Организация, структура ООН

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 20:24, реферат

Краткое описание

Работа о структуре и организации ООН в современном мире. Описаны все органы действующие в организации, взаимосвязь.

Файлы: 1 файл

Курсова ООН.doc

— 215.50 Кб (Скачать)

__________________________________________________________________

10. ЭКОСОС  ст.62

11.Советский  Союз на международных конференциях  периода Великой Отечественной  войны 1941 – 1945гг. Т.III – Конференция представителей СССР, США и Великобритании в Думбартон – Оксе (21 августа – 28 сентября 1944г.). Сборник документов. М., 1984, с.17 – 18.

12. Ефимов  Г.К. Устав ООН – инструмент  мира. М., 1986. 

 
 

 Необходимо  остановиться на наиболее важных моментах деятельности ООН ,имеющих значение для объяснения ее роли в международных отношениях.

 ООН в годы «холодной  войны»

 Хронически  примерно первое десятилетие существования  ООН совпадает с периодом “холодной войны”.Ее леденящие дыхание сковано ООН ,возникла реальная угроза превращения этой организации в орудие империалистической политики. Наиболее отчетливо это сказалось в использовании флага ООН для прикрытия вооруженной агрессии в Корее. Престижу ООН был нанесен неисчислимый ущерб, её Устав был поставлен под сомнение, а принципы поруганы.

 Положительные результаты так называемых операций ООН по поддержанию мира могут  быть достигнуты только путём безусловного выполнения его Устава, предусматривающего определенный порядок проведений коллективных акций ООН, в том числе с помощью вооруженных сил.

 За  время своего существования ООН  прошла большой путь и накопила значительный опыт во многих сферах своей деятельности. Однако этот опыт неравноценен, как неравноценна была и роль организации на различных этапах и применительно к различным международным проблемам, с которыми приходилось и приходится сталкиваться. Рассмотрение вопросов уставного распределения компетенции между её главными организациями и анализ практики осуществление ими своих полномочий представляют несомненный интерес, самым непосредственным образом касаются проблемы эффективности ООН в целом, её способности решать те задачи ради осуществления которых она была учреждена четверть века назад. 

 Принципиальное  отличие ООН от предшествовавших ей международных организаций состоит  в том, что она, возникла в результате сотрудничества государств с противоположными общественно – экономическими системами.

 ООН возникла отнюдь не как модификация  старых схем, а как принципиально  новый инструмент поддержания международного мира и безопасности; как организация, отразившая особенности нового этапа  в мировом развитии, как существенное изменение в соотношении классовых сил на международной арене. Новая концепция поддержания мира посредством международной организации нашла выражение как в формирование целей и принципов ООН, так и в определение методов достижения этих целей и в размежевании компетенции между главными органами ООН.

 

 Глава II.

 Современные основы функций ООН.

Устав ООН.

 Устав  - свод правил, положений, устанавливающий  организацию, устройство, порядок деятельности чего – нибудь.1

 Главным документом в Организации Объединенных Наций является Устав. Он начинается с Преамбулы, в которой обозначены цели и задачи организации:

 «МЫ, НАРОДЫ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ, ПРЕИСПОЛНЕНЫЕ  РЕШИМОСТИ

 избавить  грядущие поколения от бедствия войны, дважды в нашей жизни принесшей  человечеству невыразимое горе, и вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин ...И В ЭТИХ ЦЕЛЯХ проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи, и объединить наши силы для поддержания международного мира и безопасности, и обеспечить принятием принципов и установлением методов, чтобы вооруженные силы применялись не иначе, как в общих интересах …РЕШИЛИ ОБЪДИНИТЬ НАШИ УСИЛИЯ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЭТИХ ЦЕЛЕЙ – согласно этому наши соответственные правительства через представителей, собравшихся в городе Сан – Франциско...».2

 История подготовки Устава ООН – это история  напряженной борьбы между сторонниками демократического послевоенного устройства.

 В основе многочисленных планов создания международной организации, широко рекламировавшихся главным образом в США и Великобритании, так же  огромную роль в создании сыграл Советский Союз – основной участник антигитлеровской коалиции.

 Таким образом, были заложены демократические  начала создаваемой международной организации, принятие Устава, который отражал бы реальное понимание новой ситуации в мире после разгрома фашизма, а также сохранял бы отвечающий интересам долгожданного мира дух сотрудничества и совместных действий стран коалиции.

 Еще в ходе  второй мировой войны была проведена конференция с участием представителей СССР, США, Великобритании, Китая в Думбартон – Оксе (21 августа – 28 сентября 1944г.), результатом которой явилась разработка документа рекомендательного характера «Предложения относительно создания международной организации “Объединенных Наций” и разработали проект её статуса»,

___________________________________________________

1.С.И.Ожегов  СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА М., 1973.

2.Устав  Организации Объединенных Наций  Преамбула

 

который и составил в будущем основу Устава ООН. На это указывает структура  принятого в Думбартон – Оксе документа, состоящего из 12 глав:

I Цели

II Принципы

III Членство

IV Основные органы

V Генеральная Ассамблея

VI Совет Безопасности

VII Международный Суд

VIII Мероприятия по поддержанию международного мира и безопасности

IX Мероприятия в области сотрудничества по международным экономическим и социальным вопросам

X Секретариат

XI Поправки

XII Мероприятия переходного периода.

  На  конференции в Сан – Франциско некоторые из этих глав были оставлены почти без изменений, другие подверглись значительным дополнениям и доработкам.3  

  В Думбартон – Оксе в целом правильно  был решен принципиальный вопрос создания международной организации, основанной на подлинно демократических принципах международного правительства, имеющей четкую структуру, необходимые полномочия и возможности для поддержания мира и безопасности. В подготовленных документах специально отмечается особая ответственность великих держав за сохранение мира, что нашло свое отражение в предоставлении этим державам мест постоянных членов в Совете Безопасности, а также в одобрении принципа их единогласия и согласованных действий в области поддержания безопасности.4

  Конечно, участники конференции в Думбартон – Оксе не смогли решить всех вопросов, связанных с образованием новой организации по поддержанию мира.

  Фактически  вопрос об учреждении организации решался  на Крымской конференции руководителей  Советского Союза, США, Великобритании. Участники этого форума договорились о созыве 25 апреля 1945г. в Сан- Франциско заседания объединенных наций по вопросу о создании международной организации на основе предложений, принятых в 1944г. в Думбартон – Оксе. Крымская конференция одобрила подготовленный делегацией США проект предложений о процедуре голосования в Совете Безопасности («ялтинская формула») и приняла решение о создании между-

________________________________________________________________

3. Ефимов  Г.К. Устав ООН – инструмент  мира. М., 1986.

4.Леонтьев Г.Л. Европа: по пути упрочения безопасности и развития сотрудничества. М., 1978.

 
 

 

народной  системы опеки ООН вместо системы  мандатов Лиги Нации.5 

  Конференция решила и вопрос о первоначальном членстве в ООН. В соответствии с  этим решением государства для своего участия в учредительной конференции в Сан – Франциско должны были до 1 марта 1945г. подписать Декларацию о совместной борьбе против стран «оси» от 1 января 1942г.6

  В связи с решениями Крымской конференции  правительство СССР, Великобритании и Китая направило правительствам 42 государств приглашение на конференцию в Сан – Франциско по подготовке Устава всеобщей международной организации для поддержания международного мира и безопасности. По решению самой правительств приглашения были направлены также Белорусской и Украинской Советским Социалистическим Республикам, Аргентине и Дании. Таким образом, следует отметить, что в работе Сан – Франциско конференции приняли участие представители 50 государств, ставших членами – учредителями ООН, так же по предложению делегации СССР к членам – учредителям была отнесена Польша.7

  В основу работы конференции В Сан  – Франциско были положены выработанные в Думбартон – Оксе «Предложения»  с дополнениями, принятыми Крымским форумом. Позиции СССР, США, Великобритании по целому ряду вопросов излагались в основной текст, одобренный в Думбартон – Оксе.

  Основные  разногласия среди участников конференции  вызвали вопросы, связанные с  соотношением компетенции двух главных  органов организации – Генеральная  Ассамблея и Совета Безопасности.

  Делегации ряда стран – участниц конференции  выступили с целой серией поправок к думбартон- окским «Предложениям», смысл которых сводился к непомерному  расширению полномочий Генеральной  Ассамблеи за счет определенного ущемления полномочий Совета Безопасности, в особенности в сфере поддержания международного мира.

  Наиболее  радикальной поправкой в этом плане явилось требование о наделении  Генеральной Ассамблеи полномочиями по принятию принудительных мер совместно  с Советом Безопасности. Вносились также предложения, чтобы Генеральная Ассамблея давала согласие на применение санкций Советом Безопасности. Исключением из такого порядка явилось бы решение вопросов «чрезвычайной важности», о которых Совет Безопасности должен был сообщать Генеральной Ассамблее.8 В дискуссии по этому    __________________________________________________________________

5.Советский  Союз на международных конференциях  периода Великой Отечественной  войны 1941 – 1945 гг. Т.IV – Крымская конференция руководителей трех союзных держав – СССР, США и Великобритании. М., 1984.

6. Н.Б.  Крылов Принципы участия государств  в системе ООН. М., 1986.

7. А.С.  Протопопов СССР, Лига Нации и  ООН. М., 1968.

8.В.Н.  Федоров ООН и проблемы войны  и мира. М.,1988.

 

вопросу  в комитете III/3 авторы поправки настаивали на необходимости «участия малых стран в принятии решений Советом Безопасности»,  в частности, «в использовании их вооруженных сил».9 

  Такого  рода поправки противоречили духу «Предложений» конференции в Думбартон – Оксе, положения которой ограничивали компетенцию Совета Безопасности от компетенции Генеральной Ассамблеи, ясно указывали на прерогативу Совета Безопасности «в использовании сил». Генеральная Ассамблея «должна была стать органом, который призван обсуждать, рассматривать и рекомендовать в отношении действий, но не предпринимать эти действия».10

  Широкие дебаты на конференции вызвали положения, определяющие общую компетенцию  Генеральной Ассамблеи. Ряд участников выступил с предложением предоставить Ассамблее право «рассматривать любой вопрос в сфере международных отношений». Вопреки возражениям некоторых делегаций вопрос был вынесен в комитете II/2 (где он рассматривался) на голосование. За предоставлением права Генеральной Ассамблее обсуждать любой вопрос «в сфере» международных отношений проголосовало 27 делегаций, против – 11. 11

  Принятая  комитетом II/2 конференции формулировка была чревата опасными последствиями для будущей организации. Советская делегация настояла на пересмотре комитетом II/2 указанной формулировки, и по предложению руководящего комитета конференции была одобрена формулировка, вошедшая в нынешнюю ст.10 Устава ООН, т.е. было признано право Генеральной Ассамблеи «обсуждать любые вопросы или дела в пределах настоящего Устава или относящихся к полномочиям и функциям любого из органов, предусмотренных настоящим Уставом»(см.Приложение). Таким образом, Генеральная Ассамблея получила право рассматривать указанные вопросы и за исключениями, предусмотренными ст.12, делать рекомендации членам ООН или Совету Безопасности по любым таким вопросам или делам.

  Продолжительные дебаты на конференции вызвал проект п.2, ст.11 Устава ООН, в котором предусматривалось  участие малых государств в «действиях»  предпринимаемых Советом Безопасности. Общее мнение участников дискуссии  по этому вопросу в комитете II/2 сводилось к тому, что «действия» не являются средством мирного разрешения споров, а относятся к действиям Совета Безопасности в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии. Некоторые делегации в этом комитете высказывались за то,

Информация о работе Организация, структура ООН