Организация обслуживания на производственной сфере сервиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 19:13, реферат

Краткое описание

Исторические этапы развития услуг и сервисной деятельности котором человечество располагает письменными свидетельствами. К данному периоду относят промежуток времени между 3000- 4000 гг. до н.э. и V в. н.э. На первоначальных стадиях этого масштабного периода истории человек начинал осваивать принципиально новые виды деятельности: он переходил от кочевого образа жизни к оседлому, создал гончарный круг, освоил выплавку металлов, разрабатывал письменность.

Файлы: 1 файл

Организация обслуживания на производственной сфере сервиса.docx

— 153.76 Кб (Скачать)

Накануне  войны 1914 г. среди городской публики  вошли в моду спортсмены (особенно цирковые борцы - Поддубный, Заикин, Крылов), а также автогонщики и авиаторы. В апреле 1912 г., чтобы посмотреть на «мертвую петлю» в исполнении А. Габера-Волынского, на московском аэродроме  собралось около 200 тыс. зрителей.

Следует лишь подчеркнуть, что представленные выше характеристики сервисной деятельности современного типа развивались в  дореволюционной России в столицах и крупных городах - административных или культурных центрах. Русская  провинция, тем более национальные окраины (кроме городских центров  Польши, отчасти Северного Кавказа) оставались во власти традиционной культуры. В то время современные формы  обслуживания там были редкостью.

Динамика  трансформаций рекреационных потребностей граждан России, а также форм их обслуживания на рубеже XIX-XX вв. свидетельствует  о том, что в это время отечественная  сфера услуг осуществляла нелегкий переход от традиционных к индустриально-массовым формам развития. Этот переход протекал неравномерно, в разных сегментах  услуг и в целом в замедленном  темпе. Так, современные формы организации  труда проникали в сферу услуг  через некоторые наиболее продвинутые  промышленные отрасли, восприимчивые  к техническому развитию, - производство транспорта для пассажирских перевозок, текстильную, пищевую промышленность, а также через некоторые зрелищные  и художественно-эстетические формы  обслуживания. Наряду с продвинутыми в сервисном отношении городами и регионами, в России продолжали существовать масштабные территории и  многочисленные сообщества, слабо затронутые или совсем незатронутые новыми формами  обслуживания.

   Глава 5            Теоретический анализ сервисной деятельности

5.1. Методологические основы и междисциплинарный характер научного анализа сервисной деятельности

Анализ исторической эволюции услуг в обществах разного  типа позволяет сформулировать научное  понимание сервисной деятельности, которая свойственна современному миру. Сервисная деятельность - это  активность людей, вступающих в специфические  взаимодействия по реализации общественных, групповых и индивидуальных услуг. Одна сторона в этих взаимодействиях, обладая многообразными потребностями, желает получить определенные блага, а  другая сторона, оказывая конкретные услуги, предоставляет им возможность обладать такими благами. Цель этих отношений - не создание материальных ценностей, а  удовлетворение человеческих потребностей (хотя нередко это происходит с  помощью таких ценностей). Исторически  вырастая из процессов самообеспечения  и родственной взаимопомощи, сервисная  дея­тельность успешно интегрировалась  в отношения рыночного обмена. Это обусловило разделение и профессионализацию труда работников, оказывающих услуги, а также их предпринимательскую  активность на рынке услуг. Другая сторона, желающая реализовать свои потребности  и оплачивающая услуги, предъявляет  к сервисной деятельности специфические  требования, привнося в нее свои запросы и ценностные ориентации. Это сообщает сервисной деятельности внеэкономические характеристики, усиливает  ее социальную и эмоционально-психологическую  определенность.

Сложный характер сервисной деятельности обусловливает  специфику сервисологии - науки о  сервисной деятельности, которая  формируется ныне в мировой аналитике  как междисциплинарная, теоретическая  и прикладная область исследований. Давно было установлено, что труд в сфере сервиса во многом отличается от труда в промышленном или сельскохозяйственном производстве. Но сам по себе характер сервисного труда долгое время оставался  неочевидным для исследователей. Понадобилось немало времени, чтобы  установить его многоплановый характер, а также место и роль не только в промышленном производстве, но и  в воспроизводстве общественных связей, в культурной жизни людей. Ниже рассмотрим становление и основные этапы научного анализа сервисной  деятельности. Начнем с раскрытия  общетеоретических и специфических  особенностей научного анализа, задачей  которого является изучение сервисной  активности.

В настоящее  время научный анализ сервисной  деятельности, так же как и любое  другое научное направление, имеет  разные уровни и компоненты рассмотрения своего предмета. На эмпирическом уровне анализа осуществляется сбор данных о сервисной деятельности - определяется ее природа, описываются характеризующие  ее факты, процессы, устанавливаются  границы и составные части  и т.п.

Более сложный  анализ осуществляется на следующем  уровне познания, который связан с  формированием обобщающих теоретических  представлений о сервисной деятельности. Осмыслению подвергаются причинно-следственные связи между разными ее частями, более глубоко изучается структура, важнейшие направления и разновидности.

Общетеоретический анализ - наиболее высокий уровень  осмысления сервисной деятельности как целостного феномена об­щества. В этом случае отрабатываются теории, рассматривающие сервисную деятельность как явление хозяйства, социальных отношений, духовной активности, а также  устанавливаются закономерности ее исторического развития, изучается  характер ее трансформации под влиянием внешних изменений. Осознание теоретических  аспектов такого уровня осмысления позволяет  выработать методологию анализа  сервиса.

Под методологией анализа сервисной деятельности понимается система общетеоретических  представлений, познавательных принципов, положенных в исследование ее сущности, закономерностей ее исторической эволюции, а также места в общественном производстве, в социальной структуре  и культурной практике.

Во многих социальных и гуманитарных науках существует прикладной уровень анализа, предполагающий использование полученных научных  результатов в практической деятельности. В науке о сервисной деятельности прикладной уровень приобретает  огромную важность, поскольку вопрос о совершенствовании сервиса  весьма актуален для работников этой сферы, органов государственной  власти, для многочисленного контингента  потребителей.

Особое значение в научном анализе любого объекта  приобретает определение предметно-дисциплинарного  ракурса, который обеспечивает адекватное отображение сущности сервиса. В  этой связи важен отбор различных  методов сбора и анализа данных о сервисе, а также его осмысление в ключе определенной дисциплины.

Теоретические представления об услугах на первоначальном этапе их анализа носили ярко выраженную экономико-центристскую направленность. Во второй половине XX в. понимание сервисной  деятельности приобретает междисциплинарный  характер, в рамках которого экономические, социологические, управленческие и  другие аспекты анализа рассматриваются  как равноправные.

Историческая  практика свидетельствует, что научный  анализ услуг начинался не столько  со сбора эмпирических фактов, сколько  с выяснения их общественной и  экономической природы. Этот процесс  происходил в XVIII-XIX вв. в рамках английской политэкономии. Теоретики взяли  за методологическую базу комплекс политэкономических представлений, сложившийся в Новое  время в рамках английской философии  хозяйствовани. Таким образом, в  основу методологии исследования услуг  было положено представление об общественных благах, пользе, принципы рационального  анализа и здравого смысла, понимание  общих интересов людей и одновременном  отстаивание каждым своего интереса.

Английская  политэкономия рассматривала услуги как составную часть экономических  отношений. При этом ученые относили услуги к нематериальным благам (хотя анализировали их посредством экономических  категорий). Тем самым закладывалось  противопоставление невещественных услуг  и конкретных товаров, которые олицетворяли материальные блага. Еще одна особенность  в понимании характера услуг: производительный труд, связанный с  созданием техники, товаров повседневного  спроса, рассматривался как более  важный сравнительно с непроизводительным трудом в сфере обслуживания.

А. Смит писал: «Труд некоторых самых уважаемых  сословий общества, подобно труду  домашних слуг, не производит никакой  стоимости и не закрепляется и  не реализуется ни в каком длительно  существующем предмете или товаре, могущем быть проданным, который  продолжал бы существовать и по прекращению  труда... Например, государь со всеми  своими судебными чиновниками и  офицерами, вся армия и флот представляют собой непроизводительных работников... К одному и тому же классу должны быть отнесены как некоторые из самых  серьезных и важных, так и некоторые  из самых легкомысленных профессий - священники, юристы, врачи, писатели всякого  рода, актеры, паяцы, музыканты, оперные  певцы, танцовщики и пр.». {Смит А. Исследование о природе и причинах богатства  народов / Пер. с англ. Т. 1. М., 1962)

К. Маркс  не так пренебрежительно отзывался  о товарных свойствах услуг, но и  он вынужден был констатировать, что  они - товар особого рода. Далее  Маркс отмечал, что услуги, являясь  особым видом товара, тем не менее  имеют стоимость, как потребительскую, так и меновую: «Для производителя  этих услуг они - товары. Они имеют  определенную потребительную стоимость (воображаемую или действительную) и определенную меновую стоимость». (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 26. Ч. 1)

Неосязаемый, невещественный результат труда  при оказании многих видов услуг  стал определяющим признаком, позволяющим  считать сервисную деятельность непроизводительным трудом в отличие  от производительного труда в  материальном производстве. Эта позиция  не только была свойственна экономистам XVIII-XIX вв., но существовала и позже, продолжая  находить сторонников в течение  всего XX в. Это приводило многих экономистов  к недооценке рационального содержания и товарной формы блага-услуги, а  также к недостаточному анализу  услуги как экономической категории.

В частности, такие представления получили широкое  распространение в советской  политэкономии, наследовавшей марксист­скую  методологию анализа. Именно представления  К. Маркса о переходе от капиталистического способа хозяйствования к социалистическому  закладывались в советскую экономику. В этом случае удовлетворение потребностей ставилось в подчиненную зависимость  от действия общеэкономических законов, от развития материального производства. Руководители советского государства, организаторы производств нацеливали усилия на формирование хозяйственной  социалистической практики, которая  приобретала серьезные отличия  от практики капиталистической.

5.2. Подход к изучению сервисной деятельности в рамках «общества потребления»

Начиная с 50-60-х  годов XX в. зарубежные аналитики делают объектом пристального внимания процесс  интенсивного развития услуг в экономике  стран Западной Европы и Северной Америки. В этот период развиваются  концепции «общества всеобщего  благоденствия», «общества изобилия», «общества потребления», в которых  обосновывается возможность удовлетворения многообразных личных потребностей за счет не только промышленного роста, но и технологических нововведений, достижения на этой основе социальной однородности (идеи Дж. Гэлбрайта, У. Ростоу и др.). В этом случае оправдывается  и практически стимулируется  расширение в общественной практике массовых потребительских ожиданий.

В середине XX в. под влиянием изменений, которые  происходят в экономической практике, а также в связи с трансформацией массовых психологических установок  теоретическая мысль развитых стран  Запада расширяет анализ сервисной  деятельности, обогащая экономический  ракурс ее изучения другими дисциплинарными  подходами. В самой экономической  науке происходит переосмысление услуги как элемента производительного  труда. Соглашаясь с различением  материальных и нематериальных благ-услуг, многие экономисты приходят к убеждению, что любой труд, приводящий к достижению общественно полезных целей, позволяющий  удовлетворять человеческие потребности, является производительным трудом. Признается также, что возможны взаимопереходы вещественных и невещественных благ друг в друга.

В итоге констатируется, что движение благ-услуг в экономической  системе содержит те же качества, что  и при обмене вещественными благами. Данный факт позволяет преодолеть прежние  представления об иррациональном характере  процессов обмена в сфере услуг. Все присущие характеристики и элементы рыночных отношений в сфере услуг  имеют реальное содержание в условиях товарного производства, хотя одновременно целый ряд особенностей сервисной  деятельности придает ей своеобразный характер.

Таким образом  происходит умножение предметно-дисциплинарных подходов к анализу услуг. Помимо экономических идей широко начинают использоваться социологические, социально-психологические, политологические, культур-антропологические  и другие теоретические подходы, что заметно обогащает методологию  анализа сервисной деятельности. Так, разделение услуг на общественные и индивидуальные осуществляется на основе идей, обосновывающих разные типы социальных благ. Среди благ выделяются чисто общественные, смешанно-общественные, а также блага индивидуального  пользования. Этот подход позволяет  по-разному обосновать различные  комбинации производства разных благ - в рамках государственных учреждений, через коммерческие и смешанные  формы. К этому добавляются теоретические  представления о правах личности на различные блага и услуги в  обществе современного типа.

Широко используются также представления о социально-психологической  базе потребностей, разрабатываются  теоретические идеи о регулировании  сервисной деятельности со стороны  государства, о менеджменте на предприятиях сферы услуг. Например, структурно-функциональный подход к исследованию сервисной  деятельности позволял не только вскрыть  ее внутренние элементы, структуру, функции, но и определить место в социальной организации.

Теории социального  взаимодействия и обмена сделали  возможным рассмотрение сервисной  деятельности в тесном соотношении  с задачами удовлетворения потребностей людей в контексте мак-ромасштабных систем социального действия. С позиций  этих теоретических подходов было, например, выяснено, что чисто экономические  установки и линии поведения  человека, как правило, опосредованы его статусными притязаниями, ценностными  ори-ентациями, а нередко и стремлением  подражать окружающим.

Представления, сформированные в символическом  интерак-ционизме (направление научного анализа, вобравшее в себя идеи социологических  и социально-психологических теорий), помогли конкретизировать психологические  особенности потребительской активности разных групп потребителей, их стремление занять более высокое статусное  положение, постоянно обновлять  потребительские установки и  ценности. Все это подготовило  почву для создания теории потребительского поведения.

Информация о работе Организация обслуживания на производственной сфере сервиса