Организация, структура ООН

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 20:24, реферат

Краткое описание

Работа о структуре и организации ООН в современном мире. Описаны все органы действующие в организации, взаимосвязь.

Файлы: 1 файл

Курсова ООН.doc

— 215.50 Кб (Скачать)
 

__________________________________________________________________9.Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Т.V – Конференция Объединенных Наций в Сан – Франциско (25 апреля – 26 июня 1945г.). Сборник документов. М.,1984.

10.В.Н.  Федоров ООН и проблемы войны  и мира. М., 1988.

11.  Г.К.  Ефимов Устав ООН – инструмент  мира. М., 1986.

чтобы наделить Генеральную Ассамблею  определенной компетенцией, предусматривающей  право Ассамблеи участвовать в принятии решений Совета Безопасности в отношении «военных мер», с тем чтобы эти решения подлежали утверждению со стороны Генеральной ассамблеи. В этом же направлении шли поправки ряда стран, предусматривающие предоставление Совету Безопасности и Генеральной Ассамблее согласительной юрисдикции в определении существования угрозы миру, в принятии мер против такой угрозы.12 В ходе обсуждения этого вопроса указанные поправки были сняты, и за Генеральной Ассамблеей были оставлены лишь полномочия получать и рассматривать ежегодные и специальные доклады Совета Безопасности.13

  Не  совсем гладко проходила разработка проекта нынешней статьи 12 Устава. В  ходе обсуждения формулировок представители  ряда делегаций и в этом случае предприняли попытки расширить  полномочия Генеральной Ассамблеи, придав ей право самой решать, когда Совет Безопасности «действительно выполняет предписанные ему функции» относительно разрешения проблемы, угрожающей международному миру.

  Принятый  после продолжительных дебатов  текст статьи 12 Устава хотя и включал в качестве компромисса предложения некоторых стран на этот счет,  однако предоставил Совету Безопасности больший приоритет при уведомлении Генеральной Ассамблеи о вопросах п.1 ст.12 ясно вытекает, что только Совет может определить, когда он прекратит осуществление своих функций по рассмотрению какого – либо вопроса, стоящего на повестке дня Совета. 14

    Если вопрос о роли Совета Безопасности в системе главных органов ООН не вызвал разногласий на конференции в Сан- Франциско и её участники единодушно поддержали предложение Думбартон – Окской конференции о том, что именно он будет нести главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности, и выступать от имени всех членов ООН. То в порядок голосования в Совете Безопасности, так называемая «ялтинская формула» подверглась на конференции ожесточенной критике, особенно со стороны делегаций «малых» стран (Австрии, Канады, Новой Зеландии, ряда латиноамериканских стран). К спорам относительно интерпретации «ялтинской формулы» присоединились делегации США, Великобритании, пытавшейся отойти от этой формулы. Делегация СССР была против изменения решений «ялтинской конференции», поэтому в процессе голосования в Совете Безопасности 1 июня 1945 г. советский представитель подчеркнул, что «смысл ялтинского соглашения  совершенно ясен и состоит в том, что по всем вопросам, по которым в Совете Безопа-

________________________________________________________________

12.Е.А. Шибаев Специализированные учреждения ООН (международно – правовые аспекты). М., 1966.

13.Устав  ООН ст.15 п.1 Генеральная Ассамблея. 

14. Г.К. Ефимов Устав ООН – инструмент мира. М., 1986.

 

сности  может бить голосование, за исключением  вопросов чисто процедурных, требуется  единогласие постоянных членов Совета».15 Благодаря настойчивой и гибкой политике Советского Союза существо «ялтинской формулы» было сохранено. В современном заявлении о порядке голосования в Совете Безопасности делегации держав – инициаторов конференции подчеркивалось, что «четыре приглашающих правительства согласны с “ялтинской формулой” и предоставляют ее этой конференции как необходимую для того, чтобы была создана международная организация, через которую миролюбивые нации могут наиболее эффективно нести их общую ответственность за поддержание мира и безопасности».16  К заявлению присоединилась Франция, и оно стало документом пяти держав.

 В итоге  в Уставе ООН  (к моменту его  принятия) было закреплено, что решения  Совета Безопасности по всем вопросам, кроме процедурных считаются  принятыми, «когда за них поданы голоса семи членов Совета, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета…»17 Таким образом, в Уставе нашел свое выражение принцип единогласия постоянных членов Совета Безопасности, без которого невозможно было бы само создание ООН в условиях существования государств с противоположными общественно – экономическими системами. Этот принцип, рожденный в ходе сотрудничества держав антигитлеровской коалиции в годы второй мировой войны, став краеугольным камнем всего основания ООН. Он служит надежной гарантией против использования международной организации в качестве инструмента какой – либо группировки государств для получения выгодных для себя политических результатов. 

 Следует обратить внимание на разработку глав Устава, посвященных международному экономическому и социальному сотрудничеству. Было принято важное положение Устава о том, что мирные и дружественные отношения между нациями должны основываться «на уважении принципа равноправия и самоопределения народов» и что ООН должна содействовать «уважению и соблюдению прав человека и основных свобод  для всех без различия расы, пола, языка и религии».18

 В результате конференции была включена в Устав  статья 109, предусматривающая возможность  созыва Генеральной конференции  членов организации «с целью пересмотра настоящего Устава».Статьей 108 четко определен порядок принятия поправок к Уставу ООН. В ней говорится, что поправки «…вступают в силу для всех Членов Организации, после того как »

_________________________________________________________________

15.Конференция  Объединенных Наций в Сан –  Франциско (25 апреля – 26 июня 1945г.) Сборник документов. М., 1984. с.465.

16. Конференция Объединенных Наций в Сан – Франциско (25 апреля – 26 июня 1945г.) Сборник документов. М., 1984. с.451.

17. Г.К. Ефимов Устав ООН – инструмент мира. М., 1986.

18. Устав ООН  Хрестоматия по курсу «Введение  в современное обществознание».  М., 2000.                 

 

они  приняты  двумя третями голосов членов Генеральной Ассамблеи и ратифицированы, в соответствии с их конституционной процедурой, двумя трети Членов Организации, включая всех постоянных членов Совета Безопасности.19

  Когда рассказана история создания Устава ООН, следует  уделить внимание самому Уставу.

  УСТАВ ООН  – многостороннее международное  соглашение, разработанное ведущими державами антигитлеровской коалиции (СССР, США, Великобританией, Францией и Китаем) в годы Второй Мировой войны и принятое единогласно на конференции в Сан – Франциско представителей 50 стран 25 июня 1945г. на пленарном заседании. Помимо Устава принят: Статус Международного Суда и Соглашение о подготовительной комиссии, которая учреждалась «с целью проведения временных мероприятий по организации первых сессий Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности, Экономического и Социального Совета, Совета по Опеке, по созданию Секретариата и созыву Международного Суда».20 На следующий день делегаты подписали его в здании Мемориала ветеранов войны. После ратификации Устав 24 октября 1945г. вступил в силу. Эта дата ежегодно отмечается как День ООН. В подготовке проекта Устава принимали участие представители всех стран антигитлеровской коалиции.

  Устав состоит  из преамбулы, 19 глав, 111 статей и Статуса  Международного Суда ООН. В Уставе сформулированы основные принципы деятельности ООН: суверенное равенство всех его членов; единогласие великих держав – постоянных членов Совета Безопасности; добросовестное выполнение всеми членами принятых на себя обязательств; мирное разрешение международных споров; отказ членов ООН от применения в международных отношениях угрозы силой или применения силы против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства; оказание помощи ООН действиях по применению принудительных мер к агрессору; невмешательство ООН во внутренние дела государства.

  Устав регулирует порядок приема и членства в ООН; структуру и компетенцию главных органов; права на вспомогательных органов, которые окажутся необходимыми (см. Приложение ст.7); мирное разрешение международных споров; действия Объединенных Наций в случае угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии; правовой статус региональных международных организаций и соглашений, и других вопросов деятельности ООН.

  Статья 103 Устава определяет свою высшую юридическую  силу: «В том случае, когда обязательства членов Организации по настоящему Уставу

         __________________________________________________________________ 19. В.Н. Федоров ООН и проблемы войны и мира. М., 1988.

20. Основные сведения  об ООН. М., 1991.   

 

окажутся в  противоречии с их обязательствами  по какому – либо другому международному соглашению, преимущественную силу имеют обязательства по настоящему Уставу». В целях контроля все члены ООН должны регистрировать в Секретариате все свои международные договоры, заключенные после вступления в Организацию. (см. Приложение ст.102)

 Устав характерен своей стабильностью. Его нормы  почти не менялись за более чем  полувековую историю. К сожалению, в нем есть и устаревшие нормы о вражеских государствах (см. Приложение ст.107), о исчерпавших свои функции Совете по Опеке и другое. Устав предусматривает возможность внесения поправок и других изменений.

 До настоящего времени были внесены поправки только к четырем пунктам Устава. В основном они касались расширения состава Совета Безопасности и Экономического и Социального Совета. Поправки об увеличении числа членов Совета Безопасности с 11 до 15, а ЭКОСОС с 18 до 27 были приняты в 1963 г. и вступили в силу в 1965 г . В 1971 г. была принята поправка об увеличении числа членов ЭКОСОС с 27 до 54, которая вступила в силу в 1973 г . 21

 Устав явился конечным результатом сложного процесса международного правотворчества. В  нем нашли свое юридическое закрепление  идеи обеспечения мира на Земле, Представления об идеалах демократии, обеспечение прав человека и других общечеловеческих ценностей. В них впервые были предусмотрены механизмы практического достижения этих идеалов через формирование баланса разнообразных интересов государств при сохранении плюрализма во взглядах, мнениях и подходах.

 Если посмотреть на Устав ООН  через призму времени   - от торжественного подписания в Сан – Франциско этого документа, ставшего фундаментом современного правопорядка в мире, до наших дней, то можно с уверенностью сказать, что в целом он выдержал испытание на прочность при самых крутых и опасных поворотах мировой политики. Полностью сохраняет он свое значение и на будущее. Незыблемость Устава ООН объясняется тем, что он был выработан в условиях совместной борьбы Объединенных Наций против германского фашизма и японского милитаризма. Государства – основатели Организации отразили в ее Уставе выстраданный в тяжких испытаниях урок истории: необходимы мирное сосуществование и объединение усилий для поддержания международного мира и безопасности.

 
 
 

__________________________________________________________________

21.Устав ООН.  Хрестоматия по курсу «Введение  в современное обществознание».  М.,2000.

 
 
 

 

Структура ООН.

  ООН является центром решения проблем, с которыми сталкивается все человечество. Эта  действительность осуществляется совместными  усилиями более 30 связанных с ней организаций, составляющих систему Организации Объединенных Наций. Изо дня в день Организация Объединенных Наций и другие звенья ее системы ведут работу по содействию соблюдения прав человека, охране окружающей среды, борьбе с болезнями и сокращению масштабов нищеты. Учреждения ООН разрабатывают нормы и правила безопасного и эффективного воздушного сообщения и способствуют совершенствованию телекоммуникации и защите интересов потребителей. Организация Объединенных Наций является инициатором международных кампаний по борьбе с оборотом наркотиков и терроризмом. Действуя во всех регионах мира ООН и ее учреждения оказывают помощь беженцам, осуществляют программы разминирования, помогают увеличить объем производства продовольствия и играют ведущую роль в борьбе со СПИДом и многое другое.

  Устав ООН  в п.1 ст. 7 определил, что «в качестве главных органов Организации Объединенных Наций учреждаются: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке, Международный Суд и Секретариат» (см. Приложение).

  Включение каждого из указанных органов в систему главных органов, как подтверждает история создания ООН, не было делом случая. Напротив, принципиальная схема организации явилась предметом тщательного и длительного обсуждения на международных переговорах и конференциях, предшествовавших созданию ООН.

  Действительно ли, что в постановлении п.1 ст.7 Устава, все указанные в нем  органы равнозначны по своей роли в осуществлении целей и принципов  ООН, по своему правовому статусу? Даже самое беглое ознакомление с правами  и полномочиями этих органов показывает, что не только значение их для широкого международного сотрудничества, но и их правовое положение в системе главных органов далеко не одинаково.

  Признано, что наиболее важными для обеспечения  международного мира и безопасности и развития равноправного международного сотрудничества является Генеральная Ассамблея, как наиболее представительный форум для обсуждения широкого круга международных проблем, и Совет Безопасности, как орган, на который по Уставу ООН возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности и который при исполнении своих обязанностей действует в соответствии с п.1 ст.24 от имени всех членов организации (см. Приложение).

Информация о работе Организация, структура ООН