Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 22:14, дипломная работа
В дипломном проекте с целью определения потребности микрорайона в услугах автосервиса мною было проведено маркетинговое исследование, в результате которого была определена насыщенность микрорайона легковыми автомобилями на текущий момент по данным ГИБДД 190 авто/1000 жителей, а на перспективу 2015 года 270 авто/1000 жителей. Также было определено количество автомобилей в микрорайоне 9370 автомобилей, а на 2015 год принято 14200 автомобилей. Был определен средневзвешенный годовой пробег легковых автомобилей по классам. Годовое количество обращений на СТО составило на перспективу 2015 года – 11360 обращений. Результаты маркетингового исследования представлены на листе.
Сокращения
Введение 12
1 Маркетинговое исследование 13
1.1 Система сервиса предприятия 13
1.2 Определение основных показателей, характеризующих потребности микрорайона в услугах автосервиса 15
1.3 Оценка спроса на услуги автосервиса в микрорайоне 25
2 Постановка задачи дипломного проектирования 28
2.1 Обоснование мощности планируемой СТО 28
2.2 Характеристика ООО «Автопартнер». Анализ обоснованности выбранной темы 31
3 Технологический расчет 34
3.1 Исходные данные для технологического расчета. 34
3.2 Расчет годового объема работ СТО и участка по ремонту и
окраске кузовов. 35
3.3 Расчет численности производственных рабочих и
необходимого числа постов на участке по ремонту и окраске кузовов. 37
3.4 Определение потребности участка в технологическом оборудовании. 41
3.5 Расчет производственных площадей участка по ремонту
и окраске кузовов легковых автомобилей. 45
4 Разработка объемно-планировочных решений и генерального плана 48
4.1 Планировка и объемно-планировочное решение участка
по ремонту и окраске кузовов легковых автомобилей. 48
4.2 Планировка участка по ремонту и окраске кузовов. 50
4.3 Генеральный план предприятия. Требования к разработке
генерального плана СТО. 53
5 Разработка технологического процесса ремонта и окраски
кузовов легковых автомобилей. 55
5.1 Технологический процесс ремонта кузовов. 55
5.2 Оборудование для ремонта кузовов аварийных автомобилей 60
5.3 Технологический процесс нанесения лакокрасочных покрытий 67
5.4 Оборудование, применяемое при окраске и сушке. 76
6 Конструкторский раздел 80
6.1 Конструкция приспособления для обработки нижней головки шатуна двигателей. 80
6.2 Расчет усилий зажима шатуна. 82
7 Стандартизация, метрологическое обеспечение производства,
сертификация и контроль качества продукции 86
7.1 Стандартизация 86
7.2 Метрологическое обеспечение производства 88
7.3 Сертификация. Система сертификации услуг по техническому
обслуживанию и ремонту автотранспортных средств. 90
7.4 Контроль качества продукции на автомобильном транспорте. 93
8 Безопасность жизнедеятельности. 96
8.1 Задачи в области безопасности жизнедеятельности. 96
8.2 Микроклимат и освещение на участке по ремонту и окраске кузовов
легковых автомобилей. 97
8.3 Техника безопасности при осуществлении производственных
процессов. 103
8.4 Пожарная безопасность и электробезопасность 104
9 Охрана окружающей среды 105
9.1 Отрицательные последствия автомобилизации 105
9.2 Расчет выбросов загрязняющих веществ при нанесении
лакокрасочных покрытий. 106
10 Экономическое обоснование проекта 110
10.1 Сущность и особенности использования основных
производственных фондов на предприятиях автосервиса 110
10.2 Определение себестоимости услуги 111
10.3 Определение срока окупаемости 115
10.4 Определение рентабельности 115
Заключение 117
Список использованных источников
Для измерения толщины полученного покрытия выпускается множество приборов: от сложнейших лазерных оптических катетометров до простейших механических микрометров.
Самым приемлемым вариантом для малярного участка СТО считается портативный измеритель толщины покрытий ИПТ -1. К сожалению, точность этого прибора невелика, особенно при измерении тонких покрытии (до 30 мкм), когда погрешность может превышать 20 %. Но с этим приходится мириться: столь же неприхотливого и дешевого, но более точного прибора пока не существует.
5.3.2 Окрасочные работы и ремонт лакокрасочного покрытия
После нанесения грунтовки, шпатлевки и шлифовки наносят внешние слои покрытия (окраску). Число слоев и выбор лакокрасочного материала определяется желаниями владельца автомобиля и требованиями к внешнему виду.
Первый слой эмали по шпатлевке является «выявительным», его наносят более тонко, чем последующие. Выявительный слой служит для обнаружения дефектов на зашпатлеванной поверхности. Выявленные дефекты устраняют быстросохнущими шпатлевками. Высушенные зашпатлеванные участки обрабатывают шкуркой и удаляют продукты зачистки. После устранения дефектов наносят несколько тонких слоев эмали. Нанесение эмалей производят распылителем.
Для получения покрытий хорошего качества с красивым внешним видом в участке (отделении) должно быть чисто, просторно, много света; температура помещения должна поддерживаться в пределах 15...250С при влажности не выше 75...80%. Вытяжная вентиляция должна обеспечивать отсос паров растворителей, препятствовать оседанию красочной пыли, которая сильно загрязняет поверхность и ухудшает внешний вид покрытия.
Каждый последующий слой эмали наносят на хорошо просушенный предыдущий слой и после устранения дефектов.
Последний слой покрытия полируют полировочной пастой для придания более красивого внешнего вида.
Полирование. Для придания всей окрашенной поверхности равномерного зеркального блеска производят полирование. Для этого используют специальные полировочные пасты (№ 291 и др.). Полирование проводят небольшими участками. Эту операцию можно осуществлять вручную (фланелевым тампоном) или с помощью механических приспособлений.
Сушка. После нанесения каждого слоя лакокрасочных материалов проводится сушка. Она может быть естественной и искусственной. Процессы естественной сушки ускоряют интенсивная солнечная радиация и достаточная скорость ветра. Чаще всего естественная сушка применяется для быстросохнущих лакокрасочных материалов. Основные способы искусственной сушки: конвекционная, терморадиационная, комбинированная.
Конвекционная сушка. Она выполняется в сушильных камерах потоком горячего воздуха. Тепло идет от верхнего слоя лакокрасочного покрытия к металлу изделия, образуя верхнюю корку, которая препятствует удалению летучих компонентов, и тем самым замедляется процесс сушки. Температура сушки в зависимости от вида лакокрасочного покрытия колеблется в пределах 70... 140°С. Продолжительность сушки от 0,3...8 ч.
По сложности и трудоемкости различают четыре вида ремонтно-восстановительных окрасочных работ:
- косметический ремонт;
- локальный ремонт;
- ремонт крупных участков поверхности и отдельных элементов кузова;
- полная или частичная перекраска кузова.
При косметическом ремонте с помощью абразивных паст и полиролей (в том числе цветонаполненных) потускневшему лакокрасочному покрытию возвращают его первоначальный цвет и блеск. Заодно устраняются незначительные механические повреждения красочного слоя (неглубокие царапины, поверхностные сколы и потертости).
Локальный ремонт обычно предполагает небольшой объем жестяных работ, устранение глубоких царапин и сколов, выравнивание, грунтование и окраску поврежденных мест.
Полная или частичная перекраска кузова обычно выполняется при локальном ремонте или ремонте крупных участков поверхности на более чем 15 % площади кузова, при выходе из строя старого покрытия (если оно потрескалось или отслоилось) или замене отдельных элементов кузова при большом объеме сварочных работ.
Алгоритм подготовительных работ на неоцинкованном кузове при ремонте лакокрасочного покрытия представлен на рисунке 5.8.
Окраску эмалями выполняют в чистом, сухом и просторном помещении при температуре в пределах 15...250С и влажности не выше 75…80 %. Помещение должно быть оборудовано вытяжной вентиляцией, обеспечивающей отсос паров растворителей и препятствующей оседанию красочной пыли, которая сильно загрязняет и ухудшает внешний вид покрытия.
Рисунок 5.8 - Алгоритм подготовительных работ на неоцинкованном кузовном листе при ремонте лакокрасочного покрытия
Каждый последующий слой эмали наносят на хорошо просушенный предыдущий слой после устранения дефектов. Однако допускается сдваивание слоев (способом «мокрым по мокрому») с предварительной выдержкой предыдущего слоя при комнатной температуре в течение 5...7 мин.
Для получения высококачественного лакокрасочного покрытия большое значение имеет правильное использование краскораспылителя при нанесении покрытия на окрашиваемую поверхность. Его необходимо перемещать параллельно поверхности на расстоянии 25...30 см от нее. Покрытие наносят параллельными полосами с перекрытием их краев на 40-60 см.
Для придания кузову красивого внешнего вида применяют полирование.
Полирование поверхности кузова применяется для устранения дефектов окраски и для восстановления глянца в процессе эксплуатации автомобиля. для реализации процесса используются различные полировальные материалы (абразивные пасты, полироли) и приспособления (полировальные круги из крупноячеистой губки, овчины, фетра, мелкоячеистой губки и т.д.). Например, для удаления пылинок на свежеокрашенных поверхностях или восстановления блеска потускневших панелей кузова применяются грубые крупноячеистые губки, а дефекты окраски (перепылы, подтеки и др.) устраняются кругами из овчины и фетра.
5.3.3 Специальные технологии окраски автомобилей
К специальным технологиям окраски автомобилей относят:
- нанесение рисунка на кузов;
- порошковое окрашивание;
- распыление лакокрасочных
Подготовка кузова к окраске с нанесением рисунка осуществляется особенно тщательно, чтобы добиться максимально стойкого и долговечного лакокрасочного покрытия.
Есть несколько способов нанесения рисунка на кузов. Самый простой - нанесение рисунка через трафарет. У элементов такого рисунка четкие границы. Трафаретные рисунки широко применяют для нанесения на кузов рекламных текстов и простых картинок, а декоративные сюжеты впервые появились на гоночных автомобилях. Изображение чаще одноцветное, реже - двухцветное.
В последнее время применяют переводные многоцветные картинки: рисунок готовят на специальной пленке и переводят на кузов, затем покрывают лаком.
Но самое высокое качество и удовлетворение любой фантазии обеспечивает аэрограф - миниатюрный краскопульт, который позволяет рисовать очень тонкими линиями, слегка размытые границы, которых определить невозможно. Слои рисунка кладут один за другим, не давая им высыхать. Это позволяет надежно скрепить краски между собой. Если в рисунке есть мелкие элементы и выполнить их все сразу невозможно, то после нанесения каждого слоя кузов подвергают термической обработке до полного высыхания краски. Аэрографом можно не только рисовать на металле, но и наносить рисунок на пластиковые чехлы запасных колес внедорожников. Процесс подготовки изображения в этих случаях такой же, но в эмали и лаки добавляются компоненты, не позволяющие рисунку растрескиваться на пластичном материале.
Суть технологии порошкового окрашивания заключается в нанесении сухой краски в виде порошка на изделие и кратковременный прогрев его при температуре 140…2000С для полимеризации краски. Относительно высокая температура процесса ограничивает его применение окрашиванием в основном металла и стекла. В мире сегодня по этой технологии окрашивают около15 % всех изделий, подлежащих окраске, и число их постоянно увеличивается.
Порошковое окрашивание имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными технологиями: лучшая декоративная поверхность, прочность и долговечность покрытия, экологичность, высокая рентабельность.
Порошковые же краски сравнительно недороги (5-10долл. за 1 кг), технологичны и универсальны в использовании, не требуют высокой квалификации персонала, экологически безопасны. Минимальные затраты на обустройство окрасочного участка составляют 3-5 тыс. долл. На некоторых предприятиях рентабельность достигает 30 %.
Примеры использования порошкового окрашивания в авторемонтном производстве: окраска автомобильных дисков, приборных щитков, зеркал, радиаторов, декоративных деталей кузовов.
Распыление лакокрасочных материалов с помощью сжатого азота.
В Европе испытана и внедрена инновационная технология распыления лакокрасочных материалов с помощью сжатого азота.
Воздух, используемый для окраски, содержит 78 % азота. 20 % кислорода и различные примеси (газы, водяной пар, загрязнения), концентрация которых при сжатии воздуха возрастает, провоцируя образование большинства возможных дефектов при нанесении ремонтного покрытия.
Наилучшие условия для нанесения бездефектного покрытия могут быть созданы в случае запитывания окрасочного пистолета не атмосферным воздухом, а одним из составляющих его газов – азотом.
Новая система окраски Nitrospray (производства итальянской фирмы Eurosider) позволяет получать азот из воздуха, используя мембранные фильтры.
5.4 Оборудование, применяемое при окраске и сушке
Качество и долговечность лакокрасочного покрытия кузовов в значительной мере зависят от правильного выбора и соблюдения режима сушки. Интенсифицировать процессы сушки позволяет нагрев окрашенных поверхностей кузова, т. е. искусственная сушка.
В практике СТО наибольшее распространение получили конвекционные окрасочно-сушильные камеры, в которых осуществляется контактная передача теплоты от циркулирующего воздуха, а высыхание начинается с поверхности покрытия. Конструкция и размер окрасочно-сушильных камер определяются объемом окрасочных работ, габаритами автомобиля, способом передачи энергии к окрашиваемой поверхности, видом потребляемой энергии для теплоносителей и некоторыми другими параметрами.
В камерах традиционного исполнения воздух проходит из генераторной группы через верхний воздуховод с фильтрами, занимающими почти всю площадь потолка, затем вертикально вниз, к экстракторной группе и выходным фильтрам.
В полувертикальных камерах или камерах с диагональным потоком воздух через верхние фильтры, занимающие лишь часть потолка в передней верхней части камеры, направляется по диагонали к выходным фильтрам в нижней части задней стенки.
Конструктивно все конвекционные окрасочно-сушильные камеры выполнены одинаково - в виде сборных модульных конструкций. Каждый модуль (панель) - это своего рода «сэндвич» из теплоизолирующего материала на основе минеральной ваты, заключенного между двумя стальными стенками. При монтаже модули соединяются саморезами, болтами или специальными заклепками, что создает жесткую бескаркасную конструкцию, ширину и длину которой можно менять в соответствии с требованиями заказчика. Обычно длина камеры составляет 6900, 9200 или 11500 мм, высота 2900 или 3500 мм, ширина 4700 мм.
Конвекционная окрасочно-сушильная камера представлена на рисунке 5.9.
Рисунок 5.9 - Конвекционная окрасочно-сушильная камера:
1 – въездная дверь; 2 - фронтальная часть камеры; 3 - поток подготовленного воздуха, поступающего внутрь камеры; 4 - потолочная часть камеры; 5 - горелка; 6 - генераторная группа; 7 - выходной вентилятор; 8 – экстракторная группа; 9 - группа кассетных вытяжных фильтров; 10 - поток воздуха, выходящего из камеры; 11 - поток воздуха, входящего в камеру; 12 – приточный вентилятор; 13 - группа синтетических предварительных фильтров; 14 - теплообменник; 15 - нисходящий поток воздуха внутри камеры; 16 – сборное металлическое основание камеры; 17 - въездные трапы
При необходимости в камерах могут дополнительно устанавливаться боковые светильники. Например, при нанесении покрытий типа металлик. В этом случае имеется возможность наблюдать блики, отражаемые от наносимого слоя, что обеспечивает создание покрытия равномерной толщины.
Камеры окрашиваются внутри специальной термостойкой эмалью белого цвета.
Современные окрасочные камеры должны обеспечивать идеальную чистоту процесса окраски автомобиля: воздух, подаваемый в камеру, должен быть максимально чистым, а скорость его нисходящего потока должна составлять около 0,2 м/с.
Фильтрация поступающего воздуха осуществляется по всей открытой поверхности потолочной части, камеры фильтрами из пожаробезопасных материалов с высокой фильтрующей способностью.
Приточный вентилятор (с двигателем мощностью 7,5 кВт) производительностью около 25000 м3/ч обеспечивает необходимую скорость потока воздуха.
Идеальным агрегатом для качественного ремонта лакокрасочного покрытия является окрасочно-сушильная камера. Но такие камеры слишком дороги, сложны и энергоемки. Поэтому в большинстве случаев при локальном ремонте кузовов, особенно на малярных участках, в качестве нагревателей широко используются инфракрасные (ИК) излучатели.
Под воздействием ИК-излучения большинство современных лакокрасочных материалов не только высыхает, но и полностью полимеризируется, поэтому после такой сушки покрытие можно сразу шлифовать и полировать.