Организация обслуживания на производственной сфере сервиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 19:13, реферат

Краткое описание

Исторические этапы развития услуг и сервисной деятельности котором человечество располагает письменными свидетельствами. К данному периоду относят промежуток времени между 3000- 4000 гг. до н.э. и V в. н.э. На первоначальных стадиях этого масштабного периода истории человек начинал осваивать принципиально новые виды деятельности: он переходил от кочевого образа жизни к оседлому, создал гончарный круг, освоил выплавку металлов, разрабатывал письменность.

Файлы: 1 файл

Организация обслуживания на производственной сфере сервиса.docx

— 153.76 Кб (Скачать)

Объединяющим  фактором для такого пестрого в хозяйственном  и духовном отношении сообщества выступала русская культура, а  русский язык являлся государственным  языком и средством межнационального общения. Немаловажным фактором интеграции выступал также общий труд, тесное и равноправное проживание друг с  другом представителей разных народов  страны. В ходе их совместной жизнедеятельности  и массовых взаимодействий появлялись единые качества психологии, общие  взгляды на жизнь. Так из общего мировосприятия родилось сходное понимание хозяйственного практицизма.

 

Население России понимает практицизм несколько иначе, чем он трактуется, например, в западноевропейской культуре (ориентация на расширение производства, достижения прибыли, индивидуального  успеха и др.). Практицизм народов  Евразии вырастает из способности  преодолевать суровый природно-климатический  характер и потенциальную катастрофичность окружающей среды, умножать корпоративные  формы труда и досуга, вести  скромный образ жизни при минимальном  бытовом комфорте. Но нетрудно заметить, что в дореволюционной России разные субъекты хозяйственной практики, сохраняя свое понимание практицизма, вместе с тем осваивали и то его значение, которое шло к  нам с Запада. Иначе они были бы не в состоянии вести дела на равноправной основе с западными  партнерами.

На развитии услуг все указанные выше особенности  российского общества и культуры сказывались непосредственным обра­зом. Так, у разных этнических групп и  культурных сообществ были неодинаковые представления об иерархии социальных запросов, различное понимание комфортной жизни, способов сохранения здоровья, развития высших потребностей и т.п. Новые, наиболее эффективные и продвинутые  формы обслуживания, которые шли  из Западной Европы, поначалу укореняясь в городах, среди образованных слоев  населения, имели мало шансов быстро распространиться по территории страны. Им противодействовали местные традиции, неодинаковые условия жизни, а также  массовая привычка жить устоявшимся  укладом, по старинке.

 

     Глав 4                 Роль государственных механизмов в развитии услуг

 

Значение  государственных механизмов в регулировании  хозяйственных процессов приобретало  в России большую важность, чем  в других странах. Политика правительства  оказывала на развитие услуг как  косвенное, так и прямое воздействие. Косвенное влияние выражалось в  том, что государство создавало  предпосылки для развития в стране единого хозяйственного организма. Вместе с тем государственные  учреждения развивали некоторые  услуги общественного назначения и  массового масштаба: сначала ямскую службу, позже железнодорожное строительство  и железнодорожные перевозки, а  также учреждения культуры, систему  образования и др.

Российское  правительство приложило немало усилий к тому, чтобы в стране заработали механизмы, формирующие  единое хозяйственное и финансовое пространство. Так, перевод степняков  с кочевого образа жизни на оседлое  существование занял не одно столетие. Кроме этого приходилось учитывать  различные хозяйственные нормы, неодинаковые императивы трудовой морали, порой отсутствие навыков денежно-финансовых операций у представителей малочисленных  этнических групп (например, некоторых  коренных народов Сибири и Дальнего Востока). В результате в общехозяйственные  процессы втягивались такие разные субъекты экономической деятельности, как русский крестьянин и кочевник-бурят, кавказский горец-пастух и купец  прибалтийского города, чукотский охотник  на морского зверя и помещик среднерусской  деревни.

 

Сложно шло  создание административно-правовых механизмов с целью развития таких областей социокультурных услуг, как образование  и воспитание молодежи, а в XX в - научная  и культурно-информационная деятельность. Например, система светского образования  стала создаваться в стране в  период Петровских реформ. Процесс  проходил под контролем центральных  правительственных органов, которые  определяли цели и задачи ученых заведений  разного типа, вырабатывали правовые регуляторы их деятельности, определяли материальные источники их работы. Во многом образо­вательная политика царского правительства носила сословный  характер, предоставляя возможность  получать полноценное образование  лишь выходцам из высших слоев общества. Вместе с тем в этой политике были заключены моменты, которые позволяли  нейтрализовать ограниченный прием  в гимназии и высшие учебные заведения. Так, предусматривалось, что в организации  учебных заведений на местах активную роль должны взять на себя органы местного самоуправления, благотворители и попечители.

С самого начала в России параллельно с государственными учебными заведениями создавались  частные, корпоративные и муниципальные  формы обучения. Общественная инициатива на уровне муниципальных образований  стимулировала начальную и среднепрофессиональную подготовку детей, которая восполняла лакуны государственного образования  детей низших сословий в обучении немассовым профессиям, в образовании  девочек. Важную роль в организации  частного и общественного образования  играли местные круги профессионалов, заинтересованные многодетные семьи, а также энтузиасты, бравшие на себя роль организаторов и попечителей.

Рассмотрим  в качестве примера систему обучения в Тульской губернии конца XVIII - первой половины XIX в. В этот период здесь  развивается множество различных  типов и форм обучения, рассчитанных на выходцев из разных сословий и групп  населения - крестьянства, мещанского сословия, ремесленников-оружейников, городской бедноты.

Одной из первых форм обучения для бедных была просуществовавшая  два года народная школа. Затем создавались  волостные и уездные училища. В первой трети XIX в. в Туле действовала  профессиональная школа, в которой  оружейники готовили себе смену. Здесь  подготовка будущих мастеров оружейного дела осуществлялась на основе передовой  в то время ланкастерской системы  взаимного обучения. Кроме того, выпускала своих питомцев тульская гимназия, куда принимали подготовленных детей из высших сословий. К этому  перечню следует добавить духовное училище, группу частных школ, а также  училищ и пансионов для девочек. (Глаголева О. Е. Русская провинциальная старина. Тула, 1993)

К концу XIX в. в России была создана достаточно сложная система общеобразовательных, средних профессиональных и выс­ших  учебных заведений (включая университеты), которая охватывала крупнейшие центры европейской части России, некоторые  центры окраинных территорий, включая  и Сибирь. Так, университеты, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, были в  Казани, Киеве, Харькове, Томске и других городах.

В советский  период данная система унифицировалась, приобрела государственный статус, превратившись в единый механизм воспитания и образования подрастающего  поколения. Через всеобщее среднее  обучение проходила вся советская  молодежь. При этом основной акцент делался не на услуговую функцию  образования, а на воспитательную и  идеологическую.

 

В настоящее  время в государственной образовательной  системе идеологический компонент  отходит на второй план. Функция  услуг в получении образования  вновь становится более значимой.

При сохранении государственного образования создаются  частные учебные заведения, включающие в себя разные уровни образовательных  услуг - дошкольная и школьная подготовка, профессиональная подготовка со средним  и высшим уровнем образования. Примечательно, что в настоящее время в  некоторых регионах России вновь  восстанавливаются образовательные  услуги, предлагаемые зарубежными центрами.

В течение  последних трехсот лет особой заботой правительства страны становилась  необходимость развития отечественной  экономики в более динамичном режиме. Петр I и Александр II проводили  особенно активную политику модернизации (она определялась тогда как «реформы»). Так, после реформ середины XIX в. российские предприниматели и промышленники  смогли более активно создавать  индустриальные основы экономики.

После 1917 г. были осуществлены радикальные преобразования в системе рыночного хозяйствования и отношений собственности. Упразднение  слоя буржуазии и предпринимателей сопровождалось немалыми экономическими, социальными и гуманитарно-культурными  издержками. Но к 60-м годам XX в. отечественная  экономика обрела индустриальный характер. В ее рамках была создана на новой  основе сфера услуг современного типа.

В современной  России вновь восстанавливаются  товарно-рыночные отношения, а также  право частной и коллективной соб­ственности в экономической  практике. Подобные процессы не проходят плавно и легко. Но это преобразует  сферу услуг - она становится открытой, подконтрольной общественным институтам и выборным органам власти, приобретает  конкурентоспособные качества, основанные на правовом регулировании.

Успех новой  государственной политики в сфере  услуг будет обеспечен, если реформаторы  смогут учесть и преодолеть те трудности, которые препятствовали развитию товарно-рыночных отношений в истории нашего общества на прежних этапах модернизации.

Приведем  пример с внедрением в отечественную  хозяйственную практику биржевого  обслуживания. Первая русская биржа  была открыта в Санкт-Петербурге в 1703 г. по приказу Петра I и представляла собой по сути копию с амстердамского оригинала. Как и многие другие петровские нововведения, заимствованные с Запада, она совершенно не вписывалась в  существовавшую структуру экономических  отношений. Вторая биржа открылась  в Москве лишь в 1837 г., положив начало благоприятному периоду для активной биржевой деятельности. Однако этот период закончился в1917 г.

В постсоветский  период, в последней четверти XX в., биржи вновь стали играть определенную роль в отечественной практике хозяйствования. Понадобится еще немало времени  для того, чтобы биржевая деятельность стала активным фактором подъема  отечественной экономики.

Отечественная история хозяйствования свидетельствует, что государственно-правовые механизмы  регулирования сферы услуг всегда выступали важными факторами  развития обслуживания, особенно в  условиях динамизации экономического и общественного развития. Однако очень важно, чтобы в преобразованиях  были заинтересованы сами предприниматели  и работники данной сферы.

7 вопрос!!!!4.1. Отечественные услуги: от традиционных форм к современным

 

Сравнительно  со странами Запада сфера услуг в  нашей хозяйственной практике относительно поздно стала дифференцироваться как  самостоятельная область предпринимательства. Формирование самостоятельного статуса  в экономике задерживалось в  силу неразвитости рыночных отношений, невысокого уровня жизни граждан  России, а также нетребовательности людей в повседневной практике, идеалов  скромного, если не аскетического существования, что вело к широкой практике семейного  самообслуживания.

Весьма неоднозначным  было влияние дворянского сословия на развитие отечественного сервиса. До отмены крепостного права в 1861 г. дворяне широко использовали в быту труд домашней прислуги из крепостных. Вместе с тем, начиная с петровского  времени, царствующие персоны обязывали  дворян поддерживать в обществе и  в семейных отношениях западноевропейские стандарты жизни. Это распространило в дворянской среде моду на все  заграничное. Каменные особняки и сельские усадьбы для знати стали строить  по особым проектам. Комнаты состоятельных  людей «наряжаются» по-европейски: вместо лавок - стулья и кресла, на стенах - большие зеркала и портреты хозяев.

Для обслуживания знати в стране появляются зарубежные специалисты по личным услугам: доктора  с университетским образованием, парикмахеры, модистки, шляпницы и т.п. Наиболее дорогие образцы одежды, обуви, парфюмерии выписывались из-за границы. Все это говорит о  неоднозначном развитии процесса удовлетворения потребностей представителей высших классов. С одной стороны, они игнорировали отечественные традиции и бытовые  обычаи в этом направлении, с другой, их образ жизни предлагал более  современные и во многом эффективные  образцы социального поведения, поддержания здоровья и отдыха и  т.п.

Удовлетворение  жизненных потребностей людей со средним и низким достатком носило характер самообслуживания на основе традиций. Если человеку нездоровилось, он обращался к знахарю. Гигиена  поддерживалась путем систематического посещения бани: во многих городах  существовали общественные бани (хотя зажиточные семьи пользовались собственными банями). Большинство крестьян, бедных горожан сами шили для себя одежду или прибегали к услугам знакомых, строили жилье, изготовляли хозяйственный  инвентарь, мастерили нехитрые украшения. К XIX в. на основе этих хозяйственных  занятий в некоторых районах  страны начали развиваться так называемые народные ремесла и промыслы.

Под народными  промыслами понимаются направления  хозяйственно-вспомогательной деятельности народов дореволюционной России, связанные с ремеслами и бытовым  самообслуживанием крестьян, жителей  разных территорий. Для беднейших  слоев населения промыслы являлись источником дополнительного заработка. Известны разные формы и обозначения  народных промыслов - крестьянские, отхожие, кустарные, художественные.

Наиболее  распространенными видами народных промыслов в дореволюционной  России выступали: резьба по дереву, ручное узорное вязание, вышивки, набойка  на ткани, роспись посуды, создание детских игрушек. Некоторые промысловые  занятия (ремесленного или рукодельного характера) впоследствии подхватывались представителями других социально-профессиональных групп, которые делали их основным источником существования, развивали, ориентируясь на удовлетворение высокого вкуса знатоков и ценителей.

 

В городах  развивались те виды промыслов, которые  пользовались спросом у привилегированных  заказчиков: холмогорская резьба по кости, великоустюжское черненое серебро  и др. В помещичьих мастерских создавались  изысканные виды вышивки (мстерская  белая гладь, нижегородские гипюры). В мужских монастырях были традиционно  представлены ремесла: кузнечное дело, столярное, плотницкое; помимо этого  практиковались иконопись и ювелирное  дело. В женских монастырях занимались художественной вышивкой, плетеньем  или вязаньем кружева, шитьем.

Информация о работе Организация обслуживания на производственной сфере сервиса