Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 22:14, дипломная работа
В дипломном проекте с целью определения потребности микрорайона в услугах автосервиса мною было проведено маркетинговое исследование, в результате которого была определена насыщенность микрорайона легковыми автомобилями на текущий момент по данным ГИБДД 190 авто/1000 жителей, а на перспективу 2015 года 270 авто/1000 жителей. Также было определено количество автомобилей в микрорайоне 9370 автомобилей, а на 2015 год принято 14200 автомобилей. Был определен средневзвешенный годовой пробег легковых автомобилей по классам. Годовое количество обращений на СТО составило на перспективу 2015 года – 11360 обращений. Результаты маркетингового исследования представлены на листе.
Сокращения
Введение 12
1 Маркетинговое исследование 13
1.1 Система сервиса предприятия 13
1.2 Определение основных показателей, характеризующих потребности микрорайона в услугах автосервиса 15
1.3 Оценка спроса на услуги автосервиса в микрорайоне 25
2 Постановка задачи дипломного проектирования 28
2.1 Обоснование мощности планируемой СТО 28
2.2 Характеристика ООО «Автопартнер». Анализ обоснованности выбранной темы 31
3 Технологический расчет 34
3.1 Исходные данные для технологического расчета. 34
3.2 Расчет годового объема работ СТО и участка по ремонту и
окраске кузовов. 35
3.3 Расчет численности производственных рабочих и
необходимого числа постов на участке по ремонту и окраске кузовов. 37
3.4 Определение потребности участка в технологическом оборудовании. 41
3.5 Расчет производственных площадей участка по ремонту
и окраске кузовов легковых автомобилей. 45
4 Разработка объемно-планировочных решений и генерального плана 48
4.1 Планировка и объемно-планировочное решение участка
по ремонту и окраске кузовов легковых автомобилей. 48
4.2 Планировка участка по ремонту и окраске кузовов. 50
4.3 Генеральный план предприятия. Требования к разработке
генерального плана СТО. 53
5 Разработка технологического процесса ремонта и окраски
кузовов легковых автомобилей. 55
5.1 Технологический процесс ремонта кузовов. 55
5.2 Оборудование для ремонта кузовов аварийных автомобилей 60
5.3 Технологический процесс нанесения лакокрасочных покрытий 67
5.4 Оборудование, применяемое при окраске и сушке. 76
6 Конструкторский раздел 80
6.1 Конструкция приспособления для обработки нижней головки шатуна двигателей. 80
6.2 Расчет усилий зажима шатуна. 82
7 Стандартизация, метрологическое обеспечение производства,
сертификация и контроль качества продукции 86
7.1 Стандартизация 86
7.2 Метрологическое обеспечение производства 88
7.3 Сертификация. Система сертификации услуг по техническому
обслуживанию и ремонту автотранспортных средств. 90
7.4 Контроль качества продукции на автомобильном транспорте. 93
8 Безопасность жизнедеятельности. 96
8.1 Задачи в области безопасности жизнедеятельности. 96
8.2 Микроклимат и освещение на участке по ремонту и окраске кузовов
легковых автомобилей. 97
8.3 Техника безопасности при осуществлении производственных
процессов. 103
8.4 Пожарная безопасность и электробезопасность 104
9 Охрана окружающей среды 105
9.1 Отрицательные последствия автомобилизации 105
9.2 Расчет выбросов загрязняющих веществ при нанесении
лакокрасочных покрытий. 106
10 Экономическое обоснование проекта 110
10.1 Сущность и особенности использования основных
производственных фондов на предприятиях автосервиса 110
10.2 Определение себестоимости услуги 111
10.3 Определение срока окупаемости 115
10.4 Определение рентабельности 115
Заключение 117
Список использованных источников
3.5 Расчет производственных
Площади СТО по своему функциональному назначению подразделяются на три основные группы: производственно-складские, для хранения автомобилей и вспомогательные.
Площадь участка по ремонту и окраске кузовов автомобилей устанавливается в зависимости от числа рабочих постов, габаритных размеров автомобилей, норм расстановки автомобилей на постах, технологического оборудования по ремонту и окраске кузовов, размеров внутренних проездов, коэффициента плотности расстановки оборудования.
Площадь участка определяется по формуле: [3, с.155]
Fy = fa·Хп·Кп (3.8)
где Fy – площадь участка, м2;
fa - площадь занимаемая автомобилем в плане, м2;
Хп - количество постов, шт;
Кп - коэффициент плотности расстановки постов.
Значение коэффициента Кп зависит от габаритных размеров автомобиля, габаритных размеров оборудования, размещения постов; Кп=6-7 при одностороннем расположения постов; Кп = 4-5 при двухсторонней расстановке постов.
Площадь занимаемая автомобилем в плане определяем по габаритным размерам автомобиля ГАЗ-3302 «Газель», тогда fa=5,5·2,4=13,2 м2.
Участок по ремонту и окраске кузовов легковых автомобилей состоит из следующих отделений, расположенных в отдельных помещениях:
- отделение по текущему и
восстановительному ремонту
- отделение по подготовке
- отделение по окраске и сушке после окраски.
Количество постов по текущему и восстановительному ремонту кузовов легковых автомобилей по технологическому расчету 4, по подготовке автомобилей к окраске 2 поста и окраске и сушке 2 поста.
Площадь отделения по текущему и восстановительному ремонту кузовов легковых автомобилей
Fк = fa·Кп·Хп = 13,2·4·5 = 250,2 м2
Площадь отделения по подготовке автомобиля к окраске
Fп = 13,2·2·5 = 132 м2
Для окраски и сушки легковых автомобилей после окраски приняты две конвекционные окрасочно-сушильные камеры, занимающие площадь в плане 64 м2.
Тогда площадь отделения по окраске и сушке легковых автомобилей будет
Fок = fa·Кп = 64·3,5 = 190 м2
Общая площадь ориентировочно участка по ремонту и окраске кузовов легковых автомобилей будет
Fуч = Fк+Fп+Fок = 572.2 м2
Предварительно площадь участка принимаем Fуч = 576 м2 до разработки объемно-планировочного решения.
Для ориентировочного отделения площади участка можно использовать удельную площадь на один пост – 70 м2, тогда
Fуч = 70·8 = 560 м2
Площадь складского помещения для хранения лакокрасочных материалов можно рассчитать в соответствии с требованиями ОНТП 01-91 как произведение удельных нормативов на каждые 1000 комплексно обслуживаемых условных автомобилей. Удельный норматив для хранения лакокрасочных материалов 4м2, тогда площадь склада будет
Административно-бытовые помещения являются объектом архитектурного проектирования и должны соответствовать требованиям СНиП 2.09.04-87.
Для городских СТО предусматривается помещение для клиентов площадью 9-10 м2 на рабочий пост.
Детальная разработка административно-бытовых помещений в данном дипломном проекте не разрабатывается, так как персонал участка по ремонту и окраске кузовов легковых автомобилей пользуется общими административно-бытовыми помещениями СТО ООО «Атопартнер».
4 Разработка объемно-
4.1 Планировка и объемно-
Планировка участка по ремонту и окраске кузовов легковых автомобилей осуществляется на основании выполненных технологических расчетов с учетом оптимизации производственных мощностей. Исходя из потребности в производственных площадях, специфики производства и прочего выбирается земельный участок под строительство предприятия. Определяются ориентировочные объемы и этапы строительства, а также возможные для использования строительные конструкции и материалы. Прорабатываются компoновoчныe решения отдельно стоящих зданий, составляется генеральный план предприятия, а затем выполняются планировки цехов, участков и зон.
В процессе планировки решаются следующие вопросы: обеспечение эффективного использования и застройки земельного участка; рациональное взаимное расположение зданий, сооружений, помещений, цехов, участков и постов с учетом принятой технологии выполнения работ; обеспечение научной организации труда на рабочих местах, технологических связей и движения на территории и в зданиях предприятия; размеры, этажность и конструкции зданий и сооружений; соблюдение технологических и строительных норм и требований; минимизация затрат на проектные, строительно-монтажные и эксплуатационные работы и т.д.
Особое значение для обеспечения эффективности строительства имеет выбор земельного участка под строительство предприятия. Место расположения земельного участка определяется уже существующим земельным участком, отведенным ООО «Автопартнер» по улице Энгельса, 110.
Инженерные сети проектируемого участка по ремонту и окраске кузовов подключается к основным сетям СТО ООО «Автопартнер».
Объемно-планировочное решение позволяет определить общий вид и объемы будущего строительства, типы и размеры строительных конструкций и материалов. Объемно-планировочное решение должно приниматься с учетом назначения и особенности эксплуатации участка, природно-климатических условии и рельефа местности; обеспечения требований унификации строительных конструкций и основных параметров проектируемого участка и сооружений; особенностей организации технологического процесса; возможности реконструкции помещений при изменении рас четных параметров.
Из технологического расчета участка предварительно планируется разместить участок по ремонту и окраске кузовов в отдельно стоящем здании из железобетонных конструкций с размещением в нем 4 постов текущего и восстановительного ремонта кузовов легковых автомобилей с размещением необходимого оборудования, определенного в технологическом расчете и двух постов по подготовке к окраске, окраске и сушке легковых автомобилей после окраски. Желательно иметь отдельное помещение для приготовления краски с помощью лакокрасочной системы и склада для хранения минимального запаса необходимых лакокрасочных материалов.
Здание участка планируется прямоугольной конфигурации с параллельно расположенным зданием, где проводится техническое обслуживание № 1 и № 2 и зоной текущего ремонта.
В каркасном железобетонном производственном здании участка по ремонту и окраске легковых автомобилей предусматривается устройство навесных стеновых панелей. Навесные панели выполняют функции ограждений и крепятся к колонам с внешней стороны. Допускается применение кирпичных самонесущих стен на собственных фундаментах. Но их возведение гораздо дороже и в данной планировке здания участка по ремонту и окраске кузовов не применяются.
В зависимости от конфигурации и типа зданий покрытия подразделяются на односкатные, двухскатные, многоскатные, криволинейные и плоские. Односкатные покрытия применяются в однопролетных небольших зданиях. В типовых проектах автотранспортных предприятий обычно используются двухскатные или многоскатные покрытия. Принимаем двухскатные покрытия здания участка.
Основными элементами покрытия являются несущие балки или фермы. На них устанавливаются железобетонные плиты покрытия, затем укладываются слой утеплителя, выравнивающий слой и кровля.
Ворота здания должны быть выполнены с учетом габаритных размеров наиболее крупных транспортных средств с грузом, проезжающих через ворота. Размеры ворот должны превышать габаритные размеры этих транспортных средств по высоте на 0,2 м и по ширине на 0,6 м. В данном проекте предусматривается устройство раздвижных ворот, оборудованных воздушными тепловыми завесами.
Покрытия полов участка выполняют с учетом видов и интенсивности механических и тепловых воздействий, воздействий агрессивных жидкостей, удобства очистки от загрязнений в отделении текущего ремонта кузовов, восстановительного ремонта после повреждений в дорожно-транспортных происшествиях выполняются в виде мозаичных плит, а в отделении подготовке к окраске и окраске используется керамические плитки стандартных размеров и светлой окраски.
Для участка по ремонту и окраске кузовов легковых автомобилей необходимо выполнить компоновочный план.
На компоновочном плане указываются габаритные размеры здания, сетка колонн, наружные и внутренние стены и перегородки, расположение производственных и бытовых помещений, а также схематично - посты и линии технического обслуживания и ремонта, инженерные сооружения и подъемно-транспортное оборудование, связанное с конструктивными элементами здания (опорные и подвесные краны, лифты).
На поперечном разрезе указывается высота пролета от пола до низа несущих конструкций, а при наличии мостовых кранов.
4.2 Планировка участка по ремонту и окраске кузовов
Планировка участка по ремонту и окраске кузовов легковых автомобилей представляет собой план расстановки постов, стационарного технологического оборудования, подъемно-транспортного оборудования и производственного инвентаря.
На плане показываются основные строительные размеры помещения: наружные и внутренние стены, перегородки, двери, окна, ворота, антресоли и т.д. Технологическое оборудование изображается контуром, соответствующим габаритным размерам.
Каждой единице оборудования присваивается номер по спецификации к чертежу. Оборудование, как правило, нумеруется последовательно в порядке его размещения на чертеже слева направо и затем сверху вниз. Рядом с оборудованием условным знаком указывается место рабочего и места подсоединения к инженерным сетям.
Перечень и число технологического оборудования определяется по Табелю технологического оборудования и специализированного инструмента АТП, являющемуся нормативным документом для технологического проектирования. Перечень и число оборудования корректируются с учетом специфики работы предприятия, каталогов и проспектов, выпускаемых промышленностью гаражного и диагностического оборудования.
При расстановке технологического оборудования на конкретном участке следует соблюдать требования ОНТП, СНиП и рекомендации по научной организации труда (НОТ) - комплексу технических, технологических, организационных санитарно-гигиенических, экономических и прочих мероприятий, направленных на повышение производительности и улучшение условий труда.
При проектировании производственного помещения, наряду с соблюдением технологии выполнения работ, правил техники безопасности, противопожарной безопасности и прочего, необходимо стремиться к созданию такой планировки, при которой технологическое оборудование и оснастка будут размещены так, чтобы сократить до минимума непроизводительные потери времени на выполнение операций, переходы от оборудования к оборудованию, улучшить условия работы, повысить качество и производительность труда.
В соответствии с ОНТП и СНиП осмотровые канавы на участке по ремонту и окраске кузовов легковых автомобилей должны проектироваться с учетом следующих требований:
- ширина канавы устанавливается по колее обслуживаемого подвижного состава;
- длина рабочей зоны канавы должна быть не менее габаритной длины подвижного состава;
- глубина канавы принимается для легковых автомобилей и микроавтобусов 1,3...1,5 м, грузовых автомобилей и автобусов 1,1...1,2 м, внедорожных автомобилей-самосвалов 0,5... 0,7 м.
Рядом расположенные параллельные канавы соединяются между собой траншеей (тупиковые) или тоннелем (проездные). Ширина траншеи (тоннеля) должна быть 1,2 м, если она служит только для прохода людей, и 2...2,2 м, если в ней расположены рабочие места с технологическим оборудованием. Из траншеи (тоннеля) должен быть предусмотрен выход в производственное помещение - не менее одного на три канавы, а для проездных канав поточных линий - не менее двух на каждые две поточные линии с противоположных концов.
Необходимо чтобы рядом с участком по ремонту и окраске кузовов было помещение для клиентов. Клиент должен присутствовать при осмотре, определении вида ремонта кузова, составлении наряда на обслуживание, ремонт кузова, проведение окрасочных работ. Желательно, чтобы с помещением для клиентов располагалась касса для оплаты услуг, туалет, комната отдыха клиента.
При планировании производственных участков особое внимание уделяется научной организации труда, которая, основываясь на достижениях науки и передового опыта, обеспечивает наиболее эффективное использование материальных и трудовых ресурсов, способствует сокращению потерь рабочего времени, повышению культуры и безопасности труда.
Основы научной организации труда закладываются при проектировании участка, разработке планировочных решений путем рациональной расстановки оборудования и оснастки.
Рисунок 4.1. Планировка кузовного цеха
4.3 Генеральный план предприятия. Требования к разработке генерального плана СТО
Генеральный план предприятия является одним из основных частей проекта и представляет собой соединенное в единое целое технологическое и архитектурное решения проекта. Генеральным планом определяется порядок использования земельного участка предприятия, рациональное размещение зданий и сооружений, эффективная организация работы и взаимодействия основного, вспомогательного и обслуживающего производства, размещение зоны хранения автомобилей, пути прокладки инженерных сетей и т.д.