Экономический анализ качества продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 07:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в проведении исследования и экономического анализа качества продукции на примере ОАО «Первый хлебокомбинат».
Для достижения поставленной цели в работе решить следующие задачи:
- Определить экономическую сущность качества продукции;
- Изучить показатели и методы оценки качества;
- Рассмотреть организацию контроля качества продукции;
- Провести анализ производственно – хозяйственный деятельности ОАО «Первый хлебокомбинат»

Оглавление

Введение.…………………………………………………………………………………..…3
1. Качество продукции
1.1. Понятие качества продукции, и ее показатели……………………………….5
1.2. Методы оценки качества продукции………………………………….……….13
1.3. Контроль качества продукции…………………………………………………....17
2. Система управления качеством продукции
2.1.Характеристика предприятия ОАО «Первый хлебокомбинат»………….20
2.2. Анализ качества продукции ……………………………………………………25
2.3Анализ брака продукции на предприятии……………………………………..28
Заключение……………………………………………………………………………….31
Библиографический список…………………………………………………………....34

Файлы: 1 файл

кэахд.docx

— 87.26 Кб (Скачать)

Брак делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями). Выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшению объема товарной и реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности.

В процессе анализа изучают  динамику брака по абсолютной сумме  и удельному весу в общем выпуске  товарной продукции; определяют потери от брака:

  1. Себестоимость забракованной продукции
  2. Расходы по исправлению брака
  3. Стоимость брака по цене возможного использования
  4. Сумма удержаний с виновных лиц
  5. Потери от брака

Затем изучаются причины  понижения качества и допущенного  брака продукции по местам их возникновения  и центрам ответственности и  разрабатываются мероприятия по их устранению. Основными причинами  понижения качества продукции являются плохое качество сырья, низкий уровень  технологии и организации производства, квалификации рабочих, аритмичность производства. [17; с.274]

Единый порядок  систематической  оценки технического  уровня  и  качества  машин, оборудования и  другой  техники, а также аттестации продукции по  категориям  качества был введен в 1981г. Существовавшая система аттестации в 1993г. с целью приближения к международным стандартам  качества  была  заменена  на  систему сертификации.

Стандартизация – деятельность по  установлению  норм, правил, характеристик. В Российской Федерации используют ГОСТы, ОСТы (отраслевые стандарты), СТП (стандарты предприятия).  Они содержат требования, по которым осуществляется  сертификация.

Сертификация – деятельность,  направленная на  поддержание соответствия по установленным требованиям.  В Российской  Федерации существуют  общие правила по  проведению  сертификации.  После проведения  сертификации  выдается  сертификат  (документ соответствия  требованиям).

 

 

Стандарты  сертификатов  следующие:

  1. ИСО 9000 – содержит  описание  эталонов  3-х  моделей  качества,  предупреждения  дефектов  продукции,  как  на  стадии  разработки, так и на  стадии  изготовления;
  2. БИП – бездефектное  изготовление  продукции;
  3. КСУКП – комплексная  система  управления  качеством  продукции.

Анализ качества  по  этой  системе  осуществляется  поэтапно.  Сначала определяется  удельный  вес  продукции со  знаком  качества,  а потом определяется  продукция  по  категориям:

  1. Продукция  первой категории,  продукция определенных  полезных  качеств,  но  ниже  мировых стандартов;
  2. Продукция  второй категории,  используемая  в промышленности, но  не соответствующая мировым стандартам.
  3. Продукция, оцениваемая  по  второй категории,  подлежит  снятию  с  производства;

Там,  где продукция не  оценивается по  категориям  качества,  используется  показатель  сортности.

Сортность – тоже  характеризует качество, но для определенных  отраслей. При  определении  сортности используют  ГОСТы и  ОСТы  и  определяют  коэффициенты сортности,  подтверждая уровень качества. По  продукции,  качество  которой характеризуется сортом или  кондицией,  рассчитываются  следующие показатели:

  1. доля  продукции  каждого  сорта (кондиции)  в  общем  объеме производства;
  2. средний  коэффициент  сортности;
  3. средневзвешенная  цена в сопоставимых  условиях.
  4. Средний  коэффициент  сортности можно определить двумя  способами:
  5. отношением  количества продукции  первого   сорта к общему  количеству;
  6. отношением стоимости продукции всех  сортов к возможной стоимости продукции по цене 1 сорта. [11; с. 155]

Первая задача анализа  – изучить динамику перечисленных  показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и  дать оценку работы предприятия по достигнутому уровню качества продукции.

          По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях. При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества  – с данными прошлых периодов.

Средний коэффициент сортности  можно определить двумя способами: отношением количества продукции первого сорта к общему количеству; отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции I сорта:

(1)

Вторая задача анализа  — определение влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарной продукции (∆ТП), выручку от реализации продукции (∆В) и прибыль (∆П).

(2)

(3)

(4)

Расчет производится следующим  образом:

где цо и Ц1 - соответственно цена изделия до и после изменения качества; Со и C1 - соответственно уровень себестоимости изделия до и после изменения качества; k1 – количество произведенной продукции повышенного качества; Vрп1 – объем реализации продукции повышенного качества.

Если предприятие выпускает  продукцию по сортам и произошло  изменение сортового состава, то вначале необходимо рассчитать, как изменились средневзвешенная цена и средневзвешенная себестоимость единицы продукции, а затем по приведенным выше алгоритмам определить влияние сортового состава на выпуск товарной продукции, выручку и прибыль от ее реализации.

Средневзвешенная цена рассчитывается следующим образом:

(5)

(6)

 

Аналогичные расчеты делают по всем видам продукции, по которым  установлены сорта, после чего результаты обобщаются. [15; с. 237]

1.2. Методы оценки  качества продукции

 

Любой бизнесмен знает, что  качественный товар продать легче  и на нем можно зарабатывать не только деньги, а и хорошую репутацию  для своей компании. Показатель качества продукции – это количественная характеристика одного и нескольких свойств продукции, которые составляют ее качество. Методы оценки качества продукции могут быть разнообразными. Оценка качества – это совокупность следующих операций: выбор обозначений, показателей качества продукта, определения значимости этих показателей и сравнение этих показателей с базовыми.

Необходимость оценки качества продукции возникает при решении  таких задач как:

  1. прогнозирование потребностей в техническом качестве;
  2. повышение качества продукции и увеличения производства;
  3. отбор наилучших образцов продукции;
  4. проверка качества продукции и его аттестация;
  5. анализ динамического изменения в качестве продукции;
  6. стимулирования повышение качества производимой продукции за счет устранения предыдущих производственных ошибках;
  7. оценка технической оснащенности и научно-технического уровня оборудования. [16; с. 173]

Методы оценки качества продукции  подразделяются в зависимости от способа получения информации на измерительный метод, регистрационный, органолептических и расчетный.

Измерительный метод –  предполагает использовать при оценке качества продукции технических  методов контроля. Этот метод наиболее распространен при определении единичных показателей функциональных, эргономических, экологических свойств, надежности, безопасности. Техническими средствами измерений здесь служат в основном меры и измерительные приборы.

Достоинство метода состоит  в объективности, сопоставимости и  воспроизводимости результатов  измерений; недостатки – в больших затратах на приобретение и обслуживание средств измерений, подготовку персонала, оборудование помещений для проведения измерений. Кроме того, значительная часть методов является разрешающими, что также повышает стоимость испытаний.

Технические средства измерений  позволяют определить количественные характеристики продукции и использовать их для оценки полученных результатов.

Регистрационный – основывается на наблюдении и расчете количества предметов и случаев. Регистрационным методом могут определяться такие показатели как безотказность, патентноправовые, стандартизация, унификация. Вычислительный метод – основывается на применении специальных математических моделей для определения показателя качества продукции.

Органолептический – метод определения значений показателей свойств и оценки качества продукции (товаров), осуществляемый на основе анализа восприятия органами чувств человека – зрения, слуха, обоняния и осязания без использования технических средств измерений. Оценить органолептическим методом – означает провести идентификацию и качественное исследование продовольственного или непродовольственного товара при помощи органов чувств человека.

При контроле и оценке качества пищевых продуктов органолептическими методами можно определить вкус, цвет, запах, консистенцию и другие характеристики.

Определяющие характеристики качества некоторых непродовольственных  товаров из-за отсутствия соответствующих  измерительных методов можно  оценить только органолептическим  методом. Это звучание музыкальных  инструментов, запах духов, текстура различных материалов. Исследования просты, проводятся быстро в любых  условиях; образец товара при этом не разрушается.

Все методы органолептической  оценки согласно общепринятой международной  классификации подразделяются на аналитические  и потребительские. [6; с. 222]

К аналитическим относят  три вида методов: различительные, описательные и методы с использованием шкал и  категорий. Их основу составляет профессионализм  дегустаторов. Члены дегустационных (оценочных) комиссий, осуществляющие оценку товаров этими методами, должны обладать хорошей сенсорной чувствительностью  к вкусам, запахам, текстурам; должны быть правильно отобраны и обучены. Получаемые результаты оценок, как  правило, достаточно надежны, количество ошибок невелико.

К потребительским методам  относят методы, при использовании  которых оценку осуществляют покупатели или потребители оцениваемых  товаров, хорошо знакомые с их сенсорными характеристиками и особенностями. Результаты испытаний основаны на интегрированном восприятии и обычно выражаются в виде симпатий или антипатий.

Однако органолептические  методы имеют и существенные недостатки: достоверность оценок не всегда высока, они могут быть субъективны, так  как зависят от практических навыков  и способностей исследователя; результаты не могут быть выражены в точных единицах, поэтому они трудно сопоставимы.

Расчетный – метод определения значений показателей качества, осуществляемый на основе использования теоретических и или эмпирических зависимостей показателей качества товаров от их параметров.

Этот метод является весьма распространенным для оценки качества многих товаров. С его помощью  величину одних показателей рассчитывают по значениям других, полученных измерительным  или сенсорным методом. Расчетные  методы позволяют заменить дорогостоящие  или длительные измерения одних  показателей более простыми измерениями  других.

[9; с. 122]

В зависимости от источников информации, методы оценки качества подразделяются:

Традиционный – это оценка качества в специализированных подразделениях;

Экспертный – метод, при использовании которого определение значений показателей качества товаров осуществляется на основании решения, принимаемого экспертами. Экспертный метод основан на использовании обобщенного опыта и интуиции группы специалистов-экспертов.

Социальный – метод определения показателей качества продукции, осуществляемый на основе сбора и анализа мнений ее фактических или потенциальных потребителей. [12; с. 88]

Таким образом, методы оценки качества продукции проводятся на разных циклах создания. На этапах разработки устанавливаются требования к качеству разрабатываемого продукта, и производится нормирование показателей в нормативно-технической документации. На этапах производства определяются основные показатели качества данной продукции по результатам проводимого контроля, испытаний и принимаются решения о дальнейшей судьбе продукции. На этапе эксплуатации (этап потребления продукции) оценивается качество изготовленной продукции и уже по результатам этих оценок принимается решение о повышении качества продукции или его неизменности

Информация о работе Экономический анализ качества продукции