Организация обслуживания на производственной сфере сервиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 19:13, реферат

Краткое описание

Исторические этапы развития услуг и сервисной деятельности котором человечество располагает письменными свидетельствами. К данному периоду относят промежуток времени между 3000- 4000 гг. до н.э. и V в. н.э. На первоначальных стадиях этого масштабного периода истории человек начинал осваивать принципиально новые виды деятельности: он переходил от кочевого образа жизни к оседлому, создал гончарный круг, освоил выплавку металлов, разрабатывал письменность.

Файлы: 1 файл

Организация обслуживания на производственной сфере сервиса.docx

— 153.76 Кб (Скачать)
p style="text-align:justify">В XX в. на примере  стран Западной Европы были выяснены некоторые закономерности размещения сферы услуг в зависимос­ти от территориально-пространственной иерархии разных типов поселений. Западноевропейские исследователи В. Кристаллер и А. Леш выработали представление о  центральном месте, которое означает поселение любого размера (как правило, это город или поселок городского типа) и служит центром для населения, проживающего в близлежащих районах.

Центральное место сосредоточивает на своей  территории повышенный объем разных ресурсов, что позволяет ему обеспечи­вать  население центральными товарами (например, мебелью, автомобилями) и центральными услугами (юридическими, медицин-

II. Сущностный  характер сервисной деятельности...

скими, образовательными). Территории, которые обслуживаются  одним центральным местом, получили название дополняющие районы.

 

Оказалось, что конкретная страна располагает  упорядоченной иерархией центральных  мест, занимающих большую территорию, и прилегающих к ней дополняющих  районов, меньших по площади. Центры высокого ранга обладают более широким  набором производства, товаров и  услуг; к ним также тяготеет площадь  дополняющих районов. Для центров  низкого ранга характерны указанные  параметры более низкого значения и меньшего размера. Число оказываемых  услуг прямо связано с показателем  центральности: при высоком показателе центральности на каждого жителя приходилось множество видов  услуг, при низком показателе - всего  несколько видов. Это касается самых  разных услуг: торговых, свя­зи, финансово-банковских, медицинских и др.

Вокруг центрального места прилегающие районы и центры низшего уровня выстраиваются в  виде шестиугольной решетки - гексагональной структуры (рис. 1).

Таким образом, между промышленными и сельскими  центрами расселения спонтанно, через  механизм спроса и предложения, складываются системы упорядоченных структур, создавая некоторую однородную среду  размещения сферы услуг.

Постепенное формирование таких иерархических  систем происходит под воздействием целого ряда производственных, рыночных и социокультурных факторов. А. Леш  выделил важнейшие предпосылки, которые способствуют формированию упорядоченных иерархических систем поселений:

-   потребности  сельскохозяйственного производства;

-   стремление  производителей продуктов и сервиса  минимизировать транспортные издержки;

-   разделение  рынков сбыта в силу стремления  жителей разных поселений получить  набор современных услуг. (См.: Леш  А. Географическое размещение  хозяйства. М.: ИЛ, 1959)

В настоящее  время урбанизация выступает  мощным фактором социально-экономического развития, включая и сервисную  деятельность. С одной стороны, городские  поселения интенсивно развивают  разные типы услуг, совершенствуют сервисную  деятельность, с другой, деформируют  экологическую среды обитания, создавая дискомфортные условия жизни  и подрывая здоровье людей. Особенно следует учитывать разрушительную роль в деле сохранения среды обитания крупнейших городских агломераций, которые повсюду в мире способствуют нарушению равновесия между человеком  и природой.

В связи с  ухудшением экологических условий  жизни население индустриально  развитых стран серьезно страдает от загрязненного воздуха, плохой питьевой воды, сниженных качеств пищевых  продуктов. Неблагополучие окружающей среды зашло столь далеко, что  в сложившихся условиях радикальное  разрешение экологических проблем  возможно лишь в ходе коллективных действий органов государственной  власти разных стран, к которым должны присоединиться представители экономической  элиты и активные группы населения.

Субъекты  сервисной деятельности, учитывая спрос  горожан на жизненно важные качества окружающей среды, вырабатывают способы  его удовлетворения. Потребителям предлагается широкий диапазон товаров повседневного  использования, способных создавать  комфортные условия труда и отдыха в техногенной среде: одежду из натуральных  тканей, экологически чистые продукты питания и пищевые добавки, напитки (включая чистую бутилирован-ную  воду), приборы искусственного климата, обогревательные установки и  т.п.

Теперь рассмотрим роль демографических факторов в  развитии сервисной деятельности. Демографические  факторы связаны с численным  составом и рядом воспроизводственных  характеристик населения той  или иной страны. Речь идет о структуре  населения (соотношение мужчин и  женщин, разных возрастных групп, числа  семей разного масштаба и др.), об уровне рождаемости и смертности, о перемещениях на территории населения  в силу разных причин, включая и  социально-экономические.

Демографические характеристики общества в немалой  степени определяют темпы развития и качественные особенности хозяйственно-экономической  практики. Для сервисной деятельности и сферы услуг они приобретают  особую важность. Динамика изменений  в пропорциях возрастных групп (детей, молодежи, лиц среднего и пожилого возраста) существенно влияет на расширение или сужение деятельности разных видов сервиса.

Например, если в структуре населения конкретной страны стремительно увеличивается  процентное соотношение детей и  молодежи, то это стимулирует сервисный  бизнес к расширению масштабов и  повышению качества детского, молодежного  и в целом семейного обслуживания, к развитию сети детских и образовательных  учреждений. Напротив, старение населения (т.е. увеличение доли пожилых людей) многих развитых стран мира означает, что в сфере услуг все более  востребованным оказывается обслуживание нетрудоспособных граждан. Однако практически  осуществлять это становится все  труднее, так как молодежь зачастую не желает заниматься этой работой. Подобная ситуация вынуждает правительства  развитых стран разрешать въезд  тех иностранцев, которые готовы трудиться в сервисных отраслях, включая обслуживание пожилых и  больных людей.

Заметно сказываются  на сфере услуг такие демографические  процессы, как снижение (или увеличение) доли многодетных семей, межнациональных  браков, изменение роли женщин в  социальной жизни, число разводов или  увеличение доли одиноких граждан.

Особо следует  сказать о влиянии на сервисную  деятельность миграционных процессов, связанных с невозвратным передвижением  населения (как внутри одной страны, так и между странами) на основе перемены места работы и жительства. В этом случае важно учитывать  экономическую миграцию, когда нередко  мигрирует как работник, так и  члены его семьи. Выше было отмечено, что экономические мигранты позволяют  во многих странах снижать остроту  нехватки работников на многих предприятиях сферы услуг. Но нельзя игнорировать и тот факт, что миграция, особенно нелегальная, способствует распространению  асоциальных потребностей, вредных  привычек (потребление алкоголя, наркотиков и др.), обострению криминальной обстановки, оживлению межэтнических конфликтов.

 6.3. Сервисная деятельность в структуре социальных отношений

Современное общество является сложным образованием, состоящим из множества дифференцированных частей и социальных единиц. Среди  этих частей и единиц следует указать  на систему общественного разделения труда, социальные институты, общественные отношения, социальные роли и сетевые  связи между людьми, отображающие их всестороннюю зависимость друг от друга, и т.п.

Под сферой социальных отношений (или социальной сферой) понимается сложная сеть взаимодействий людей, а также процессы, характерные  для всех областей жизнедеятельности  и состоящие из массовых и групповых  связей, ролевых и статусных положений  людей.

Стратификационное деление общества выражается в отношениях равенства-неравенства, в принадлежности людей к определенным классам  и социальным слоям, в их позициях, которые они занимают в социальной иерархии, в их неодинаковых притязаниях  и ценностных ориентациях, в степени  развития потребностей и удовлетворения запросов.

Охарактеризованные  отношения и социальная сфера  в целом выступают тем пространством  общественного бытия, где сервисная  деятельность находит целевой объект своей активности - человека с его  потребностями, нуждой в разных благах, с его качествами, интересами, притязаниями.

В обществе всегда существуют состоятельные и  бедные слои, а также промежуточные  слои людей со средним достатком. Помимо этого одни группы являются социально активными, мобильными (например, молодежь); другие выступают социально  пассивными. Есть социально уязвимые или слабо защищенные слои (пожилые  люди, инвалиды, дети, многодетные семьи  и др.). Необходимо учитывать и  огромный разброс индивидуальных потребностей, вкусов, привычек. Кроме того, представители  разных слоев обладают неодинаковыми  ресурсными возможностями удовлетворения своих запросов. Все это создает  в обществе сложную картину разнообразных  потребностей и интересов, с которыми должны счи­таться производители услуг.

Сервисные организации, учитывая процессы социально-потребительской  и вкусовой дифференциации, вырабатывают широкий диапазон услуг, ориентированных  на разные группы населения. Вместе с  тем сервис не в состоянии решать острые социальные проблемы. Так, субъекты сервисной деятельности не могут  нейтрализовать процессы социального  неравенства. Они также не удовлетворят всю гамму запросов населения, так  как объективно существуют ресурсные  ограничения в процессе рыночного  обмена. Например, представителям сервисного бизнеса во многих случаях оказывается  невыгодно заниматься обслуживанием  беднейших слоев; многие виды услуг  нерентабельно организовывать на периферии, вдали от урбанизированных центров. Данные противоречия во многом могут  сниматься за счет социальной политики государства, политики локальных властей  и трудовых коллективов.

Вместе с  тем социальная политика властей  и социальная работа внутри коллектива также не в состоянии полностью  отрегулировать все противоречия, свойственные социальным отношениям и повседневной практике людей, включая недостатки организации сферы обслуживания. Немалую часть усилий в этом направлении  берут на себя сами граждане. Путем  самоорганизации и самообслуживания население в значительной степени  восполняет те звенья жизнеобеспечения людей, которые не в состоянии  обеспечить сфера услуг, социальная работа в производственных коллективах, социальная политика властей.

Под жизнеобеспечением  населения той или иной страны понимается комплекс общественных и  индивидуальных усилий, нацеленных на воспроизводство и развитие условий  жизни людей. В данный комплекс входит производственная деятельность, домашнее хозяйство, трудовая и социальная кооперация между людьми, а также традиции распределения, потребления разными  социальными слоями материальных благ, нормы восстановления энергетических затрат человека и поддержания им своего здоровья.

Именно в  семье, через ведение домашнего  хозяйства, посредством сети родственных, соседских и дружеских отношений  воспроизводится немалый объем  жизнеобеспечения людей, реализуются  те их потребности, которые не могут  удовлетворить государственные  институты или рыночные отношения. Домашнее хозяйство и родственные  отношения в целом развиваются  на иных принципах, нежели отношения  в институциональных структурах власти с их жесткой иерархией, подчинением, а также в рыночной стихии, где  доминируют принципы коммерции. Семейно-родственные  и дружеские связи создают  ту первичную социальность, без которой  общество не в состоянии функционировать. Эти отношения формируются под  влиянием непосредственных контактов  «здесь и сейчас», «лицом к лицу», в которых участвуют люди, хорошо знающие друг друга, сохраняющие  привязанность и душевное расположение по отношению друг к другу. Интеграция данных сообществ основывается на кровно-родственных, дружеских связях, на моральных нормах взаимоподдержки, отображающих бескорыстие, порой жертвенность.

Сервисная деятельность, напротив, строится на принципах рациональной целесообразности, подчинена требованиям  экономической эффективности. В  этой разнице семейного мира и  сервисной деятельности товарно-рыночного  типа заключено противоречие, которое, однако, преодолевается через механизмы  социально-экономического обмена, через  заинтересованное сотрудничество потребителей и производителей услуг.

6.4. Сервисная  деятельность как часть культуры

Рассмотрим  сервисную деятельность в более  широком и сложном контексте - в контексте культуры. Научное  понимание культуры означает целостный, устойчивый способ жизнедеятельности  какого-либо народа, нации, который, складываясь  исторически, постепенно обновляется  и вместе с тем сохраняет идентичность самому себе в течение столетий, иногда тысячелетий. В этом смысле говорят  о русской, китайской, французской  или американской культуре. Культура заключает в себе длительно действующие  механизмы самоадаптации того или  иного народа к меняющейся среде  обитания, которые позволяют ему  динамизировать свою практику, оставляя в прошлом одни обычаи, утверждая  новые культурные нормы, которые  впоследствии могут стать традициями.

Информация о работе Организация обслуживания на производственной сфере сервиса