Анализ качества продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 16:37, реферат

Краткое описание

Важнейшим источником роста эффективности производства является постоянное повышение технического уровня и качества выпускаемой продукции. Но не каждое предприятие затрачивает свои материальные и другие ресурсы на постоянное улучшение качества и модернизацию технологий. Такие организации пытаются удерживать свою продукцию на постоянном достаточно высоком уровне качества. В этих целях создаётся отдел управления и контроля за качеством выпускаемой продукции.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. Общественные потребности. Понятие качества продукции. Анализ качества продукции
2. Оценка качества. Стандартизация и сертификация в системе обеспечения качества
3. Стоимость плохого качества. Оптимальное качество продукции
4. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции
5. Анализ ассортимента и структуры продукции
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

реферат по качеству 2.docx

— 47.40 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, КУЛЬТУРЫ И  СПОРТА УКРАИНЫ 

ПРИАЗОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине: «Экономические проблемы качества»

на тему: «Анализ качества продукции»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка группы ПЭ-07

Улан Е.В.

Проверил:

Ковалев А.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мариуполь, 2012 г.

План

 

ВВЕДЕНИЕ

1. Общественные потребности. Понятие качества продукции. Анализ качества продукции

2. Оценка качества. Стандартизация и сертификация в системе обеспечения качества

3. Стоимость плохого качества. Оптимальное качество продукции

4. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции

5. Анализ ассортимента и структуры продукции

ВЫВОДЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Важнейшим источником роста эффективности  производства является постоянное повышение  технического уровня и качества выпускаемой  продукции. Но не каждое предприятие  затрачивает свои материальные и  другие ресурсы на постоянное улучшение  качества и модернизацию технологий. Такие организации пытаются удерживать свою продукцию на постоянном достаточно высоком уровне качества. В этих целях создаётся отдел управления и контроля за качеством выпускаемой  продукции.

В настоящее время, время рыночной экономики, на рынке складывается ситуация жесточайшей конкуренции и следовательно  потребитель становится более разборчивым в выборе товаров. В связи с этим любой фирме необходимо зарекомендовать себя на рынке как производителя качественной и доступной продукции. Но также зарекомендованное имя фирмы может быть уничтожено одним её неверным шагом – снижением качества выпускаемых товаров, в этом случае потребитель производит выбор продукции конкурентной фирмы.

Качество продукции одна из самых  актуальных проблем на сегодняшний  день и любое предприятие, которое  имеет своей целью, завоевать  больший сегмент рынка вкладывает большое количество средств именно в качество производимой продукции.

 

1. Общественные потребности. Понятие качества продукции.

 

Продукция – материализованный результат  трудовой деятельности людей, полученный в определённом месте и за определённый интервал времени, обладающий полезными  свойствами и предназначенный для  использования потребителями в  целях удовлетворения их потребностей.

Результаты  труда могут быть овеществлёнными (сырьё, материалы, пищевые продукты, ткани, обувь, топливо, машины, приборы, устройства и т. д.) и неовеществлёнными (энергия, информация, некоторые виды услуг и т. д.).

Вся произведённая  продукция является результатом  общественной потребности в данном виде овеществленного или неовеществлённого  результата труда.

Потребность – это экономическая категория, стимулирующая развитие материальных условий жизни общества, воспроизводство  которых необходимо для его жизнедеятельности. Рассмотрение научных основ управления качеством продукции начинается с определения потребностей, так  как без потребления нет производства. Производство и потребление всегда есть две стороны единого процесса, в котором «производство производит предмет потребления, способ потребления  побуждение к потреблению. Потребление  завершает акт производства, делает продукт действительно продуктом  и создаёт потребность в новом  производстве».

Производственные  потребности определяются задачами развития общественного производства и научно-техническим прогрессом.

Точная  информация о характере, структуре, объёме и  тенденция развития общественных потребностей, учёт платёжеспособного  спроса населения, его дифференциацию по различным возрастным, национальным и региональным группам является необходимой предпосылкой для принятия оптимальных решений при управлении качеством продукции.

Товар - это продукт труда, предназначенный для обмена путём купли-продажи.

Всякий  товар обладает двумя свойствами: потребительной стоимостью и стоимостью.

Помимо  двух основных свойств, всякий товар  должен обладать такой характеристикой  как качество продукции.

«Качество продукции», «качество» является одним из тех слов, которыми мы пользуемся, не задумываясь, но которые трудно поддаются точному определению.

По справедливому замечанию  профессора Гличева А.В.; «категория качества продукции - одна из сложнейших, с которой человеку приходится иметь  дело». Сегодня в развитых промышленных странах производится свыше 25 миллионов  различных видов промышленной продукции. Все это огромное многообразие имеет  одну отличительную особенность: каждый предмет, каждое изделие и каждая машина изготовлены с определенной целью, они предназначены для  выполнения определенных функций, для  удовлетворения тех или иных потребностей человека.

Поэтому в середине 50-х годов  в Европе и в США самым распространенным определением «качества» было: «Качество - степень соответствия данного изделия требованиям, предъявляемым к нему его назначением».

2. Оценка качества. Стандартизация и сертификация в системе обеспечения качества

 

Оценка уровня качества объекта  и классификация показателей  качества рассматриваются в квалиметрии.

Квалиметрия — отрасль науки, изучающая  и реализующая методы количественной оценки качества. Основные задачи квалиметрии: обоснование показателей качества, разработка методов их определения, расчета и оптимизации, совершенствование типоразмеров и параметрических рядов изделий, разработка обобщенных показателей и обоснование условий их использования в задачах стандартизации и управления качеством. Объектами квалиметрии могут быть любые товары и услуги, к которым применимо понятие «качество».

Исходным положением квалиметрии  является то, что качество зависит  от большого числа свойств объекта. Кроме того, нужно учитывать и  условия, в которых продукт будет  использован. Любая продукция или  услуга имеет множество свойств. Под свойствами продукции понимают ее объективные особенности, проявляющиеся  при производстве, эксплуатации и  потреблении. Различают производственные и потребительские свойства продукции. К производственным относится вся  совокупность свойств, создаваемых  в процессе производства. Она представляет собой потенциальное качество. Потребительские  свойства продукции характеризуют  лишь ту совокупность показателей, которая  относится к числу наиболее важных и значимых для потребителя. Это  реальное качество продукции.

Показатели качества — количественные характеристики одного или нескольких свойств продукции, рассматриваемые  применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления. Показатели качества количественно  обусловливают степень способности  продукции удовлетворять определенные потребности.

Можно выделить простые (масса, емкость, длина и т. д.) и сложные (безотказность, ремонтопригодность и т. д.) количественные характеристики одного или нескольких свойств, составляющих качество, соответственно единичные и комплексные показатели качества.

Каждый вид продукции характеризуется  своей номенклатурой показателей  качества.

При оценке качества отечественных  товаров для населения применяются  показатели: сорт (пищевые продукты, продукция легкой промышленности), группа сложности (бытовая радиоаппаратура), марка (цемент, кирпич), категория качества (видеокассеты). В мировой практике для оценки степени превосходства  одной части продукции над  другой используют градацию (класс, сорт) — это категория или разряд, присвоенные продукции, имеющей  одно и то же функциональное применение, но к которой применяются различные  требования в отношении качества.

Показатель, по которому принимается  решение оценивать качество продукции, называется определяющим. Обобщающие показатели — это средняя величина, учитывающая количественные оценки основных свойств продукции и  коэффициентов их весомости. Оптимальное  значение качества продукции такое, при котором достигается наибольший полезный эффект от ее эксплуатации (потребления) при заданных затратах на создание и эксплуатацию (потребление).

Оценка качества может проводиться  по однородной продукции в одинаковых и различных условиях, по разнородной  — относительно бригады, предприятия, объединения, территориальных структурных  образований.

Можно сделать вывод, что качество продукции находится в постоянной динамике и является крайне неустойчивой категорией.

Контроль качества можно свести к двум основным понятиям — измерение  контролируемых параметров и распределение  их значений. Посредством анализа  качества с помощью имеющихся  данных и статистических методов  определяют отношение между точными  и замененными качественными  характеристиками. Анализ позволяет  уяснить связь между факторами, влияющими на бесперебойное функционирование производственного процесса, и такими результатами, как качество, стоимость, производительность и т. д.

Рассмотрим наиболее доступные  статистические методы управления качеством.

Метод расслоения (послойный анализ) применяют для выяснения причин разброса характеристик изделий, если допускается, что отклонения в качестве продукции связаны с условиями  производства. Сущность его заключается  в разделении (расслоении) полученных характеристик в зависимости  от разных факторов: квалификации работников, методов работы, характеристик оборудования качества сырья, соответствие продукции  установленным стандартам.

Стандартизация — установление и применение правил (стандартов) с  целью упорядочения деятельности в  определенных отраслях на пользу и  при участии всех заинтересованных сторон. Объекты стандартизации —  конкретная продукция, нормы, требования, методы, термины, обозначения и т. д., многократно применяемые, используемые в различных сферах экономики, международной торговле.

Стандарт — нормативно-технический  документ по стандартизации, устанавливающий  комплекс норм, правил, требований к  объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом.

Сертификация — это необходимый  процесс, гарантирующий соответствие показателей качества продукции  требованиям нормативно-технической  документации и стандартам. По определению  Международной организации по стандартизации ИСО, под сертификацией соответствия понимают действие третьей стороны, доказывающее, что должным образом  идентифицированные продукция, процесс  или услуга соответствуют стандарту  или другому нормативному документу.

Исходя из этого определения, можно  выделить основные характеристики сертификации:

- независимость — действия предпринимаются третьей стороной, которой может быть лицо или орган, признаваемые с помощью специальной процедуры независимыми от участвующих сторон в рассматриваемом вопросе; объект сертификации должен быть идентифицирован, то есть сертификации подвергается именно то, что поименовано (например, кофе, а не кофейный напиток, представленный вместо кофе);

- устанавливается соответствие только тем требованиям, которые предусмотрены в стандартах или других нормативных документах, с помощью объективных методов проверки, обеспечивающих четкое и однозначное толкование.

В системе сертификации третьей  стороной применяются два способа  указания соответствия стандартам: сертификация соответствия и знак соответствия.

Сертификат соответствия — документ, изданный по правилам системы сертификации и удостоверяющий, что должным  образом идентифицированная продукция  соответствует конкретному стандарту  или другому нормативному документу.

Сертификат качества продукции  — включает точное наименование продукции, стандарт или технические условия, по которым она производится, и  для наглядности качественные показатели и характеристики; сертификат на происхождение  товара — предназначен для определения  страны происхождения товара и завода изготовителя.

Знак соответствия — это защищенный в установленном порядке знак, применяемый вместе с правилами  сертификации и указывающий, что  данная продукция соответствует  конкретному стандарту или другому  нормативному документу. Знаком соответствия товар маркируется в том случае, если в нем соблюдены все требования стандарта (в России это ГОСТ 28197—90). Знаки соответствия подтверждают качество продукции и, как правило, размещаются  на сертификатах, таре и упаковке.

1.3 Стоимость плохого качества. Оптимальное качество продукции

 

Анализ затрат на качество можно  рассматривать как экономическую  оценку эффективности системы, а  результаты такого анализа берутся  за основу при принятии решения по совершенствованию программ обеспечения  качества. Информация о расходах должна быть в центре постоянного внимания руководства фирмы как для контроля, так и для увязки этих затрат с другими статьями расходов организации. Затраты на качество должны рассматриваться как основа установления размера вложений в систему обеспечения качества. Снижение расходов на качество - одна из главных целей системного управления качеством.

Информация о работе Анализ качества продукции