Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 20:24, реферат
Работа о структуре и организации ООН в современном мире. Описаны все органы действующие в организации, взаимосвязь.
Глава I
История ООН.
Развитие взглядов на права человека.
Как в древнегреческой философии, так и в различных мировых религиях можно найти принципы, лежащие в основе идеи прав человека. Однако, только в XVIII веке сформировалась концепция прав человека в современном ее понимании: человек от природы наделен некоторыми неотъемлемыми правами, которые не должны нарушаться государством; соблюдение этих прав является необходимой предпосылкой достойного человеческого существования.
Среди первых исторических документов, кодифицировавших права человека, необходимо отметить английские Великую хартию вольностей 1215 года и «Билль о правах» 1689 года.1 Эти документы гарантировали права, которые могут быть поставлены под угрозу в определенных обстоятельствах, но не содержали всеобъемлющей концепции прав и свобод индивида. В то время свободы рассматривались как права, которыми индивиды или группы наделены в силу своего социального статуса или положения.
В последующие столетия концепция свобод индивида отделилась от концепции его социального статуса и стала рассматриваться не как привилегия, но как право, присущее всем человеческим существам. Выдающуюся роль в этом процессе сыграли испанские теологи и правоведы. Среди них необходимо отметить Франциско де Виториа (1486 - 1546) и Варфоломея де Лас Касаса (1474 - 1566), которые разработали доктрину о необходимости признания прав населения земель, открываемых и колонизуемых Испанией. Другой выдающийся испанский юрист, Васкес де Мончоа, обосновал теорию естественных прав (т.е. укорененных в самой природе человека и мироздания).2
Век Просвещения стал свидетелем дальнейшего развития идеи прав человека. Идеи Гуго Гроция (1583 - 1645), «отца» современного международного права, Самуэля фон Пуфендорфа (1632-1694) и Джона Локка (1632 - 1704), разработавших всеобъемлющую концепцию естественного права, вызвали большой интерес в Европе того времени Жан – Жак Руссо (1712 - 1778) выдвинул концепцию, согласно которой монарх (правитель) получает власть в результате «общественного договора» со своими подданными. Шарль Монтескье разработал концепцию разделения властей. Термин «права человека» (droits dell’homme) впервые появился во французской декларации прав человека и гражданина 1789 года.3
______________________________
1. http://www.un.org/russian/
2. Издательство «Юридическая литература», М.,1997.
3. http://www.un.org/russian/
Эти теории послужили руководством к действию для населения британских колоний в Северной Америке Американская Декларация независимости, принятая 4 июля 1776 года, как право на жизнь, свободу и стремление к счастью. Эти же идеи отражены в «Билле о правах»; принятом штатом Вирджиния в том же году. В дальнейшем положения Декларации независимости были приняты остальными американскими штатами, а также включены в «Билль о правах», дополнивший в 1791 году Конституцию США 1787 года. Международная теория прав человека получила своё развитие и во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года. Обе декларации – американская и французская – были задуманы как систематическое перечисление универсальных прав человека.4
Таким образом, классические права XVIII – XIX веков относились к свободе индивида. Однако, уже в то время получила свое развитие идея о том, что граждане имеют право ожидать от своего государства улучшение условий жизни. В некоторых европейских конституциях XIX века содержались не только положения о классических правах человека, но и статьи, возлагавшие на государство ответственность в сфере занятости, социального обеспечения, общественного здравоохранения и образования. Социальные права были гарантированы в конституциях Мексики 1917 года, РСФСР 1918 года и Германии 1919 года.5
В XIX веке Европа стала свидетелем конфликтов, связанных с защитой прав меньшинств. Эти конфликты привели к ряду «гуманитарных интервенций» и выработке международных гарантий в этой области. Например, Берлинский договор 1878 года обуславливал международное признание освободившихся от Османской империи Балканских государств (Сербии, Черногории, Болгарии и Румынии) соблюдением прав религиозных меньшинств (мусульман и евреев) в этих государствах.6
Необходимость выработки международных стандартов в области прав человека впервые была осознана в конце XIX века. В это время промышленно развитые страны начали принимать трудовое законодательство, которое подняло уровень оплаты и, следовательно, стоимость наемного труда. В связи с этим промышленно развитые страны оказались в экономически проигрышном положении по отношению к странам, не имеющих законов о труде. В результате консультаций появились первые конвенции, в которых государства брали обязательства друг перед другом в отношении своих граждан. Берлинская конференция 1906 года о запрещении ночного труда женщин стала первым международным договором в области социальных прав. Значительное количество конвенций в области труда было разработано Международной организацией труда, созданной 1919 году.
______________________________
4, 5, 6. Ю.М.
Колосов, В.И. Кузнецов. Международное
право: Учебник. – М., 1994.
Выстраивание системы ООН
в середине XIX века – начале XX века.
Система ООН зародилась более 100 лет назад как механизм управления мировым сообществом. В середине XIX столетия появились первые международные организации, это было вызвано двумя взаимоисключающими причинами.
Во - первых, образованием в результате буржуазно – демократических революций суверенных государств, стремящихся к национальной независимости.
Во
– вторых, успехами научно – технической
революции породившими
На
первом этапе главной целью
Роль международных организаций в отношениях между государствами кардинально изменилась только после победы Великой Октябрьской социалистической революции. В дореволюционный период, когда международные организации включали только государства одной социальной системы, их политическая природа определялась главным образом интересами наиболее мощных государств. Конечно, и в этот период противоречия между государствами – членами международных сообществ постоянно давали о себе знать, оказывая серьезное влияние на позиции соответствующих систем. Однако, времена не были ареной острых классовых столкновений, так как, в этот период не было классово – антагонических межгосударственных противоречий.
Организациям
отводилась роль прежде всего координаторов
в некоторых областях межгосударственного
сотрудничества, в качестве вспомогательных
средств проведения внешнеполитической
и внешнеэкономической программы капиталистических
держав, таким образом роль международных
организаций в отношениях между странами
до 1917 года была весьма ограниченной.7
7.Леонтьев Г.Л. Европа: по пути упрочения безопасности и развития сотрудничества. М., 1978.
ООН в годы Второй мировой войны: юридическое оформление.
Начало двадцатого столетия означало конец спокойного развития многих государств. Противоречия присущие развитию капитализма породили Первую мировую войну, которая не только задержала эволюцию международных организаций, но и привела к роспуску многих из них. В то же время осознание губительности мировых воин для всей человеческой цивилизации оказало воздействие на появление проектов создания международных организаций политической ориентации в целях создания мира.
Вторая
мировая война в силу её масштабов
и методов террора, применяемых
фашистскими армиями, дала мощный толчок
правительственной и
На правительственном уровне вопрос создания организации международной безопасности возник с первых дней войны.
Важным этапом на пути создания ООН стала конференция союзных держав в Москве в 1943 году.
В декларации от 30 октября 1943 года подписанной представителями СССР, США, Великобритании и Китая, эти державы провозгласили, что «они признают необходимость учреждения в возможно короткий срок всеобщей международной организации для поддержания международного мира и безопасности, основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государства – большие и малые».8
Особенностями этой организации следует назвать ярко выраженный политический характер, проявляющийся в ориентации на вопросы мира, безопасности, и предельно широкую компетенцию во всех сферах международного сотрудничества.
Эти характеристики не были свойственны прежним межправительственным организациям.
Однако
по вопросу компетенции ООН в
социально – экономической
______________________________
8.Внешня политика Советского Союза в период Отечественной войны. Т.1: М.1970
9.Устав ООН п.3ст.1
Задачи координации были сформулированы в общей форме и возложены на экономический и Социальный Совет.10
Также важнейшими этапами в создании ООН обоснованно называют конференцию в Думбартон – Оксе (1944 год.), на которой были согласованы основные принципы и параметры механизма деятельности будущей организации. Крымская конференция в Ялте в феврале 1945 года, с участием глав трех правительств – советского, британского и американского – обсудила предложенный конференцией в Думбартон – Оксе пакет документов, и приняла решение о созыве конференции Объединенных Наций в США в апреле 1945 года.11
Это
решение реализовалось на конференции
в Сан – Франциско, проходившей
с 25 апреля по 26 июня 1945 года и завершившийся
принятием учредительных
С появлением новой международной организации, связывались ожидания прочного мира, надежды и на развитие сотрудничества всех государств в вопросах экономического и социального развития.
ООН была задумана её основателями – странами антигитлеровской коалиции как всемирная организация коллективной безопасности, как комплексный международный инструмент пресечения агрессии и поддержания всеобщего мира, а также защиты международных прав человека. Разрешение коренных социальных проблем, реконструкция современного мира на основе какой бы то ни было международной организации, в том числе ООН, немыслимы. Эти задачи могут быть решены путем социальных, народных революций. Однако, возможности ООН включающей государства противоположных социальных систем, определены её Уставом, основанным прежде всего на принципе уважения суверенитета государств, принадлежащих к различным социальным системам.
Деятельность
ООН так же должна исходить из уважения
к принципу государственного суверенитета,
она ни в коей мере не может нарушать
принцип невмешательства в