Содержание
- Введение ………………………………………………………... 3-4
- История возникновения понятия «качество жизни»………… 4-7
- Определение понятия «качество жизни» ……………………...7-8
- Критерии качества жизни ……………………………………... 8-9
- Изучение основных направлений качества жизни ………….. 9
- Методология изучения качества жизни ……………………….9-12
- Заключение …………………………………………………….. 12-13
- Список литературы ……………………………………………. 14
Введение
В XVI веке, когда еще не существовало термина
«качество жизни», английский философ
Ф.Бэкон считал, что основной задачей медицины
является достижение гармоничного состояния
человеческого организма, которое обеспечивало
бы ему полноценную жизнь: «….Обязанность
врача состоит целиком в том, чтобы уметь
так настроить лиру человеческого тела
и так играть на ней, чтобы она ни в коем
случае не издавала негармоничных и неприятных
для слуха созвучий».
Благодаря крупнейшим открытиям
прошлого века в микробиологии
и изобретению антибактериальных
препаратов, человечеству удалось
справиться с большинством инфекционных
заболеваний, что, значительно
уменьшив смертность от них,
увеличило среднюю продолжительность
жизни. Однако при этом получили
распространение другие проблемы,
в первую очередь, рост числа
хронических неинфекционных заболеваний
– злокачественных новообразований,
болезней сердца и сосудов,
эндокринной патологии, а также
иммунодефицитных состояний и
аутоиммунных процессов. Продолжительность
жизни увеличилась, но улучшилось
ли ее качество?
ХХ век был отмечен стремительным
развитием лабораторных и инструментальных
методов диагностики, исследователи
были призваны изучать патологический
процесс на молекулярном и
биохимическом уровнях, усиленно
создавались диагностические критерии
и разнообразные математические
модели – «образы болезни».
Несомненных успехов достигла
и фармацевтическая промышленность
– в арсенале врачей появились
десятки новейших высокоэффективных
препаратов, позволяющих держать
под контролем хронические заболевания.
Одним словом, на протяжении минувшего
столетия преобладала биомедицинская
модель здоровья и болезни.
С сожалением приходится констатировать,
что, углубляясь до молекулярного
уровня организма, врач перестает
видеть самого пациента. Стремясь
во что бы то ни стало достичь нормализации
клинических и метаболических параметров,
специалист уверен, что лучше знает, что
является благом для больного, т.е. ярко
выражен так называемый «синдром благодетеля».
Нередко, несмотря на улучшение
объективных данных, что служит
важнейшим показателем положительной
динамики для лечащего врача,
субъективно больной не чувствует
себя здоровым. Ярким примером
тому может служить лечение
гипотензивными препаратами, когда
удается достичь нормальных цифр
артериального давления, а самочувствие
больного становится хуже, чем
до лечения (как результат адаптации
к новому уровню артериального
давления или побочных действий
лекарств).
Таким
образом, нарушается важнейший
принцип клинической практики
– «лечить не болезнь, но
больного».
Все это обусловило появление
интереса к субъективному мнению
пациента, которое сначала ограничивалось
оценкой физического самочувствия,
а затем было расширено до
интегральных показателей благополучия.
На смену биомедицинской модели
здоровья и болезни приходит
модель биопсихосоциальная (глобальная),
в центре которой больной как
личность, со своими субъективными
представлениями о заболевании,
страхами и тревогами, собственными
наблюдениями и опытом. Такой
подход является новым осмыслением
традиций гуманистической медицины
в эпоху технического прогресса.
Все в большей степени основополагающим
этическим принципом здравоохранения
становится уважение моральной автономии
и прав пациента. Гарантии, защита прав
пациента на информированность, на сознательный
выбор между лечением и не лечением лежит
в основе новой задачи медицины – «оптимального
качества жизни больного».
История возникновения понятия
«качество жизни».
Хотя термин «качество жизни»
является достижением ХХ века,
предпосылки к его появлению
существовали и ранее. При обследовании
населения в Ирландии и Австралии в
1851-1891 гг. изучалось не только распространение
болезней, но и их влияние на профессиональную
деятельность. Значительное возрастание
числа хронических заболеваний и увеличение
доли пожилых людей в общей структуре
населения обусловили включение в анкеты,
применявшиеся при длительных обследованиях
населения в Канаде, Финляндии и США, пунктов,
отражающих ограничение активности в
повседневной жизни, и других показателей
нарушения функций организма.
Изучение влияния болезни на
аспекты человеческой жизни всегда
интересовали врачей. Наиболее ранние
исследования этого влияния проводились
с помощью психометрического
инструмента, называемого Minnesota Multiphasic
Personality Inventory (MMPI). Однако с его помощью
можно было получить только одностороннее
психологическое заключение, не учитывающее
нарушения в других сферах жизни больного.
Большая роль в разработке
методологии исследования качества
жизни принадлежит R.Likert, на основе метода
суммирования рейтингов которого составлены
современные опросники качества жизни.
По мнению большинства авторов,
родоначальником истории науки
о качестве жизни является профессор
Колумбийского университета США D.A.Karnofsky,
который в 1947 году предложил шкалу для
оценки состояния больных раком, получающих
химиотерапию. В 1948 году появились сообщения
об использовании «Visick Scale» для оценки
состояния пациентов с язвенной болезнью
желудка, двенадцатиперстной кишки. В
1963 году S. Katz создал методику Activities of Daily
Living Scale, которая оказалась пригодной для
использования в различных исследованиях.
Новый всплеск интереса к проблеме
изучения качества жизни относится
к концу 70-х годов, причем можно отметить
интегральный подход к самому понятию,
которое уже не ограничивалось исследованием
функционального состояния пациентов
при определенной нозологии. Официально
термин «качество жизни» стал употребляться
после его появления в Index Medicus в 1977 году.
По мнению Д. Forester (1978), существует
принцип обратно пропорциональной зависимости:
чем выше уровень жизни, тем ниже ее качество,
и наоборот. Он принимает во внимание четыре
фактора – питание, загрязнение окружающей
среды, материальный уровень жизни и плотность
населения. Под качеством жизни он понимает
уменьшение трудностей и стрессов, снижение
плотности населения, уменьшение загрязнения
окружающей среды, ликвидацию голода и
болезней.
В 1980 году G. Engel была предложена биопсихологическая
модель медицины, учитывающая психосоциальные
аспекты при медицинских исследованиях.
В 1982 году A. McSweeny выделил четыре аспекта
для определения качества жизни: эмоциональное
функционирование, социальное функционирование,
повседневная активность и проведение
досуга.
N. Wenger (1984) дал более расширенное описание
качеству жизни с точки зрения трех основных
параметров (функциональная способность,
восприятие, симптомы) и девяти подпараметров
(ежедневный режим, социальная деятельность,
интеллектуальная деятельность, экономическое
положение, восприятие общего здоровья.
благосостояние, удовлетворенность жизнью,
восприятие симптомов основного и сопутствующих
заболеваний).
В последующие годы другими
авторами разрабатывались методики
изучения качества жизни на основе
такого всестороннего подхода к этой проблеме.
В настоящее время в мире
существует более 50 научных групп
и институтов, занимающихся разработкой
методов исследования качества жизни.
Создано несколько сотен методик, которые
различаются как по объему, так и по спектру
охвата аспектов этого понятия. Обилие
методик имеет и негативную сторону, так
как существенно затрудняет сравнение
результатов и определение их достоверности
в исследованиях, посвященных одной и
той же проблеме.
Поэтому в 1995 году во Франции
был создан MAPI Research Institute, который
координирует исследования по качеству
жизни, утверждает разработанные опросники
и рекомендует их к применению.
Определение понятия «Качество
жизни»
«КАЧЕСТВО ЖИЗНИ – социологическая
категория, выражающая степень
удовлетворенности материальных
и культурных потребностей людей
(качество питания, одежды, комфорт
жилища, качество здравоохранения,
образования, сферы обслуживания,
окружающей среды, структура досуга,
степень удовлетворения потребностей
в содержательном общении, знаниях,
творческом труде, уровень стрессовых
состояний, структура расселения)…..»
(Философский энциклопедический
словарь).
Однако медицинское понятие качество
жизни включает прежде всего те показатели,
которые связаны с состоянием здоровья
человека. Основные категории, на которых
строится изучение медицинских аспектов
качества жизни, вытекают из составляющих
определения здоровья, которое было дано
ВОЗ в 1948 году: «здоровье – это состояние
полного физического, психического и социального
благополучия, а не просто отсутствие
болезней и физических недостатков» .
Появившийся в результате этого термин
«качество жизни, связанное со здоровьем»
позволяет выделить именно медицинские
аспекты этого понятия из всего многообразия
сторон человеческой жизни.
До настоящего времени отсутствует
общепринятое определение качества
жизни. ВОЗ рекомендует определять его
как «восприятие индивидами их положения
в жизни в контексте культуры и систем
ценностей, в которых они живут, и в соответствии
с их собственными целями, ожиданиями,
стандартами и заботами».
По мнению некоторых авторов,
качество жизни можно определить как индивидуальную
способность к функционированию в обществе
(трудовая, общественная деятельность,
семейная жизнь), а также как комплекс
физических, эмоциональных, психических
и интеллектуальных характеристик человека.
Шевченко
Ю.Л., Новиком А.А. и Ионовой Т.И. предложено
следующее определение: «качество жизни
– интегральная характеристика физического,
психологического, эмоционального и социального
функционирования больного, основанная
на его субъективном восприятии».
Учитывая многообразие определений
этого понятия, отсутствие универсальных
характеристик, несмотря на несколько
десятилетий, посвященных изучению
этой проблемы, становится очевидно,
что понятие качество жизни не может
быть статичным. Невозможно представить
себе, чтобы критерии удовлетворенности
жизнью поколения середины прошлого века
соответствовали критериям жителей начала
нового столетия. В связи с этим, хочется
привести еще одно определение, которое
дал Тодоров А. в 1980 году, подчеркивающее
динамичность понятия качества жизни
: «это определенная социальная реальность,
существующая в точно выявленном конкретно-историческом
времени, в рамках данной общественно-экономической
формации и проявляющаяся в повседневной
жизнедеятельности социальных классов,
слоев, групп, отдельных индивидов».
Тем не менее, существуют определенные
критерии качества жизни, связанного
со здоровьем, которые были разработаны
ВОЗ для человека конца ХХ века:
● физические
(сила, энергия, усталость, боль, дискомфорт,
сон, отдых);
● психологические
(положительные эмоции, мышление, изучение,
запоминание, концентрация, самооценка,
внешний вид, негативные переживания);
● уровень
независимости (повседневная активность,
работоспособность, зависимость от
лекарств и лечения);
● общественная
жизнь (личные взаимоотношения, общественная
ценность субъекта, сексуальная активность);
● окружающая
среда (благополучие, безопасность, быт,
обеспеченность, доступность и качество
медицинского и социального обеспечения,
доступность информации, возможность
обучения и повышения квалификации,
досуг, экология);
● духовность
(религия, личные убеждения).
Есть
основные направления, существующие в
применении качества жизни в современной
медицине:
- стандартизация
методов лечения;
- экспертиза
новых методов лечения;
- полноценный
индивидуальный мониторинг состояния
больного;
- разработка
прогностических моделей течения
и исхода заболевания;
- проведение
социально-медицинских популяционных
исследований с выделением групп
риска;
- разработка
фундаментальных принципов паллиативной
медицины;