Экономический анализ качества продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 07:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в проведении исследования и экономического анализа качества продукции на примере ОАО «Первый хлебокомбинат».
Для достижения поставленной цели в работе решить следующие задачи:
- Определить экономическую сущность качества продукции;
- Изучить показатели и методы оценки качества;
- Рассмотреть организацию контроля качества продукции;
- Провести анализ производственно – хозяйственный деятельности ОАО «Первый хлебокомбинат»

Оглавление

Введение.…………………………………………………………………………………..…3
1. Качество продукции
1.1. Понятие качества продукции, и ее показатели……………………………….5
1.2. Методы оценки качества продукции………………………………….……….13
1.3. Контроль качества продукции…………………………………………………....17
2. Система управления качеством продукции
2.1.Характеристика предприятия ОАО «Первый хлебокомбинат»………….20
2.2. Анализ качества продукции ……………………………………………………25
2.3Анализ брака продукции на предприятии……………………………………..28
Заключение……………………………………………………………………………….31
Библиографический список…………………………………………………………....34

Файлы: 1 файл

кэахд.docx

— 87.26 Кб (Скачать)

 

                                 Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

         «Челябинский институт экономики и права им. М.В. Ладошина»

 

Заочный факультет

Кафедра Бухгалтерского учета, анализа и аудита

 

Курсовая работа

             ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

 

                 Выполнил студент гр.  БУЗ-426с

                 Н.В. Киселева

                 Научный руководитель:

                 Н.С.Фомичева 

                 Дата защиты «__» _____ 2012г.

                 Оценка____________________

                  ___________________________

                           (подпись руководителя)

 

Челябинск

2012

 

Оглавление

                                             С

Введение.…………………………………………………………………………………..…3

1.  Качество продукции

1.1. Понятие качества продукции,  и ее показатели……………………………….5

1.2. Методы оценки качества  продукции………………………………….……….13

1.3. Контроль качества  продукции…………………………………………………....17

2. Система управления  качеством продукции 

2.1.Характеристика предприятия  ОАО «Первый хлебокомбинат»………….20

2.2. Анализ качества продукции  ……………………………………………………25

2.3Анализ брака продукции на предприятии……………………………………..28

Заключение……………………………………………………………………………….31

Библиографический список…………………………………………………………....34

Приложение…………………………………………………………………….37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Важнейшим источником роста  эффективности производства является постоянное повышение технического уровня и качества выпускаемой продукции. Но не каждое предприятие затрачивает  свои материальные и другие ресурсы  на постоянное улучшение качества и  модернизацию технологий. Такие организации  пытаются удерживать свою продукцию  на постоянном достаточно высоком уровне качества. В этих целях создаётся  отдел управления и контроля за качеством  выпускаемой продукции.

 В настоящее время,  время рыночной экономики, на  рынке складывается ситуация  жесточайшей конкуренции и следовательно  потребитель становится более  разборчивым в выборе товаров.  В связи с этим любой фирме  необходимо зарекомендовать себя  на рынке как производителя  качественной и доступной продукции.  Но также зарекомендованное имя  фирмы может быть уничтожено  одним её неверным шагом –  снижением качества выпускаемых  товаров, в этом случае потребитель  производит выбор продукции конкурентной  фирмы. 

Качество продукции одна из самых актуальных проблем на сегодняшний  день и любое предприятие, которое  имеет своей целью, завоевать  больший сегмент рынка вкладывает большое количество средств именно в качество производимой продукции.

 Данное предприятие  высоким уровнем качества и  широкой номенклатурой своей  продукции привлекает потребителей  разных возрастов и материального  положения.

Цель данной работы заключается  в проведении исследования и экономического анализа качества продукции на примере  ОАО «Первый хлебокомбинат».

 

Для достижения поставленной цели в работе решить следующие задачи:

  -  Определить экономическую сущность качества продукции;

  -  Изучить показатели и методы оценки качества;

  -  Рассмотреть организацию контроля качества продукции;

  - Провести анализ производственно – хозяйственный деятельности ОАО «Первый хлебокомбинат»;

 Предметом исследования  является экономический анализ качества продукции.

 Объектом исследования является процесс экономического анализа качества продукции.

 Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.

 Во введении обоснована актуальность выбранной темы, определены цель, предмет,  объект и задачи  исследования.

 В первой главе рассмотрены показатели, методы оценки и контроль качества продукции.

 Во второй  главе дан анализ производственно – хозяйственный деятельности ОАО «Первый хлебокомбинат» и сделан экономический анализ качества продукции.

 В заключении сформулированы основные выводы по выполненной работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Качество продукции

1.1. Понятие качества продукции, и ее показатели

 

Продукция – материализованный  результат трудовой деятельности людей, полученный в определённом месте  и за определённый интервал времени, обладающий полезными свойствами и  предназначенный для использования  потребителями в целях удовлетворения их потребностей. [19;  с. 226]

Результаты труда могут  быть овеществлёнными (сырьё, материалы, пищевые продукты, ткани, обувь, топливо, машины, приборы, устройства) и не овеществлёнными (энергия, информация, некоторые виды услуг).

Потребность – это экономическая  категория, стимулирующая развитие материальных условий жизни общества, воспроизводство которых необходимо для его жизнедеятельности. Рассмотрение научных основ управления качеством  продукции начинается с определения  потребностей, так как без потребления  нет производства. Производство и  потребление всегда есть две стороны  единого процесса, в котором «производство  производит предмет потребления, способ потребления побуждение к потреблению. Потребление завершает акт производства, делает продукт действительно продуктом  и создаёт потребность в новом  производстве».

Производственные потребности  определяются задачами развития общественного  производства и научно-техническим  прогрессом.

Точная информация о характере, структуре, объёме и  тенденция развития общественных потребностей, учёт платёжеспособного  спроса населения, его дифференциацию по различным возрастным, национальным и региональным группам является необходимой предпосылкой для принятия оптимальных решений при управлении качеством продукции.

Товар – это продукт труда, предназначенный для обмена путём купли-продажи. Различный товар обладает двумя свойствами: потребительной стоимостью и стоимостью. [19; с. 365]

Помимо двух основных свойств, товар должен обладать такой характеристикой как качество продукции.

Качество продукции —  это совокупность свойств товара, обусловливающих его пригодность  удовлетворять определенные потребности  в соответствии с назначением. Оно  фиксируется на конкретный период времени  и изменяется при появлении более прогрессивной технологии.

Необходимость предприятия  в проведении экономического анализа  качества продукции заключается  в том, что ни в бухгалтерском, статистическом и оперативно – техническом  учетах и отчетностях не вскрывается  влияние производительности труда  на изменение выпуска продукции, ее качества, снижение  себестоимости, уменьшение потребности в рабочей  силе. Поэтому  деятельность предприятия, которая не может быть отражена в  учете и отчетности, изучают путем  анализа.

Для анализа качества продукции предприятия необходимо располагать соответствующими источниками информации. Наиболее важными из них являются все виды отчетности: бухгалтерская, статистическая (государственная и внутриведомственная) и оперативно-техническая, которые содержат разностороннюю количественную и качественную характеристику деятельности предприятия за анализируемый период. Используют также регистры бухгалтерского и оперативно-технического учета и первичные документы.

Цель анализа качества продукции:

  1. оценить технический уровень продукции;
  2. выявить отклонения технического уровня отдельных изделий по сравнению с базовым уровнем и теоретически возможным;
  3. проанализировать структуру выпуска по параметрам, характеризующим качество изготовления и поставки продукции;
  4. выявить факторы, сдерживающие рост технического уровня продукции;
  5. обосновать возможности повышения качества.

Задачи анализа качества продукции являются:

  1. изучение динамики показателей;
  2. выполнение плана по их уровню;
  3. причины их изменения и оценка выполнения плана по уровню качества продукции;
  4. определение влияния качества на стоимостные показатели работы предприятия.

Качество начинается с  исследования потребностей. Это самый  важный этап жизненного цикла любого товара, так как именно на нем  решается общий замысел товара, формируется  образ, устанавливаются общие характеристики.

Качественный товар нельзя сделать на основании плохого  проекта, в котором не учтены особенности  изделия, не просчитаны возможные поломки  и отказы, не проанализированы каждая составляющая товара и ее влияние  на функционирование изделия в целом, не оптимизирована стоимость изготовления и последующего обслуживания.

Качество закладывается  в товар с самого начала и контролируется на всех стадиях. Качественный товар  получается, только если на всех стадиях  соблюдаются необходимые требования. [5; с. 285]

Свойство продукции —  объективная особенность товара, которая может проявляться при  создании, эксплуатации или потреблении. Продукция имеет множество различных  свойств, которые необходимо учитывать  при ее разработке, производстве, хранении, транспортировании, эксплуатации или  потреблении. Термин «эксплуатация» применяется  к такой продукции, которая в  процессе использования расходует  свой ресурс (машина). Термин «потребление»  относится к продукции, которая  при ее использовании по назначению расходуется сама (продукты питания).

Свойства могут быть простыми и сложными. К простым относятся  масса, емкость, скорость. К сложным – надежность технических средств, безотказность прибора, ремонтопригодность станка.

Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления, называется показателем качества продукции.

По способу выражения  показатели продукции могут быть натуральными (метры, километры), относительными (проценты, коэффициенты, баллы, индексы), а также стоимостными.

По стадии определения  – прогнозируемые, проектные, нормативные, фактические.

По характеризуемым свойствам  применяются следующие группы показателей.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведённой продукции не зависимо от ее вида и назначения:

  1. удельный вес новой продукции в общем её выпуске;
  2. удельный вес продукции высшей категории качества;
  3. средневзвешенный балл продукции;
  4. средний коэффициент сортности (отношение стоимости произведенной продукции к ее стоимости по ценам первого сорта);
  5. удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;
  6. удельный вес сертифицированной продукции;
  7. удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
  8. удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны. [8; с. 188]

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:

  1. Показатели назначения характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначается.
  2. Надежность – это свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров и требуемых функций. Надежность объекта в зависимости от назначения и условий его применения включает безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость.
  3. Эргономические показатели характеризуют удобство и комфорт потребления (эксплуатации) изделия на этапе функционального процесса в системе «человек – изделие - среда использования».
  4. К показателям технологичности относятся: удельная трудоемкость, материалоемкость, энергоемкость изготовления и обслуживания.
  5. Показатели транспортабельности характеризуют приспособленность продукции к транспортировке.
  6. Патентноправовые показатели свидетельствуют о патентной чистоте, патентной защите, а также возможности беспрепятственной реализации продукции на мировом рынке.
  7. Экологические показатели характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду.

Косвенные показатели –  это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной  продукции, удельный вес продукции, на которую поступили претензии (рекламации) от покупателей, потери от брака.

Информация о работе Экономический анализ качества продукции