Методология изучения качества жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 20:01, реферат

Краткое описание

Благодаря крупнейшим открытиям прошлого века в микробиологии и изобретению антибактериальных препаратов, человечеству удалось справиться с большинством инфекционных заболеваний, что, значительно уменьшив смертность от них, увеличило среднюю продолжительность жизни. Однако при этом получили распространение другие проблемы, в первую очередь, рост числа хронических неинфекционных заболеваний – злокачественных новообразований, болезней сердца и сосудов, эндокринной патологии, а также иммунодефицитных состояний и аутоиммунных процессов. Продолжительность жизни увеличилась, но улучшилось ли ее качество?

Оглавление

Введение ………………………………………………………... 3-4

История возникновения понятия «качество жизни»………… 4-7

Определение понятия «качество жизни» ……………………...7-8

Критерии качества жизни ……………………………………... 8-9

Изучение основных направлений качества жизни ………….. 9

Методология изучения качества жизни ……………………….9-12

Заключение …………………………………………………….. 12-13

Список литературы ……………………………………………. 14

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 35.85 Кб (Скачать)

- обеспечение  динамического наблюдения за  группами риска и оценки эффективности  профилактических программ;

- повышение  качества экспертизы новых лекарственных  препаратов;

- экономическое  обоснование методов лечения  с учетом показателей «цена-качество»,  «стоимость-эффективность» и т.д..

     По мнению ряда ученых, и их  число неуклонно растет, достижение  эффекта повышения качества жизни может быть основной и единственной целью медико-социальных вмешательств у большого числа больных, даже при отсутствии положительной динамики со стороны клинико-функциональных показателей. К сожалению, отечественные исследования весьма немногочисленны, кроме того, в отличие от зарубежных, практически отсутствуют популяционные медико-социальные исследования.

Методология изучения качества жизни.

     Пожалуй, одной из самых трудных  задач в изучении качества жизни является необходимость создания инструмента, с помощью которого можно было бы количественно оценить такую характеристику, как качество.

     Без цифровых значений невозможно  проведение статистического анализа,  установление корреляционных связей  с клинико-функциональными и другими  показателями, оценка динамики, сравнение  с результатами других исследований.

     Основными инструментами для  изучения качества жизни в современной медицине являются стандартизированные опросники, которые составлены в форме тестов. Заполнять их может как больной, так и врач или специально обученный персонал. Предпочтительнее заполнение опросника самим больным, так как это исключает возможное влияние врача на ответ.

     Ответам присваиваются определенные  цифровые значения, которые после  перекодировки подвергаются статистической  обработке по разработанному  авторами опросника алгоритму. 

     К опросникам предъявляют строгие  требования. Они должны быть:

1). Универсальными (интегральными) – то есть включать  в себя все аспекты качества  жизни. Каждый аспект отражает  определенная шкала опросника,  сформированная из ряда вопросов.

2). Опросники  должны иметь хорошие психометрические  свойства:

- надежность (точность измерения) – вероятность отклонения случайной ошибки при использовании методики. Надежность оценивается с помощью определения воспроизводимости и внутреннего постоянства. Воспроизводимость определяется при двукратном заполнении  опросников и отражает способность методики давать одинаковые результаты при одних и тех же условиях эксперимента – тест = ретест. Внутреннее постоянство оценивается путем вычисления коэффициента α - Кронбаха, которая должна быть не меньше 0,7.

- валидность (достоверность) – способность опросника достоверно измерять именно ту характеристику, которая в нем заложена. Существует несколько вариантов валидности:

внешняя – соответствие результатов данной методики и методики, валидность которой уже доказана;

конструктивная – вклад каждого из разделов в итоговый показатель качества жизни (например, методом факторного анализа);

дискриминативная – возможность различия в результатах с применением методики при разной тяжести заболевания.

- чувствительность – способность опросника выявлять изменения показателей КЖ в соответствии с возможными изменениями в состоянии респондента, то есть достоверную динамику.

3). Опросники  должны быть краткими и простыми  для понимания, независимо от  возраста и уровня образования.

     Инструменты, с помощью которых  изучается качество жизни, делятся на две большие группы – общие и специальные. Общие опросники разработаны для оценки аспектов в целом, без учета определенной патологии, поэтому могут использоваться в популяционных исследованиях с целью выработки нормативов и выявления изменений качества жизни в группах риска и группах с хроническими заболеваниями, а также для оценки эффективности программ здравоохранения.

     Специальные опросники созданы  для изучения качества жизни больных с конкретной нозологической формой, они особенно чувствительны к изменениям показателей на фоне проводимого лечения. Специальные опросники разработаны для большинства областей медицины – онкологии, кардиологии, аллергологии, нефрологии, эндокринологии и других.

     В зависимости от структуры  опросники могут быть представлены  в виде профиля, сформированного  из значений нескольких шкал, и индекса – единого цифрового  значения. Наиболее часто в исследованиях  применяются профильные инструменты.

     Подводя итог методологическим  аспектам изучения качества жизни, хочется привести емкое определение: «Применение специальных методик оценки  качества жизни позволяет объективизировать субъективные представления больного о качестве своей жизни и выразить их количественно».

Заключение

      Создание концепции исследования  качества жизни явилось закономерным  итогом мировоззренческой эволюции  международного медицинского сообщества.

       К одной из причин, способствующих  возникновению и развитию данного  направления, следует отнести  осознание феномена недостаточной  осведомленности врача о состоянии  пациента, неполное и нередко  искаженное представление о «внутренней  картине болезни». Некоторый физиологический уклон в оценке состояния больного, базирующийся исключительно на данных лабораторных и инструментальных исследований, перестал удовлетворять многих специалистов. Достаточно точно интерпретируя патофизиологические реакции, характерные для того или иного заболевания, врач, вооруженный технологиями ХХI века, оказался не в состоянии воспроизвести многоплановые события, касающиеся личности больного. Итак, чтобы успешно лечить больного, не  достаточно знать все о заболевании и поставить правильный диагноз. Ведь каждый пациент уникален: его физический, психологический, духовный и социальный профиль индивидуален. Почему же столь очевидное утверждение длительное время не могло быть реализовано в клинической практике и клинических исследованиях?

       Основным сдерживающим фактором было отсутствие адекватной методологии, позволяющей измерить и оценить параметры физического, психического и социального функционирования пациента. Разработка концепции исследования качества жизни позволила решить задачу исключительной важности – сформировать базовую методологию, включающую большой арсенал подходов для глубокого и всестороннего изучения больного. Принципы и методы в исследования качества жизни достаточно сложны и требуют специальной подготовки. Не случайно в странах с высоким уровнем экономического развития темой исследования качества жизни занимаются эксперты, получившие соответствующее образование.

       Концепция исследования качества  жизни динамично развивается,  расширяются сферы ее применения, увеличивается круг отечественных  и зарубежных специалистов, участвующих  в научных программах Межнационального  центра исследования качества  жизни. Создан банк данных, включающий информацию об инструментах исследования качества жизни на русском языке, прошедших все необходимые этапы психометрического тестирования, допущенных для использования на территории России. Координирует большинство национальных образовательных и научных программ по вопросам исследования качества жизни, оказывая методическую помощь специалистам более чем в 30 городах России.

       Прекрасные традиции классической  отечественной медицинской школы – с одной стороны, мощная современная теоретическая и методологическая база – с другой, эффективное сотрудничество с экспертами Европы и США – с третьей, позволяют полагать, что концепция исследования качества жизни будет иметь успешное развитие и большое будущее в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

  1. Новик А.А., Ионова Т.И. Исследование качества жизни в медицине. - СПб., 2004 г. – с. 56-87.
  2. Новик А.А., Ионова Т.И. Руководство по исследованию качества жизни в медицине. - СПб., 2007 г., 2-е издание. – с. 112-135.
  3. Агаджанян Н.А., Ступаков Г.П., Ушаков И.Б., Полунин И.Н., Зуев В.Г. Экология, здоровье, качество жизни. - Астрахань, 1996 г. – с. 23-57.
  4. Новик А.А., Ионова Т.И., Кайнд П. Концепция исследования качества жизни в медицине. - СПб., 1999. – с. 44-52.

 


Информация о работе Методология изучения качества жизни