Анализ качества продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 16:37, реферат

Краткое описание

Важнейшим источником роста эффективности производства является постоянное повышение технического уровня и качества выпускаемой продукции. Но не каждое предприятие затрачивает свои материальные и другие ресурсы на постоянное улучшение качества и модернизацию технологий. Такие организации пытаются удерживать свою продукцию на постоянном достаточно высоком уровне качества. В этих целях создаётся отдел управления и контроля за качеством выпускаемой продукции.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. Общественные потребности. Понятие качества продукции. Анализ качества продукции
2. Оценка качества. Стандартизация и сертификация в системе обеспечения качества
3. Стоимость плохого качества. Оптимальное качество продукции
4. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции
5. Анализ ассортимента и структуры продукции
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

реферат по качеству 2.docx

— 47.40 Кб (Скачать)

Объем производства и реализации продукции  может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных  измерителях. Обобщающие показатели объёма деятельности предприятия получают с помощью стоимостной оценки, для чего используют сопоставимые или текущие цены.

Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручки); может выражаться в сопоставимых, плановых и текущих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. От того, как продаётся продукция, какой спрос на неё на рынке, зависит и объем её производства.

Немаловажное значение для оценки выполнения производственной программы  имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.

Условно-натуральные показатели, как  и стоимостные, применяются для  обобщенной характеристики объемов  производства продукции, например на консервных заводах применяется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных  предприятиях — количество условных ремонтов, в обувной промышленности - условные пары обуви, исчисленные  на основе коэффициентов их трудоемкости, и т.д.

Нормативные трудозатраты также используются для обобщенной оценки объемов выпуска  продукции - в тех случаях, когда  в условиях многопродуктового производства не представляется возможным выразить общий его объем в натуральных  или условно-натуральных измерителях.

Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. Далее производится оценка выполнения плана по производству и реализации продукции за отчётный период (месяц, квартал, год).

 Оперативный анализ производства  и отгрузки продукции осуществляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему и ассортименту за день, нарастающим итогом с начала месяца, а также отклонение от плана.

Анализ реализации продукции тесно  связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам  для предприятия оборачивается  уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может  потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.

Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д. При анализе реализации продукции  особое внимание следует обращать на выполнение обязательств по госзаказу, кооперированным поставкам и  по экспорту продукции.

В процессе анализа производства и  реализации продукции необходимо оценить  также риск невостребованной продукции, который может возникнуть вследствие падения спроса на нее. Он определяется величиной возможного материального  и морального ущерба предприятия, вызванного этой причиной. Каждое предприятие  должно знать величину потерь, если какая-то часть продукции окажется нереализованной. Чтобы избежать последствий  невостребованности продукции, необходимо изучить факторы ее возникновения  с целью поиска путей недопущения  или минимизации потерь.

Внутренние причины: неправильно  составленный прогноз спроса на продукцию  служащими предприятия; неправильная ценовая политика предприятия на рынках сбыта; снижение конкурентоспособности продукции в результате низкого качества сырья, оборудования, отсталой технологии, низкой квалификации персонала; неэффективная организация процесса сбыта и рекламы продукции.

Внешние причины: неплатежеспособность покупателей; повышение процентных ставок по вкладам; демографические, социально-экономические, политические и другие причины.

Риск невостребованной продукции  можно подразделить на преодолимый и непреодолимый. Критерием отнесения его к одной из групп является экономическая целесообразность нововведений, направленных на продвижение товаров на рынок. Если дополнительные затраты на дизайн, улучшение качества, упаковку, рекламу, организационную перестройку производства и сбыта превышают сумму их покрытия выручкой, то экономически они нецелесообразны и риск, следовательно, является непреодолимым, и наоборот.

Риск невостребованной продукции  может быть обнаружен на предпроизводственной, производственной и поспепроизводственной  стадиях. Если риск обнаружен на предпроизводственной стадии, то экономический ущерб будет  меньшим — это только расходы  на исследование рынка, разработку изделия  и др. Если же риск невостребованной продукции обнаружен на производственной или послепроизводственной стадии, то это может серьезно пошатнуть  финансовое состояние предприятия: в сумму ущерба кроме указанных  расходов войдут издержки на подготовку, освоение, производство и частично сбыт продукции.

В зависимости от стадии обнаружения  риска невостребованной продукции  управленческие решения могут быть разными: на предпроизводственной стадии можно не приступать к производству данного вида продукции, заменив  его другим; на производственной стадии еще можно внести существенные изменения  в дизайн, конструкцию, цену изделия  и за счет этого продвинуть его  на рынок; на послепроизводственной  стадии нужно думать, как избежать банкротства, потому что невостребованная продукция - это прямой убыток для  предприятия. Каждый товар должен производиться  лишь в том случае, когда есть платежеспособный спрос на него, подкрепленный  заявками или договорами на его поставку.

Чтобы оценить риск невостребованной продукции, нужно проанализировать обеспеченность производства продукции  контрактами или заявками на поставку, динамику остатков готовой продукции  по каждому виду, их долю в общем  объеме продаж, скорость продаж и т.д.

Важным обобщающим показателем, используемым для характеристики скорости реализации продукции, является продолжительность  ее нахождения на стадии реализации. Для  расчета данного показателя необходимо средние остатки готовой продукции  разделить на однодневный объем  продаж. Рост его уровня свидетельствует о трудностях сбыта и повышении риска невостребованной продукции.

5. Анализ ассортимента и структуры продукции

 

Большое влияние на результаты хозяйственной  деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.

Своевременное обновление ассортимента продукции (услуг) с учетом изменения  конъюнктуры рынка является одним  из важнейших индикаторов деловой  активности предприятия и его  конкурентоспособности.

При формировании ассортимента и структуры  выпуска продукции предприятие  должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а  с другой — наиболее эффективное  использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в  его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя:

- определение текущих и перспективных  потребностей покупателей; оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;

- изучение жизненного цикла  изделий на рынках, принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;

- оценку экономической эффективности  и степени риска изменений  в ассортименте продукции.

Обобщающую характеристику изменений  ассортимента продукции дает одноименный  коэффициент, уровень которого определяется следующим образом: объем продукции, принятый в расчет делим на базовый  объем производства (реализации) продукции.

В расчет данного коэффициента принимается  фактический выпуск продукции каждого  вида в отчетном периоде, но не более  базового (планового, прошлого периода).

Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. удельный вес одних видов продукции  возрастает, а других — уменьшается.

Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем  выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более  дорогой продукции, то объем ее выпуска  в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного  веса высокорентабельной и, соответственно, при уменьшении доли низкорентабельной  продукции.

Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей  можно произвести способом цепной подстановки, который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры  продукции. Также результат можно  получить и более простым способом - способом процентных разностей

 

ВЫВОДЫ

 

Качество  продукции – совокупность свойств  продукции, обуславливающих ее пригодность  удовлетворять определенные потребности  в соответствии с ее назначением. Качество продукции находится в  постоянной динамике и является крайне неустойчивой категорией.

Можно сказать, что на данном предприятии очень  строго следят за качеством выпускаемой  продукции, возможно в силу конкуренции  существующей на рынке сбыта, возможно, из-за первоначально верно акцентированным вниманием именно на качество выпускаемой продукции. Ведь именно качество на рынке сегодня ценится больше всего отечественными потребителями. На рынке хлебобулочных изделий очень много разных производителей, но далеко не все следят за качеством выпускаемой продукции и её соответствием с ценой товара. Но, такие продавцы на рынке, редко находят своих постоянных покупателей и в результате, чаще всего такие предприятия очень скоро прекращают своё существование.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Окрепилов В.В. Управление качеством: Учебник – 2-е изд., доп. И перераб.- М.: Экономика, 1999
  2. Капырин В.В. Системы управления качеством: учебник для студентов вузов/ В.В. Капырин, Г.Д. Коренев.- М., Европ. Центр по качеству., 2002.-323 с.
  3. А.В. Гличёв. Основы управления качеством продукции. Изд-во АМИ, 1999.
  4. Качество и стандартизация.- М.: Экономика, 2002- 168с.



Информация о работе Анализ качества продукции