Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 19:13, реферат
Исторические этапы развития услуг и сервисной деятельности котором человечество располагает письменными свидетельствами. К данному периоду относят промежуток времени между 3000- 4000 гг. до н.э. и V в. н.э. На первоначальных стадиях этого масштабного периода истории человек начинал осваивать принципиально новые виды деятельности: он переходил от кочевого образа жизни к оседлому, создал гончарный круг, освоил выплавку металлов, разрабатывал письменность.
Развитие
сферы услуг социологи напрямую
связали с увеличением
Формулируются
также практические рекомендации по
использованию возможностей маркетинга
и рекламы в повышении эф
Вместе с
тем теоретическая трактовка
менеджмента постепенно обогащается
и усложняется. Управление сервисным
предприятием рассматривается как
многофункциональная
Таблица 1
Эволюция теоретических представлений об организационных основах
предприятия, управленческой деятельности
и критериях ее эффективности
Концепции, школы и подходы
Модель организации в аспекте:
развития предприятия
доминирующей
функции
менеджмента
критериев эффективности
Школа научного управления (1885-1920)
механистическая конструкция
оперативное
управление
производством
экономическая эффекта вность или рациональное использование ресурсов
Школа человеческих отношений (1930-1950)
коллектив людей, построенный на разделении труда
организация или управление персоналом
экономическая
эффективность,
учитывающая
психологические
и социальные
факторы
Системный подход (с конца 50-х годов по настоящее время)
сложная иерархическая многоуровневая система
стратегический менеджмент
системная целесообразность
Ситуационный подход (с конца 60-х годов по настоящее время)
общественная организация, имеющая цель, чутко реагирующая на разные изменения, внутри которой существуют интересы разных групп
политика, сочетающая общую цель предприятия с самоорганизацией разных его подразделений
социально-экономическая целесообразность
менеджменте выделяются такие блоки, как текущее и стратегическое управление, управление персоналом, финансовый, инвестиционный, инновационный, социальный менеджмент, природоохранное направление и др.
Добавим, что
в общем перечне функций и
блоков производственного менеджмента
существуют специальные управленческие
задачи, связанные преимущественно
с сервисной деятельностью. В
качестве примера сошлемся на важность
овладения руководителями сервисных
предприятий знаниями о закономерностях
управленческого регулирования
производства самих сервисных продуктов
и оптимизации сервисных
Логистика сервисного отклика рождалась из науки логистики, которая сводилась к управлению и оптимизации материальных потоков и связанных с ними информационных и финансовых потоков в той или иной системе. Позже логистика переключилась на широкий диапазон деятельности, связанной с эффективным движением конечных продуктов от конца производственной линии к покупателю. Подобная деятельность сосредоточивалась на транспортировке, складировании, обработке материалов для хранения и перевозок, защитной упаковке, заказах на продукцию, прогнозировании спроса, маркетинге и обслуживании потребителей.
Становление широкого объекта логистического анализа означало и шаг вперед к рассмотрению сервисной деятельности с точки зрения логистики. При этом родился не только новый ракурс логистики (логистика услуг), но появился новый сегмент сервисной практики, который предлагает свои услуги в логистическом анализе.
Сегодня логистика сервисного отклика определяется как процесс координации логических операций, необходимых для оказания услуг наиболее эффективным способом с точки зрения затрат и удовлетворения запросов потребителей. Руководители сервисных фирм могут использовать те же принципы подхода при управлении потоками услуг, что и для материальных потоков. Однако это заимствование должно быть, во-первых, частичным, взвешенным, во-вторых, при этом следует считаться со спецификой сервисного процесса. (Основы логистики / Под ред. Л. Б. Миротина. М., 2000)
Усложнение
характера и умножение подходов
к теоретическому анализу сервисной
деятельности вносит в науку о
сервисе множество
Помимо теоретического уровня, данная наука включает в себя масштабный прикладной уровень, знания которого нацеливаются на использование научных представлений, выводов и рекомендаций в практике сервисной деятельности.
Гпава 6 Сервисная деятельность в контексте условий жизнедеятельности людей
6.1. Зависимость
сервисной деятельности от
Связь сервисной
деятельности с геоландшафтными, почвенно-климатическими
условиями жизнедеятельности
Эта зависимость от географического фактора всегда отражалась на хозяйственных занятиях людей, порождая в обществе систему разделения труда. Исторический анализ позволил нам увидеть, что уже в древние времена появились земледельческие народы, жившие оседло, и народы-кочевники, мигрирующие со своими стадами по определенной территории. У тех и других заметно разнились не только характер труда, но и уклад, образ жизни в целом.
Народы, живущие
на берегах морей, осваивают рыболовство,
морское дело, морскую торговлю.
Их жизнь связана с морской
стихией, с продолжительными, опасными
путешествиями и долгой разлукой
с близкими. Отсюда определенный уклад
их жизни и бытовые традиции, связанные
с частым и долгим отсутствием
на берегу мужской части населения.
Торговое дело, лежащее в основе
жизненного благополучия многих жителей
приморских городов, способствовало тому,
что здесь формировались
Во многом
иная картина повседневных привычек
и возможностей для удовлетворения
потребностей наблюдается у народов,
живущих в пустынной или
В настоящее
время связь экономики, включая
и сервисную деятельность, с природно-ландшафтными
и климатическими условиями не всегда
носит столь однозначный
Зависимость
развития российской сферы услуг
от географического фактора уже
была рассмотрена выше. В этом отношении
отечественная практика сервиса
не составляет исключения. Во всех странах
с продолжительной, холодной зимой
и с коротким, прохладным летом
предъявляются особые требования к
жилищу: зимой помещения должны сохранять
тепло, но летом в них следует
предусмотреть возможность
В регионах мира с влажным, жарким климатом вырабатываются иные требования к сервису. Если говорить о потребительских требованиях к жилищу, то здесь предпочитают дома из легких строительных материалов, которые позволяли бы часто проветривать помещения или даже оставлять их открытыми большую часть года. Здесь широко распространены кондиционеры для жилых домов и офисов. В таких странах многие формы повседневного обслуживания - уличная торговля вразнос, несложный ремонт обуви и костюма, парикмахерские услуги - осуществляются почти круглогодично либо под легким тентом, либо на открытом воздухе.
Наряду с
этим во многих регионах мира в настоящее
время процветают виды сервисной
деятельности, использующие благоприятные
природно-климатические
На характер и содержание сервисной деятельности влияет не только климат и ландшафт, но и плотность, структура размещения людей на территории. Одним из наиболее важных факторов территориального размещения людей являются городские и сельские поселения.
Сегодня сельские
поселения (деревни, хутора, поселки
и др.) выполняют в хозяйственно-
Городские поселения всегда были многофункциональными, т.е. одновременно выполняли транспортные, организационно-хозяйственные, административно-политические, социокультурные и другие функции. Исторически именно в городах услуги стали отделяться от самообслуживания людей, а также от обслуживания, которое осуществляли рабы или домашняя прислуга. В период Нового времени к прежним социальным функциям города добавляется множество новых: производственно-промышленные, лечебно-оздоровительные (система медицинского обслуживания, спортивная активность), образовательные и др.
<Информация о работе Организация обслуживания на производственной сфере сервиса