Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 19:13, реферат
Исторические этапы развития услуг и сервисной деятельности котором человечество располагает письменными свидетельствами. К данному периоду относят промежуток времени между 3000- 4000 гг. до н.э. и V в. н.э. На первоначальных стадиях этого масштабного периода истории человек начинал осваивать принципиально новые виды деятельности: он переходил от кочевого образа жизни к оседлому, создал гончарный круг, освоил выплавку металлов, разрабатывал письменность.
Центральное
место сосредоточивает на своей
территории повышенный объем разных
ресурсов, что позволяет ему обеспечи
II. Сущностный
характер сервисной
скими, образовательными). Территории, которые обслуживаются одним центральным местом, получили название дополняющие районы.
Оказалось,
что конкретная страна располагает
упорядоченной иерархией
Вокруг центрального места прилегающие районы и центры низшего уровня выстраиваются в виде шестиугольной решетки - гексагональной структуры (рис. 1).
Таким образом,
между промышленными и
Постепенное
формирование таких иерархических
систем происходит под воздействием
целого ряда производственных, рыночных
и социокультурных факторов. А. Леш
выделил важнейшие предпосылки,
которые способствуют формированию
упорядоченных иерархических
- потребности
сельскохозяйственного
- стремление
производителей продуктов и
- разделение
рынков сбыта в силу
В настоящее
время урбанизация выступает
мощным фактором социально-экономического
развития, включая и сервисную
деятельность. С одной стороны, городские
поселения интенсивно развивают
разные типы услуг, совершенствуют сервисную
деятельность, с другой, деформируют
экологическую среды обитания, создавая
дискомфортные условия жизни
и подрывая здоровье людей. Особенно
следует учитывать
В связи с ухудшением экологических условий жизни население индустриально развитых стран серьезно страдает от загрязненного воздуха, плохой питьевой воды, сниженных качеств пищевых продуктов. Неблагополучие окружающей среды зашло столь далеко, что в сложившихся условиях радикальное разрешение экологических проблем возможно лишь в ходе коллективных действий органов государственной власти разных стран, к которым должны присоединиться представители экономической элиты и активные группы населения.
Субъекты сервисной деятельности, учитывая спрос горожан на жизненно важные качества окружающей среды, вырабатывают способы его удовлетворения. Потребителям предлагается широкий диапазон товаров повседневного использования, способных создавать комфортные условия труда и отдыха в техногенной среде: одежду из натуральных тканей, экологически чистые продукты питания и пищевые добавки, напитки (включая чистую бутилирован-ную воду), приборы искусственного климата, обогревательные установки и т.п.
Теперь рассмотрим роль демографических факторов в развитии сервисной деятельности. Демографические факторы связаны с численным составом и рядом воспроизводственных характеристик населения той или иной страны. Речь идет о структуре населения (соотношение мужчин и женщин, разных возрастных групп, числа семей разного масштаба и др.), об уровне рождаемости и смертности, о перемещениях на территории населения в силу разных причин, включая и социально-экономические.
Демографические
характеристики общества в немалой
степени определяют темпы развития
и качественные особенности хозяйственно-
Например, если
в структуре населения
Заметно сказываются
на сфере услуг такие
Особо следует
сказать о влиянии на сервисную
деятельность миграционных процессов,
связанных с невозвратным передвижением
населения (как внутри одной страны,
так и между странами) на основе
перемены места работы и жительства.
В этом случае важно учитывать
экономическую миграцию, когда нередко
мигрирует как работник, так и
члены его семьи. Выше было отмечено,
что экономические мигранты позволяют
во многих странах снижать остроту
нехватки работников на многих предприятиях
сферы услуг. Но нельзя игнорировать
и тот факт, что миграция, особенно
нелегальная, способствует распространению
асоциальных потребностей, вредных
привычек (потребление алкоголя, наркотиков
и др.), обострению криминальной обстановки,
оживлению межэтнических
6.3. Сервисная деятельность в структуре социальных отношений
Современное
общество является сложным образованием,
состоящим из множества дифференцированных
частей и социальных единиц. Среди
этих частей и единиц следует указать
на систему общественного
Под сферой социальных отношений (или социальной сферой) понимается сложная сеть взаимодействий людей, а также процессы, характерные для всех областей жизнедеятельности и состоящие из массовых и групповых связей, ролевых и статусных положений людей.
Стратификационное деление общества выражается в отношениях равенства-неравенства, в принадлежности людей к определенным классам и социальным слоям, в их позициях, которые они занимают в социальной иерархии, в их неодинаковых притязаниях и ценностных ориентациях, в степени развития потребностей и удовлетворения запросов.
Охарактеризованные
отношения и социальная сфера
в целом выступают тем
В обществе всегда существуют состоятельные и бедные слои, а также промежуточные слои людей со средним достатком. Помимо этого одни группы являются социально активными, мобильными (например, молодежь); другие выступают социально пассивными. Есть социально уязвимые или слабо защищенные слои (пожилые люди, инвалиды, дети, многодетные семьи и др.). Необходимо учитывать и огромный разброс индивидуальных потребностей, вкусов, привычек. Кроме того, представители разных слоев обладают неодинаковыми ресурсными возможностями удовлетворения своих запросов. Все это создает в обществе сложную картину разнообразных потребностей и интересов, с которыми должны считаться производители услуг.
Сервисные организации, учитывая процессы социально-потребительской и вкусовой дифференциации, вырабатывают широкий диапазон услуг, ориентированных на разные группы населения. Вместе с тем сервис не в состоянии решать острые социальные проблемы. Так, субъекты сервисной деятельности не могут нейтрализовать процессы социального неравенства. Они также не удовлетворят всю гамму запросов населения, так как объективно существуют ресурсные ограничения в процессе рыночного обмена. Например, представителям сервисного бизнеса во многих случаях оказывается невыгодно заниматься обслуживанием беднейших слоев; многие виды услуг нерентабельно организовывать на периферии, вдали от урбанизированных центров. Данные противоречия во многом могут сниматься за счет социальной политики государства, политики локальных властей и трудовых коллективов.
Вместе с
тем социальная политика властей
и социальная работа внутри коллектива
также не в состоянии полностью
отрегулировать все противоречия, свойственные
социальным отношениям и повседневной
практике людей, включая недостатки
организации сферы
Под жизнеобеспечением населения той или иной страны понимается комплекс общественных и индивидуальных усилий, нацеленных на воспроизводство и развитие условий жизни людей. В данный комплекс входит производственная деятельность, домашнее хозяйство, трудовая и социальная кооперация между людьми, а также традиции распределения, потребления разными социальными слоями материальных благ, нормы восстановления энергетических затрат человека и поддержания им своего здоровья.
Именно в
семье, через ведение домашнего
хозяйства, посредством сети родственных,
соседских и дружеских
Сервисная деятельность, напротив, строится на принципах рациональной целесообразности, подчинена требованиям экономической эффективности. В этой разнице семейного мира и сервисной деятельности товарно-рыночного типа заключено противоречие, которое, однако, преодолевается через механизмы социально-экономического обмена, через заинтересованное сотрудничество потребителей и производителей услуг.
6.4. Сервисная
деятельность как часть
Рассмотрим сервисную деятельность в более широком и сложном контексте - в контексте культуры. Научное понимание культуры означает целостный, устойчивый способ жизнедеятельности какого-либо народа, нации, который, складываясь исторически, постепенно обновляется и вместе с тем сохраняет идентичность самому себе в течение столетий, иногда тысячелетий. В этом смысле говорят о русской, китайской, французской или американской культуре. Культура заключает в себе длительно действующие механизмы самоадаптации того или иного народа к меняющейся среде обитания, которые позволяют ему динамизировать свою практику, оставляя в прошлом одни обычаи, утверждая новые культурные нормы, которые впоследствии могут стать традициями.
Информация о работе Организация обслуживания на производственной сфере сервиса