблизительностью, неопределенностью. Они проявляются только в среднем по значительному количеству объектов (наблюдений), каждой величине факторного показателя (аргумента) может соответствовать несколько значений результативного показателя (функции). корреляционная (стохастическая) связь - это неполная, вероятностная зависимость между показателями, которая проявляется только в массе наблюдений. Способы экономического анализа в стохастических моделях

Для определения степень  влияния каждого фактора на уровень  результативного показателя - сравнение параллельных и динамических рядов; аналитические группировки; графики. корреляционный, дисперсионный, компонентный, многомерный факторный анализ и т.д . Применение корреляционного анализа позволяет решить следующие задачи:

1) определить изменение  результативного показателя под  воздействием одного или нескольких  факторов (в абсолютном измерении), то есть определить, на сколько  единиц изменяется величина результативного  показателя при изменении факторного  на единицу;

2) установить относительную  степень зависимости результативного  показателя от каждого фактора.

Использование способов парной корреляции для изучения стохастических зависимостей

Обоснование уравнения связи делается с помощью сопоставления параллельных рядов, группировки данных и линейных графиков. Размещение точек на графике покажет, какая зависимость образовалась между изучаемыми показателями: прямолинейная или криволинейная.

Наиболее простым уравнением, которое характеризует прямолинейную  зависимость между двумя показателями, является уравнение прямой: 

Yх=a+bx,

где х - факторный показатель; Y - результативный показатель; а и b - параметры уравнения регрессии, которые требуется отыскать.

 

22. Сущность и  применение метода компаудинга. Сущность метода компаундинга  состоит в определении суммы денег, которую будет иметь инвестор в конце финансовой операции. При использовании этого метода исследование денежного потока ведется от настоящего к будущему.

Компаундинг  Заданные величины :исходная сумма инвестиций, срок , процентная ставка доходности.

Способы проведения финансовых вычислений  Простой процент представляет собой сумму дохода, начисляемого к основной сумме денежного капитала в каждом интервале общего периода его использования, по которой дальнейшие ее перерасчеты не осуществляются. Начисление простого процента применяется, как правило, при краткосрочных финансовых операциях. Сложный процент представляет собой сумму дохода, начисляемого в каждом интервале общего периода его использования, которая не выплачивается, а присоединяется к основной сумме денежного интервала и в последующем платежном интервале сама приносит доход. Начисление сложного процента применяется, как правило, при долгосрочных финансовых операциях (инвестировании, кредитовании и т.п.).

Методы начисления процента Предварительный метод начисления процента (метод пренумерандо или антисипативный метод) характеризует способ расчета платежей, при котором начисление процента осуществляется в начале каждого интервала. Последующий метод начисления процента (метод постнумерандо или декурсивный метод) характеризует способ платежей, при котором начисление процента осуществляется в конце каждого интервала.

Виды денежного потока Дискретный денежный поток характеризует поток платежей на вложенный денежный капитал, который имеет четко детерминированный период начисления процентов и конечный срок возврата основной его суммы. Непрерывный денежный поток характеризует поток платежей на вложенный денежный капитал, период начисления процентов по которому не ограничен, а соответственно не определен и конечный срок возврата основной его суммы. Например аннуитет Известны два подхода к его определению. Согласно первому подходу аннуитет представляет собой однонаправленный денежный поток, элементы которого имеют место через равные временные интервалы. Второй подход накладывает дополнительное ограничение: элементы денежного потока одинаковы по величине.  % по простой ставке FV=PV(1 +rn)

20. Сущность и  виды корреляционного анализа. Виды корреляций Парная корреляция - это связь между двумя показателями, один из которых является факторным, а другой - результативным. Множественная корреляция возникает от взаимодействия нескольких факторов с результативным показателем. Необходимые условия применения корреляционного анализа. 1. Наличие достаточно большого количества наблюдений о величине исследуемых факторных и результативных показателей (в динамике или за текущий год по совокупности однородных объектов). 2. Исследуемые факторы должны иметь количественное измерение и отражение в тех или иных источниках информации. Применение корреляционного анализа позволяет решить следующие задачи:

1) определить изменение  результативного показателя под  воздействием одного или нескольких  факторов (в абсолютном измерении), то есть определить, на сколько  единиц изменяется величина результативного  показателя при изменении факторного  на единицу;

2) установить относительную  степень зависимости результативного  показателя от каждого фактора.

Использование способов парной корреляции для изучения стохастических зависимостей

Обоснование уравнения связи делается с помощью сопоставления параллельных рядов, группировки данных и линейных графиков. Размещение точек на графике покажет, какая зависимость образовалась между изучаемыми показателями: прямолинейная или криволинейная.

Наиболее простым уравнением, которое характеризует прямолинейную  зависимость между двумя показателями, является уравнение прямой: 

Yх=a+bx,

где х - факторный показатель; Y - результативный показатель; а и b - параметры уравнения регрессии, которые требуется отыскать.

 

23. Метод дисконтирования  денежных потоков.

Метод дисконтирования денежных потоков.– наиболее универсальный метод, позволяющий определить настоящую стоимость будущих денежных потоков.

Применяется метод ДДП (дисконтированных денежных потоков), когда: предполагается, что будущие денежные потоки будут существенно отличаться от текущих ; имеются данные, позволяющие обосновать размер будущих потоков денежных средств от недвижимости; потоки доходов и расходов носят сезонный характер; объект недвижимости строится или только что построен и ввод: (или введен в действие).Коэф. дисконтирования  = 1/(1 + r)

Если процент  начисляется несколько раз в  год PV=FV/(1 + r / m)n*m

Аннуитет

Известны два подхода  к его определению. Согласно первому подходу аннуитет представляет собой однонаправленный денежный поток, элементы которого имеют место через равные временные интервалы. Второй подход накладывает дополнительное ограничение: элементы денежного потока одинаковы по величине

Любой элемент денежного  потока называется членом аннуитета (членом ренты), а величина постоянного временного интервала между двумя его  последовательными элементами называется периодом аннуитета (периодом ренты).

Если каждый элемент аннуитета  имеет место в конце соответствующего периода, аннуитет называется аннуитетом постнумерандо (Ordinary Annuity); если в начале периода — аннуитетом пренумерандо (Annuity Due).

Аннуитет, все элементы которого равны между собой, называется постоянным; если равенства нет. аннуитет носит название переменного.

 

21.Концептуальные  основы измерения стоимости денег  во времени. Концепция стоимости денег во времени состоит в том, что стоимость денег с течением времени изменяется с учетом нормы прибыли на финансовом рынке, в качестве которой обычно выступает норма судного процента. Процентная ставка (ставка процента) — удельный показатель, в соответствии с которым в установленные сроки выплачивается сумма процента в расчете на единицу денежного капитала. В процессе сравнения денежных средств используют: Будущая стоимость денег представляет собой сумму инвестированных в настоящий момент средств, в которую они превратятся через определенный период времени с учетом определенной процентной ставки. Определение будущей стоимости денег характеризует процесс наращения их стоимости (компаундине), который состоит в присоединении к их первоначальной сумме начисленной суммы процентов. Настоящая стоимость денег представляет собой сумму будущих денежных средств, приведенной с учетом определенной ставки процента к настоящему периоду времени. Определение настоящей стоимости денег характеризует процесс дисконтирования их стоимости, который представляет операцию, обратную наращению, осуществляемую путем изъятия из будущей стоимости соответствующей суммы процентов

 

 

 

 

 

 

 

 

24.Понятие функционально-стоимостного анализа. - метод технико-экономического исследования систем, направленный на оптимизацию соотношения между их потребительскими свойствами (качество, функций) и затратами на достижения этих свойств. Основоположники метода ФСА- Соболев Юрий Михайлович , Лоуренс Д. Майлс . Основные идеи ФСА

Потребителя интересует не продукция как таковая, а польза, которую он получит от её использования.

Потребитель стремится сократить  свои затраты.

Интересующие потребителя функции можно выполнить различными способами, а, следовательно, с различной эффпективностью и затратами.

Среди возможных альтернатив  реализации функций существуют такие, в которых соотношение качества и цены является оптимальным для потребителя.

Функция — проявление свойств материального объекта, заключающееся в его действии (воздействия или взаимодействии) на изменение состояния других материальных объектов. Полезная функция — функция, обусловливающая потребительские свойства объекта. Вредная функция — функция, отрицательно влияющая на потребительские свойства объекта. Основная функция — функция, обеспечивающая выполнение главной. Потребительная стоимость – полезность )(способность удовлетворять ту или иную потребность человека) в соотношении с затратами.

Потребительная  стоимость =  полезность/ затраты

Ценность – субъективная оценка стоимости объекта

Цена – стоимость, определенная в ходе конкретной сделки

Модель объекта  ФСА — условное представление объекта в графической или словесной (вербальной) форме, отражающее его существенные характеристики. Компонентная модель — модель, отражающая состав объекта и иерархию (соподчиненность) его элементов. Структурная модель — модель, отражающая взаимосвязи между элементами объекта. Функциональная модель — модель, отражающая комплекс функций объекта анализа и его элементов. Функционально-идеальная модель — функциональная модель, отражающая комплекс функций объекта, реализуемых минимальным числом материальных элементов. Нежелательный эффект — свойства. Техническое противоречие — недопустимое ухудшение в анализируемом объекте одного из параметров при улучшении другого.

Затраты: Излишние – не имеющие прямого назначения к полезности объекта. Вызваны несовершенством технологического процесса

Необходимые – абсолютно необходимы для выполнения изделием нужных потребителю функций

 

 

26. Средства функционально-стоимостного анализа. Методика описания функций объекта с позиции потребителя.

Методика перехода от функционального  представления объекта с позиции  потребителя к параметрическому его представлению с позиции  производителя (структурирование функции  качества и ее количественное представление).

Методика определения зависимости изменения функции качества объекта от изменения его параметров (количественная оценка качества объекта).

Методика анализа качества объекта и его составных частей (определение главных недостатков  объекта, в наибольшей степени снижающих  его конкурентоспособность).

Методика анализа затрат. Выявление зон неоправданно высоких  затрат на всем жизненном цикле объекта (проектирование, производство, хранение, доставка потребителю, сбыт, эксплуатация, утилизация).

Методика выявления и  постановки главных задач по совершенствованию  объекта анализа.

Комплекс интеллектуальных методов поиска новых идей и решений. Программное обеспечения для поиска сильных нестандартных решений.

Методика оценки решений. Программное обеспечение для  количественной оценки новых идей и  проектов.

Методика оценки конкурентоспособности. Определение конкурентоспособной  цены.

27. Принципы организации функционально-стоимостного анализа(ФСА). Принципы организации ФСА: Ранняя диагностика, приоритетность, оптимальная детализация, выделение ведущего звена

Последовательность проведения ФСА: Подготовительный этап, Информативный, Аналитический, Творческий, Исследовательский, Рекомендательный , Внедренческий

На подготовительном этапе выполняются следующие  работы: выбор объекта анализа; подбор членов исследовательской рабочей группы (ИРГ) для решения поставленных задач; определение сроков, конкретных результатов, которых должна достигнуть группа, порядка взаимодействия с соответствующими службами.

Основные принципы проведения ФСА:

 принцип ранней диагностики (сущность в том, что величина выявленных резервов зависит от того, на какой стадии жизненного цикла изделия проводится ФСА, чтобы можно было предупредить излишние затраты);

принцип приоритета (в первую очередь ФСА должны подлежать изделия и процессы, которые находятся на стадии конструкторской разработки, так как именно на этом этапе чаще всего возникают излишние затраты);

 принцип оптимальной детализации (если исследуемый объект сложный, то в результате его деления на функции последних может образоваться очень много, поэтому целесообразно для анализа выделить наиболее интересную необходимую часть объекта); принцип последовательности (необходимо пользоваться логической схемой детализации - от общего к частному (объект - узел - функция), так как при выполнении ФСА результаты его проведения на каждом этапе зависят от полноты и качества выполненных работ на предыдущих этапах; принцип выделения ведущего звена (ликвидации узких мест); принцип функционального подхода, т.е. рассмотрения объекта исследования с позиций тех функций, для выполнения которых он создается; принцип стоимостной оценки, заключающийся в непрерывной экономической оценке возникающих технических решений; принцип системного подхода к объекту ФСА; принцип комплексного подхода; принцип динамического подхода; принцип полного использования достижений информатики и эвристики.

30. Основные требования, предъявляемые к качеству аналитической  информации. К информации анализа предъявляется ряд требований – аналитичность, достоверность, оперативность, сопоставимость, рациональность. Аналитичность – вся система экономической информации должна соответствовать потребностям экономического анализа. Другими словами, обеспечивать поступление данных именно о тех направлениях деятельности  и с той детализацией, которые необходимы для всестороннего изучения экономических явлений и процессов. Достоверность экономической информации означает, что исследуемые явления должны отражаться объективно, иначе, выводы сделанные по результатам анализа, не будут соответствовать действительности, а разработанные специалистами предложения не принесут пользы организации, но и могут оказаться вредными. Оперативность информации – чем быстрее поступает информация тем быстрее можно провести анализ, выявить и устранить недостатки, упущения и потери. Сопоставимость – предусматривает ее обеспечение по предмету и объектам исследования , периоду времени. Анализ будет менее трудоемким если заранее обеспечена сопоставимость показателей. Сбор информации ,ее хранение и использование необходимо осуществлять с минимальными затратами, т е она должна быть рациональной. Прежде всего, это — достоверность как в качественном, так и количественном отношениях. Достоверная информация должна адекватно отражать содержание определяемого вещества в объекте анализа.Основным фактором, влияющим на достоверность анализа, независимо от используемой методики и способов регистрации аналитического сигнала, является стадия пробоотбора, причем погрешность определений, обусловленная пробоотбором, может достигать сотен процентов (см. также раздел "Выбор методов и оборудования"). Другое важное требование к аналитической информации — ее сопоставимость. Это требование напрямую связано с необходимостью использования данных, полученных в различных лабораториях, причем их сопоставимость во многом зависит от погрешности анализа. Если точность результатов неодинакова, то сопоставлять их (а тем более делать на основании этого выводы) некорректно. Если вы пытаетесь сопоставить полученные с помощью компаратора (полуколичественного метода) и спектрофотометра результаты определения аммония в воде, то сравнение можно проводить лишь на качественном уровне1. Надежность аналитической информации зависит также от применения специфических средств обеспечения качества результатов анализа (таких, как градуировочные стандарты и межлабораторные исследования). 

 

 

 

 

 

 

31. Теоретические  основы маржинального анализа.

Маржинальный анализ - анализ соответствия объема продаж, себестоимости  и прибыли, на основание прогнозирования уровня этих величин при заданных организациях. В основу метода положено производство сбытовых и производственных затрат в зависимости от  изменения объемов производства.

Классификация затрат:

Переменные  - с увеличением  производства увеличивается затраты, с сокращением сокращаются. (прямые – сразу относят на прямую себестоимость продукции (сырье, материалы); косвенные – не изменяются.)

Постоянные – не зависят  от объема выпускаемой продукции (прямые – амортизация основного производственного оборудования, косвенные – вообще не зависят от выпуска продукции (з/п АУП)) .

Маржинальноя прибыль = выручка – переменные затраты (зависят от объема    выпускаемой продукции)

Маржинальный  доход на весь объем продаж:

  M= S-V

S – выручка от реализации

V – совокупные переменные затраты (прямые +  косвенные)

Маржинальный доход на единицу продаж:

M = (S – V) / Q = p –v

Q -  объем реализованной продукции в натуральном выражение

P – цена ед. продукции

V – переменные затраты

Основные возможности  маржинального анализа состоят  в определение:

  - безубыточности объема  продаж (порог рентабельности, окупаемость  издержек) при заданных соотношениях  цены постоянных и переменных  затрат;

  -  зоны безопасности, безубыточности;

  -  необходимость объема  продаж для получения заданной  величины прибыли;

  - критический уровень  постоянных затрат при заданном  уровне маржинального дохода;

  - критической цены  реализованной при заданном объеме  продаж и уровне переменных  и постоянных затрат.

Основные этапы анализа. Сбор, подготовка и обработка информации необходимой для проведения анализа, Определение суммы постоянных и переменных издержек на производство и реализацию продукции ,Расчет величины исследуемых показателей, Сравнительный анализ уровня исследуемых показателей, Факторный анализ изменения уровня исследуемых показателей, Прогнозирование их величины в изменяющейся среде.

 

 

 

32.Порядок проведения маржинального анализа.

Условия применения маржинального  анализа:

Необходимое деление издержек на 2 части (постоянные и переменные);

Тождество производства и  реализации продукции в рамках рассматриваемогопериода времени, т.е . запасы готовой продукции существенно не изменятся;

 Пропорциональность поступления  выручки объему раелизованной продукции.

Результат анализа зависит  от:

  -  точности определения  суммы постоянных и пееменных затрат.

Для этой цели используют разные методы:

Алгебраический;

Графический;

Статестический (основанный на корреляционно – регрессионном анализе);

Содержательный (построенный на основе анализа каждой статьи и элементов затрат).

Алгебраический метод – может применяться в том  случае при наличие информации о 2-х точках объема продукции в натуральном выражение (х1 и х2) в соотношениях им затрат (z1 и z2). Переменные затраты на еденицу продукции (в) определяются следующим образом:

       b = (z1-z2)/(x1 – x2)

при корреляционном анализе  нужно большой объем данных.

Безубыточность – такое  состояние, когда бизнес не приносит не прибыли не убытков (выручка, которая  необходима для того чтобы предприятие  получило прибыль).

Зона безубыточности –  разница между фактическим количеством  реализованной продукции и безубыточным объемом. Точка безубыточности = Постоянные расходы/ (Маржинальный доход/ выручка)

Расчет точки критического объема реализованный в % к максимальному объему

Точка безубыточности = Постоянные затраты/ Маржинальный доход* 100%

К – количество проданной  продукции в натуральной еденице = (Постоянные затраты + Прибыль) / (цена – удельные переменные затраты)

 

 

 

 

29. Источники получения  информации. Классификация аналитической  информации. Анализ производственно-хозяйственной деятельности основывается на системе комплексного использования плановых и отчетных показателей. К плановым источникам информации относятся: плановые задания, устанавливаемые вышестоящими хозяйственными органами управления (основная номенклатура продукции, объем реализации продукции, уровень производительности труда, качественные показатели продукции, общие затраты на рубль товарной продукции, предельный лимит материальных затрат, абсолютный размер прибыли, рентабельность и др). К учетным источникам информации относятся: бухгалтерский учет и отчетность, а также выборочные учетные данные. Такое деление учетной информации зависит от назначения и целей анализа, особенностей анализируемого объекта. Основным источником информации являются бухгалтерский учет и отчетность.

С помощью бухгалтерского учета системно на основании документов отражаются все происходящие на предприятии хозяйственные операции. С помощью методов сплошного и непрерывного наблюдения, систематизации хозяйственных операций по направлениям достигается объективная количественная и стоимостная характеристика многообразных хозяйственных операций. С помощью статистического учета и отчетности отражается количественная сторона явлений в непосредственной связи с их качественными признаками. С помощью статистического учета получают сведения о показателях объема производства, использовании оборудования и его производственных мощностей, рабочего времени

Оперативные учет и отчетность, применяемые на многих участках производственно-хозяйственной деятельности предприятий, являются средством контроля за протеканием производственных и хозяйственных процессов по сравнению с плановыми. Под системой показателей подразумевается такое упорядоченное их множество, в котором каждый показатель дает качественную и количественную характеристику определенной стороны деятельности хозяйствующего субъекта, взаимосвязан с другими показателями, но не дублирует их, обладает свойствами сводимости и делимости. Приведенная классификация аналитических показателей охватывает их группировку по девяти признакам:

абсолютные показатели, характеризующие объемы деятельности анализируемого хозяйствующего субъекта (например, объем реализации товаров, сумма затрат на производство товаров или услуг, объем оптового или розничного товарооборота, сумма авансированного капитала, величина прибыли или убытка, численность персонала, стоимость основных средств, размеры запасов).

Относительные показатели, имеющие первостепенное значение для оценки эффективности работы анализируемой организации в целом или ее внутренних структурных подразделений, рассчитываются уже путем различных математических действий в процессе аналитической обработки информации.

Для усиления сопоставимости данных применяются, где это возможно, натуральные и переводимые в натуральные с помощью специально устанавливаемых коэффициентов так называемые условно-натуральные измерители.

Группировка аналитических  показателей на количественные и качественные тесно связана с их делением на абсолютные и относительные, но полностью с ней не совпадает.

Обобщающими считаются показатели, с помощью которых даются сводные характеристики состояния анализируемого хозяйствующего субъекта, степени использования им находящихся в его распоряжении ресурсов и эффективности хозяйствования, выражающейся в достижении преследуемых им целей.

Любой обобщающий показатель может быть разложен на ряд частных показателей, играющих по отношению к нему подчиненную роль. Эти частные показатели способствуют выявлению и измерению влияния отдельных внутренних и внешних факторов, определяющих размеры и динамику обобщающего показателя.

Интегральный показатель, выводимый на базе ряда других весьма различных по своему экономическому содержанию и практическому назначению, не характеризует конкретных результатов работы анализируемого субъекта и степень достижения поставленных перед ним многочисленных целей. Такой показатель можно применять для определения рейтинга. Во всех других случаях его использование не соответствует многоцелевому характеру функционирования хозяйствующих   субъектов.

28. Структура информационной  системы промышленного предприятия.

В современном мире мы наблюдаем  стремительное развитие информационных технологий, проникающих в различные  сферы деятельности. Развитие промышленных предприятий, достижение успехов в  бизнесе, связанных с созданием  и реализацией продукции и  услуг, в наш век невозможны без  использования информационных технологий.

Типы производственных процессов: дискретное и непрерывное (процессное).

Непрерывное производство (Process-Costing) / процессное - это совокупность непрерывных технологических процессов, организованных в виде производственной линии, участка, цеха или предприятия в целом; диктуется характером технологии. К ним относятся предприятия пищевой, химической, фармацевтической, целлюлозно-бумажной, металлургической промышленности, энергетика, и др. Непрерывное производство характеризуется тем, что продукция в этом случае воспринимается как единой целое, и не имеет смысла раскладывать его на составные единицы в процессе производства. Дискретное производство — тип производства, в котором исходный материал (сырье) при переработке в исходный продукт претерпевает более одного передела с прерыванием технологического процесса. К этому типу относится и позаказное (Job-Order-Costing) производство, характеризующееся тем, что предприятие изготавливает различные виды продуктов, которые могут быть выражены в количестве штук или подразделены на более или менее мелкие серии. Каждый продукт или серия продукции может быть выделена по свойственным им признакам. Дискретный тип производства превалирует в машиностроении, приборостроении, легкой промышленности, на предприятиях по выпуску мебели, упаковок.

Информационно-управляющая  структура производственного предприятия:

1) АСУТП (производственные зоны: цеха, участки, линии );

2) MES-системы (управление производством: руководители производства, службы гл. механика, гл. технолога);

3) ERP-системы (финансово-хоз управление: финансы, бухгалтерия, кадры);

4) OLAP-системы (стратегия и маркетинг: высший менеджмент).

АСУТП — автоматизированные системы управления технологическими процессами;

MES — (Manufacturing Execution System) — исполнительная система производства, автоматизированная система управления производства, информационно-вычислительная система. Системы такого класса решают задачи синхронизации, координируют, анализируют и оптимизируют выпуск продукции в рамках какого-либо производства в режиме реального времени.

ERP - (Enterprise Resource Planning) — Система планирования ресурсов предприятия. Основное назначение ERP — управление финансовой и хозяйственное деятельностью предприятия. ERP-система работает на самом верхнем уровне в иерархической лестнице систем управления, она затрагивает основные аспекты всех элементов производственной и торговой деятельности предприятия.

OLAP — (On-Line Analytic Processing) — Оперативный многомерный анализ данных. Аналитическая обработка в реальном времени, технология обработки информации, включающая составление и динамическую публикацию отчетов и документов. Используется аналитиками для быстрой обработки сложных запросов к базе данных. Служит для подготовки бизнес-отчетов по продажам, маркетингу.



курсовая анализ качества продукции промышленного предприятия.docx

— 52.11 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Анализ качества продукции промышленного предприятия