Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 19:13, реферат
Исторические этапы развития услуг и сервисной деятельности котором человечество располагает письменными свидетельствами. К данному периоду относят промежуток времени между 3000- 4000 гг. до н.э. и V в. н.э. На первоначальных стадиях этого масштабного периода истории человек начинал осваивать принципиально новые виды деятельности: он переходил от кочевого образа жизни к оседлому, создал гончарный круг, освоил выплавку металлов, разрабатывал письменность.
Внутреннее строение культуры приобретает сложный характер. В ней выделяют такие масштабные части, как духовная и материальная культура, а также меньшие части, или субкультуры, - городская, сельская, молодежная, элитарная. Кроме того, выделяют функционально целостные области культурной практики: хозяйственную культуру (в рамках которой развивается сервисная деятельность), политическую, правовую, художественную, религиозную культуры и др.
В массовом сознании распространено несколько иное понимание культуры - в ней люди нередко усматривают лишь нормативно-оценочную деятельность, которой должен овладеть всякий культурный человек. В этом случае культура трактуется в узком смысле, лишь как принятая, нормативно закрепленная активность, присущая той или иной области практики. Данный подход позволяет говорить о культуре речи, общения, поведения, досуга, о профессиональной культуре и др. Такой подход к трактовке культуры не противоречит научному ее пониманию, но он сосредоточивает внимание лишь на одной ее характеристике.
Для анализа
сервисной деятельности важно иметь
в виду оба понимания культуры.
С одной стороны, сервисная деятельность
исторически развивается в
случае следует говорить о культуре труда в сфере услуг, о корпоративной культуре работников сервиса в целом.
Сама сервисная
деятельность как часть социоэкономической
деятельности оказывается тесно
связанной с самыми разными аспектами
культурной практики - с бытом и
домашним хозяйством населения, с практикой
государственно-политического
Особо следует сказать о связи сервисной деятельности с рядом духовных областей культуры, в частности с наукой, искусством, религией. Во всех этих случаях перед нами обнаруживаются во многом различные типы связей.
Наука сформировалась
и стала интенсивно развиваться
как социальный институт, общественно
значимый вид познавательной активности
и как область профессиональной
деятельности в Новое время в
странах Западной Европы. Некоторое
время занятие наукой было уделом
выдающихся личностей или образованных
энтузиастов. Позже многие профессора
университетов, преподаватели учебных
заведений сочетали обучение студентов
с научно-исследовательской
Еще одной разновидностью услуг, связанных с наукой, выступает использование прикладных результатов исследовательской работы. Для развития данной услуги понадобилось время. Поначалу прикладные научные разработки востребуются (например, предпринимателями, производственными компаниями, правительственными органами) через прямые контакты с исследователем. И только в XX в. возникают специализированные сервисно-коммерческие организации (консалтинговые центры, венчурные фирмы, внедренческие группы и др.), которые генерируют посреднические услуги между научно-творческой деятельностью и практикой.
Если связь
сервиса с научной активностью
сложилась сравнительно недавно, то
отношения услуг с искусством
обозначились уже в древности. По
мере того как художественное творчество
выделялось из процессов народного
творчества и становилось индивидуальным
процессом, возникала общественная
потребность в организации
Кстати, это
относилось не только к искусству, но
и к организации спортивных, а
также других массовых зрелищ. В
настоящее время сервисная
Представители
указанных видов
Данное направление
сервиса порождает вопрос: насколько
можно считать услугой
Для многих художников прошлых веков эта коллизия - необходимость работать на продажу результатов своего труда и сохранять сознание творческой свободы - была порой источником неразрешимых страданий. Мало кто смог успешно сочетать эти два требования в своем творчестве.
Немецкий поэт И.-В. Гете много размышлял над этой проблемой. Во вступлении к трагедии «Фауст» он вывел фигуры поэта, комического актера и директора театра, которые занимают разные позиции в этом вопросе.
Поэту мучительно слышать о требованиях толпы. В своем творчестве он хочет сосредоточиться на своих замыслах, уединиться от публики:
Она засасывает, как трясина, Закручивает, как водоворот. Нет, уведи меня на те вершины, Куда сосредоточенность зовет.
Комический актер, вступающий во время игры с аудиторией в непосредственный контакт, более трезво подходит к зрительским оценкам:
В согласье с веком быть не так уж мелко. Восторги поколенья - не безделка, На улице их не найдешь. Тот, кто к капризам публики не глух, Относится к ней без пред убежденья.
Директор театра занимает откровенно прагматичную позицию. Для него наплыв зрителей в театр - самая удачная ситуация:
Что может быть приятней многолюдства, Когда к театру ломится народ.
Отечественные художники - от А. С. Пушкина до авторов наших дней, вдруг оказавшихся перед лицом рыночной стихии, - также не раз задумывались над этой проблемой, предлагая разные варианты ее разрешения. Пушкин в шуточной форме предложил свое решение:
Не продается вдохновенье, Но можно рукопись продать.
Таким образом, результаты труда писателей, музыкантов, художников, архитекторов, работников кино и театра после завершения творческой работы превращаются в предмет спроса, продажи, массового или индивидуального освоения. Вместе с тем сам процесс создания художественных ценностей, а также процессы их освоения аудиторией представляют собой сложные по структуре и результатам духовные взаимодействия, несводимые к отношениям обслуживания и потребления. Искусство, помимо основной своей цели - формировать у людей эстетический вкус, доставлять им художественное наслаждение, выполняет в культуре множество социальных и духовных функций по отношению к аудитории - познавательную, развивающую, коммуникативную, воспитательную и др.
В этой ситуации невозможно свести роль творческой деятельности к услугам, а процессы обращения людей к искусству приравнять к потребительскому поведению. Безудержная коммерциализация художественного рынка социально опасна, ибо в этом случае художественные шедевры или произведения начинающих авторов могут стать недоступными (хотя и по разным причинам) широкой публике.
Говоря о труде художника, писателя, актера, можно утверждать, что все они выполняют функцию духовной услуги на коммерческой основе лишь в некотором диапазоне своей работы. Но для общества гораздо более значимыми выступают развивающие, творческие функции труда, реализация которых во многих случаях требует поддержки искусства со стороны государства и меценатов.
Еще в большей степени отдалена от хозяйственно-сервисной деятельности религия и церковная практика. По своей природе религиозная вера, выполнение человеком церковной обрядности приобретают сакральный - священный - характер. По религиозным канонам недопустимо смешение выполнения обрядов с обыденными делами, тем более нельзя коммерциализировать свои религиозные убеждения.
Требования
нестяжательства, отказ от скопления
материального богатства
Помощь, которую
оказывают верующим в выполнении
обрядов и таинств
В истории
католической церкви были периоды, когда
погоня за материальными благами
церковных иерархов приобретала
столь откровенный характер, что
вступала в противоречие с императивами
веры и нравственности. Католическая
церковь использовала приемы деятельности,
позволяющие увеличивать
В настоящее
время в разных странах традиционные
религии выступают против коммерциализации
своей деятельности. Даже проводимые
во многих странах религиозные
В современных условиях Русская Православная Церковь выполняет за умеренную плату ряд обрядовых таинств (крещение, венчание и др.). В церковных лавках верующие покупают религиозную литературу, утварь, иконы, кресты и т.п. Вместе с тем службу в храме верующие не
оплачивают. Но каждый прихожанин вправе пожертвовать в храмовую кассу любую, даже малую сумму денег. Все это говорит о том, что активность священнослужителей если и можно назвать услугой, то это услуга особого - духовного - плана, облегчающая связь человека с высшим началом. Церковь осуществляет свою внутрихозяйственную практику, но данный вид хозяйствования, как правило, глубоко не интегрирован в экономику страны
гпава 7 Качество, безопасность услуг и культура сервисной деятельности
7.1 . Проблемы качества и безопасности услуг в практике современного сервиса
При оценке
состояния сервисной
Под качеством
услуги, сервисного продукта понимается
комплекс их полезных свойств, нормативно-технологических
характеристик обслуживания, благодаря
которым общественные и индивидуальные
потребности удовлетворяются на
уровне установленных требований, сопоставимых
как с национальными
* Сосунова Л. А. Услуги в логистике. СПб., 1998.
ее потреблении,
отвечают запросам и нуждам потребителей,
а также государственно-
Таким образом,
понимание качества заключает в
себе, прежде всего, экономическую составляющую,
а также основывается на нормативно-правовой
базе. Так, качество имеет разные уровни
выраженности (высший, средний, низший)
в зависимости от стоимости, на которую
согласен потребитель. Проблема качества
как экономическая категория
возникла вместе с развитием общественного
производства, с началом генерирования
услуг как ответ на повседневные
потребности людей. Как мы узнали
из раздела I, законы Хаммурапи, действующие
у древних вавилонян, предусматривали
строгое наказание в том
Сегодня все
производители мира озабочены проблемой
повышения качества производства, включая
и производство услуг. Положительный
результат повышения качества сервисной
продукции важен для всех участников
и сторон. В случае качественного
сервиса государство фиксирует
увеличение народно-хозяйственного эффекта
на единицу затрат, получает расширенные
экспортные возможности и валютные
поступления, к тому же более полно
удовлетворяются потребности
Информация о работе Организация обслуживания на производственной сфере сервиса