Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 19:13, реферат
Исторические этапы развития услуг и сервисной деятельности котором человечество располагает письменными свидетельствами. К данному периоду относят промежуток времени между 3000- 4000 гг. до н.э. и V в. н.э. На первоначальных стадиях этого масштабного периода истории человек начинал осваивать принципиально новые виды деятельности: он переходил от кочевого образа жизни к оседлому, создал гончарный круг, освоил выплавку металлов, разрабатывал письменность.
Объединяющим
фактором для такого пестрого в хозяйственном
и духовном отношении сообщества
выступала русская культура, а
русский язык являлся государственным
языком и средством межнационального
общения. Немаловажным фактором интеграции
выступал также общий труд, тесное
и равноправное проживание друг с
другом представителей разных народов
страны. В ходе их совместной жизнедеятельности
и массовых взаимодействий появлялись
единые качества психологии, общие
взгляды на жизнь. Так из общего мировосприятия
родилось сходное понимание
Население России
понимает практицизм несколько иначе,
чем он трактуется, например, в западноевропейской
культуре (ориентация на расширение производства,
достижения прибыли, индивидуального
успеха и др.). Практицизм народов
Евразии вырастает из способности
преодолевать суровый природно-
На развитии услуг все указанные выше особенности российского общества и культуры сказывались непосредственным образом. Так, у разных этнических групп и культурных сообществ были неодинаковые представления об иерархии социальных запросов, различное понимание комфортной жизни, способов сохранения здоровья, развития высших потребностей и т.п. Новые, наиболее эффективные и продвинутые формы обслуживания, которые шли из Западной Европы, поначалу укореняясь в городах, среди образованных слоев населения, имели мало шансов быстро распространиться по территории страны. Им противодействовали местные традиции, неодинаковые условия жизни, а также массовая привычка жить устоявшимся укладом, по старинке.
Глав 4 Роль государственных механизмов в развитии услуг
Значение
государственных механизмов в регулировании
хозяйственных процессов
Российское
правительство приложило немало
усилий к тому, чтобы в стране
заработали механизмы, формирующие
единое хозяйственное и финансовое
пространство. Так, перевод степняков
с кочевого образа жизни на оседлое
существование занял не одно столетие.
Кроме этого приходилось
Сложно шло создание административно-правовых механизмов с целью развития таких областей социокультурных услуг, как образование и воспитание молодежи, а в XX в - научная и культурно-информационная деятельность. Например, система светского образования стала создаваться в стране в период Петровских реформ. Процесс проходил под контролем центральных правительственных органов, которые определяли цели и задачи ученых заведений разного типа, вырабатывали правовые регуляторы их деятельности, определяли материальные источники их работы. Во многом образовательная политика царского правительства носила сословный характер, предоставляя возможность получать полноценное образование лишь выходцам из высших слоев общества. Вместе с тем в этой политике были заключены моменты, которые позволяли нейтрализовать ограниченный прием в гимназии и высшие учебные заведения. Так, предусматривалось, что в организации учебных заведений на местах активную роль должны взять на себя органы местного самоуправления, благотворители и попечители.
С самого начала
в России параллельно с государственными
учебными заведениями создавались
частные, корпоративные и муниципальные
формы обучения. Общественная инициатива
на уровне муниципальных образований
стимулировала начальную и
Рассмотрим
в качестве примера систему обучения
в Тульской губернии конца XVIII - первой
половины XIX в. В этот период здесь
развивается множество
Одной из первых форм обучения для бедных была просуществовавшая два года народная школа. Затем создавались волостные и уездные училища. В первой трети XIX в. в Туле действовала профессиональная школа, в которой оружейники готовили себе смену. Здесь подготовка будущих мастеров оружейного дела осуществлялась на основе передовой в то время ланкастерской системы взаимного обучения. Кроме того, выпускала своих питомцев тульская гимназия, куда принимали подготовленных детей из высших сословий. К этому перечню следует добавить духовное училище, группу частных школ, а также училищ и пансионов для девочек. (Глаголева О. Е. Русская провинциальная старина. Тула, 1993)
К концу XIX в.
в России была создана достаточно
сложная система
В советский
период данная система унифицировалась,
приобрела государственный
В настоящее
время в государственной
При сохранении
государственного образования создаются
частные учебные заведения, включающие
в себя разные уровни образовательных
услуг - дошкольная и школьная подготовка,
профессиональная подготовка со средним
и высшим уровнем образования. Примечательно,
что в настоящее время в
некоторых регионах России вновь
восстанавливаются
В течение
последних трехсот лет особой
заботой правительства страны становилась
необходимость развития отечественной
экономики в более динамичном
режиме. Петр I и Александр II проводили
особенно активную политику модернизации
(она определялась тогда как «реформы»).
Так, после реформ середины XIX в. российские
предприниматели и
После 1917 г.
были осуществлены радикальные преобразования
в системе рыночного
В современной России вновь восстанавливаются товарно-рыночные отношения, а также право частной и коллективной собственности в экономической практике. Подобные процессы не проходят плавно и легко. Но это преобразует сферу услуг - она становится открытой, подконтрольной общественным институтам и выборным органам власти, приобретает конкурентоспособные качества, основанные на правовом регулировании.
Успех новой государственной политики в сфере услуг будет обеспечен, если реформаторы смогут учесть и преодолеть те трудности, которые препятствовали развитию товарно-рыночных отношений в истории нашего общества на прежних этапах модернизации.
Приведем пример с внедрением в отечественную хозяйственную практику биржевого обслуживания. Первая русская биржа была открыта в Санкт-Петербурге в 1703 г. по приказу Петра I и представляла собой по сути копию с амстердамского оригинала. Как и многие другие петровские нововведения, заимствованные с Запада, она совершенно не вписывалась в существовавшую структуру экономических отношений. Вторая биржа открылась в Москве лишь в 1837 г., положив начало благоприятному периоду для активной биржевой деятельности. Однако этот период закончился в1917 г.
В постсоветский период, в последней четверти XX в., биржи вновь стали играть определенную роль в отечественной практике хозяйствования. Понадобится еще немало времени для того, чтобы биржевая деятельность стала активным фактором подъема отечественной экономики.
Отечественная
история хозяйствования свидетельствует,
что государственно-правовые механизмы
регулирования сферы услуг
7 вопрос!!!!4.1. Отечественные услуги: от традиционных форм к современным
Сравнительно
со странами Запада сфера услуг в
нашей хозяйственной практике относительно
поздно стала дифференцироваться как
самостоятельная область
Весьма неоднозначным
было влияние дворянского сословия
на развитие отечественного сервиса. До
отмены крепостного права в 1861 г.
дворяне широко использовали в быту
труд домашней прислуги из крепостных.
Вместе с тем, начиная с петровского
времени, царствующие персоны обязывали
дворян поддерживать в обществе и
в семейных отношениях западноевропейские
стандарты жизни. Это распространило
в дворянской среде моду на все
заграничное. Каменные особняки и сельские
усадьбы для знати стали
Для обслуживания
знати в стране появляются зарубежные
специалисты по личным услугам: доктора
с университетским
Удовлетворение
жизненных потребностей людей со
средним и низким достатком носило
характер самообслуживания на основе
традиций. Если человеку нездоровилось,
он обращался к знахарю. Гигиена
поддерживалась путем систематического
посещения бани: во многих городах
существовали общественные бани (хотя
зажиточные семьи пользовались собственными
банями). Большинство крестьян, бедных
горожан сами шили для себя одежду
или прибегали к услугам
Под народными
промыслами понимаются направления
хозяйственно-вспомогательной
Наиболее распространенными видами народных промыслов в дореволюционной России выступали: резьба по дереву, ручное узорное вязание, вышивки, набойка на ткани, роспись посуды, создание детских игрушек. Некоторые промысловые занятия (ремесленного или рукодельного характера) впоследствии подхватывались представителями других социально-профессиональных групп, которые делали их основным источником существования, развивали, ориентируясь на удовлетворение высокого вкуса знатоков и ценителей.
В городах развивались те виды промыслов, которые пользовались спросом у привилегированных заказчиков: холмогорская резьба по кости, великоустюжское черненое серебро и др. В помещичьих мастерских создавались изысканные виды вышивки (мстерская белая гладь, нижегородские гипюры). В мужских монастырях были традиционно представлены ремесла: кузнечное дело, столярное, плотницкое; помимо этого практиковались иконопись и ювелирное дело. В женских монастырях занимались художественной вышивкой, плетеньем или вязаньем кружева, шитьем.
Информация о работе Организация обслуживания на производственной сфере сервиса